Паспорт конкурсной работы
Название работы: «Донские казачьи посиделки»
Автор работы: Плешакова Евгения Александровна
Должность: учитель начальных классов I квалификационной категории
Наименование организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8
Субъект Российской Федерации: Ростовская область, г. Миллерово
Актуальность избранной проблемы: Казачество — наиболее сильная и активная часть русского народа, первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси. От древних стен Азова до современности, через лишения и испытания пронесли свою самобытную и колоритную культуру кубанские, запорожские, донские казаки и сделали ее неотъемлемой частью великой культуры России. До нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества. Что-то сохранилось в быту по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно. Но основополагающие принципы существования казачества известны своим богатством и разнообразием. И знакомить детей с обычаями и традициями казачьей культуры жизненно необходимо, так как эти знания помогают в воспитании гражданской идентичности школьников, позволяют не нарушать связи поколений, передавать традиции казачества, отслеживать процессы воспитания и обучения юных казачат и казачек, воздействуя на них всем обществом, не прекращать обучение и воспитание до конца дней своих. В итоге — отсутствие в казачестве проблемы «отцов и детей», передача традиций в первозданном виде из поколения в поколение.
Цель и задачи методической разработки:
Познакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям. Мероприятие рассчитано на учащихся 4 класса.
Материал: класс оформлен в
виде казачьих посиделок.
Ход мероприятия
Слайд 1-2 (Звучит
музыка)
Учитель:
Дорогие гости сегодня мы приглашаем вас на НАШИ РОДНЫЕ ДОНСКИЕ казачьи
посиделки! На завалинках в светелках
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых
Любили казаки, да что там говорить, любят и сейчас
Собраться в светёлке, поговорить, повеселиться.
Казачка: Здорово дневали! (кланяется)
Казак: Здорово ночевали! (кланяется)
К-ка: Есть у нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы мимолетной моды –
От души они, от доброты.
К-к: Гость, войди, (3-4 слайд)
Традиций не нарушив!
Мы всегда чайку попьем.
Всем известно- казаков радушие:
Хлебосольство и открытый дом.
К-ка: И вот сегодня
вечерком
Мы дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником
Каравай мы вам подносим.
Поклоняясь, отведать просим.
Учитель: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные
люди, удалые) Откуда они появились? (5 слайд)
Давным-давно вдоль берега реки Дон стали селится беглые крепостные люди,
которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить
свои семьи. Вот и бежали люди в степи, где было много дичи. Селились сначала на
островах, вблизи рек.
Исполнение песни «Как за Доном, за рекой казаки гуляют»
Как за Доном, за рекой казаки гуляют
Е-ей живо не робей казаки гуляют
Е-ей живо не робей казаки гуляют
Казаки не простаки вольные ребята
Е-ей живо не робей вольные ребята
Е-ей живо не робей вольные ребята
У них шапки тумаком, но живут богато
Е-ей живо не робей но живут богато
Они выпьют, посидят про горя забудут
Е-ей живо не робей про горя забудут
Е-ей живо не робей про горя забудут
И калёную стрелу всё за Дон пущают
Е-ей живо не робей всё за Дон пущают
Е-ей живо не робей всё за Дон пущают
Как за Доном за рекой казаки гуляют
Е-ей живо не робей казаки гуляют
Е-ей живо не робей казаки гуляют
Ученик 1: А еще любят казаки повеселиться, счастьем поделиться.
(6,7, 8 слайд)
В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще меда.
В природе ярких красок мало.
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.
Пусть облетели тополя.
Я у степной твержу криницы:
"Благословенной будь земля.
Где довелося нам родиться''
Ученик 2:
(9, 10, 11, 12 слайд)
Вы бывали на Юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.
А зори алые встают играючи.
Станицы вольные и вольный Дон.
Мужчины храбрые; казачки жгучие.
Хранят и славят Русь с былых времен.
Исполняется пеня
«Юта-Любимый мой»
( слайд 13)
Солнце да яркое белое гори,
Ой ночи тёмные, да горячи объятья.
Сердце да девичье ты заговорил,
Ой мама маменька да не умею врать я.
Любимый мой, лети как вольный ветер,
Казачья кровь да конь твой вороной.
Любимый мой один такой на свете,
Да не судьба нам вместе быть с тобой
Любимый мой, любимый мой.
Степь да ковыль до самой до зари,
Долго ли, коротко, а на двоих дорога.
Сердце да девичье ты заговорил,
Ой люди добрые да не судите строго.
Любимый мой, лети как вольный ветер,
Казачья кровь да конь твой вороной.
Любимый мой, любимый мой.
