Инновационная площадка «Профи-парк» как среда для профессионального саморазвития школьника
Михайлова Елена Владимировна,
руководитель проекта «Профи-парк»,
учитель высшей категории,
МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №2»
С 1 сентября 2020 года МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №2» ведет экспериментальную (инновационную) деятельность по проекту «Профи-парк».
Задачи данного проекта заключаются в следующем:
ü Создать условия для образовательного, профессионального, личностного самоопределения обучающихся средствами образовательной деятельности в центре образования и социального партнерства.
ü Разработать и внедрить в практику модель ранней профориентации обучающихся на уровне дошкольного образования, начального общего и основного общего образования включающую реализацию Профи-парк
ü Внедрить в практику модель ранней профилизации обучающихся с 5 класса, включающую углубленное изучение предметов разных направлений, проведение краткосрочных курсов внеурочной деятельности, дополнительного образования на уровне начального общего и основного общего образования, направленных на развитие интеллектуальных способностей обучающихся разным по предметам с целью ранней профилизации и подготовки к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
ü Организовать профессиональные пробы обучающихся основной школы с привлечением социальных партнеров центра образования.
ü Внедрить в практику использование индивидуальных учебных планов на уровне среднего общего образования с учетом потребностей, способностей и планированием дальнейшего карьерного пути обучающихся.
Для реализации данного проекта нами были определены основные направления деятельности:
· Интеграция в образовательный процесс программ предпрофильного, профильного и дополнительного образования.
· Работа педколлектива в сотрудничестве с другими образовательными организациями города по поддержке и развитию одарённых обучающихся и воспитанников.
· Приобщение дошкольников к профориентации через подпрограмму «Профи-град»
· Расширение приоритетных направлений внеурочной деятельности, программ дополнительного образования по формированию гражданской идентичности обучающихся с учетом региональных тенденций и индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Основная идея проекта заключается в профориентации через вовлечение в продуктивно-творческие виды деятельности, в т.ч. на площадках социальных партнёров (ВУЗов, НИИ и производств.) и через сотворчество учителей - предметников и обучающихся (при выполнении проектов, проведении исследований, на основе проектной деятельности и т.д.).
Конечно, несомненно, во многих школах есть профильные и предпрофильные классы, но отличие нашего проекта, что мы начинаем профориентацию с дошкольников и продолжаем ее до старшеклассников. Таким образом, наш проект включает в себя еще работу воспитателей шести дошкольных учреждений, которые входят в наш центр образования, и для этого была создана подпрограмма для дошкольников «ПРОФИ-ГРАД». И второе главное отличие нашего проекта – это индивидуальные маршруты обучения старшеклассников. Таким образом, наша главная цель – создание среды для профессионального самоопределения, реализуется в нашем ЦО в полной мере. Возможно кто-то из ребят реализует свою детскую мечту, а кто-то поймет, что это только мечта, и найдет себя в другой области, но у каждого будет возможность найти именно то, что ему по душе!
Для реализации данного проекта было разработано специальное методическое сопровождение и созданы необходимые условия:
1. Разработка локальных актов, регламентирующих введение ИУП и углубленного изучения предметов с 5 класса.
2. Разработка локальных актов, регламентирующих введение ИУП и углубленного изучения предметов с 5 класса.
3. Разработка и утверждение программы деятельности в рамках инновационно-экспериментального проекта.
4. Проведение входной и итоговой диагностики обучающихся, изучение образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).
5. Подбор и расстановка кадров для углубленного преподавания предметов на основе мониторинга.
6. В учебный план были включены дополнительные предметы:
ü Курс «Введение в химию» 7 класс
ü Курс «Основы медицинской помощи» 6к, 7к, 8МД классы
ü Курс «Программирование» в 8 технологическом классе
ü Курс «Черчение» -8Инженерный и 8Технологический классах
Также была подготовлена техническая и материальная база. Для реализации медицинского и естественно-научного направлений в нашем центре оборудованы: медицинская лаборатория и кабинеты аргоэкологии и гидробиологии.
На данный момент на базе «Муринского центра образования» реализуются следующие направления: медицинское, инженерное, технологическое, естественно-научное направление, гуманитарное, математическое.
