Обобщение опыта «Развитие мыслительной деятельности посредством применения последовательности игровых заданий с множествами объектов у учащихся ЦКРОиР»
Учитель
ГУО «ЦКРОиР Кореличского района»
О.В.Самец
Актуальность темы
Для детей с ОПФР характерны недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления. Особенностями мыслительной деятельности у учащихся ЦКРОиР являются:
— низкая познавательная активность, слабость мыслительных процессов;
— боязнь интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания;
— отсутствие познавательного интереса (ребенок не желает учиться, ставить перед собой определенную цель познавательного характера и т.д.);
— нарушение динамических сторон мыслительных процессов;
— несформированность умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Детям данной категории с трудом дается выполнение таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни свой выбор», «Чем похожи и чем отличаются?», «Назови одним словом»;
— у данной категории детей позднее, чем у их нормально развивающихся сверстников, формируется словесно-логическое мышление: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а производят процесс обобщения либо по ситуативным, либо по функциональным признакам; сравнивая предметы, дети сравнивают по случайным признакам, затрудняясь даже в выделении признаков различия; сложности в создании целого из частей и выделение частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами;
— в целом, замедлен процесс формирования мыслительных операций.
Опыт работы показал, что на развитие мыслительной деятельности у учащихся ЦКРОиР благотворно влияет использование различных дидактических игр как на коррекционных занятиях, так и на уроках. Во время специально организованной целенаправленной игры происходит взаимодействие ребёнка с окружающим миром, ребёнок разыгрывает определённый сюжет и роли, в результате чего он начинает осознавать социальные нормы и правила. В ходе игры у ребёнка развиваются основные формы мышления, речь, воображение, а также игровая деятельность несет большой потенциал в формировании познавательных процессов.
Цель опыта: применение последовательности игровых заданий с множествами объектов с учащимися ЦКРОиР, обучающимися по программе II отделения специальной школы (специальной школы - интерната) и по программе ЦКРОиР для развития мыслительных процессов и операций.
При работе с младшими школьниками с ОПФР по формированию математических представлений на коррекционных занятиях часто используются игры с множествами предметов. Так, при работе с кубиками с вкладышами разной формы предлагаются задания различного характера: «Отбери все красные предметы», «Дай мне все фигуры, не имеющие углов», «Найди все треугольники» и др.
Множество заданий выполняется на установление простейших закономерностей: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру; игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры, нахождение пропущенной в квадратах 3Х3, 4Х4 фигуры.
Предпосылкой возникновения моей работы послужило приобретение в класс игры «Морской бой», которой ребята очень заинтересовались, достаточно высокая познавательная активность некоторых учеников класса, анализ опыта работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью.
ЭТАП 1
На занятиях по развитию познавательной деятельности, элементах арифметики начинала работу с несколькими одинаковыми группами множеств предметов на игровом поле 3х3 с почти заполненными клетками, оставляя 1 - 3 пустые, которые нужно заполнить (найти и положить соответствующую картинку либо дорисовать), используя правила и логику.
Правила: заполнить пустые клетки нужными картинками так, чтобы в каждой строке, и в каждом столбце картинка встречалась только один раз.
Начинаем с добавления 1 картинки (либо указания, какой картинки не хватает)
Игровое задание 1 (Этап -1)
|
|
|
Затем дорисовываем/добавляем 2 картинки
Игровое задание 2 (Этап -1)
|
|
|
|
|
|
Здесь нужно добавить три картинки:
Игровое задание 3 (Этап -1)

Когда дети научились справляться с этим заданием, можно предложить чистое игровое поле и 3 набора одинаковых предметов. Правила те же:
нужно заполнить пустые клетки предложенными картинками так, чтобы в каждой строке, и в каждом столбце картинка встречалась только один раз.
Игровое задание 4 (Этап -1)
|
|
|
|
|
|
Далее идет усложнение задания: игровое поле 4х4 с некоторыми заполненными клетками:
Игровое задание 5 (Этап -1)
|
|
|
Следующий этап – замена картинок, более легких для восприятия и запоминания, кругами 4 цветов («Цветное судоку»).
Игровое задание 6 (Этап -1) предполагает чистое игровое поле 4х4 и 4 набора кругов/крышечек одного цвета. Правила те же:
нужно заполнить пустые клетки предложенными крышечками так, чтобы в каждой строке, и в каждом столбце крышечка каждого цвета встречалась только один раз. Ребенок может использовать разные варианты выбора цвета
|
|
|
Более сложный вариант – когда несколько цветных кругов уже прикреплены, и ребенок должен выложить остальные круги, не проявляя своей вариативности, а только соблюдая правила игры.
