Доклад на МО "Смысловое чтение и работа с текстом в условиях введения ФГОС"
Оценка 4.6
Документация +1
doc
русская литература +1
Взрослым
23.01.2019
Слайд 1. Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
Слайд 2. В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:
снижение интереса к чтению;
ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.
Слайд 3. Раннее приобщение детей к визуальной массовой культуре, к «картинкам» и последующая работа с компьютером (в основном, компьютерные игры) формируют такие особенности восприятия «культурного окружения», как фрагментарность, поверхностность, неустойчивость.
Согласно результатам исследований для российских школьников характерен низкий уровень таких навыков, как упорядочение собственных познавательных процессов, определение их направленности и выбор соответствующих письменных источников, работа с ними.
В обществе доминирует ориентация на «легкое» чтение, и школьные программы оказываются содержательнее, чем познания взрослых. Соответственно, семья, как правило, не может обеспечить младшим поколениям базу для приобщения к книжной культуре, нужный уровень читательской компетентности. И в их обыденной внешкольной жизни отсутствуют стимулы приобщения к серьезному чтению. Не выполняет стимулирующих функций и современная школа.
мой доклад смысловое чтение.doc
МОУ СЕМЁНОВСКАЯ СОШ
МО УЧИТЕЛЕЙПРЕДМЕТНИКОВ
Преемственность начальной и основной школы в обучении детей чтению:
«Смысловое чтение и работа с текстом в условиях введения ФГОС»
учитель русского языка и литературы
высшей категории Брехнева Л.В. с. Семеновка
2019
Слайд 1.
Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают
необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как
условия достижения высокого качества образования.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет
добиваться оптимального результата. Педагогической наукой доказано, что отношение человека
к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли
отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
Слайд 2. В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков,
принято считать следующие:
снижение интереса к чтению;
ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной
литературы;
низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники
письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать
информацию в письменной форме.
Слайд 3. Раннее приобщение детей к визуальной массовой культуре, к «картинкам» и
последующая работа с компьютером (в основном, компьютерные игры) формируют такие
особенности восприятия «культурного окружения», как фрагментарность, поверхностность,
неустойчивость.
Согласно результатам исследований для российских школьников характерен низкий уровень
таких навыков, как упорядочение собственных познавательных процессов, определение их
направленности и выбор соответствующих письменных источников, работа с ними.
В обществе доминирует ориентация на «легкое» чтение, и школьные программы
оказываются содержательнее, чем познания взрослых. Соответственно, семья, как правило,
не может обеспечить младшим поколениям базу для приобщения к книжной культуре,
нужный уровень читательской компетентности. И в их обыденной внешкольной жизни
отсутствуют стимулы приобщения к серьезному чтению. Не выполняет стимулирующих
функций и современная школа.
Слайд 4. Результаты исследования «грамотности чтения»
Наблюдается отрицательная динамика по показателям «извлечение первичной и вторичной
информации», «способы обработки информации», «представление полученной информации в
форме, соответствующей коммуникативному замыслу» у учащихся 9 класса.
Цели исследования «грамотности чтения» отражают современное представление об умении
"грамотно читать". Согласно этому представлению, ученик должен 1)понимать тексты
2)размышлять над их содержанием 3)оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о
прочитанном. Как правило, выпускники школы недостаточно подготовлены к решению
типичных задач, связанных с оперированием письменной информацией: не владеют навыками
поиска нужных текстов, их отбора и организации в соответствии с определенной темой, их
адекватного прочтения и интерпретации, устной и письменной репрезентации прочитанного.
Проблемы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа
содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу,
схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании
вопросов или суждений.
Слайд 5. Школа как социальный институт имеет возможности оказать колоссальное влияние на
решение проблемы чтения, так как чтение является одним из главных общеучебных навыков.
Слайд 6. Сложившаяся ситуация с грамотностью чтения заставила рассмотреть и решать эту
проблему комплексно и поэтапно. Разработка согласованных действий учителей отдельных предметов (русский язык,
литература, иностранный язык, история, обществознание, география, биология) по
формированию общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом обучающихся на
всех ступенях обучения.
Слайд 7. Схема
Слайд 8. Основные этапы формирования общей стратегии смыслового чтения и работы с
текстом:
1этап.Проектировочный, который предполагает:
знакомство с проблемой, её изучение, осознание необходимости введения единого режима
работы школы с текстовой информацией;
оценку состояния проблемы в данном образовательном учреждении, для чего необходимо
проведение первичного мониторингадиагностики навыков осмысленного чтения;
проблемный анализ результатов независимого оценивания учебных достижений
школьников;
оценку возможностей образовательного учреждения, включающую, прежде всего, оценку
имеющихся ресурсов: фонд школьной библиотеки, техническая оснащенность, методическая
оснащенность, кадровые ресурсы и т.д.;
мониторинг читательских интересов школьников и посещаемости школьной библиотеки, а
также анализ социальных факторов, влияющих на интерес и качество чтения;
формулирование цели и создание модели идеального читателяшкольника.
