Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание» (разделы обществознание, право)
Оценка 4.9

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание» (разделы обществознание, право)

Оценка 4.9
docx
обществознание
9 кл—11 кл
02.12.2021
Методические рекомендации  по организации самостоятельной работы студентов по  общеобразовательной дисциплине «Обществознание» (разделы обществознание, право)
Мр по СРС обществознание и право.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов

по  общеобразовательной дисциплине

«Обществознание» (разделы обществознание, право)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Мирный, 2017

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по  учебной дисциплине «Обществознание» разработаны для студентов по  среднего профессионального образования, с учетом примерной программы «Обществознание», разработанной Федеральным институтом развития образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации

 

 

Разработчик:

Москалёв А.В., преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям, реализуемым образовательным учреждением.

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы адресованы  студентам очной формы обучения.

Методические указания включают в себя различные виды внеаудиторной самостоятельной работы, указания по их выполнению, контрольные вопросы и формы контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания для самостоятельной работы студентов учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» составлены в соответствии с рабочей программой. Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов среднего звена по специальностям и профессиям

Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних работ.

В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня - научить студентов работать самостоятельно, планомерно работать над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой, Интернет-ресурсами и т.д., активно участвовать в исследовательской работе.

Методические указания  направлено на достижение следующих целей:

•          воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам РФ;

•          развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной  культуры подростка;

•          углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

•          умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

•          содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

•          формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

•          применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.


Введение

 

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

 

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий      студентов.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

·           систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

·           углубления и расширения теоретических знаний;

·           формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

·           развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

·           формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

·           развития исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, без его непосредственного участия.

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине  ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ созданы Вам в помощь для работы.

Приступая к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, Вы должны внимательно ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования.

В результате освоения дисциплины ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Вы должны:

знать/понимать:

-        биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

-        тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

-        необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

-        особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

-        характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

-        анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

-        объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

-        раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

-        осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

-        оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

-        формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

-        подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

-        применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-        успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

-        совершенствования собственной познавательной деятельности;

-        критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

-        решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

-        ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

-        предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

-        оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

-        реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у Вас должны быть сформированы общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

·                    для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа, использование компьютерной техники и Интернета и др.;

·                    для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов ответов; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

·                    для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение схем; решение ситуационных задач; подготовка  к деловым играм.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

Все задания внеаудиторной самостоятельной работы Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные результаты по приведенной методике.

Отчет о выполнении внеаудиторной самостоятельной работы Вы должны выполнить по приведенному алгоритму.

 

Внимание! Если в процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя.

                                                                                                            

 

Желаем Вам успехов!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

1. Подготовка сообщения, используя СМИ, о молодежных проблемах.

2. Составление схемы «Потребности человека».

В данном задании изобразите схематически свои основные роли в обществе.

3.Решение межличностных конфликтных ситуаций с учетом опыта студентов.

Ситуация 1.  Назовите известные вам правила этикета в общении педагога и студента. Нарушение каких правил может привести к конфликтной ситуации?

Ситуация 2. Проблема отцов и детей существовала всегда. Как вы видите эту ситуацию. Объясните причины и последствия конфликтов между родителями и детьми.

4. Творческое сочинение (эссе) «Роль насилия в жизни общества».

5. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика разных типов обществ». Используя дополнительную литературу, заполните таблицу, выделяя основные отличительные черты трех типов обществ:

 

Традиционное

общество

Индустриальное общество

Информационное общество

 

 

 

 

РАЗДЕЛ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА»

 

1.  Изложение собственных суждений о роли образования в жизни каждого человека в форме эссе. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

2. Работа с источниками – заполнение сравнительной таблицы по мировым религиям.

Используя дополнительную литературу, Интернет – ресурсы, заполните таблицу по признакам: дата появления, мессия, священная книга, основные заповеди, количество верующих:

 

признаки

христианство

буддизм

ислам

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

 

1. Решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного опыта студентов.

Ситуация 1. Перечислите основные характеристики личности. Какие из них вы считаете социально важными? Приведите примеры.

Ситуация 2.  Прочитайте высказывания. Какие основания стратификации в них выделяются? В чем проявляются отрицательные факторы стратификации?

М. Арнольд: «Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса, опошлению среднего и озверению низшего».

А. Шопенгауэр: «Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы».

