УДК 376
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Пухлякова Т.Е.
студент МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия
Научный руководитель: Кувшинов И.А.,
доцент кафедры дошкольного и специального образования
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия
Аннотация: в статье рассматривается влияние метода сказкотерапия на
развитие связной речи детей с задержкой психического развития. Дано определение сказкотерапии, условия и приёмы необходимые для осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии. Показана эффективность применения данного метода в работе с детьми с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития, сказкотерапия, сказка, старший дошкольный возраст, связная речь, коррекционная педагогика
FAIRY TALE THERAPY AS A MEANS OF DEVELOPING CONNECTED SPEECH IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Pukhlyakova T.E.
Abstract: The article examines the influence of the fairy tale therapy method on the development of coherent speech in children with mental retardation. The definition of fairy tale therapy, the conditions and techniques necessary for the implementation of correctional and developmental work with older preschool children through fairy tale therapy are given. The effectiveness of this method in working with children with mental retardation has been shown.
Key words: mental retardation, fairy tale therapy, fairy tale, senior preschool age, coherent speech, correctional pedagogy.
К числу важнейших задач коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, согласно ФГОС ДО [1], относится формирование у них связной речи. Владение связной речью – важнейшее достижение в речевом воспитании дошкольников.
Известный Швейцарский психолог Жан Пиаже выделил четыре стадии интеллектуального развития человека:
- стадия сенсомоторного интеллекта;
- период дооперациональных представлений;
- период конкретных операций;
- период формальных операций.
Первые две стадии проявления допонятийного мышления проходит ребёнком за первые семь лет жизни. В это время дети оперируют конкретными предметами, их суждения категоричны и не связаны логической цепочкой.
Появление же абстрактного мышления выводит человека на следующий уровень развития. И сделать этот важный жизненный рывок нам помогают сказки, они развивают речь, фантазию, воображение. Учат размышлять, но на этом польза сказок не заканчивается, когда взрослые люди обращаются к сказкам.
В сказке зашифровано знание про жизнь. Про самого человека. Как он общается с миром, с собой, с природой.
Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с ЗПР является сказкотерапия. Она позволяет расширять кругозор, формировать целостные представления об окружающем мире, оказывать влияния на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сферы [4, с. 8].
Проблемы психолого-педагогического характера решаются через проигрывание сказок, сочинение сказочных историй, обсуждение сюжетной линии и героев, разрешение конфликтных ситуаций. Сказка играет большую роль в жизни дошкольника, в его психическом развитии.
Важнейший сдвиг, который происходит в дошкольном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Слушание сказки, наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность
Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению нового и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка.
Велико значение сказкотерапии при работе с работы с детьми с задержкой психического развития, имеющими нарушения речи
Она позволяет расширять кругозор, формировать целостные представления об окружающем мире, оказывать влияния на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сферы [5, с. 8].
С помощью сказкотерапии можно выявить психическое развитие ребенка, отношение к себе и окружающим, скрытые мотивы поведения. Применение данного метода позволяет решать ряд педагогических и психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста с ЗПР. [2, с. 54].
Лучше в работе применять простые, известные детям сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» и т.д.; сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей; возможность использования элементов сюжета для самостоятельного проигрывания.
Для успешной реализации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития, имеющими нарушения речи, необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и оканчивая более сложными, при этом необходимо учитывать следующие условия:
- наличие материальной базы: методическая литература, художественная литература, ТСО, хорошо освещенное помещение, освобожденное от мебели.
- наличие практических материалов, разработанных для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (хорошо продуманные конспекты занятий с точки зрения его целей, задач);
-применение различных способов активизации детей на занятии: артикуляционная гимнастика, пальчиковые, дидактические и хороводные игры, самостоятельное проигрывание сюжетов сказки и др.
- организация предметно – развивающей среды на занятии и насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки
- регулярность проведения;
- содержание сказок должно соответствовать возрасту и потребностям ребёнка.