Учитель: Есть у казаков интересные народные игры. Из поколения в поколение передаются они. И любят казаки и казачки играть в такие игры.
И вот одна из них. Называется она «Гори, гори пень!» Играя в эту игру, выбирали молодые казаки себе пару среди молодых казачек.
Давайте и мы
поиграем в эту игру. (Дети играют) ( слайд 14).
Ученик:
(слайд 15, 16, 17, 18,19)
Родная степь!
Бескрайние покосы!
Кузнечики звенят, как камыши.
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чем-то ковыли.
Откуда Дон берет свое начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет,
Из под травы земли Московской
С Ивана-озера течет.
Мой край донской с садами белыми,
Мне любо все и глаз не оторвать,
Я помню все, и где бы ни был я
Слова любви мне хочется сказать.
Любимый край степной, любимый край донской,
и луг цветущий здесь весной, и степь донская всегда со мной.
И вся вот эта красота - казачья Родина моя!
Вед: Веселыми
рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки.
Слайд 20
Ученик: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не
начать ли сказку сначала?
Учитель: Начни
Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать
ли сказку сначала?
Ребенок 2: А я знаю другую сказку.
Ребенок 3: Какую?
Ребенок 2: Мы с тобой шли?
Ребенок 3:Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Где же он?
Ребенок 3:Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой
Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается)
Ребенок 3: Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Так, где кожух? (на повышенном тоне)
Ребенок 3: Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой?
Учитель: И так до бесконечности.
Но не только потешать друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными
людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.
Слайд 21
- Гриб хорош белый, а казак умелый.
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем;
Учитель: Теперь мы с вами узнали некоторые казачьи поговорки.
И конь у казака – его верный друг и помощник
Исполняется песня «Выйду ночью в поле с конем».
Слайд 22
Выйду ночью в поле с конём,
Ночкой тёмной тихо пойдём.
Мы пойдём с конём,
По полю вдвоём,
Мы пойдём с конём по полю вдвоём (х3)
Ночью в поле звёзд благодать,
В поле никого не видать,
Только мы с конём,
По полю идём (х4)
Сяду я верхом на коня,
Ты неси по полю меня.
По бескрайнему, полю моему (х2)
Дай-ка я разок посмотрю,
Где рождает поле зарю.
Ай брусничный свет, алый да рассвет,
Али есть то место, али его нет. (х2)
Полюшко моё, родники.
Дальних деревень огоньки.
Золотая рожь, да кудрявый лён,
Я влюблён в тебя Россия, влюблён. (х2)
Слайд 23
Казак: Одно нам солнце светит,
Одно и небо и земля.
Мы все твои России дети.
Одна великая земля.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо, это солнце.
Этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию-
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой.
Хранить огонь родного очага
И не позарься на костры чужие-
Таким законам наши предки жили
И завещали нам через века.
Славься, славься ты, Русь моя!
Славься, великая наша земля!
Славься, славься из рода в род.
Славься великий наш народ.
Учитель: слайд 24
Выходите, поднимайтесь,
Да в веселый пляс пускайтесь!
Каблучками чек, чек, чек!
Нам станцуйте
«Казачок» ( Исполняется танец под песню «Казачок»)
Учитель:
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем!
(Слайд 25-31)
1. Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
2. На чужой спине едет, на своей груз везет?(Седло)
3. На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)
4. Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)
5. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)
6. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без
дела валяется? (Ведра и коромысло)
Учитель:
Молодцы, поиграли, загадки отгадали.
А теперь пришел черед
поиграть частушки.
Музыка (Частушки)
1. Щука плавает в Дону.
Спит на яблоне в саду...
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.
2.Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес,
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.
3. Из-за Дона, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках
Внуки на козлятках.
4. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.
5.Сидит ежик на березе -
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.
6. Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора.
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
7. Ходит милый по деревне,
Ходит, улыбается,
Оказалось, зубы вставил,
Рот не закрывается.
8. Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.
9. Ой, бяда, бяда-
В огороде лебяда,
Черемушка белая,
Что любовь наделала?
10. Раньше были русы косы
У моей у милочки,
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.
11.Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр.
Вот устроили базар.
12. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Учитель:
Прекрасна наша родина-
наш донской любимый край.
Казачка:
Ты – Дон, ты – наша Родина
Нет тебя прекрасней.
Нет земли богаче и щедрей,
Ты – жемчужина страны моей!
Бескрайни донские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,
Край Ростовский – Родина моя!
Казачка:
Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!
Все:
Любим мы Дон всегда!
Казаки мы – хоть куда!
Казак и казачка (хором)
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.