Темпо-ритмическая организация речи - это
управляемая говорящим система, образующая общность особенностей произносимой речи, которая характеризуется постоянным ритмом в периодическом повторении слогов во время речевого выдоха и беспрепятственно модулированным темпом, подходящим возрастной норме.
В норме темпо‑ритмическая система формируется постепенно в процессе речевого онтогенеза:
3 года — появление способности к восприятию и воспроизведению темпа;
4 года — восприятие и воспроизведение акцентированных и неакцентированных звуковых рядов;
5 лет — воспроизведение ритмического рисунка;
старший дошкольный возраст — владение интонацией, логическим ударением, изменением высоты голоса.
Темп речи - это
скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.
Нормальный
Быстрый
Медленный
В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением.
Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время.
1. «Дыхательная пауза» это момент, когда в процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей.
2. Паузы хезитации - это паузы, характеризующие период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи, а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне, т.е. длительность пауз отражает мыслительную активность говорящего.
Ритм - это
упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Ритм:
ПРОСТОЙ- Содержит один ударный слог и складывается из простых ритмических структур.
СЛОЖНЫЙ- Входят два и более ударных слога
Заикание относится к нарушениям темпа и ритма речи (просодики), характеризующимся прерывистостью речи, вызванной судорожными спазмами (пароксизмами) мышц речевого аппарата.
Строение периферического речевого аппарата
Дыхательный: составляет энергетическую основу речи, обеспечивая так называемое речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы. Легкие обеспечивают определенное подсвязочное давление воздуха. Оно необходимо для работы голосовых складок, модуляций голоса и изменений его тональности.
Фонаторный: представлен гортанью и ее голосовыми складками. Вне речи складки раздвинуты. При фонации голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные движения. Именно колебательные движения голосовых складок и порождают звуковые волны.
Артикуляционный: представлен полостью pтa, нижнeй челюстью, языком, губами, глоткой и мягким небом.
Основную роль в произнесении речевых звуков играют мышцы языка. Кроме него, в артикуляторном акте принимают участие мышцы губ и щек, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть и мышцы шеи.
Каждый из этих отделов необходим для правильного произношения звуков и слов, нарушение работы любого из них может привести к возникновению дефектов речи, включая заикание.
Центральные механизмы заикания
Премоторная зона коры головного мозга (область Брока): повреждение или недостаточность этой зоны способствует возникновению трудностей в плавности речи.
Базальные ядра: Участвуют в интеграции двигательной активности и обеспечении гладкой смены положений артикуляционных органов. Их поражение приводит к ухудшению автоматизма произношения.
Афферентные пути слухового анализа: Проблемы в восприятии собственного голоса приводят к нарушению обратной связи, необходимой для точной настройки звучания.
Периферические механизмы заикания
Повышенное напряжение мышц речевого аппарата: Дисплазия мускулатуры лица, гиперчувствительность тканей глотки и мягкого нёба вызывают избыточное сопротивление движению органов, приводящее к застреванию звука.
Неправильная работа дыхательного центра: Неритмичность вдоха-выдоха нарушает баланс потока воздуха, необходимого для фонации.
Психоэмоциональная лабильность: Высокий уровень тревожности усиливает реакцию организма на стрессовые ситуации, увеличивая вероятность появления симптомов заикания.
Анатомо-физиологические механизмы речи представляют собой систему, зависящую от согласованной работы центрального и периферического аппаратов. Любой сбой в функционировании этих систем может вызвать нарушение речи, такое как заикание.
Интонация - это
ритмико-мелодическая структура речи, которая помогает выразить содержание высказывания, подчеркнуть эмоциональную окраску и логические акценты. Она включает совокупность просодических средств речи: тона, темпа, громкости, пауз, логического ударения и ритма.
Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его:
грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная);
модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения);
выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.)
указания на его эмоциональную окраску (восклицательная интонация).
Интонация включает следующие компоненты:
Интонационная сторона речи
Ритм
Темп
Ударение
Тембр
Пауза
Мелодика
Интенсивность
Функции интонации:
1) (показывает законченность или незаконченность предложения)
2) (выражает побуждение, вопрос или повествование)
3) (выражает перечисление, вводность, пояснение, сопоставление)
4) выражает эмоциональную окраску предложения
6) характеризует говорящего и ситуацию в целом
Некоторые виды интонации:
Повествовательная — завершается понижением тона, например: «Сегодня мы пойдём в парк».
Вопросительная — повышение тона на конце предложения, например: «Ты был в музее?».
Побудительная — выражает приказ, просьбу или призыв, например: «Сделайте это сейчас!».
Восклицательная — повышение громкости, часто сопровождается эмоциональной окраской, например: «Какое красивое утро!».
При заикании нарушаются компоненты интонации. Это связано с судорожным состоянием мышц речевого аппарата, которое приводит к прерыванию речевого потока.
Особенности интонации при заикании зависят от клинических форм нарушения:
При невротическом заикании — нарушение тембра (глухость, охриплость), изменение силы и громкости, использование несвойственного регистра.
При неврозоподобном заикании — недостаточная модулированность речи и стереотипные интонации.
Мелодика
Монотонность речевой мелодики. На фоне постоянного напряжения и тревоги речь теряет музыкальность, стройность, звучность.
Трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний.
Слабые голосовые модуляции — заикающиеся не могут произвольно менять высоту тона.
Темп
Неравномерный темп речи. То он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.
Неправильная постановка логического ударения. Например, преобладание интонации сообщения, замена вопросительной и побудительной интонации на интонацию сообщения.
Ритм:
Периодическое «застревание» на отдельных звуках — это нарушает правильность чередования ударных и безударных слогов, то есть нормальный ритм речи.
Своеобразие паузирования: большая часть пауз располагается внутри слов, между словами и даже на границах законченных фраз паузы часто отсутствуют.
Ошибки при воспроизведении услышанного ритмического рисунка — например, трудности с воспроизведением ритмического рисунка стихотворной фразы в размере дактиля.
Эмоциональная выразительность
Недостаточная эмоциональная окраска речи — заикающиеся изъясняются с помощью застывших интонационных схем и шаблонов.
Трудности восприятия и воспроизведения эмоциональных значений интонации.
Преобладание интонации сообщения — например, замена вопросительной и побудительной интонации на интонацию сообщения.
Устная речь — это вербальное (словесное) общение с помощью языковых средств, воспринимаемых на слух.
Акустические характеристики:
Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи.
Темпо-ритмическая организация речевого потока
Темп — это скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов.
Ритм — это звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов.
Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время.
В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.