Методическая статья "Привитие интереса к урокам литературы посредством музыки"
Оценка 4.9
Научные работы
docx
русская литература
Взрослым
14.02.2018
В статье описаны занимательные приемы, связанные с привитием интереса к урокам литературы посредством музыки. Музыка на уроках литературы помогает обратить внимание на музыкальные картины, образы литературных произведений. При этом можно выработать у студентов понимание роли музыки в развитии сюжета, конфликта, в характеристике героя.Методическая статья "Привитие интереса к урокам литературы посредством музыки"
литература и музыка.docx
Тема
«Музыка на уроках литературы»
На уроках литературы мы любим использовать нетрадиционные методы. У нас
действительно большой популярностью пользуются КВНы, мы проводим вечера,
играем в брейнринг и т.д. Но сегодня хотели бы посвятить свое выступление
искусству, что как сказал Платон, «воодушевляет весь мир и снабжает душу
крыльями». Речь пойдет о музыке, а точнее об использовании музыки на уроках
литературы.
Мы помним, что в далеком прошлом литература и музыка составляли единое
целое. Любое произведение не могло существовать отдельно от музыки. Музыкальное
сопровождение являлось обязательным, и только потом с развитием культуры
произошел процесс расчленения.
Впрочем, художественное слово и сейчас является музыкальным в лирическом
произведении, да и проза может звучать музыкально. Давайте вспомним рассказы
Куприна. У него даже тишина (в «Листригонах») музыкально звучащая. Мелодичные
звуки, музыка волн, потрясающее акустическое восприятие пейзажа.
Что же касается конкретных мелодий (непосредственно музыки), то все мелодии,
звучащие «в контексте романов, рассказов и повестей наших писателей, конечно,
включены в произведения не случайно. Музыка несет информацию и выполняет
определенные функции.
1. Итак, музыкальная тема может использоваться как стержень произведения.
Например, Леонид Андреев «Марсельеза».
2. Музыка используется как дополнительная характеристика литературных
героев. «Матренин двор», «Бесприданница», «Война и мир».
3. Создание литературных произведений по музыкальной структуре (Афанасий
Фет изначально предполагал, что его стихи будут использованы для
романсов). Так и случилось.
В настоящее время ясно определены типы взаимодействия литературы и музыки:
межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана; комплексный подход к воспитанию студентов;
эстетический цикл с занятиями во внеурочное время.
Музыкальный материал (благо технические средства позволяют) можно
использовать систематически на протяжении всего учебного года.
Перед тем, как приступить к анализу литературного произведения, стоит
предложить студентам обратить внимание на музыкальные картины, образы.
Постепенно можно выработать понимание роли музыки в развитии сюжета, конфликта,
в характеристике героя.
К тому же каждое художественное произведение, вышедшее изпод пера
писателя, отражает определенный исторический период. Расширяется кругозор, волей
неволей запоминаются имена композиторов, литературных произведений,
переложенных на музыку.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Первый прием – «приобщение к прекрасному» (Видео «Моя маленькая»)
Исполнитель рэпа или известный поэт (Игра)
Проникновение (попадание) в образ (Гитара)
В поисках истины (Видео «Улетели листья»)
Боремся с заблуждениями (Презентация «Маяковский»)
Новые имена в поэзии и музыке (Гитара)
В заключение хотелось бы привести слова Василия Александровича Сухомлинского:
«Мы не можем переложить свои знания, свои идеи, свои чувства из своей головы в чью
бы то ни было чужую голову и сердце; мы можем только пытаться возбуждать их в
другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую
собственную деятельность, в результате которой получились бы известные мысли и
чувства. Согласитесь, что литература и музыка – лучшие наши помощники в развитии
творческих возможностей студентов и формировании у них нравственноэстетических
ценностей.
Методическая статья "Привитие интереса к урокам литературы посредством музыки"
Методическая статья "Привитие интереса к урокам литературы посредством музыки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.