Читательская конференция "Будь человеком - береги природу!"

  • Занимательные материалы
  • Мероприятия
  • Работа в классе
  • docx
  • 25.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленный материал Вашему вниманию – это призыв к каждому заботиться об окружающем мире, ведь природа даёт нам всё необходимое для жизни: воздух, воду, пищу, а также красоту и отдых. Это означает, что нужно не загрязнять леса и водоёмы, не вредить животным и растениям, а также экономить природные ресурсы. Данная работа будет интересна обучающимся начальных классов.
Иконка файла материала Моисеева КОНФЕРЕНЦИЯ Будь человеком - береги природу.docx

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

Читательская конференция

«Будь человеком – береги природу!»

 

 

Класс: 5 «А» слабослышащее отделение

 

Автор: Моисеева Раиса Ивановна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

rimoiseeva@list.ru

 

 

Томск - 2025

Аннотация

В связи с ФГОС НОО  необходимо осуществлять компетентностный подход в образовании. В связи с этим, читательские конференции для младших школьников являются необходимым средством воспитательной работы,  ведь нынешние школьники, растущие в период научно-технического прогресса, читают мало.

 Педагоги бьют тревогу по поводу того, что к окончанию средней школы у детей крайне низкая техника чтения, читательские навыки и умения. Это весьма тревожный симптом, который должен послужить серьёзным поводом для того, чтобы формировать интерес и привычку читать.

Стоит отметить, дети с нарушенным слухом – группа, разнородная по следующим показателям:

ü      степень нарушения слуха (слабослышащие и глухие);

ü      характер снижения слуха (кондуктивная и сенсоневральная);

ü      время наступления нарушения (ранооглохшие, до овладения речью, и позднооглохшие);

ü      наличие или отсутствие дополнительных отклонений в развитии;

ü      время обнаружения снижения слуха и начала медицинской и педагогической коррекции и реабилитации (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и после 5 лет);

ü      характер медицинской коррекции слуха глухих детей (слухопротезирование или кохлеарная имплантация);

ü      уровень речевого развития.

Вышеозначенные аспекты резко снижают познавательный интерес к процессу чтения, поэтому требуется применения разных методов, приёмов, форм воспитания и обучения, в том числе организацию и проведение читательских конференций.

В работе с младшими школьниками, имеющими нарушения слухового анализатора, читательская конференция, как одна из форм развития речи детей, не является популярной, в силу психофизиологических особенностей развития детей и их возможностей.  В личной практике  используется впервые.

 

Цель:создание условий для совершенствования навыков выразительного чтения, реализации творческих способностей учащихся с нарушениями слуха.

Задачи

Образовательные:расширить теоретическую и практическую базы знаний учащихся;

активизировать интерес обучающихся к книге, к чтению, декламации стихотворений, формированию читательских умений.

Развивающие:развивать произносительную и интонационную стороны речи, бегло, осознанно, выразительно и правильно декламировать стихи;

развивать эмоционально-волевую сферу, произвольное внимание, интеллектуальные умения, кругозор учащихся, познавательный интерес;

развивать  долговременную память, умения отвечать на вопросы полным ответом.

Воспитательные:воспитывать умение  анализировать прочитанное,  желание возвращаться к декламации стихотворения.

Коррекционные:корректировать слуховое и зрительное восприятие, произносительную, мыслительную деятельность;

формировать положительные эмоции, учить преодолевать речевую замкнутость, эмоциональную нерешительность, психологическую неуверенность.

 

Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг Сергея Михалкова, речевые карточки, слуховой экран, наградные материалы – медали.

 

Технология проведения читательской конференции.

Работа читательской конференции «Будь человеком – береги природу!» предусматривает публичные выступления всех участников – обучающихся 5 «А» класса, по результатам собственной речевой, интеллектуально-практической деятельности на уроках развития речи, чтения, внеклассного чтения, природоведения внеклассных мероприятиях.

