МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
Оценка 5
Контроль знаний
docx
ОБЗР
Взрослым
17.12.2018
Методический материал для преподавателя по профессиональному модулю Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, специальность 34.02.01. Сестринское дело к проведению практического занятия с заданиями к самостоятельной работе студентов. Задания состоят из алгоритмов манипуляций сестринских вмешательств при уходе за кожей тяжелобольного пациента.
Практика№10 Уход за кожей.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №10
ПМ 04. ПМ 07. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ
МДК: 04.01. 07.01. ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Раздел 1. Решение проблем пациента путем сестринского ухода
Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ
ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2
(базовый уровень)
Специальность: 31. 02. 01. Лечебное дело Курс 2
(углубленный уровень) Купино
2018
РАССМОТРЕНО
ПЦМК по профессиональному модулю
ГАПОУ НСО «КМТ»
протокол от__________ №
Автор составитель: преподаватель ПМ. 04. ПМ. 07. Выполнение работ по профессии
младшая медицинская сестра по уходу за больными квалификационная категория – первая.
Романькова Тамара Андреевна. Пояснительная записка
к методической разработке ПМ. 04.ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая
медицинская сестра по уходу за больным по теме: Выполнение лечебных вмешательств в
пределах своих полномочий: уход за кожей.
Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования
умений по теме: Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: уход
за кожей, в ходе практического занятия студенты формируют умения по теме: Выполнение
лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: уход за кожей.
Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная
работа.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к умениям по ФГОС
для использования на практическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01.
Сестринское дело базовый уровень подготовки, специальности 31. 02. 01. Лечебное дело
углубленный уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен
уметь:
определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
определять основные показатели функционального состояния пациента;
выполнять лечебные вмешательства в пределах своих полномочий;
обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
Формируемые компетенции:
П.К. 4.1 П.К. 7.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе
профессиональной деятельности.
П.К. 4. 2. П.К. 7.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.
П.К. 7.3. П.К. 4.3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в
условиях учреждения здравоохранения и на дому.
П.К. 7.11. П.К. 4.11 Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на
рабочем месте.
П.К. 4.4. П.К. 7.4 Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и само
ухода.
П.К. 4. 5. П.К. 7.5 Оформлять медицинскую документацию.
П.К. 4.6. П.К. 7.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ОК 1 – 8.
Методы и формы, используемые на занятии: Содержание учебного материала,
тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для
самостоятельной работы.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебнометодического
плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала»,
(приложение №1),
(приложение№2),
«Самостоятельная работа студентов» «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных
умений» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5)
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: уход за
кожей
Место проведения кабинет доклинической практики
Продолжительность проведения занятия 270 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного
материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.
Цели занятия:
1. Образовательная: После изучения темы студент должен: уметь оценивать возможности
пациента в удовлетворении своих базовых физиологических потребностей: самостоятельно
обеспечивать уход за кожей. Определение степени недостаточности само ухода.
Обеспечение личной гигиены пациентов с недостаточностью само ухода.
Осуществление ухода за кожей: мытье головы тяжелобольного в постели. Уход за ногами.
Обработка естественных складок кожи. Оценка степени риска развития пролежней,
используя шкалы Нортон и Ватерлоу. Обработка кожи при наличии пролежней,
опрелостей. Обеспечение инфекционной безопасности пациента и медсестры
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей
будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного
отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению
социальных, культурных и религиозных различий.
ОК 1 ОК 8.
3.
Развивать стремление самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию
планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Развивать стремление к
осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4),
принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество (ОК2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
уметь:
Развивающая:
определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
определять основные показатели функционального состояния пациента;
выполнять лечебные вмешательства в пределах своих полномочий;
обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
Междисциплинарная интеграция:
Обеспечивающие: Анатомия и физиология человека, Здоровый человек и его окружение,
Основы патологии, Фармакология, Психология, Основы микробиологии и иммунологии,
Гигиена и экология человека, Основы латинского языка с медицинской терминологией
Обеспечиваемые: Пм 01.Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в
лечебно диагностическом и реабилитационном процессах, ПМ 03. Оказание доврачебной
медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях
Внутридисциплинарные связи: собор информации о состоянии здоровья пациента,
определение проблем пациента, связанных с состоянием его здоровья, выполнение
вмешательств в пределах своих полномочий;
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для входного контроля знаний, алгоритм
манипуляций, задания для закрепления материала.