2. Определение алгоритма исполнения основных социальных ролей.

На основании конспекта урока по теме «Социальные роли, их многообразие» дать характеристику своим социальным ролям и ожидаемому поведению внутри каждой роли.

3.Анализ типичных социальных ситуаций. Решение познавательных задач.

Задача 1. Можно ли конфликт рассматривать как частную форму конкуренции? Объясните на примерах.

Задача 2. Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными формами коллективных действий, например паникой и истерией? Расскажите, как они протекают, приведите примеры.

4. Подготовка реферата на тему «Семья в современном мире».

5.Составление таблицы: «Формальный и неформальный социальный контроль».

6.Составление родословной.

7.Составление таблицы «Виды социальной мобильности»

.

РАЗДЕЛ «ПОЛИТИКА»

 

1. Подготовка реферата на тему «История парламентаризма в России».

2. Заполнение сравнительной таблицы политических режимов.

Используя дополнительную литературу или Интернет-ресурсы, заполните таблицу. Приведите примеры на каждый признак из истории или современности (в той же колонке таблицы).

 

признаки

тоталитаризм

авторитаризм

демократия

глава государства

 

 

 

политические партии

 

 

 

права и свободы

 

 

 

политическая идеология

 

 

 

 

3. Работа с Конституцией РФ – отражение признаков демократии в конституции.

Опираясь на конспект темы «Демократия, правовое государство», выпишите из Конституции РФ (статьи № 2, 3, 6, 7, 10, 13, 29, 30, 32) положения, подтверждающие признаки демократии.

4. Работа с Конституцией, другими нормативными актами.

Задание 1. Выписать из Конституции РФ (глава 2) политические права граждан.

Задание 2. Выписать из УК РФ виды ответственности, наступающих за политические правонарушения.

5.Составление кроссворда по теме: «Политика и власть. Государство в политической системе».

 

РАЗДЕЛ «ПРАВО»

 

1. Работа с нормативными актами – решение познавательных задач.

Задание 1.Житель Чечни Н. совершил убийство другого жителя Чечни М. и был задержан сотрудниками чеченской милиции. Начальнику РОВД Н. заявил, что его тэйп объявил кровную месть тэйпу М., поэтому он и совершил убийство. После этого объяснения Н. был отпущен. Опираясь на  УК РФ, определите, прав ли был начальник РОВД. Поясните, как влияют обычаи на нормы права.

Задание 2. УК РФ, ст. 161: «Грабеж, т. е. открытое хищение чужого имущества, наказывается исправительными работами от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет». Выделите структурные части нормы права.

Задание 3. В ч. 1 ст. 89 Семейного кодекса сказано: «Супруги обязаны материально поддерживать друг друга». Определите способ правового регулирования.

2. Анализ типичных ситуаций в правовой сфере.

Задание 1. На занятии в классе одного их колледжей Москвы преподавателем были вынесены на обсуждение две формулировки права:

а) право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

б) право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Преподаватель утверждал, что одна из этих формулировок не верна. Дайте определение, что такое право, и определите, какая формулировка является неверной.

Задание 2. Постановлением правительства Н-ской области было установлено, что на работу на предприятия, учреждения, организации могут приниматься только лица, имеющие городскую, либо областную прописку. Определите, какой принцип права нарушен данным нормативным актом.


ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

1. РАБОТА С НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ

 

1. Заполните таблицу:

 

Личные права граждан

Социально-экономические права граждан

Обязанности граждан

Гарантии прав

 

 

 

 

 

2. Решение познавательных задач по правам и обязанностям человека.

Задание 1. Объясните, какие права человека были нарушены в ситуациях:

- добиваясь признания, следователь ударил допрашиваемого;

- уборщица, мывшая лестницу, облила водой прохожего;

- милиция не пустила в храм верующих.

Задание 2. Прочитайте текст. Проанализируйте жизнь спартанцев с точки зрения современных представлений о правах и свободах человека:

Полнокровные спартиаты – потомки завоевателей, пришедших с севера, - составляли только 10 % от всего населения Спарты.  Только спартиаты владели землей, на их земле трудились рабы – илоты. Они были из числа покоренных местных жителей. Торговлей и ремеслами занимались свободные, но лишенные многих прав обитатели близлежащих городов – периэки.