 

Регламент выступления участников предусматривает:

Публичное представление заученных наизусть стихотворных текстов современных поэтов(продолжительностью от 1-ой до 2-ух минут) и дискуссию по текстам (продолжительностью до 3-ёх минут).

Прочтение  литературно-стихотворного произведениякаждым участником конференции проводится на фоне презентационного материала, где представлен соответствующий текст. Также актуальны вопросы,к  декламирующему ребёнку  стихи, от участников и слушателей (детям сложно самостоятельно формулировать вопросы, в этом случае можно заранее приготовить речевые карточки). Для участников конференции представлен словарь и пояснения специфических терминов и слов, несущих смысловую нагрузку в том или ином стихотворении.

 

Предварительная подготовительная работа:

1.       Объявление о читательской конференции.

2.       Выбор направления, обозначение темы.

3.       Обучающиеся читают стихи, разбирают непонятные выражения, слова, словосочетания, рисуют иллюстрации к стихотворениям, заучивают стихи наизусть.

4.       Подготовка к конкурсу стихов (по рекомендации педагога, работа с речевым материалом в домашних условиях).

5.       Участие во Всероссийском творческом  конкурсе чтецов для детей с ограниченными возможностями  здоровья «За природу в ответе и взрослые, и дети», организованном ТГПУhttps://uspeh.tspu.ru/user-action-menu.html?content_id=821, 3 Диплома 1-ой степени, 1 Диплом 2-ой степени, 2 Диплома 3-ей степени (см. Приложение 1, стр.12).

 

Организация работы по развитию слухового восприятия

Развитие речи детей проводится по нескольким направлениям:

Ø  лексическо-семантический уровень (слово);

Ø  синтаксический уровень (словосочетания и предложения);

Ø  грамматический уровень (свод правил, норм, законов, по которым слова взаимодействуют друг с другом в предложении);

Ø  употребление диалогических форм речи.

 

Этапы читательской конференции:

Ø  организационный(приветствие, введение в тему конференции);

Ø  демонстрационный(демонстрация методов, приёмов работы, комментарии, речевая отработка  в деятельностном режиме);

Ø      заключительный(подведение итогов, рефлексия).

 

Правила конференции:

Ø  внимательное слушание;

Ø  обдумывание личного высказывания;

Ø  ясное и определённое высказывание личного мнения;

Ø  громкое, внятное и чистое проговаривание.

 

Ход читательской конференции. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. (Слайд №1)

Учитель:Ребята,сегодня у нас много гостей, а гостям мы всегда рады.Гости желают посмотреть и послушать, как вы умеете работать  на уроке. Урок у нас не простой, сегодня мы проводим конференцию. Кто может сказать, что такое конференция?

Дети:Конфере́нция(собирать в одно место) – собрание, совещание групп лиц, отдельных лиц для обсуждения каких-либо вопросов.

Дети:Конференция – это доводы, доказательства,   подведение итогов чего-то очень важного.

Учитель: Посмотрите друг на друга, на гостей, улыбнитесь. Начинаем читательскую конференцию. Какими вы будете в процессе работы?

Ответы детей:

-Я буду внимательным, активным, старательным.

-Я всё замечу и запомню.

-Я хочу узнать новое.

-Я помогу товарищу ответить на вопрос.

-Я буду выразительно читать.

-Я буду правильно и красиво говорить.

Учитель:

Чем мы занимаемся на уроках чтения?

Дети: Выразительно читаем, слушаем, думаем, наблюдаем, отвечаемна вопросы, красиво и правильно говорим, пишем.

Учитель: Наше традиционное упражнение – тренировка слуха. Приготовились.За экраном я буду произносить фразы. Внимательно слушайте.(Уход за экран).

      - Конференция.

- Будем слушать.

- Будем внимательно слушать.

- Будем внимательно слушать и говорить.

За спиной у каждого из вас я буду произносить целые фразы, ваша задача – внимательно послушать и повторить(фразы ранее отработанные).

- Мама, глянь-ка из окошка! Знать вчера не даром кошка умывала нос.

- С кем дружить и так я знаю, без ромашек отгадаю.