Внеаудиторная работа: конспект лекции, Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы
сестринского дела. Серия «Медицина для вас», 16е издание РостовнаДону, «Феникс»
Подготовиться к практическому занятию №11. Выполнить задания в рабочей тетради.
Изучить алгоритмы манипуляций.
Перечень литературы:
Основная: Обуховец. Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина
для вас», 16е издание РостовнаДону, «Феникс»
Дополнительная: С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы
сестринского дела». Москва ГЭОТАР – Медиа Описание хода занятия
№ Основные этапы
Ориентировочное
Содержание этапа.
занятия. Коды
формируемых
компетенций
время
Методическое обоснование
1. Организационный момент
2 мин.
Цель: этап дисциплинирует и
настраивает студентов на
учебную деятельность
2. Мотивация учебной
3 мин.
деятельности.
Цель: активизировать
познавательную деятельность
студентов, показать
значимость темы для
будущей профессии
специалиста
3. Теоретическое осмысление
25 мин.
учебного материала и
актуализация опорных знаний
(приложение №1)
Цель: выявить уровень
теоретических знаний,
оценить степень подготовки к
занятию
Преподаватель отмечает
отсутствующих на занятии,
проверяет готовность аудитории и
студентов к занятию
Преподаватель подчеркивает
значимость, актуальность темы.
Определяет цели и план занятия.
Использование активных форм
опроса с указанием цели:
фронтальный опрос с целью
определения уровня знаний
индивидуальный опрос
5. Методические указания к
5мин
проведению самостоятельной
работы по выполнению
Преподаватель поясняет этапы
самостоятельной работы. Цель: организовать студентов
для самостоятельной работы
6. Самостоятельная работа
200 мин.
Выполнить алгоритм манипуляций
(приложение №2)
Цель: сформировать умения
Физкультминутка
реализация (приложение №3)
Цель: снятие напряжения с
мышц шеи, верхних
конечностей
3 мин
Преподаватель организует
выполнение комплекса физических
упражнений.
6. Осмысление и
25 мин.
систематизация полученных
умений (приложение №4)
Цель: систематизировать и
закрепить полученные умения
7. Подведение итогов
(приложение №5)
5 мин.
8.
Задание на дом
2 мин.
Всего
270 мин
Закрепление материала:
ситуационная задача, тесты
Обсуждаются итоги
самостоятельной работы
студентов и выставляются оценки
с комментариями. Оценка
выставляется с учетом всех этапов
занятия.
Внеаудиторная работа: конспект
лекции, Обуховец Т.П., Чернова
О.В., Основы сестринского дела.
Серия «Медицина для вас», 16е
издание РостовнаДону, «Феникс»
Подготовиться к практическому
занятию №11. Выполнить задания
в рабочей тетради.
Изучить
алгоритмы манипуляций. Приложение №1
Фронтальный опрос
1
2
3
опишите направление профилактических мероприятий при выполнении
медицинских услуг по профилактике пролежней;
опишите общие подходы к профилактике пролежней;
опишите направление профилактических мероприятий при выполнении
медицинских услуг по профилактике опрелостей;
Система оценивания
описаны в полном объеме дополнительные сведения об особенностях выполнения простой
медицинской услуги: профилактика пролежней;
Критерии оценивания
Назван правильный ответ, соответствующий эталонному показателю при
выполнении заданий
При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:
За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за
неправильное решение, несоответствующее показателю выставляется 0 баллов.
Максимальное количество3 балла.
