Характеристика темпо-ритмической организации устной речи

  • Занимательные материалы
  • pptx
  • 22.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Характеристика темпо-ритмической организации устной речи
Иконка файла материала 1 вопрос.pptx

Характеристика темпо-ритмической организации устной речи

Темпо-ритмическая организация речи - это

управляемая говорящим система, образующая общность особенностей произносимой речи, которая характеризуется постоянным ритмом в периодическом повторении слогов во время речевого выдоха и беспрепятственно модулированным темпом, подходящим возрастной норме.

В норме темпо‑ритмическая система формируется постепенно в процессе речевого онтогенеза:

3 года — появление способности к восприятию и воспроизведению темпа;
4 года — восприятие и воспроизведение акцентированных и неакцентированных звуковых рядов;
5 лет — воспроизведение ритмического рисунка;
старший дошкольный возраст — владение интонацией, логическим ударением, изменением высоты голоса.

Темп речи - это

скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.
Нормальный
Быстрый
Медленный

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением.

Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время.

1. «Дыхательная пауза» это момент, когда в процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей.
2. Паузы хезитации - это паузы, характеризующие период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи, а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне, т.е. длительность пауз отражает мыслительную активность говорящего.

Ритм - это

упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Позволяет передать:

-тип произносимого материала
-модальность
-эмоциональность

Группы ритмических единиц:

1. Крупные

Синтагма
Фраза
Ступень
Сверхфразовое единство
Строка,
Строфа

2. Мелкие

Звук
Слог

3. Ритмические

Слово
Словосочетание

Ритм:

ПРОСТОЙ- Содержит один ударный слог и складывается из простых ритмических структур.
СЛОЖНЫЙ- Входят два и более ударных слога

Анатомо-физиологические механизмы речи

Заикание относится к нарушениям темпа и ритма речи (просодики), характеризующимся прерывистостью речи, вызванной судорожными спазмами (пароксизмами) мышц речевого аппарата.

Строение периферического речевого аппарата

Дыхательный: составляет энергетическую основу речи, обеспечивая так называемое речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы. Легкие обеспечивают определенное подсвязочное давление воздуха. Оно необходимо для работы голосовых складок, модуляций голоса и изменений его тональности.

Фонаторный: представлен гортанью и ее голосовыми складками. Вне речи складки раздвинуты. При фонации голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные движения. Именно колебательные движения голосовых складок и порождают звуковые волны.

Артикуляционный: представлен полостью pтa, нижнeй челюстью, языком, губами, глоткой и мягким небом.
Основную роль в произнесении речевых звуков играют мышцы языка. Кроме него, в артикуляторном акте принимают участие мышцы губ и щек, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть и мышцы шеи.

Каждый из этих отделов необходим для правильного произношения звуков и слов, нарушение работы любого из них может привести к возникновению дефектов речи, включая заикание.

Центральные механизмы заикания

Премоторная зона коры головного мозга (область Брока): повреждение или недостаточность этой зоны способствует возникновению трудностей в плавности речи.
Базальные ядра: Участвуют в интеграции двигательной активности и обеспечении гладкой смены положений артикуляционных органов. Их поражение приводит к ухудшению автоматизма произношения.
Афферентные пути слухового анализа: Проблемы в восприятии собственного голоса приводят к нарушению обратной связи, необходимой для точной настройки звучания.

Периферические механизмы заикания

Повышенное напряжение мышц речевого аппарата: Дисплазия мускулатуры лица, гиперчувствительность тканей глотки и мягкого нёба вызывают избыточное сопротивление движению органов, приводящее к застреванию звука.
Неправильная работа дыхательного центра: Неритмичность вдоха-выдоха нарушает баланс потока воздуха, необходимого для фонации.
Психоэмоциональная лабильность: Высокий уровень тревожности усиливает реакцию организма на стрессовые ситуации, увеличивая вероятность появления симптомов заикания.

Анатомо-физиологические механизмы речи представляют собой систему, зависящую от согласованной работы центрального и периферического аппаратов. Любой сбой в функционировании этих систем может вызвать нарушение речи, такое как заикание.

Характеристика интонации

Интонация - это

ритмико-мелодическая структура речи, которая помогает выразить содержание высказывания, подчеркнуть эмоциональную окраску и логические акценты. Она включает совокупность просодических средств речи: тона, темпа, громкости, пауз, логического ударения и ритма. 

Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его:

 грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная);
модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения);
выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.)
указания на его эмоциональную окраску (восклицательная интонация).

Интонация включает следующие компоненты:

Интонационная сторона речи

Ритм

Темп

Ударение

Тембр

Пауза

Мелодика

Интенсивность

Функции интонации:

1) (показывает законченность или незаконченность предложения)
2) (выражает побуждение, вопрос или повествование)
3) (выражает перечисление, вводность, пояснение, сопоставление)
4) выражает эмоциональную окраску предложения
6) характеризует говорящего и ситуацию в целом

Некоторые виды интонации:

Повествовательная — завершается понижением тона, например: «Сегодня мы пойдём в парк».
Вопросительная — повышение тона на конце предложения, например: «Ты был в музее?».
Побудительная — выражает приказ, просьбу или призыв, например: «Сделайте это сейчас!».
Восклицательная — повышение громкости, часто сопровождается эмоциональной окраской, например: «Какое красивое утро!».

При заикании нарушаются компоненты интонации. Это связано с судорожным состоянием мышц речевого аппарата, которое приводит к прерыванию речевого потока.

Особенности интонации при заикании зависят от клинических форм нарушения:

При невротическом заикании — нарушение тембра (глухость, охриплость), изменение силы и громкости, использование несвойственного регистра.
При неврозоподобном заикании — недостаточная модулированность речи и стереотипные интонации.

Мелодика

Монотонность речевой мелодики. На фоне постоянного напряжения и тревоги речь теряет музыкальность, стройность, звучность.
Трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний.
Слабые голосовые модуляции — заикающиеся не могут произвольно менять высоту тона.

Темп

Неравномерный темп речи. То он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.
Неправильная постановка логического ударения. Например, преобладание интонации сообщения, замена вопросительной и побудительной интонации на интонацию сообщения.

Ритм:

Периодическое «застревание» на отдельных звуках — это нарушает правильность чередования ударных и безударных слогов, то есть нормальный ритм речи.
Своеобразие паузирования: большая часть пауз располагается внутри слов, между словами и даже на границах законченных фраз паузы часто отсутствуют.
Ошибки при воспроизведении услышанного ритмического рисунка — например, трудности с воспроизведением ритмического рисунка стихотворной фразы в размере дактиля.

Эмоциональная выразительность

Недостаточная эмоциональная окраска речи — заикающиеся изъясняются с помощью застывших интонационных схем и шаблонов.
Трудности восприятия и воспроизведения эмоциональных значений интонации.
Преобладание интонации сообщения — например, замена вопросительной и побудительной интонации на интонацию сообщения.

Акустические характеристики устной речи

Устная речь  — это вербальное (словесное) общение с помощью языковых средств, воспринимаемых на слух. 

Акустические характеристики:

Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи.

Темпо-ритмическая организация речевого потока

Темп — это скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов.
Ритм — это звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов.
Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время.

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением.

Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.