Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
Оценка 5
Документация
doc
русская литература +1
Взрослым
09.12.2018
Слайд 1. Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще.
Слайд 2. Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников. Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
ДОКЛАД ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ.doc
Брехнева Любовь Владимировна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И РАБОТА С НИМИ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из
земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и
лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал
обильный плод
В. А. Сухомлинский
Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого
«среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в
последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только
особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся
успехов на этом поприще.
Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как
психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей,
сверстников. Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком
более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких
видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые
проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне
наблюдения за характером его действий. Одаренность можно рассматривать как
стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих
средний уровень, креативности и настойчивости.
Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно
входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так
как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности
[1].
В своей практике выявляю одарённых детей и использую различные формы
работы с ними:
•
•
•
•
•
олимпиады по предметам;
научнопрактические конференции;
выступления и доклады;
активная внеклассная работа;
предметные недели; •
•
•
•
•
•
•
•
•
вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;
ролевые игры;
классноурочная: разноуровневые задания, творческие задания;
консультирование по возникшей проблеме;
научные кружки, общества;
дискуссии;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины;
проекты по различной тематике[2].
Ежегодно составляю план работы с одарёнными детьми, в котором
фиксирую содержание работы, формы работы, ожидаемые результаты.
Одарённость в отношении русского языка и литературы – это совокупность
многих факторов: дара грамотно писать, знания всех правил, начитанности,
особого врождённого стилистического чутья, способности к стихосложению,
желания получать знания, тяга к саморазвитию [3].
В рамках урочных занятий — это работа над заданиями разной степени
сложности, самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом,
выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня) развитие
интереса к предмету[3].
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной
работы по учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в
современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции. Как правило,
с начала года учащиеся выбирают те олимпиады, в которых примут участие на
школьном этапе. Надо сказать, что желающих принять участие в олимпиадах по
русскому языку и литературе всегда много, но лишь немногие способны
показать высокий результат и приложить максимум усилий. Проанализируем
работу на протяжении 3 лет. Как видим, количество участников увеличивается,
но лишь немногие становятся призёрами.
Таблица 1. Количество участников и призёров олимпиады по русскому
языку.
Этап
олимпиады
школьный
20152016 год
участников
6
призёров
1
20162017 год
участников
8
призёров
2
20172018 год
участников
9
призёров
1
муниципальный
региональный
1
1
2
1
1
1
1
Таблица 2. Количество участников и призёров олимпиады по литературе.
Этап
олимпиады
школьный
20152016 год
участников
5
призёров
1
20162017 год
участников
6
призёров
2
20172018 год
участников
6
призёров
3 муниципальный
региональный
1
1
2
1
3
3
Чтобы учащийся стал призёром, он должен иметь способности по предмету
и регулярно выполнять творческие задания. Олимпиадные задания по русскому
языку можно разбить на три блока: лингвистические тесты, лингвистические
задачи, творческие задания[4].
Например: Даны пары слов, обозначающие мужчину и женщину: узбек –
узбечка, швейцар – швейцарка, казах – казашка, хорват – хорватка. Какая из
этих пар не вписывается в модель «лицо мужского пола по национальности –
лицо женского пола по той же национальности»? Обоснуйте свой ответ
толкованием слов в выбранной паре. (ОТВЕТ. Не вписывается в модель пара
швейцар – швейцарка. Слово швейцар значит «сторож, привратник при
подъездах, входах в учреждения», слово швейцарка – «жительница
Швейцарии») [5].
Олимпиадные задания нередко включают в себя сведения из области
старославянского языка. На мой взгляд, это наиболее интересные задания, так
как они помогают ученику развивать умение сопоставлять, сравнивать, изучать
лексику давних лет; зная алфавит, читать старославянские тексты и даже
переводить доступные для этого возраста отрывки из произведений.
Олимпиадные задания по литературе, как правило, включают: задания на
знание авторов, героев, названия, содержания литературных произведений,
задание на анализ текста (прозаический или поэтический), творческие
задания[4].
Например: Отберите из представленных произведений только те пять,
которые подходят под определение «народная волшебная сказка».
Выпишите названия. Добавьте к ним два своих примера. Укажите авторов
литературных сказок, если такие есть среди перечисленных[5].
Таким образом, участие в олимпиадах стимулирует переход школьников к
более высокой форме учебной деятельности, мотивирует личностное и
интеллектуальное развитие подрастающего поколения.
Следующей важной формой работы с одарёнными детьми является
подготовка к научнопрактической конференции. С 2015 года одарённые
учащиеся под моим руководством принимают участие в научнопрактических
конференциях школы, района и области.
Этап
олимпиады
школьный
Таблица 3. Количество участников и призёров конференций.
20152016 год
участников
1
20162017 год
участников
2
призёров
призёров
2
20172018 год
участников
2
призёров
2
муниципальный
1
2
1
2
2 региональный
2
1
4
3
Написание исследовательской работы требует от учащегося большой
самоотдачи, глубокого знания предмета исследования и владения материалом.
При выборе темы исследования стараюсь направить учащегося в ту область,
которая ему наиболее близка.
Последняя форма работы, на которой хочу остановиться, это внеурочная
деятельность. В течение четырёх лет руководила театральным кружком
«Вдохновение». Так получилось, что в 2012 году в 5 класс пришли талантливые
ребята, причём весь класс. На протяжении четырёх лет мы готовили постановки
для школьных праздников и районных мероприятий, трижды становились
призёрами районного фестиваля. Также принимали участие в инсценировках на
районных краеведческих и правовых играх. Главное – это подбор роли под
характер учащегося, умение ответственно относиться к делу и талант.
Конечно, нужно упомянуть и конкурс чтецов «Живая классика», который
служит трамплином для многих талантливых школьников. Каждый год провожу
конкурс на базе школы. Работу по подготовке начинаю в декабре. Сначала идёт
подбор текстов и участников. Практически в каждом классе есть такие
«звёзды». Школьный этап провожу в середине февраля. За четыре недели до
выступления формируется основной состав участников. Репетиции нужны лишь
для того, чтобы подкорректировать выступление учащегося, но ни в коем случае
не навязывать своё видение текста. Каждый год ребята нашей школы участвуют
в муниципальном этапе, три раза участвовали в региональном этапе конкурса,
дважды в финале конкурса. Главное для ребят – это органично смотреться в той
роли, которую они выбрали, не переигрывать.
Каждый человек талантлив посвоему, у каждого есть значительный
творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение,
которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к
созиданию является признаком одарённости. Работа с одарёнными детьми
требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения
отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной
стороной[1].
Список использованных источников
1. https://infourok.ru/odarenniedetiiosobennostirabotisnimi1398054.html
2. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya
pedagogika/library/2015/11/26/odarennyedetiiosobennostirabotysnimi0
3. https://multiurok.ru/files/rabotasodarionnymiobuchaiushchimisiana
urokakh.html
4. https://infourok.ru/podgotovkaodarennihdeteykolimpiadeporusskomu
yaziku3232656.html
5. http://vos.olimpiada.ru
Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
Доклад по теме "Одарённые дети и работа с ними на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.