Оценивание осуществляется по критерию
Оценка «Отлично» проставляется за правильный ответ, соответствующий эталонному
показателю;
Оценка «Хорошо» проставляется за правильный ответ с незначительными погрешностями,
соответствующими эталонному показателю;
Оценка «Удовлетворительно» проставляется за правильный ответ со значительными
погрешностями, соответствующими эталонному показателю;
Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за не правильный ответ со значительными
погрешностями, соответствующими эталонному показателю.
Эталон ответа:
1 Профилактические мероприятия должны быть направлены на:
уменьшения давления на костные ткани;
предупреждения трения и сдвига тканей во время перемещения пациента или при
его неправильном размещении («сползание» с подушек, положение «сидя» в кровати
или на кресле)
наблюдение за кожей, над костными выступами
поддержание чистоты кожи и ее умеренной влажности (не слишком сухой и не
слишком влажной)
обеспечение пациента адекватным питанием и питьем
обучение пациента приемам самопомощи для перемещения
обучение близких.
2 Общие подходы к профилактике пролежней сводится к следующему:
своевременная диагностика риска развития пролежней
своевременно начало проведения всего комплекса профилактических мероприятий
адекватная техника выполнения простых медицинских услуг, в том числе по уходу.
3 Для профилактики опрелостей необходимо:
1. Ежедневный тщательный осмотр кожи, особенно в местах, которые чаще
подвержены возникновению опрелостей
2. Тщательный регулярный гигиенический уход за кожей (обмывание кожных складок,
тщательное просушивание)
3. При повышенной потливости – обработка присыпкой, а при сухости кожных
покровов обработка прокипяченным растительным маслом или детским кремом.
Текст задания: выполните сестринские вмешательства в пределах своих полномочий
1. Младшая медицинская сестра ежедневно протирает кожу тяжелобольного пациента
раствором
а) 10% нашатырного спирта
б) 10% камфорного спирта
в) 10% калия перманганата
г) 0,02% фурацилина
2. Младшая медицинская сестра постельное белье тяжелобольному пациенту меняет
а) 1 раз в 2 недели
б) 1 раз в неделю
в) 1 раз в 3 дня
г) по мере загрязнения
3. Младшая медицинская сестра для профилактики пролежней меняет положение
тяжелобольного пациента каждые (в часах)
а) 24
б) 12
в) 6
г) 2
4. Младшая медицинская сестра определяет наиболее частую область образования
пролежней у тяжелобольного пациента при положении на спине
а) крестец
б) подколенная ямка
в) бедро
г) голень
5. . Младшая медицинская сестра постельное белье тяжелобольному пациенту меняет:
а) ежедневно
б) по мере загрязнения
в) 1 раз в 23 дня
г) 1 раз в 710 дней
6. Младшая медицинская сестра постельное белье пациенту, находящемуся на общем
режиме, меняет: а) 1 раз в 14 дней
б) 1 раз в 710 дней
в) ежедневно
г) 1 раз в 23 дня
7. . Младшая медицинская сестра осматривает наличие опрелостей:
а) на затылке
б) на лопатках
в) в паховых складках
г) на локтях
8. Вставьте пропущенное слово: младшая медицинская сестра для профилактики
пролежней каждые 2 часа меняет_________________________ пациента.
9. Вставьте пропущенное слово: младшая медицинская сестра при приготовлении постели
тяжелобольному пациенту с недержанием мочи на простыню кладёт _______________ ,
накрытую пеленкой.
10 . Вставьте пропущенное слово: загрязненное нательное и постельное белье способствует
образованию___________________
Система оценивания
Точность, правильность и своевременность выполнения лечебных вмешательств в пределах
своих полномочий при выполнении тестовых заданий
При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:
За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1
балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю выставляется 0 баллов.
Максимальное количество10 баллов.
Оценивание осуществляется по критерию
Оценка «Отлично» проставляется за 910 правильных ответов.
Оценка «Хорошо» проставляется за 8 правильных ответов.
Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 7 правильных ответов.
Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 6 и менее правильных ответов.
Эталон ответов
1 б, 2 г, 3 г, 4 а, 5б, 6 б,7 в,8 положение, 9 клеёнку,10 пролежней.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: аудитория №19 (Сестринское дело)
2. Максимальное время выполнения задания: _10 _мин./час.
