Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
Оценка 5

Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

Оценка 5
Документация
doc
русская литература +1
Взрослым
09.12.2018
Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
Слайд 1. Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Слайд 2. Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников. Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
ДОКЛАД ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ.doc
Брехнева Любовь Владимировна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семёновская средняя общеобразовательная школа» ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И РАБОТА С НИМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод В. А. Сухомлинский  Многие   годы   отечественная   школа   ориентировалась   на   так   называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Определение   одарённости   ребёнка   –   сложная   задача,   решаемая   как психологическим   обследованием,   так   и   опросом   родителей,   учителей, сверстников. Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет   возможность   достижения   человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.   Одарённый   ребенок   —   это   ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,   иногда   выдающимися   достижениями   (или   имеет   внутренние предпосылки   для   таких   достижений)   в   том   или   ином   виде   деятельности. Признаки   одаренности   —   это   те   особенности   одаренного   ребенка,   которые проявляются   в   его   реальной   деятельности   и   могут   быть   оценены   на   уровне наблюдения за характером его действий. Одаренность  можно рассматривать как стечение  трех  характеристик:  интеллектуальных   способностей,  превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности [1].  В своей практике выявляю одарённых детей и использую различные формы работы с ними: • • • • • олимпиады по предметам; научно­практические конференции; выступления и доклады; активная внеклассная работа; предметные недели; • • • • • • • • • вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы; ролевые игры; классно­урочная: разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме; научные кружки, общества; дискуссии;  интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; проекты по различной тематике[2]. Ежегодно   составляю   план   работы   с   одарёнными   детьми,   в   котором фиксирую содержание работы, формы работы, ожидаемые результаты.  Одарённость в отношении русского языка и литературы – это совокупность многих   факторов:   дара   грамотно   писать,   знания   всех   правил,   начитанности, особого   врождённого   стилистического   чутья,   способности   к   стихосложению, желания получать знания, тяга к саморазвитию [3]. В рамках урочных занятий — это работа   над заданиями разной степени сложности,   самостоятельная   работа   (с   учебником,   справочным   материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня) развитие интереса к предмету[3].                  Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы   по   учебным   предметам   и   помогают   готовить   учащихся   к   жизни   в современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции. Как правило, с начала года учащиеся выбирают те олимпиады, в которых примут участие на школьном этапе. Надо сказать, что желающих принять участие в олимпиадах по русскому   языку   и   литературе   всегда   много,   но   лишь   немногие   способны показать   высокий   результат   и   приложить   максимум   усилий.  Проанализируем работу на протяжении 3 лет. Как видим, количество участников увеличивается, но лишь немногие становятся призёрами.  Таблица 1. Количество участников и призёров олимпиады по русскому языку.       Этап  олимпиады    школьный 2015­2016 год участников 6 призёров 1 2016­2017 год участников 8 призёров 2 2017­2018 год участников 9 призёров 1 муниципальный региональный 1 ­ 1 ­ 2 ­ 1 ­ 1 1 1 ­ Таблица 2. Количество участников и призёров олимпиады по литературе.       Этап  олимпиады    школьный 2015­2016 год участников 5 призёров 1 2016­2017 год участников 6 призёров 2 2017­2018 год участников 6 призёров 3 муниципальный региональный 1 ­ 1 ­ 2 ­ 1 ­ 3 ­ 3 ­ Чтобы учащийся стал призёром, он должен иметь способности по предмету и регулярно выполнять творческие задания. Олимпиадные задания  по русскому языку  можно  разбить  на  три  блока:   лингвистические  тесты, лингвистические задачи, творческие задания[4]. Например: Даны пары слов, обозначающие мужчину и женщину: узбек – узбечка, швейцар – швейцарка, казах – казашка, хорват – хорватка. Какая из этих пар не вписывается в модель «лицо мужского пола по национальности – лицо женского пола по той же национальности»? Обоснуйте свой ответ толкованием слов в выбранной паре. (ОТВЕТ. Не вписывается в модель пара швейцар   –   швейцарка.   