- Мы не заметили жука, и рамы зимние закрыли.

-Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак.

-Есть в осени первоначальной, короткая, но дивная пора!

-О буйные ветры, скорее, скорей, скорей нас сорвите с докучных ветвей!

 

1.                 Вступительное слово учителя

 - Дружно скажем наш девиз, а потом произнесём клятву.

Дети: Никогда не будет тины, на борту у Бригантины! (Слайд №2)

 - Без знаний нельзя на свете прожить

Клянитесь вы знания эти любить!

Дети проговаривают хором: - «Клянёмся!»

 - За истину сражаться до победы

Чтоб стороною обошли вас беды!

Дети проговаривают хором: - «Клянёмся!»

 - Старайтесь, школу чтоб  свою не посрамить,

Весь ум, любовь и дружбу применить!

Дети проговаривают  хором: - «Клянёмся!»

 - Не испугаться трудностей в пути

Все испытания с достоинством пройти!

Дети проговаривают  хором: - «Клянёмся!»

 

2.                 ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭТАП. Чтение стихов и обсуждение их с учащимися

Учитель:Поэзия – великое чудо. Давайте обратимся к творчествуСергея Михалкова. Его стихотворные произведения открываются человеку умному и доброму, чуткому и внимательному, любящему природу.

«Будь человеком!» Автор: Сергей Михалков (Слайд №3)

В лесу мурашки-муравьи живут своим трудом,

У них обычаи свои и муравейник – дом,

Миролюбивые жильцы без дела не сидят:

С утра на бой бегут бойцы, а няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит в траве и под листвой.

Мальчишка по лесу гулял и муравьиный дом

Шутя до дна расковырял и подпалил потом…

Учитель:А вот как об этом пишет Андрей Сметанин. Послушаем Екатерину.

Читает: Екатерина Багаева (Слайд №4)

 «Пришла беда» Автор: Андрей Сметанин

Под высокою сосной, защищая лес родной,

Муравейник жил без бед двадцать зим и двадцать лет.

А потом пришла беда: ни потоп, ни холода,

Ни лесной пожар, ни свалка. А пришёл... Кирюша с палкой.

Учитель:

 - Сколько лет и зим жил муравейник?(произвольные ответы детей)

 - Кто пришёл в лес с палкой?

 - Как вы оцениваете поступок мальчика?

 - Какой это поступок?

 - Если бы этот Кирюша оказался в нашем классе, что бы вы ему сказали?

Дети хором: Кирюша, будь человеком! (Слайд №5)

Живёт он в атомный наш век и сам – не муравей.

Будь человеком, человек. Ты на земле своей!

Учитель:  Муравьи – санитары леса (Слайд №6)

Во-первых – муравьи поедают насекомых-вредителей, тем самым сохраняя деревья.

Во-вторых – муравьи рыхлят и перемешивают почву, насыщая её кислородом (аэрируют).

В-третьих – муравьи распространяют семена растений, являются опылителями цветов.

В-четвертых – муравьи служат пищей для многих лесных жителей: медведей, барсуков, лисиц, птиц.

Учитель:Предлагаю вернуться к творчеству Сергея Михалкова. Послушайте, как он описывает поведение не одного мальчика, а поведение группы детей на природе.

«Прогулка» Автор: Сергей Михалков (Слайд №7)

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти.

Мы по бережку пошли, место новое нашли.

Здесь до нас уже сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли, - насорили и ушли!...

Учитель:

-Как ребята вели себя на природе?(произвольные ответы детей)

-Что они оставили после отдыха?

-Как надо обращаться с Землёй, скажет нам Виолетта.

Послушайте, как призывает относиться к Земле Елена Смирнова.

Читает: Виолетта Каличкина (Слайд №8)

«Давайте вместе Землю украшать» Автор:Елена Смирнова

Давайте вместе Землю украшать, сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать и относиться бережно, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…Она у нас одна, одна такая!

Учитель:Какая земля?(произвольные ответы детей)

Дети: Красивая, родная, неповторимая, ранимая, живая, прекрасная.