3. Вы не можете воспользоваться лекцией, учебником, словарем. Приложение№2
Самостоятельная работа
Текст задания: выполните сестринские вмешательства в пределах своих полномочий
осуществите профилактику пролежней
Алгоритм Проведение профилактики пролежней.
Цель: Предупреждение образования пролежней;
Показания: обеспечение безопасной больничной среды для пациента, его окружения и
персонала, риск образования пролежней.
Противопоказания нет
Оснащение:
Перчатки.
Фартук.
Мыло.
Постельное белье.
Ватномарлевые круги 5 шт.
Раствор камфорного спирта 10 %
Подушки, наполненные поролоном или губкой.
Полотенце.
Порядок выполнения:
Возможные проблемы пациента: Невозможность само ухода.
№
п/п
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности
окружающей среды
1
Информировал пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее
выполнения.
0
1
2 2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вымыл руки. Надел перчатки и фартук.
Осмотрел кожу пациента в местах возможного образования
пролежней.
Обмыл эти участки кожи теплой водой утром и вечером и по мере
необходимости.
Протёр их ватным тампоном, смоченным 10 % раствором
камфорного спирта или 0,5 % раствором нашатырного спирта или
1% 2% спиртовым раствором танина. Протирая кожу, сделал
легкий массаж.
Изменял положение пациента в постели каждые 2 часа.
Следил, чтобы на простыне не было крошек, складок.
Менял немедленно мокрое или загрязненное белье.
Осматривал места риска возникновения пролежней, производил
легкий массаж 2 раза в день.
Использовал подушки, наполненные поролоном или губкой для
уменьшения давления на кожу в местах соприкосновения пациента
с кроватью (или под крестец и копчик подкладывал ватно
марлевый круг, помещенный в чехол, а под пятки, локти, затылок
ватномарлевые круги) или использовал против пролежневого
матраца.
Снял перчатки и фартук, обработал их в соответствии с
требованиями санэпидрежима.
Вымыл руки (с использованием мыла или антисептика) и осушил
руки.
Сделал запись о выполненной процедуре и реакции пациента в
медицинской документации.
Критерии оценки.
каждое правильно выполненное действие оценивается 1 балла максимально
общая сумма баллов 10 максимально.
«Сдано» при результате 70% (7 баллов) или более правильно выполненных практических
действий.
«Не сдано» при результате 69% или менее правильно выполненных практических
действий.
91100% — отлично.
8090% — хорошо.
7079% — удовлетворительно.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: аудитория №19 (кабинет Сестринское дело)
2. Максимальное время выполнения задания: _20 _мин./час.
3. Вы не можете воспользоваться лекцией, учебником, словарем. Текст задания: выполните сестринские вмешательства в пределах своих полномочий:
осуществите уход за ногами.
Алгоритм ухода за ногами.
Цель: обеспечение личной гигиены при невозможности обеспечения само ухода;
Показания: обеспечение безопасной больничной среды для пациента, его окружения и
персонала.
Противопоказания нет
Оснащение:
Перчатки.
Фартук.
Мыло, антисептик.
Постельное белье.
Полотенце.
Таз.
Клеёнчатый мешок для грязного белья.
Порядок выполнения:
Возможные проблемы пациента: Невозможность само ухода. №
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности
окружающей среды
0
1
2
Информировал пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее
выполнения.
Вымыл руки (с использованием мыла или антисептика) и осушил
руки. Надел перчатки и фартук.
Постелил клеенку, пеленку на ножном конце кровати.
Поставил на клеенку таз (емкость).
Измерил температуру воды и налил ее в таз, добавил жидкое
мыло
Поставил стопу в воду (ноги при этом слегка согнуты в коленях).
Вымыл и ополоснул ногу, помог пациенту извлечь ее из воды и
поставить на пеленку. Вытер стопу насухо, убедился, что кожа
между пальцами сухая. Повторил процедуру с другой стопой.
Накрыл ноги простыней / одеялом.