Слово   швейцар   значит   «сторож,   привратник   при подъездах,   входах   в   учреждения»,   слово   швейцарка   –   «жительница Швейцарии») [5].  Олимпиадные   задания   нередко   включают   в   себя   сведения   из   области старославянского языка. На мой взгляд, это наиболее интересные задания, так как они помогают ученику развивать умение сопоставлять, сравнивать, изучать лексику   давних   лет;   зная   алфавит,   читать   старославянские   тексты   и   даже переводить доступные для этого возраста отрывки из произведений. Олимпиадные задания по литературе, как правило, включают: задания на знание   авторов,   героев,   названия,   содержания   литературных   произведений, задание   на   анализ   текста   (прозаический   или   поэтический),   творческие задания[4]. Например: Отберите из представленных произведений только те пять, которые   подходят   под   определение   «народная   волшебная   сказка». Выпишите названия. Добавьте к ним два своих примера. Укажите авторов литературных сказок, если такие есть среди перечисленных[5]. Таким образом, участие в олимпиадах стимулирует переход школьников к более   высокой   форме   учебной   деятельности,   мотивирует   личностное   и интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Следующей   важной   формой   работы   с   одарёнными   детьми   является подготовка   к   научно­практической   конференции.   С   2015   года   одарённые учащиеся под моим руководством принимают участие в научно­практических конференциях школы, района и области.        Этап  олимпиады    школьный Таблица 3. Количество участников и призёров конференций. 2015­2016 год участников 1 2016­2017 год участников 2 призёров ­ призёров 2 2017­2018 год участников 2 призёров 2 муниципальный 1 ­ 2 1 2 2 региональный ­ ­ 2 1 4 3 Написание   исследовательской   работы   требует   от   учащегося   большой самоотдачи, глубокого знания предмета исследования и владения материалом. При выборе темы исследования стараюсь направить учащегося в ту область, которая ему наиболее близка.  Последняя форма работы, на которой хочу остановиться, ­ это внеурочная деятельность.   В   течение   четырёх   лет   руководила   театральным   кружком «Вдохновение». Так получилось, что в 2012 году в 5 класс пришли талантливые ребята, причём весь класс. На протяжении четырёх лет мы готовили постановки для   школьных   праздников   и   районных   мероприятий,   трижды   становились призёрами районного фестиваля.  Также принимали участие в инсценировках на районных   краеведческих   и   правовых   играх.   Главное   –   это   подбор   роли   под характер учащегося, умение ответственно относиться к делу и талант. Конечно, нужно упомянуть и конкурс чтецов «Живая классика», который служит трамплином для многих талантливых школьников. Каждый год провожу конкурс на базе школы. Работу по подготовке начинаю в декабре. Сначала идёт подбор   текстов   и   участников.   Практически   в   каждом   классе   есть   такие «звёзды». Школьный этап провожу в середине февраля. За четыре недели до выступления формируется основной состав участников. Репетиции нужны лишь для того, чтобы подкорректировать выступление учащегося, но ни в коем случае не навязывать своё видение текста. Каждый год ребята нашей школы участвуют в муниципальном этапе, три раза участвовали в региональном этапе конкурса, дважды в финале конкурса. Главное для ребят – это органично смотреться в той роли, которую они выбрали, не переигрывать. Каждый   человек   талантлив   по­своему,   у   каждого   есть   значительный творческий   потенциал.   Но   возможность   творить   –   это   не   талант,   а   умение, которое   каждый   в   себе   может   выработать.   Способность   к   творчеству,   к созиданию   является   признаком   одарённости.   Работа   с   одарёнными   детьми требует   постоянного   роста   мастерства,   педагогической   гибкости,   умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной[1]. Список использованных источников 1. https://infourok.ru/odarennie­deti­i­osobennosti­raboti­s­nimi­1398054.html 2. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya­ pedagogika/library/2015/11/26/odarennye­deti­i­osobennosti­raboty­s­nimi­0 3. https://multiurok.ru/files/rabota­s­odarionnymi­obuchaiushchimisia­na­ urokakh.html 4. https://infourok.ru/podgotovka­odarennih­detey­k­olimpiade­po­russkomu­ yaziku­3232656.html 5. http://vos.olimpiada.ru

Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2018