Методические рекомендации «Особенности организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми с нарушением ОДА (плоскостопие, сколиоз)»
Оценка 4.8

Методические рекомендации «Особенности организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми с нарушением ОДА (плоскостопие, сколиоз)»

Оценка 4.8
docx
24.08.2021
Методические рекомендации «Особенности организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми с нарушением ОДА (плоскостопие, сколиоз)»
Методические рекомендации.docx

Методические рекомендации «Особенности организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми с нарушением ОДА (плоскостопиесколиоз

 

Особенности организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми с нарушением ОДА (плоскостопиесколиоз)

На сегодняшний день целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. На сегодняшний день около 80% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Появление плоскостопиянарушений осанки, дефектов опорно-двигательного аппарата – это одна из причин неправильного физического развития в годы раннего детства. Почему у современных детей часто наблюдается нарушение опорно-двигательного аппарата? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища. Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Основным средством коррекционно-оздоровительной работы в ДОУ являются физические упражнения. В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка.На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика, бассейн.

Формы работы с детьми по коррекции ОДА

1. Использование различных форм организации физкультурно-оздоровительной работы в группе: самомассаж, физминутки, динамические паузы, гимнастика для стоп перед утренней зарядкой, корригирующие упражнения, закаливание после сна. Данную деятельность осуществляет воспитатель. Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Воспитатель рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важно корригировать свою осанку для нормального функционирования внутренних органов и систем. На первых занятиях нужно научить детей правильно принимать основные исходные положения, лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке, стоя. В каждом последующем занятии вспоминаем все, что прошли на предыдущем. В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Их учат элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.

2. Работа по ЛФК - по подгруппам 1 раз в неделю.Данная деятельность состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть состоит из несложных общеразвивающих и корригирующих упражнений, различных видов ходьбы. В основную часть входят корригирующие упражнения, соответствующие нарушению ОДА, из различных исходных положений. Дозировка упражнений зависит от самочувствия ребенка,а также от временного периода: в начале и конце года среднее количество повторений, а в середине года большее количество повторений. Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, на ощущение правильной осанки, дыхательных и специальных упражнений, игр малой подвижности.

Виды физических упражнений, используемые в коррекционно-профилактической работе с детьми, имеющими нарушения ОДА:

• В равновесии;

• Корригирующие;

• На растягивание;

• На расслабление;

• Дыхательные;

• Спортивно-прикладные (ходьба, бег, лазанье и ползанье, плавание, метание, катание на лыжах);

• Общеразвивающие и общеукрепляющие.

Дети очень легко запоминают упражнения и быстро усваивают, как необходимо его выполнять, если оно имеет образное название, например, «Звери на водопое»«Рыбка»«Велосипед» и т. д. С детьмипроводятся тематические занятия«Путешествие по городу»«Туристы»«Морское царство»«Палочка-выручалочка» и т. п.

3. Одним из эффективных средств профилактики и предупреждения нарушений ОДА является использование плавательных упражнений, направленных на общее оздоровление ребенка, правильное и своевременное развитие у него различных двигательных навыков. Плавание для детей дошкольного возраста является профилактикой дефектов осанки, сколиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата. Во время плавания вода делает тело ребенка легким. Давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник снижается. Мягкие движения ногами обеспечивают разностороннюю нагрузку на нижние конечности, создавая, таким образом, условия для формирования и укрепления твердой опоры для ног. При плавании большая динамическая работа ногами в безопорном положении оказывает укрепляющее воздействие на стопу и предупреждает плоскостопие. Кроме того, плавание развивает координацию, ритмичность движений. Важным является и температурное воздействие водной среды. Теплая вода снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно, а постепенное понижение температуры служит закаливающим фактором. Игра является одним из основных средств обучения плаванию, прекрасным стимулятором их познавательной и двигательной активности. Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи. Игры на воде появились в давние времена; И до сих пор остаются интересным развлечением во время купания, эффективным средством физического развития и закаливания. Во время игр в активную работу включается вся скелетная мускулатура, повышается сердечнососудистая деятельность. Так же как купание и плавание, игры используют для лечения и профилактики различных заболеваний. Не умеющим же плавать игра поможет преодолеть естественный страх перед водой, воспитать решительность и волю. Многие игры способствуют совершенствованию тех или иных способов плавания. Каждое занятие для детей большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывают ребенку игрушки и атрибуты. Плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки, независимо от степени и вида искривления.

При обучении плаванию можно использовать следующие игры на воде«Я плыву»«Звездочка»«Буксир»«Море, берег, парус»«Поднять паруса»«Рыбки и акула»;на суше: плавание «Брасом»«Рыбка»«Морская звезда»«Кораблик»«Ныряльщик за жемчугом»;серия упражнений для укрепления мышц брюшного пресса«Русалочка»«Катамаран»«Медуза»«Кальмар»«Кит».

Плавание организуется в рамках кружковой работы «Поплавок», проводятся 2 раза в неделю и состоят из разминки на суши, а также упражнений в воде с музыкальным сопровождением с элементами Аква аэробики.

Итак, плавание – мощный эмоционально положительный фактор, который позволяет решать важные для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата задачи. Плавание способствует коррекции нарушения осанки в разгрузочном положении позвоночника; предупреждению плоскостопия, снятию мышечного тонуса, оказывает закаливающие действие, облегчает адаптацию к водной среде.

Получить положительный результат оздоровления детей мы можем только в совместной работе с родителями. Необходимо не только в детском саду, но и дома в повседневной жизни создавать необходимые условия для правильного полноценного физического развития ребёнка:

• общее укрепление организма (рациональное питание, длительное пребывание на свежем воздухе, разнообразная двигательная активность,

• правильный подбор обуви для ребенка,

• массаж,

• проведение закаливающих процедур (босохождение по различным поверхностям, ножные ванны,

• специальные упражнения для укрепления мышц стопы и пальцев,

• использование тренажеров для стоп, в том числе нетрадиционного оборудования, которое легко изготовить в домашних условиях и мн. др.

С целью установления единых подходов в укреплении здоровья детей в детском саду регулярно проводятся родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры, спортивные досуги, праздники и развлечения. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек и нетрадиционного физкультурного оборудования.

Внимательное отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями, личный пример родителей позитивно влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Родителям необходимо помнить об этом, вместе с детьми делать дома утреннюю гимнастику, вместе играть и гулять.


 

Методические рекомендации «Особенности организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми с нарушением

Методические рекомендации «Особенности организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми с нарушением

В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем , с тем, что полезно и что вредно для организма

В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем , с тем, что полезно и что вредно для организма

Во время плавания вода делает тело ребенка легким

Во время плавания вода делает тело ребенка легким

Итак, плавание – мощный эмоционально положительный фактор, который позволяет решать важные для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата задачи

Итак, плавание – мощный эмоционально положительный фактор, который позволяет решать важные для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата задачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2021