Убрал полотенце, клеенку, пеленку, таз.
Снял перчатки и фартук, обработал их в соответствии с
требованиями санэпидрежима. Вымыл руки (с использованием
мыла или антисептика) и осушил руки.
Сделал запись о выполненной процедуре и реакции пациента в
медицинской документации. Провел дез. мероприятия.
Критерии оценки.
каждое правильно выполненное действие оценивается 1 балла максимально
общая сумма баллов 10 максимально.
«Сдано» при результате 70% (7 баллов) или более правильно выполненных практических
действий.
«Не сдано» при результате 69% или менее правильно выполненных практических
действий.
91100% — отлично.
8090% — хорошо.
7079% — удовлетворительно.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: аудитория №19 (кабинет Сестринское дело)
2. Максимальное время выполнения задания: _20 _мин./час.
3. Вы не можете воспользоваться лекцией, учебником, словарем. Текст задания: выполните сестринские вмешательства в пределах своих полномочий:
осуществите уход за волосами.
Алгоритм ухода за волосами.
Цель: обеспечение личной гигиены при невозможности обеспечения само ухода;
Показания: обеспечение безопасной больничной среды для пациента, его окружения и
персонала.
Противопоказания нет
Оснащение:
Перчатки.
Фартук. Две гигиенические пелёнки (на клеёнчатой основе).
Кувшин с водой (t +3538оС).
Шампунь.
Клеёнчатый мешок для грязного белья.
Мыло, антисептик.
Постельное белье.
Полотенце.
Таз.
Ширма.
Порядок выполнения:
Возможные проблемы пациента: Невозможность само ухода.
№
п/п
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности
окружающей среды
0
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Информировал пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее
выполнения.
Вымыл руки (с использованием мыла или антисептика) и осушил руки.
Надел перчатки и фартук.
Закрыл окна, установил ширму, если пациент в палате не
один обеспечил пациенту условия конфиденциальности.
Поставил в изголовье кровати с рабочей стороны стул; пустую емкость для
воды поставить на стул. Наполнить другую емкость теплой
водой, поставить рядом.
Помог пациенту удобно расположиться. Раздел пациента до пояса
и накрыть оголенную часть туловища простыней,
под плечи положить валик. Удалил все заколки, шпильки.
Снял очки. Расчесал волосы пациенту.
Подстелил под голову и плечи пациента клеенку, конец
которой опустить в
емкость, стоящую на стуле; по краю клеенки, вокруг
головы положить сверну-
тое валиком полотенце, или использовал надувную
ванночку. Глаза пациента закрыл полотенцем или
пеленкой.
Наполнил кувшин водой и аккуратно смочил волосы
пациента. Нанёс немного шампуня и обеими руками
вымыл волосы, бережно массируя кожу головы пациента.
Налил в кувшин воду и смыл весь шампунь (если пациент
просит, вымыть его волосы шампунем еще раз).
Развернул чистое сухое полотенце, поднял голову
пациента и вытер его волосы насухо. Если ему холодно,
обернуть голову полотенцем или косынкой. Расчесал
волосы пациента. Предложил ему зеркало.
Клеенку, полотенце, валик, лежащие под головой положил
в непромокаемый мешок. Убрал таз. При необходимости сменил
постельное бельё.
Снял перчатки и фартук, обработал их в соответствии с требованиями
санэпидрежима. Вымыл руки (с использованием мыла или антисептика)
и осушил руки. 10
Уточнил у пациента его самочувствие. Сделал запись о
выполненной процедуре и реакции пациента в медицинской
документации. Провел дез. мероприятия.
Критерии оценки.
каждое правильно выполненное действие оценивается 1 балла максимально
общая сумма баллов 10 максимально.
«Сдано» при результате 70% (7 баллов) или более правильно выполненных практических
действий.
«Не сдано» при результате 69% или менее правильно выполненных практических
действий.
91100% — отлично.
8090% — хорошо.
7079% — удовлетворительно.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: аудитория №19 (кабинет Сестринское дело)
2. Максимальное время выполнения задания: _20 _мин./час.