Игровое задание 7 (Этап -1)
|
|
|
Как только ребенок справляется с данным заданием, следующее усложняется либо за счет увеличения игровых полей
Игровое задание 8 (Этап -1)
|
|
Игровое поле 6х6 с некоторыми заполненными клетками |
Либо усложнение происходит за счет замены картинок цифрами
Игровые задания 9 – 10 (Этап -1)
|
|
|
Тем самым мы подводим детей к решению детских «Судоку» в дальнейшем.
Игровые задания 11 – 12 (Этап -1)
|
|
|
|
Игровое поле 5х5 |
Игровое поле 6х6 |
ЭТАП 2 - более сложный вариант игр, предлагаемый после того, как дети четко усваивают, что каждая фигура имеет свое конкретное место на игровом поле.
Предполагается совмещение картинок – фигурок по вертикали и горизонтали, чтобы определить, «кто с кем дружит». В итоге – в каждой клетке поля должны находиться 2 предметные картинки.
Игровые задания 1 -2 (Этап -2)
|
|
|
|
Игровое поле 2х2 |
Игровое поле 4х4 |
Игровые задания 3 - 4 (Этап -2). Усложнение идет за счет необходимости подобрать крышу и домик заданного по условию цвета (задание 3).
В задании 4 нужно рассадить зверей (ежа, белку, лису и зайца), учитывая пространственное положение относительно пенька: на пенек, перед пеньком, за пеньком, возле пенька.
|
Задание 3 |
Задание 4 |
|
|
Игровое задание 5 (Этап -2) Игровое поле 9х9 Самый сложный вариант, так как предметные картинки заменены разноцветными фигурами и при совмещении по вертикали и горизонтали приходится учитывать и цвет, и форму
|
ЭТАП 3
Следующая серия игр – «Найти место фигуры – картинки», используя пересчет предметов
Игровое задание 1 (Этап -3)
|
|
Задание: Определить, сколько печений должно находиться в пустой клетке, найти тарелку с таким количеством печенек и заполнить пустующее место |
|
|
Задание: Определить, сколько рыбок должно находиться в пустой клетке, найти аквариум с таким количеством рыбок и заполнить пустующее место |
Усложнять задание можно за счет увеличения игровых полей и возможностей детей выполнять арифметические вычисления.
Наиболее сложный, в нашем случае – конечный вариант, который мы сейчас отрабатываем с некоторыми ребятами, – работа с цифрами. Выполнив арифметическое действие, ответ нужно выложить цифрой – карточкой или дописать фломастером (затем вытереть влажной салфеткой).
|
|
|
|
Игровое задание 2 (Этап - 3) Вариант на сложение |
Игровое задание 3 (Этап - 3) Вариант на вычитание |
ЭТАП 4
Предлагается игровое поле 4х4, заполненное картинками. По вертикали поле обозначено буквами А, Б, В, Г, по горизонтали – цифрами 1, 2, 3, 4. Работа происходит как бы в системе координат, выполняя совмещение по вертикали и горизонтали с использованием цифрового и буквенного обозначения – «адреса».
Задание: найди предмет по его «адресу»: букве и цифре.
Игровые задания 1 (Этап - 4)
|
|
|
Усложнение варианта игры – определение «адреса» нужной картинки.
Игровые задания 2 (Этап - 4)
|
|
|
Очень понравились моим ребятам задания следующего уровня: «Закрась клетку с указанным «адресом». Какая фигура у тебя получилась?»
Игровые задания 3 (Этап - 4)
|
|
|
Как результат проделанной работы – двое из ребят научились играть в «Морской бой»

Опыт работы показал, что на развитие мыслительной деятельности у учащихся ЦКРОиР благотворно влияет использование различных специально организованных дидактических игр как на уроках, коррекционных занятиях, так и в свободной деятельности детей. Предлагаемая учащимся последовательность игровых заданий и упражнений способствует развитию у детей ЦКРОиР таких психических процессов, как мышление, память, внимание, восприятие, воображение; совершенствует общие умственные способности: логику мысли, рассуждений и действий, смекалку и сообразительность, пространственные представления, и в целом способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка с ОПФР. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его дальнейшего обучения и успех его развития в целом.
Любая деятельность, которой занимается ребенок с особенностями должна быть мотивирована. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.