Учитель: Природа прекрасна, величественна в любое время года. Человек – часть природы.Самый внимательный, любящий природу человек может услышать, как поют птицы, увидеть, как трава растёт, и как распускаются на деревьях листочки.

-Почему Землю надо уважать?(произвольные ответы детей)

-Почему надо относиться бережно к Земле?

Учитель:Предлагаю снова окунуться в творчество Сергея Михалкова. Внимательно послушайте, бережно ли относятся к Земле мальчики в стихотворении «Прогулка».

«Прогулка» Автор: Сергей Михалков (Слайд №9)

«Эй, ребята!» - крикнул Дима, – «Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!»

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли –

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…

Отдохнули – и ушли…

И остались на поляне у потухшего костра:

Две разбитых наши банки, две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!

Учитель:Что оставили мальчики после себя? Как они должны были поступить? Послушайте, как поэт Алексей Ершов говорит о защите природы.

Читает: Семён Морозов (Слайд №10)

«О защите природы» Автор:Ершов Алексей

Люблю природу русскую. Хочу сберечь от всех

Её творенья чудные дающие успех.

Друзья мои, товарищи, хочу я вам сказать,

Давайте станем дружненько природу защищать!

Не будем больше мусорить, следить за ней всегда.

И будет благодарна нам матушка-земля!

Учитель:

-Что такое русская природа?(произвольные ответы детей)

-Как надо защищать природу?

- Защищать природу – это не только следить за ней, беречь её, но и также помогать животным, поддерживать их в трудное время.

Читает: Артём Кабанов (Слайд №11)

«Благодарность ёжика»  Автор: Юлия Симбирская

Однажды на дачный порожек зашёл любознательный ёжик.

Навстречу ему потянулась рука, другая рука налила молока.

Крошили печенье в глубокое блюдце и ёж, уходя, обещал им вернуться.

А вечером думал, гуляя в лесу: – Я завтра рукам червяков принесу.

Учитель:Спасибо. Ребята, я знаю, вы любите природу?Сейчас послушаем Викторию, она расскажет о бережном отношении к ромашкам.

Читает Виктория Александрова (Слайд №12)

«Ромашки» Автор: Евгения Малёнкина

Разоделись все ромашки в белоснежные рубашки.

Не хочу на них гадать, чтоб листки не оборвать.

С кем дружить – и так я знаю, без ромашек отгадаю.

Лучше лепестки не рвать, Проще взять и посчитать.

Пусть растут они привольно…И цветам бывает больно.

Учитель:Ребята,не только животные и растения нуждаются в бережном отношении. Человек обязан заботиться и о птицах. Вот как об этом говорит Георгий Ладонщиков.

 «Наши друзья» Автор: Георгий Ладонщиков (Слайд №13)

Каждый день, когда встаём, мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек, на крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших прилетает к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы ипроныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо и красавцы снегири…

Все привыкли – не пугливы, хоть руками их бери!

Учитель:Послушаем Валерию. Она продолжит говорить о творчестве Георгия Ладонщикова.

Читает: Валерия Иванова (Слайд №14)

«Люблю птиц» Автор: Георгий Ладонщиков

Я, ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю

Ни ловушками, ни в сети.

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону.

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья не обидел в жизни я!

Учитель:Спасибо. Обратимся ещё раз к творчеству Сергея Михалкова. Послушаем Виолетту.

Читает Виолетта Каличкина (Слайд №15)

«Важный совет» Автор: Сергей Михалков

Нельзя воспитывать щенков посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком, не будет преданным щенком.

Ты после грубого пинка попробуй подзови щенка!

Учитель:Ребята, вы послушали совет поэта Сергея Михалкова. Скажите,  как вы относитесь к собакам?

Дети:Бережно, с любовью, хорошо, и др. (произвольные ответы детей)

Читает: Валерия Иванова (Слайд №16)

«Белый щенок» Автор: Виктор Лунин

В луже искупался белый мой щенок – Чёрным стал, как сажа, с головы до ног.