3. Вы не можете воспользоваться лекцией, учебником, словарем.
Приложение№3 Физ. минутка
Упражнение 1
И.п. – руки за голову. 12 – отвести локти назад, прогнуться – вдох, 34 – и.п. – выдох (810
повторов)
Упражнение 2
И.п. – стойка на ноги врозь. 1 – руки в стороны, поворот головы влево, 2 – подняться на
носки, наклонить голову назад, руки вверх ладонями внутрь. 3 – поворот головы вправо,
руки в стороны, 4 – и.п. (810 повторов)
Упражнение 3
И.п. – руки за голову. 1 – поворот туловища вправо, руки в стороны, 2 – и.п., 34 – то же
влево, 5 – полуприсед, руки вверх, 6 – и.п., 7 – полуприсед, руки вперед, 8 – и.п. (46
повторов)
Упражнение 4
И.п. – руки согнуты в локтях. На каждый счёт «потряхивание» кистями (на 1632 счёта)
Упражнение 5
И.п. – руки к плечам. 1 – полуприсед, левую руку вверх, левую руку вверх, правую руку
вперед, поворот головы вправо, 2 – и.п., 3 – полуприсед, правую руку вверх, левую руку
вперед, поворот головы влево, 4 – и.п. (4 – 6 повторов). Принять положение правильной
осанки и сохранять в течении 56 секунд. Приложение№4
Осмысление и систематизация полученных умений
Задача №1
При осмотре поступившего в неврологическое отделение пациента 73 лет, медсестра
заметила покраснение, наличие пузырька в области крестца. Больной заторможен, страдает
недержанием мочи, аппетит снижен.
А/Д – 170/110 мм. рт. ст. Р – 82 уд/мин, ЧДД – 24, t° 37,2 °. Из беседы с женой пациента
м/с выяснила, что ее муж перенес инсульт. Жена не знает, чем помочь мужу, боится
лишний раз его побеспокоить.
Задание:
1) Перечислите нарушенные потребности пациента.
2) Перечислить проблемы пациента и выделите приоритетную проблему.
3) Сформулировать цель сестринской помощи и составьте план сестринского
вмешательства.
4) Выполните манипуляцию Профилактика и лечение пролежней
5) Оцените достигнутый результат.
Эталон ответа
Нарушенные потребности: ∙ адекватное питание; ∙ физиологические отправления; ∙
личная гигиена; ∙ двигательная активность; ∙ в безопасности; ∙ в поддержании нормальной
температуры тела; ∙ общение; ∙ нормальное дыхание
Проблемы пациента: снижение аппетита, гипертензия, одышка незначительная,
субфебрильная температура, снижена двигательная активность изза перенесенного
инсульта, недержание мочи, дефицит само ухода, заторможенность, пролежни.
Приоритетная проблема: пролежни II степени.
Цель: у пациента пролежни исчезнут через неделю при правильном уходе.
План:
∙ оценивать риск развития пролежней на других участках тела по шкале Ватерлоу; ∙
проводить профилактику пролежней на остальных участках;
∙ применять поролоновые прокладки для снятия давления; ∙
обрабатывать кожу мазями, гелями (Салкосерил) или специальными подсушивающими
салфетками (Антисорб и др.) ∙
не допускать разрыва пузырька и инфицирования пролежня; ∙
соблюдать правила асептики во время обработки пролежня;
Оценка результата: В течение недели пролежень исчез, новые не образовываются.
Студент демонстрирует манипуляцию на статисте в соответствии с алгоритмом.
Система оценивания:
Применяется политомическая система оценивания. В этом случае баллы начисляются по
следующей схеме:
собрана правильно точно и в полном объёме информация о состоянии здоровья пациента
(«да» 1балл, «нет» 0 баллов).
план составлен согласно нарушенным потребностям и проблемам пациента при
выполнении лечебных вмешательств
точность соблюдения алгоритма при выполнении лечебных вмешательств в пределах
своих полномочий; 2 балла; при выполнении этапа алгоритма допущена негрубая ошибка 1 балл; последовательность
этапов выполнения алгоритма не соблюдена 0 баллов;
соблюдены требования техники безопасности при оказании первой помощи («да» 1балл,
«нет» 0 баллов).
