Мастер-класс: «Эффективные приёмы в системе обучения детей с нарушениями слуха»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 06.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель мастер-класса: расширение понятий об интерактивных методах обучения посредством повышения профессионального мастерства педагогов на основе передачи коллегам личного профессионального опыта.
Иконка файла материала Мастер-класс эффективные приёмы 26 марта 2025.docx

 

 

                  Департамент образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

Мастер-класс:

 «Эффективные приёмы в системе обучения детей с нарушениями слуха»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Моисеева Р.И. –

учитель-дефектолог

rimoiseeva@list.ru

Томск – 2025 год

«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…» В.А. Сухомлинский 

 

Цель мастер-класса: расширение понятий об интерактивных методах обучения посредством повышения профессионального мастерства педагогов на основе передачи  коллегам личного профессионального опыта.

Задача:

- применять особые развивающие методы и приемы, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.

 

Ход мастер-класса

1.     Организационный момент

Добрый день. Я рада видеть здесь.

Как сегодня холодно на улице. Наверняка каждому хочется согреться. Передавая друг другу картинку солнышка, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть!»  

2. 2.Основная часть

Детей, о которых мы будем говорить, называют детьми-инвалидами. Эти дети особенные, не такие как все. У них все по-другому и развитие, и восприятие мира, и поведение. Таких детей очень часто не воспринимает наше общество, их пытаются «оттолкнуть», обидеть, их просто не замечают.

  Проблема социальной адаптации инвалидов, их полноценное развитие в обществе здоровых людей приобретает в последние годы особую важность. Я думаю, правильно, что в последнее время мы перестаём называть людей с физическими недугами инвалидами, а все чаще говорим о них как о «людях с ограниченными возможностями здоровья».

   Целью моей работы с детьми ОВЗ является   формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

   Задачи:    

- выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

- оказать помощь в поисках «себя»;

- создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;

- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- расширить рамки общения с социумом;

- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;  

Для активизации деятельности детей я использую следующие активные методы и приёмы обучения:

Метод «Игротерапия»

   Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.   Обязательные элементы при организации игры с детьми, имеющими ОВЗ — это многократные повторения, частая смена деятельности. Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка, позволяющей ему раскрыть свои потенциальные возможности в игре и сопутствовать чувству самоутверждения, уверенности в своих возможностях. На своих занятиях я использую такие игры: игры на знакомствоигры – приветствиеигры на концентрацию мышления, игры-путешествия и т.д.  С этого метода мы начали наше занятие.

 «Мяч» (для маленьких)

Задача игрока, держащего мяч, назвать свое имя и сказать, как ему нравится, как его зовут (Катя, Катюша). Затем перебросить мяч другому игроку.

"Кто меня позвал".

Дети становятся группой, один ребенок выходит из группы отходит на несколько шагов и поворачивается спинной к группе. Ведущий выбирает ребенка, который должен громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и говорит, кто его позвал, в 1-м лице:

- Меня позвал ты, Антон.

Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему спросить об этом позвавшего. Первой реакцией детей обычно бывает желание показать пальцем. Это нужно исправлять. Такие диалоги важны для детей. Они прививают им навыки общения.


3. «Пальчики»

Задача игроков: встать со стула (выйти вперед) такому количеству человек, сколько пальцев показывает ведущий.

10. «Ёлочка»

Участники выбирают букву, на которую будут составлять слова. Вверху пишется эта буква, под ней – предлог или слово из двух букв, ниже участники пишут слово, из трёх букв и т.д. Участник, составивший самую большую ёлочку, выигрывает.

Пример:

Д

До

Дом

Дача

Доска

Дорога

Декабрь и т.д.


3. «Пух, мех, домино»

Дети разбиваются на группы по двое – трое и больше, берутся за руки, образуя замкнутый круг, и ловят «в сети» кого-нибудь. Затем задают вопрос: «Пух, мех, домино?». Те, кто в кругу выбирают, что отвечать. Если они говорят: «Пух», те, кто их поймал, отвечают: «целуй двух», если: «домино» - «целуй одного», «мех» - «целуй всех». Пойманные дети выполняют задание и их отпускают. Игра продолжается дальше.

7. «Мяч под подбородком»

Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мальчик, девочка, мальчик, девочка и т.д.) лицом друг к другу. Условие – играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мяча руками ни в коем случае нельзя, при этом разрешается касаться руками друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч

8. «Барабанчики»

Группа садится в круг или в линию. Члены группы кладут свои ладони на колени к соседям с двух сторон. Группа начинает хлопки по коленям в определённую сторону – рука за рукой, в том порядке, как они лежат на коленях. Последняя в линии рука делает хлопок два раза. Если дети сидят в замкнутом кругу, то при двойном ударе направление сменяется на противоположное. Тот, кто ошибся – убирает руку.

8. «Барабанчики»

Группа садится в круг или в линию. Члены группы кладут свои ладони на колени к соседям с двух сторон. Группа начинает хлопки по коленям в определённую сторону – рука за рукой, в том порядке, как они лежат на коленях. Последняя в линии рука делает хлопок два раза. Если дети сидят в замкнутом кругу, то при двойном ударе направление сменяется на противоположное. Тот, кто ошибся – убирает руку.

Чей это нос рот

Метод «Сказкатерапия»

   Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, переноса сказочных смыслов в реальность; процесс объективизации проблемных ситуации, активизации потенциала личности, всестороннего образования и воспитания.

   Очень интересен метод «сказкотерапия» - сказку могут рассказывать как взрослые, так и дети, а также это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей. На занятиях мы не только читаем и рассказываем известные сказки, но и сочиняем их сами.

Метод «Ароматерапия»

  Очень часто на занятиях   провожу упражнения на развитие мелкой моторики рук с использованием метода ароматерапии. Я предлагаю вам отдохнуть, посмотрите, какие красивые звездочки подарили вам космические друзья. Они волшебные, вы чувствуете, какой необычный нежный аромат они излучают. Чем пахнут наши звезды? (аромат лимона). Возьмите звездочки и потрите их руками, вы чувствуете, как волшебная энергия зарядила ваши руки, давайте сделаем массаж на мышцах лица. Так же, при организации динамической паузы на занятии можно использовать: физкультминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастику для глаз. Все виды упражнений и гимнастика позволяют за короткое время улучшить самочувствие детей. Для детей с ОВЗ рекомендуется проводить физкультминутки не один, а два раза на занятии. Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления (10-12 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала, и 25-30 минута занятия). Очень хорошо дети реагируют на видеофизминутки, упражнения для глаз, карточки, тренажеры и т.д.

Метод «Бусотерапия»

Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

Метод поощрения – положительная оценка действий учащихся. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Прием «Экспресс-опрос»

   На занятиях я использую метод экспресс-опросОтвечать на вопрос предоставляется право тому, кто увидит себя на экране (на слайде появляются вопросы и фото детей). Таким приемом я активизирую мыслительные процессы у детей.

 Метод «Цветотерапия»

   Этот метод основан на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

  Кроме тех методов, о которых я рассказала, на своих занятиях использую интерактивные методы обучения.

«Мозговой штурм»

Проблемная ситуация

Игровые упражнения

Разработка проекта

Решение ситуационных задач

Моделирование

Презентации

Заключительная часть

Таким образом, все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Труд современного педагога должен сочетать в себе дополнительные профессиональные умения, хорошее знание основ психологии, понимание проблем ребёнка и учёт его личностных ресурсов.

Список литературы:

1. Инфоурок. Медведева, Н.Н. Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm

2. Наконечная, М.  Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.s367.zouo.ru/index.phpid=1422


 

Скачано с www.znanio.ru