Методическая разработка урока по теме «Образ родины в поэзии А. Блока и С. Есенина»
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
Взрослым
19.06.2017
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока литературы по теме «Образ родины в поэзии А. Блока и С. Есенина», который может быть проведен в форме семинарского занятия и направлен на систематизацию, обобщение и углубление знаний обучающихся по теме урока, расширение их читательского кругозора, совершенствование общечитательских умений и навыков, обучение студентов культуре полемики, построению развёрнутого аргументированного выступления;
УРОК. Блок .doc
Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ «Уральский химико – технологический колледж»
Методическая разработка урока по теме
«Образ родины в поэзии А. Блока и С. Есенина»
Разработчик: Грошева Т.М.,
преподаватель русского языка и литературы Губаха 2017
Модель урока:
Цели:
систематизация, обобщение и углубление знаний студентов по теме урока;
расширение читательского кругозора;
совершенствование общечитательских умений и навыков;
обучение студентов
культуре полемики, построению развёрнутого
аргументированного выступления;
нравственное обогащение и эстетическая радость.
Тип: урок обобщения знаний
Методы: репродуктивный, частичнопоисковый
Форма: семинар
Материально – техническое и дидактическое оснащение:
сборники стихов А. Блока и С. Есенина;
выставка произведений литературы 19 века (стихи А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, Н.А. Некрасова, отрывки из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»);
доклады обучающихся;
портреты А. Блока и С. Есенина;
эпиграфы;
дидактические материалы;
аудиозаписи песен на стихи С. Есенина.
Предварительная подготовка:
темы докладов студентов:
1. Тема Родины в творчестве русских поэтов 19 века.
2. Блок и революция.
3. Есенин и революция.
4. Родина в творчестве А. Блока. 5. Родина в творчестве С. Есенина.
определение круга проблем, выносимых на обсуждение;
список произведений для обязательного чтения и заучивания наизусть;
список дополнительной литературы;
деление обучающихся на 6 групп, каждая из которых выполняет определённое
задание:
1. Обучающиеся из первых пяти групп работают над докладами по выбранной
теме, распределяя обязанности (докладчик, содокладчик, чтец, «режиссёр»
и т.д.)
2. 6 группа «арбитры», анализирующие доклады по следующим параметрам:
содержание;
композиция;
речевая культура докладчика.
3. Оформление индивидуальных карточек с анализом
самостоятельно
выбранного стихотворения А. Блока или С. Есенина.
Эпиграфы:
Стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой
теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
А.Блок.
Моя лирика жива одной большой любовью
любовью к Родине. Чувство Родиныосновное в моем
творчестве.
С. Есенин.
План:
1. Тема Родины в творчестве русских писателей 19 века (доклад).
2. Тема Родины в творчестве А.Блока и С.Есенина:
А) Блок и революция (доклад).
Б) Есенин и революция (доклад). В) Тема Родины в творчестве А.Блока (доклад).
Г) Тема Родины в творчестве С.Есенина (доклад).
3. Сходство и различие в изображении Родины у А.Блока и С.Есенина (обсуждение
тезисного плана по теме).
Формы работы:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Ход урока:
Музыкальный фрагмент: звучит песня на стихи С. Есенина.
Деятельность преподавателя:
1. Оргмомент (тема, цели, представление участников, план).
2. Вступительное слово учителя:
А. Блок и С. Есенинпоэты переходной эпохи;
исторические события начала 20 века (перечисляют студенты);
А. Блок и С. Есенинлюди разных поколений и разных истоков;
их встреча в Петербурге весной 1915 года;
но их сближала искренняя любовь к Родине (обращение к эпиграфам урока);
переход от эпиграфов к плану (доклады);
предварительное задание студентам (тезисно записать в тетрадь те мысли, в
которых содержится ответ на вопрос плана №3).
Деятельность студентов:
1. Прослушивание докладов.
2. Работа в группах.
3. Проверка и обсуждение тезисов, подбор наиболее удачных формулировок.
4. Ответы на вопросы преподавателя.
5. Составление примерного рабочего плана по теме (с учётом последующей
домашней доработки). Рабочий план по теме:
1. Вступление.
2. «Странная» любовь к Родине русских писателей 19 века.
3. Воплощение образа Родины в конкретных художественных деталях:
изображение природы;
обращение к славным страницам прошлого;
показ социальных контрастов настоящего;
мотив связи времён и ответственности перед грядущим;
образысимволы («Русьтройка», «Родинамать»…);
4. Образ Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина:
русская природа в поэзии А. Блока и С. Есенина;
связь времён в их произведениях;
лирический герой поэзии А. Блока и С. Есениначеловек, беззаветно любящий
Родину, неразрывно связанный с ней.
5. А. Блок и С. Есенин в духовной жизни нашего поколения.
Деятельность преподавателя:
Подведение итогов семинара, оценки.
Домашнее задание:
Доработка плана по теме семинара, подготовка к следующему уроку.
Список литературы по теме урока:
1. Громов П.А. Блок, его предшественники и современники. 2е изд. Л., 1986.
2. Жирмунский В.М. Теория литератур. Поэтика, Стилистика. Л., 1977.
3. Жизнь Есениеа: Рассказывают современники. М., 1988.
4. Захаров А.Н. Поэтика Есенина. М., 1995.
5. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А.Блока. 2е изд. Л., 1981.
6. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.
7. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1985.
8. Сергей Есенин в стихах и в жизни. В 4 кн. М., 19951996.
Методическая разработка урока по теме «Образ родины в поэзии А. Блока и С. Есенина»
Методическая разработка урока по теме «Образ родины в поэзии А. Блока и С. Есенина»
Методическая разработка урока по теме «Образ родины в поэзии А. Блока и С. Есенина»
Методическая разработка урока по теме «Образ родины в поэзии А. Блока и С. Есенина»
Методическая разработка урока по теме «Образ родины в поэзии А. Блока и С. Есенина»
Методическая разработка урока по теме «Образ родины в поэзии А. Блока и С. Есенина»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.