Согласно профнаправленности заключены договоры сотрудничества со следующими ВУЗами:
Высшее учебное заведение, с которым заключен договор-сотрудничества |
направление |
2019-20 |
2020-21 |
Санкт-Петербургский горный университет |
Естественно научное
|
+ |
|
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов |
гуманитарное направление |
|
+ |
Санкт-петербургский Политехнический университет им. Петра Великого |
Математическое Инженерное технологический Естественно научное гуманитарное |
+ |
+ |
Санкт-Петербургский экономический университет |
Математическое технологическое гуманитарное |
+ |
+ |
Санкт-Петербургский педиатрический университет Военно-медицинская академия |
Медицинское |
+ |
+ |
Санкт-Петербургский Электротехнический университет «ЛЭТИ» (без договора) |
Инженерное, естественно-научное |
+ |
+ |
РГПУ им. Герцена (без договора) |
Гуманитарное Естественно-научное |
+ |
+ |
Университет «РЕАВИЗ» |
Медицинское |
|
+ |
Санкт-Петербургский институт кино и телевидения |
Гуманитарное и творческое направление |
|
+ |
Ребята активно принимают участие в мероприятиях, которые предлагают университеты, и уже осознанно делают свой выбор профессии.
По итогам реализации проекта в средней и старшей школе за 2020-21 учебный год:
1. Расширили спектр образовательных услуг по профильному и предпрофильному обучению (кружки, клубы, элективные курсы и секции по направлениям) «Робототехника», «Программирование», «Черчение», «Основы медицинской помощи», «Введение в химию», «Латинский язык», «Китайский язык».
2. Выросла доля обучающихся, участвующих в реализации проектов естественно научной, инженерной и лингвистической направленности (участие в конкурсном движении проектов и исследовательских работ).
Место проведения |
Мероприятие |
Количество участников |
РГПУ им. Герцена |
Научная городская конференция по иностранным языкам «Мосты дружбы» (гуманитарное направление) |
12 |
МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №2» |
Межшкольная проектно-исследовательская конференция «Тропой открытий» (межпредметное, естественно-научное, инженерное, гуманитарное направление) |
18 |
МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №2» |
Школьный фестиваль – выставка проектных работ «Потомки Леонардо» (межпредметное, естественно-научное, инженерное, гуманитарное направление) |
25 |
МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №2» |
Индивидуальные проекты. Защита на аттестат. (11 классы) (межпредметное, естественно-научное, инженерное, гуманитарное направление) |
Все выпускники -116 |
ГБОУ «Инженерно-техническая школа №777» Санкт-Петербурга |
Всероссийская научно-практическая конференция школьников «Школьная лига ИТШ-ЛЭТИ» (естественно-научное) |
3 |
Санкт-Петербургский Горный университет и центр «Интеллект» |
Всероссийский конкурс научно-технических проектов учащихся «Большие вызовы» (естественно-научное) |
3 |
3. В этом году были определены восьмые предпрофильные классы по направлениям.
4. Увеличилась доля школьников, которые приняли участие в открытых он-лайн уроках «Проектория», направленных на раннюю профориентацию
5. Возросла доля старшеклассников, участвующих в проекте «Билет в будущее»
6. По предварительным данным возросло количество выпускников, которые планируют поступление на бюджетные места в ВУЗы по естественно-научной, инженерной и лингвистической направленности.
7. Началась реализация индивидуальных образовательных траекторий развития (2-е полугодие индивидуальное расписание 11 классы), увеличилось количество призеров и победителей ВОШ
|
2019-2020 |
2020-2021 |
Школьный этап |
Участников – 816 Победителей – 68 призеров - 138 |
Участников – 925 победителей - 110 призеров - 353 |
Муниципальный этап |
участников -106 победителей-3 призеров- 20 |
Участников -159 победителей-8 призеров -31 |
Региональный этап |
участников – 5 победитель-1 призер-1 |
участников-17 победителей-0 пизеров-5 |
8. В этом году заключили договоры-сотрудничества еще с двумя Вузами (Гуманитарный университет Профсоюзов – гуманитарное направление, Институт кино и телевидения с целью развития творческого потенциала) Количество официальных договоров с ВУЗами Санкт-Петербурга - 6
9. Возросло число программ, реализуемых в форме сетевого обучения (сетевая конференция «Тропою открытий», Проект «Президентская библиотека» и «Университет-школьникам» и другие)
10. Разработана и успешно реализуется программа ранней профориентации на уровне ДОУ – «Профи-град», а именно:
ü Была разработана программа по ранней профориентации дошкольников «Профи-град»
ü Разработано перспективное планирование воспитательно-образовательной деятельности со всеми участниками образовательных отношений. Работа по ранней профориентации дошкольников проходит через всю воспитательно-образовательную деятельность по лексическим темам. Знакомство с профессиями входит во все образовательные темы Основной образовательной программы дошкольного образования. Работа по ранней профориентации включена в календарные планы воспитателей на группах – это включение задач по профориентации в планы занятий, организация совместной и самостоятельной деятельности дошкольников в течение дня.
