«Азбучная истина»

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 28.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал об азбуке для взрослых и детей

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Немного об азбуке.doc
Почему ни в одном языке нет понятия  «алфавитная истина», и только в  русском языке есть понятие «азбучная  истина»? А потому, что азбука –  совершенно уникальное явление среди  всех известных способов буквенного  письма. Азбука отличается от других  алфавитов не только практически  совершенным воплощением принципа  однозначности графического  отображения: один звук – одна буква. В  азбуке, и только в ней, есть содержание. Для начала вспомним фразу «Каждый  охотник желает знать, где сидит фазан». Она известна каждому с детства и  служит для запоминания  последовательности цветов радуги. Это  так называемый акрофоническийспособ запоминания: каждое слово  фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый = красный,  охотник = оранжевый и т.д. Акрофония обеспечивает удобство  запоминания азбуки и тем самым  максимально быстрое ее  распространение. Среди основных  алфавитов, употребляемых в Европе,  три в той или иной мере обладают  акрофоничностью: греческий, иврит и  кириллица (= глаголица). В латинице  этот признак полностью отсутствует,  поэтому латиница могла появиться  только на основе уже распространенной  письменности, когда акрофония  несущественна. В греческом алфавите прослеживаются  остатки акрофонии в названиях 14 из 27букв: альфа, бета (правильнее – вита),  гамма и т.д. Однако эти слова ничего не  означают в греческом языке и являются  слегка искаженными производными  еврейских слов: «алеф» – «бык», «бет» –  «дом», «гимель» – «верблюд» и т.п.  Сравнение по признаку акрофоничности прямо указывает на определенное  заимствование греками еврейского  письма. Праславянская азбука также полностью  обладает признаком акрофоничности,  однако в одном отношении существенно  отличается от иврита. В иврите все  названия букв – имена существительные в единственном числе и именительном  падеже, а среди названий 29 букв  славянской азбуки, по крайней мере,  семь слов – глаголы. Из них четыре вповелительном наклонении: два – в  единственном числе (рцы, цы) и два – во множественном (мыслите, живите), один глагол в неопределенной форме (ять),  один – в 3­м лице единственного числа  (есть) и один – в прошедшем времени –  «веди». Более того, среди названий букв  встречаются и местоимения (како, шта),  и наречия (твердо, зело), и имена  существительные во множественном  числе (люди, буки), как и в обычной  речи.В нормальной связной речи один  глагол приходится в среднем на три  другие части речи. В названиях букв  праславянской азбуки наблюдается  именно такая частота глагола, что  прямо указывает на  связный характер азбучных  наименований.Таким образом, праславянская азбука  представляет собой послание –  совокупность кодирующих фраз,  позволяющих каждому звуку языковой  системы придать однозначное  графическое соответствие – то есть  букву. При этом системы начертания  букв для передачи одной и той же  звуковой системы могут быть разными,  например кириллица = глаголица для  праславянского языка, кириллица =  латиница для современного  сербохорватского языка.А теперь  прочитаем послание, содержащееся в  праславянской азбуке. Рассмотрим три  первые буквы азбуки – аз, буки, веди.   Азъ – «я». Буки (букы) – «буквы, письмена». Веди (веде) – «познал», совершенноепрошедшее время от «ведити» – знать,  ведать. Объединяя акрофонические названия  первых трех букв азбуки, получаем  следующую фразу: аз буки веде – я  знаю буквы. Объединяются во фразы и все  последующие буквы азбуки. Глагол – «слово», причем не только  изреченное, но и написанное. Добро – «достояние, нажитое  богатство». Есть (есте) – 3­е л., ед.ч. от глагола  «быть». Итак, глагол добро есте: слово – это  достояние. Продолжим разбор дальше. Живите (вместо второго «и» раньше  писалась буква «ять», произносилосьживете) = повелительное наклонение,  множественное число от «жить» – «жить в труде, а не прозябать». Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц) – «усердно, со рвением», ср.  библейское имя Зелот – «ревнитель». Земля – «планета Земля и ее обитатели,  земляне». И – союз «и». Иже – «те, которые, они же» (передавало придыхательный звук типа  озвонченного украинского «г»). Како – «как», «подобно». Люди – «существа разумные». Фраза «Живите зело, земля, и иже како  люди» означает: живите, трудясь  усердно, земляне, и как подобает людям. Мыслите (писалось с буквой «ять»,  произносилось мыслете, так же, как и«живете») – повелительное наклонение,  мн.ч. от «мыслить, постигать разумом». Нашъ – «наш» в обычном значении. Онъ – «оный» в значении  «единственный, единый». Покои (покой)– «основа (мироздания)».  Ср. «покоиться» – «основываться на…». Мыслите нашъ онъ покой – постигайте  наше мироздание. Рцы (рци) – повелительное наклонение:  «говори, изрекай, читай вслух». Слово – «передающее знание». Твердо – «уверенно, убежденно». Рцы слово твердо – неси знание  убежденно. Укъ – основа знания, доктрина. Ср.  наука, учить, навык, обычай. Фертъ, ф(ъ)ретъ – «оплодотворяет». Херъ – «божественный, данный свыше».Ср. нем. Herr (господин, Бог), греч.  «иеро­» (божественный), а также русское имя бога – Хорс. Укъ фъретъ Херъ – знание  оплодотворяет Всевышний, знание – дар Божий. Цы (ци, цти) – «точи, проникай, вникай,  дерзай». Ср. аналогично многозначное  нем. Ziehe с преимущественным  значением «проникни». Червь (черве) – «тот, кто точит,  проникает». Ш(т)а (Ш, Щ) – «что в значении  «чтобы». Ср. укр. «що», болг. «ще». Ъ Ь (еръ/ерь, ъръ) – представляют  собой варианты одной буквы,  означавшей неопределенный краткий  гласный, близкий к «э». Вариант «ь»  возник позднее из «iъ», – именно такписьменно отображалась вплоть до ХХ  в. буква «ять». Слово «ъръ», по­видимому, означало  сущее, вечное, сокровенное,  пространство – время, недоступное  человеческому разуму, светоч, Солнце.  По всей вероятности, «ъръ» – одно из  наиболее древних слов современной  цивилизации. Юсъ (юс малый) – «свет, старорусское  «яс». В современном русском языке  корень «яс» сохранился, например, в  слове «ясный». Ять (яти) – «постичь, иметь». Цы, черве, шта ъра юсъ яти! –  Расшифровывается как «Дерзай, точи,  червь, чтобы Сущего свет постичь!».Совокупность приведенных выше фраз  и составляет азбучное послание: азъ  буки веде. Глаголъ добро есте. Живите  зело, земля, и, иже како люди, мыслите  нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ  яти! Я знаю буквы. Письмо – это достояние.  Трудитесь усердно, земляне, как  подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убежденно.  Знание – дар Божий! Дерзайте,  вникайте, чтобы Сущего свет постичь! Праславянская азбука – это первый в  истории современной цивилизации  учебник. Человек, прочитавший и  понявший азбучное послание,  овладевает не только универсальнымметодом хранения информации, но и  приобретает способность передачи  накопленного знания, т.е. становится  Учителем.Азбука   –   первый   буквенный   учебник европейской цивилизации.