Оценивание осуществляется по критериям
Таким образом, максимально возможный балл за задание будет равен числу правильных
вариантов ответа, имеющихся в нем.
10090% 5 (отлично)
89%79% 4 (хорошо)
8070% 3 (удовлетворительно)
Менее 70 % 2 (неудовлетворительно) Таблица 1. Шкала Ватерлоу для оценки степени риска развития пролежней
Телосложение:
масса тела
относительно роста
Балл Тип кожи
Бал
л
Бал
л
Особые факторы
риска
Балл
Среднее
Выше среднего
Ожирение
Ниже среднего
0
1
2
3
Здоровая
Папиросная
бумага
Сухая
Отёчная
Липкая (по
вышенная
температура)
Изменение
цвета
Трещины,
пятна
0
1
1
1
1
2
3
Недержание
Балл Подвижность Бал
Полный контроль
0
Полная
л
0
Нарушение
питания кожи,
Например,
терминальная
кахексия
1
2
1
2
3
4,5 Сердечная
недостаточность
Болезни
периферических
сосудов
Анемия
Курение
8
5
5
2
1
Бал
л
0
Неврологические
расстройства
Например,
диабет
Балл
4 Беспокойный 1
1 Множественный
Через катетер
Суетливый
2
Склероз, инсульт
6
Моторные /
сенсорные,
параплегия
Периодическое
Апатичный
2
Через катетер
Недержание кала
Кала и мочи
1
2
3
Ограниченная
подвижность
Инертный
Прикованный
к креслу
3
4
5
3
Обширное оперативное вмешательство /
травма
Ортопедическое — ниже пояса,
позвоночник
Более 2 ч на столе
Лекарственная терапия
Цитостатические препараты
Высокие дозы стероидов
Противовоспалительные
Балл
5
5
Балл
4
4
4
Баллы по шкале Ватерлоу суммируются, и степень риска определяется по следующим
итоговым значениям:
нет риска 19 баллов,
есть риск 10 баллов,
высокая степень риска 15 баллов,
очень высокая степень риска 20 баллов.
У неподвижных пациентов оценку степени риска развития пролежней следует проводить
ежедневно, даже в случае, если при первичном осмотре степень риска оценивалась в 19
баллов. Результаты оценки регистрируются в карте сестринского наблюдения за больным.
Против пролежневого мероприятия начинаются немедленно в соответствии с
рекомендуемым планом. Приложение№5
Критерии оценки
Активность
Внешни
й вид
Фронтальный опрос
Тест контроль
Самостоятельная
работа
Ситуационная
задача
Критерии оценки.
каждое правильно
выполненное
действие
оценивается 1 балла
максимально
общая сумма
баллов 10
максимально.
«Сдано» при
результате 70% (7
баллов) или более
правильно
выполненных
практических
действий.
«Не сдано» при
результате 69% или
менее правильно
выполненных
практических
действий.
91100% — отлично.
8090% — хорошо.
7079% —
удовлетворительно.
Студент
полност
ью готов
к
занятию
(халат
чистый,
глаженн
ый,
сменная
обувь.
«+ 1»
балл
Студент
небреже
н
(грязный
и мятый
халат,
нет
второй
обуви «
1» балл
Активное
участие
принимает не
только в
выступлении,
но и задавал
вопросы
другим
участникам,
аккуратно
выполняет
задания и
делает записи
в своей
тетради «+ 1»
балл
Проявил
среднюю
заинтересован
ность в
выступлении,
не
внимателен,
отвлекается,
ведет
посторонние
разговоры,
делает
небрежные
записи в
тетради « 1»
балл
Система оценивания
описаны в полном
объеме дополнительные
сведения об
особенностях
выполнения простой
медицинской услуги:
профилактика
пролежней;
Критерии оценивания
Назван правильный
ответ,
соответствующий
эталонному
показателю при
выполнении заданий
При дихотомической
системе оценивания
критерием оценки
выступает правило:
За правильное решение,
соответствующее
эталонному показателю
выставляется 1 балл, за
неправильное решение,
несоответствующее
показателю
выставляется 0 баллов.