ü Проведена работа по обогащению предметно-развивающей среды в группах: оформлены уголки «Я – исследователь», «Литературный уголок», «Уголок конструирования и моделирования», «Познавательный уголок», «Музыкальный уголок», «Театральный уголок», «Уголок художественно-эстетического развития», «Спортивный уголок», «Уголок настольно-печатных игр», «Уголок природы».
ü Начато формирование «Методической копилки» дидактических игр и пособий.
ü Педагоги дошкольного отделения работают над своим образованием через углубленную работу над выбранными методическими темами, а также через просмотр вебинаров на интернет-платформах «Воспитатели России», «Детский сад 2100», «Ассоциация руководителей образовательных организаций», «DIDAKTICUM», «Актион-пресс», прошли курсы повышения квалификации в ЛОИРО.
ü С родителями реализованы детско-родительские проекты:
ü Участие детей в конкурсном движении
1. Муниципальный детско-юношеский фестиваль «Русская сказка», Январь 20 участников
2. Муниципальный этап детско-юношеского конкурса ПДД «Дорога и мы»
3. «Дорожная карусель» февраль (победители Дипломы 2 чел.)
4. Муниципальный этап XVIII Всероссийского творческого конкурса по пожарной безопасности «Неопалимая купина» Март (победители Дипломы 2 чел.)
5. IV Муниципальный фестиваль «Русские узоры» (участники 21 чел.)
6. Школьная творческая Олимпиада (ноябрь 2020)
7. Школьный конкурс «Мы – будущее России» (10 победителей) (май 2021)
В результате проведенной работы в ДОУ были достигнуты следующие результаты:
Дети показывают высокую осведомленность о трудовой деятельности взрослых:
• называют профессии разных сфер;
• различают профессии по существенным признакам;
• называют профессионально важные качества представителей разных профессий;
• выделяют структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
• понимают взаимосвязь различных видов труда и профессий;
• осознают роль труда в благополучии человека;
• имеют представление о семейном бюджете и назначении денег;
• моделируют в игре отношения между людьми разных профессий;
• участвуют в посильной трудовой деятельности взрослых в группе и в семье;
• эмоционально положительно относятся к трудовой деятельности, труду в целом;
• демонстрируют осознанный способ безопасного поведения в быту.
В конце года была проведена диагностика эффективности работы проекта и мониторинг деятельности творческой группы «Профи-парк».
Мониторинг старшеклассников показывает:
· Профессиональное самоопределение: 89% выпускников (из 116 человек) окончательно определились со своей будущей профессией.
· Общий уровень тревожности перед поступлением в ВУЗы: средний и низкий.
Осведомленность
и умелость |
Всего |
Способность к |
Всего |
Экзаменационная |
Всего |
ВЫСОКИЙ |
100 |
ВЫСОКИЙ |
8 |
ВЫСОКИЙ |
0 |
ВЫШЕ СРЕДНЕГО |
16 |
ВЫШЕ СРЕДНЕГО |
100 |
ВЫШЕ СРЕДНЕГО |
10 |
СРЕДНИЙ |
0 |
СРЕДНИЙ |
8 |
СРЕДНИЙ |
90 |
НИЗКИЙ |
0 |
НИЗКИЙ |
0 |
НИЗКИЙ |
10 |
ОЧЕНЬ НИЗКИЙ |
0 |
ОЧЕНЬ НИЗКИЙ |
0 |
ОЧЕНЬ НИЗКИЙ |
6 |
Нами были определены и поставлены задачи на следующий 2021-2022 учебный год:
1. Продолжать работу по профориентации школьников, уделить внимание на начальную школу
2. Повышать профессиональную компетентность педагогов ДО.
3. Пополнять методическую копилку дидактическими и методическими материалами.
4. Расширить профориентацию школьников, не только с ВУЗами, но и в сотрудничестве с предприятиями.
5. Разработать и внедрить индивидуальные маршруты для старшеклассников.
Общие выводы:
Основываясь на результатах диагностики проведенной с целью выявить эффективность работы над инновационным проектом «Профи-парк» в 2020-21 учебном году, можно сделать следующие выводы:
1. Поставленные цели проекта «Профи-парк» на данный год достигнуты, проект реализуется успешно и показывает положительные результаты.
2. Работу творческой группы данного проекта можно признать удовлетворительной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.