После проведённой диагностики уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по пяти критериям было выявлены нарушения по всем параметрам (Таблица 1)
Таблица 1 – Диагностирующая карта
|
Критерии |
Показатели |
Диагностические задания |
|
Лексико-грамматическая составляющая речи |
– способность правильно грамматически строить предложения; – способность правильно употреблять слова |
Диагностическое задание 1. Составление рассказа по трём картинкам (В.П. Глухов) |
|
Связность речи |
– способность последовательно излагать сообщение; – способность осуществлять логико-смысловое структурирование |
Диагностическое задание 2. Пересказ сказки «Бременские музыканты» (О.М. Дьяченко) |
|
Содержательность речи |
объём высказывания; – полнота высказывания |
Диагностическое задание 3. «Опиши картинку» (Д.Б. Эльконин) |
|
Разнообразие языковых средств |
– способность употреблять в речи синонимы; – способность употреблять в речи эпитеты |
Диагностическое задание 4. «Какой …?» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) |
|
Темп речи |
– частота длительных пауз; – общая скорость речи |
Диагностическое задание 5. Сочинение рассказа на основе личного опыта (В.П. Глухов) |
Обобщенные результаты исследования уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития наглядно отображены на рисунке 1

Рисунок - 1 Обобщенные результаты исследования уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Учитывая результаты исследования, были созданы следующие условия, направленные на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психической развития использовать:
- познакомилась и выбрала методическую литературу по применению сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития, подобрала художественную литературу, аудио и видеоматериалы;
- разработала практические материалы, для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты, презентации)
- разработала и создала картотеки артикуляционных гимнастик, пальчиковых, дидактических, театрализованных и хороводных игр, подготовила маски и костюмы для проигрывания сюжетов;
- в ходе работы над сказкой была организована развивающая среда для самостоятельного обыгрывания сказок.
В коррекционной работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием сказкотерапии были использованы следующие приёмы:
– наличие речевого образца, являющегося источником яркой образной речи: типичные сказочные выражения, пример народной разговорной речи, повторяющиеся песенки, и четкая композиция текста;
– рассматривание иллюстраций к сказке с выделением особенностей внешнего вида, элементов костюма, настроения героя, средств, с помощью которых передается настроение (поза, мимика), о чем разговаривают персонажи, обстановка, в которой происходят события;
– самостоятельное рисование детьми сказочных персонажей и рассказ ребенка о выполнении замысла;
– повторное выборочное чтение отрывков текста сказки с целью уточнения действий, переживаний, содержания разговора героев произведения;
– воспроизведение детьми диалогов персонажей;
– рассказывание отдельных эпизодов сказки, в которых говорят примерно одни и те же слова разных героев (сказка «Три медведя» и передача интонацией особенностей создаваемого образа);
– упражнения на изменение силы голоса: «Ау, ау, Снегурушка» – зовут дети девочку все громче, все дальше уходит она от подружек (сказка «Снегурушка и лиса»);
– разыгрывание маленьких стихов, потешек, дразнилок, что упражняет в произнесении трудных звуков, совершенствует связную диалогическую речь, помогает осваивать разные интонации: просьбы, вопроса, удивления, суждений;
– пересказ сказки по ролям;
– проигрывание слов всех персонажей одним ребенком;
– упражнения в передаче эмоционального состояния сказочных героев. Важным является обсуждение с детьми условий организации игры, а затем и анализ игрового поведения дошкольников – у кого сказочный персонаж получился лучше, кто не забывал слова. Успех игры, овладение ребенком исполнительской деятельностью, а значит, и развитие речи, зависит и от умения педагога с разных позиций проанализировать выбранный для драматизации сказочный текст.
Элементы сказкотерапии в непосредственно образовательную деятельность включались в групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия с каждым ребенком.
Проведённая работа включала следующие этапы:
- подбор сказок, направленных на развитие компонентов связной речи;
-включение работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии в непрерывную образовательную деятельность детей;
-обогащение развивающей предметно-пространственной среды средствами сказкотерапии (иллюстрациями, дидактическими материалами);
- организация и проведения консультаций, мастер-классов для родителей Подводя итог, хотелось бы отметить, что целенаправленная коррекционная работа с использованием сказкотерапии позволяет более эффективно развивать речь у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Результаты представлены на рисунке 2

Рисунок 2 - Обобщенные результаты исследования уровня развития связной речи у детей дошкольного с задержкой психического развития возраста посредством сказкотерапии
Список использованных источников
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/2318225/ (дата обращения 14.11.2020)
2. Брун, Б.И.Использование сказок в психотерапии: учебник / Б.И. Брун. – М.: 2019. – 102 с. – ISBN 978-5-892-26585-3. – Текст: непосредственный.
3. Быстрова, Г.А. Логосказки: учебное пособие /Г.А. Быстрова. – СПб.: КАРО, 2020. – 128 с.: ил. – ISBN 928-5-9867-2156-7 – Текст: непосредственный.
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии: учебник /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2018. – 176 с.: ил. – ISBN 978-5-9973-4489-4. – Текст: непосредственный.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству: теория и практика по сказкотерапии: учебник / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Златоуст, 2018. – 352 с.: ил. – ISBN 878-8-936594-07-9. – Текст: непосредственный.
6. Слепович, Е.С. Логосказки: учебное пособие: кн. для учителя / Е.С. Слепович. – М.: Просвещение, 2017. – 64 с. – ISSN 1684-6435. – Текст: непосредственный.
© Т.Е. Пухлякова 2020-05
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.