Максимальное
количество3 балла.
Оценивание
осуществляется по
критерию
Оценка «Отлично»
проставляется за
Система
оценивания:
Применяется
политомическая
система
оценивания.
В
этом случае баллы
начисляются по
следующей схеме:
собрана
правильно точно и
в полном объёме
информация о
состоянии
здоровья пациента
(«да» 1балл,
«нет» 0 баллов).
план составлен
согласно
нарушенным
потребностям и
проблемам
пациента
выполнении
лечебных
вмешательств
соблюдения
алгоритма
выполнении
лечебных
вмешательств в
пределах своих
полномочий;
2
балла;
точность
при
при соблюдены
при выполнении
этапа алгоритма
допущена
негрубая ошибка
1 балл;
последовательнос
ть этапов
выполнения
алгоритма не
соблюдена 0
баллов;
требования
техники
безопасности при
оказании первой
помощи («да»
1балл, «нет» 0
баллов).
Оценивание
осуществляется
по критериям
Таким образом,
максимально
возможный балл
за задание будет
равен числу
правильных
вариантов ответа,
имеющихся в нем.
10090%
5
(отлично)
89%79% 4
(хорошо)
8070%
3
(удовлетворитель
но)
Менее 70 % 2
(неудовлетворите
льно)
правильный ответ,
соответствующий
эталонному показателю;
Оценка «Хорошо»
проставляется за
правильный ответ с
незначительными
погрешностями,
соответствующими
эталонному показателю;
Оценка
«Удовлетворительно»
проставляется за
правильный ответ со
значительными
погрешностями,
соответствующими
эталонному показателю;
Оценка
«Неудовлетворительно
» проставляется за не
правильный ответ со
значительными
погрешностями,
соответствующими
эталонному показателю.
Тест контроль
Система оценивания
Точность, правильность и
своевременность
выполнения лечебных
вмешательств в пределах
своих полномочий при
выполнении тестовых
заданий
При дихотомической
системе оценивания
критерием оценки
выступает правило:
За правильное решение,
соответствующее
эталонному показателю
выставляется 1 балл, за
неправильное решение,
несоответствующее
показателю
выставляется 0 баллов.
Максимальное
количество10 баллов. Оценивание
осуществляется по
критерию
Оценка «Отлично»
проставляется за 910
правильных ответов.
Оценка «Хорошо»
проставляется за 8
правильных ответов.
Оценка
«Удовлетворительно»
проставляется за 7
правильных ответов.
Оценка
«Неудовлетворительно»
проставляется за 6 и
менее правильных
ответов.
Соответствие баллов по пятибалльной системе оценки результатов
32 балла
30 28 баллов
27 – 26 балов
25 и менее
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)
Домашнее задание: Т.П. Обуховец, О.В. Чернова Основы сестринского дела: Выполнить
задания в рабочей тетради. Изучить алгоритмы манипуляций.
Подготовиться к практическому занятию № 11 Шкала Нортон для оценки риска развития пролежней
Критерии Баллы
Общее состояние 4 = Хорошее
3 = Удовлетворительное
2 = Плохое
1 = Очень плохое
Психическое состояние 4 = Ясное
3 = Апатия
2 = Спутанное
1 = Ступор
Активность 4 = Ходит самостоятельно
3 = Ходит с помощью
2 = Сидячий
1 = Лежачий
Подвижность 4 = Полная
3 = Немного ограничена
2 = Очень ограничена
1 = Неподвижен (полностью ограничена)
Недержание 4 = Нет
3 = Иногда
2 = Недержание мочи
1 = Недержание мочи и кала
Сумма баллов = _____________
*Сумма баллов во всех 5 категориях < 14 сигнализирует о высоком риске
развития пролежней!
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: УХОД ЗА КОЖЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.