Выкупал я в ванне чёрного щенка – стал щенок мой снова белее молока.

Учитель:Кто ещё хочет прочитать весёлые стихи про щенков?(по желанию дети прочитывают небольшие стихотворные отрывки современных писателей)

Семён: Для чего щенку хвосты? Вне всякого сомнения, нужны хвосты для красоты, ещё для настроения. (Г. Шестакова)

Екатерина: У щенка четыре лапы, уши и лохматый хвост, он пушистый и забавный и прохожим лижет нос. (Ю. Склярова)

Артём:Почему щенку не леньгромко лаять целый день?

Неспроста же лает:поиграть желает! (А. Ерошин)

 

3.                 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Беседа с учащимися класса по произведениям современных авторов, выбранных для подготовки к конференции

Учитель:Какими вы были читателями?

Дети: (при затруднении, считываю с речевых таблиц). Внимательными, эмоциональными, активными, старательными, любознательными, инициативными, энергичными.

Учитель:Какие чувства вызвали у вас художественные произведения?

(Произвольные ответы детей. При затруднении считывают с речевых карточек: «Чувство радости», «Чувство восхищения», «Чувство печали», «Чувство счастья», «Чувство грусти», «Чувство раздражения», «Чувство связи с природой»)

 

4.                 Закрытие

Учитель:Хочу поблагодарить всех участников конференции за интересное и выразительное прочтение художественных произведений.Спасибо вам, дорогие ребята! Вы – молодцы!Читательская  конференция прошла успешно. За вашим успехом  кроется длительнаякропотливая работа.

 

5.                 Итоги конференции (Слайд №17)

Учитель:

Позвольте вручить достойные награды участникам читательской конференции: Виктории, Виолетте, Валерии, Екатерине, Семёну, Артёму.

Виктория, твой класс, друзья, и наши гости,и множество учителей

Тебя с медалью поздравляют,за ней смелей иди скорей!

Виолетта, ты самая лучшая, самая умная!Твоя медаль дороже всех!

Её ты честно заработала,почти без всяческих помех.

Валерия, ты гордость школы, несомненно,ты ловишь знанья на лету,

Уверенна, исполнить сможешьсвою заветную мечту.

Екатерина, просто замечательно, что рядомтакие люди на планете есть!

И поздравленье с получением наградызвучит сегодня в твою честь!

Семён, доказательств нам не надо,что успех реален твой -

Скажет за тебя награда,ты в глазах людей герой.

Артём, тебя достойно оценили,немало ты потратил сил!

Тебе торжественно вручаюто, что по праву заслужил.

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет-источники:

1.       http://www.uchmet.ru/library/material/164990/100449/

2.       https://pochemuchka.info/nature/pochemu-nelzya-razrushat-muraveyniki

3.       http://900igr.net/kartinka/astronomija/ochistim-planetu-ot-musora-182392/davajte-vmeste-zemlju-ukrashat-sazhat-sady-tsvety-sazhat-povsjudu-36.html

4.       https://www.google.ru/search?q=давайте+вместе+землю+украшать&newwindow=1&rlz=1C1NHXL_ruRU753RU753&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEw

5.       https://forum.theabyss.ru/index.php?s=6e1912b32f8ef2051b09691f73feea26&showtopic=358968&st=160&p=5295326&#entry5295326

6.       http://musafirova.ucoz.ru/load/v_pomoshh_uchitelju/vsjo_dlja_prezentacij/shablon_mir_prirody/6-1-0-239

7.       http://imagesait.ru/44/zagryaznennaya-zemly

8.       https://www.sciencedaily.com/releases/2014/07/140701193249.htm

9.       https://ru.depositphotos.com/82217374/stock-photo-the-boy-in-wood-with.html

10.   https://www.beesona.ru/id21795/playcast/15854/

11.   http://darivesmir.ru/priroda/kartinki_i_fotki_pro_russkuyu_prirodu.html


 

12.   Скачано с www.znanio.ru