Слайд 9. 2 этап. Технологический. ( 4 модуля)
переподготовка по использованию технологий обучения чтению в контекстах всех
учебных дисциплин;
организация в школе образовательных курсов и консультаций для родителей, с тем чтобы
они могли помогать детям в повышении уровня общей читательской компетентности и с чтением
при подготовке домашних заданий.
обучение должно осуществляться на основе деятельностного подхода
межпредметная интеграция
Слайд 10. 3 Этап рефлексии и подведения итогов введения единого режима работы школы
с текстовой информацией.
Определить результаты деятельности, а также соотнести эти результаты с
прогнозируемыми результатам (с идеальным образом читателяшкольника) по
формированию читательской культуры, включая в себя следующее:
рациональную организацию процесса чтения в зависимости от текста, широкого
контекста чтения и свойств читателя;
глубокое, точное, отчетливое и полное понимание и «присвоение» содержания текста,
сопровождающееся эмоциональным сопереживанием, критическим анализом и творческой
интерпретацией прочитанного;
поиск, анализ и выбор текста (книги, электронного документа, базы данных, поисковых
систем в Интернете и др.) для чтения в соответствии с интересами и возможностями читателя, а
также – с целью чтения;
выбор способов (устного, письменного) и языковых средств сохранения прочитанного на
родном или неродном языках (высказывание, суждение, доклад, план, тезисы, конспект,
аннотация, реферат и т.д.);
читательская культура реализуется в поступках читателя как проявление его
сопереживания, сотворчества с другими людьми в обществе, с учетом законов природы и
общества.
Слайд 11. Существует также междисциплинарная программа: «Стратегия смыслового чтения и
работы с текстом», в которой представлены методические приёмы. Безусловно, многие из них мы
используем в своей практике, а в программе они систематизированы. Сканирование – это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова,
фактов и т.п. При этом глаза движутся, как правило, в вертикальном направлении по центру
страницы, и зрение работает избирательно: читающий имеет установку найти только
интересующие его данные.
Быстрое чтение. Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не
только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно
основывается на определенных правилах (алгоритмах) и по глубине понимания и запоминания не
уступает углубленному чтению.
Алгоритм чтения – последовательность умственных действий при восприятии основных
фрагментов текста. Использование алгоритмов при чтении организует этот процесс, повышает
его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают творческого толкования текста,
допускают некоторые изменения в зависимости от жанра текста и цели. Психологи считают, что
каждый человек имеет свои алгоритмы и программы чтения. Однако их эффективность у
большинства читателей довольно низкая. Необходимо научиться более организованной работе с
текстом.
Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета,
состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы междометия и часто
местоимения. Иногда смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не
содержит ключевых слов.
Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и
некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают
понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и
являются основой для выявления доминанты текста.
На этом этапе текст
подвергается количественному преобразованию – как бы сжимается, прессуется.
Доминанта – это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования
прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это
этап качественного преобразования текста. Мозг как бы формулирует сообщение самому себе,
придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Выявление доминанты –
главная задача чтения.
Конспект – краткая запись содержания прочитанного.
Аннотация (от лат. Annotation – замечание) – краткая характеристика статьи, книги и т.д. с
точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации –
ответить на вопрос, о чем говориться в статье, т.е. дать общее представление о статье.
Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура,
обеспечивающая общение с помощью текста. Письменный текст выступает в данном случае
представителем автора как участника речевой коммуникации.
Реферат – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические
сведения и выводы. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говориться в статье
(книге) нового, существенного.
Перефразирование сообщения – это пересказ основной идеи сообщения, другими словами,
чтобы проверить, насколько правильно оно понято.
Электронная почта – способ быстрой передачи деловой информации, требующей краткого
изложения информации ключевыми словами.
Методические приемы технологии критического мышления через чтение и письмо
Составление списка «известной информации»;
Рассказпредположение по ключевым словам;
Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
Методы активного слушания;
Заполнение кластеров, таблиц;
Установление причинноследственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
Ответы на поставленные вопросы;
Организация устных и письменных круглых столов;
Организация различных видов дискуссий;
Написание творческих работ;
Исследования по отдельным вопросам.
Слайд 12. "Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы
принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и
рассуждать."
Бэкон Ф.
Читающий человек отличается в интеллектуальном развитии от нечитающего. Читатели
способны мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи
явлений, наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить новые, верные решения.
Доклад на МО "Смысловое чтение и работа с текстом в условиях введения ФГОС"
Доклад на МО "Смысловое чтение и работа с текстом в условиях введения ФГОС"
Доклад на МО "Смысловое чтение и работа с текстом в условиях введения ФГОС"
Доклад на МО "Смысловое чтение и работа с текстом в условиях введения ФГОС"
Доклад на МО "Смысловое чтение и работа с текстом в условиях введения ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.