Спартиаты не трудились, посвящая время физическим упражнениям и военной подготовке. Родители новорожденных обязаны были предъявлять младенцев старейшинам. Слабых и больных те приказывали сбрасывать в пропасть. Мальчики старше 7 лет воспитывались вне дома. Юноши объединялись в товарищества: они вместе жили, питались, охотились, участвовали в военных предприятиях.

Гражданам Спарты запрещалось без специального разрешения покидать государство, вступать в браки с иноземцами, воспитывать сыновей в семье. Спартанцы считали свое государственное устройство наилучшим, а себя – свободными жителями Греции.

3. Работа с нормативными актами.

Задание 1. Работа с кодексом РФ об административных правонарушениях (статьи 2,3): дайте определение административному правонарушению, с какого возраста наступает административная ответственность? Назовите цели и виды административных наказаний.

Задание 2. Прочитайте статьи 26, 27 ГК РФ. В чем состоят особенности дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет? Какие права эти лица могут осуществлять самостоятельно, а какие с согласия родителей? Что такое эмансипация? Как ограничена дееспособность малолетних (детей в возрасте до 14 лет)?

Задание 3. Прочитайте статьи 63-65 Трудового кодекса РФ. С какого возраста гражданин может заключать трудовой договор? Какие документы необходимы для заключения трудового договора?

4. Решение познавательных и ситуационных задач.

Задание 1. Гражданин Кононенко, являвшийся в прошлом индивидуальным предпринимателем, был признан по решению суда банкротом. Судебный пристав, пришедший описывать имущество Кононенко, арестовал все находившееся в квартире имущество (мебель, книги, одежду, детские вещи), а заодно и саму квартиру, принадлежащую на праве собственности семье Кононенко, состоявшей из жены, матери и двух детей. Кроме того, в опись был включен и автомобиль, зарегистрированный на имя жены Кононенко.

Какое имущество судебный пристав не должен был описывать?

Задание 2. Артемов, находясь в нетрезвом состоянии, украл у своей соседки, в одиночку воспитывающей двоих детей, десять мешков картошки, что составляло весь их зимний запас. Поскольку  ранее Артемов был дважды судим за хищения, суд применил к нему дополнительное наказание – конфискация имущества. При производстве конфискации в опись имущества Артемова был включен плуг, доставшийся ему при распределении имущества колхоза, а затем внесенный им в качестве вклада в уставной капитал колхоза, ставшего обществом с ограниченной ответственностью. Председатель колхоза предъявил иск об исключении из описи плуга, мотивируя тем, что предстоит посевная и есть крайняя необходимость колхоза в сельхозтехнике.

Кто является собственником плуга? Как председателю колхоза необходимо обосновать свой иск?

Задание 3. После смерти Кузовлева с целью получения наследства к нотариусу обратилась его жена, отец и брат. Кроме этого, в нотариальную контору обратился сын Кузовлева от первого брака и внук, отец которого, т.е. сын Кузовлева, погиб в автокатастрофе. Запишите имена претендентов на наследство первой очереди.

5. Подготовка сообщений по отраслям права

6. Составление тестовых заданий

7. Подготовка презентаций по теме. Используя дополнительную литературу, Интернет-ресурсы; навыки, полученные при изучении дисциплины «Информатика», составить презентацию по одной из отраслей права.

 

2. СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА

     

Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

2.1. Выделение главной мысли

Выделение главной мысли — одна из основ умственной культуры при работе с текстом. Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.
           Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования? Основную — записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем.

2.2. Способы конспектирования

Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть материала, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.
           Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя подчеркивание, выделение цветом и т. д.

Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.

Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально – лаконичного и запоминающегося конспекта.

Конспект может рассматриваться как одна из форм самостоятельной работы на оценку, а также являться основой для подготовки к написанию реферата, эссе, устному сообщению (докладу).

2.3. Критерии оценки конспекта

1. Оформление конспекта: выделение заголовков, последовательность изложения материала.

2. Умение определить вступление, основную часть, заключение.

3. Выделение главной мысли, определение деталей.

4. Умение переработать и обобщить информацию.

 

3. РЕФЕРАТ

 

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

3.1. Структура реферата

1.  Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1).

2.  После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

5. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

6. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

3.2. Этапы работы над рефератом

Подготовительный этап работы

Формулировка темы

Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат.   Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы.

Создание текста

Общие требования к тексту

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Универсальный план текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

Требования к введению. Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.

Основная часть реферата. Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты.

Заключение. Заключение — последняя часть реферата. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

Список использованной литературы. Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг, а также источников, нормативных актов.

3.3. Требования к оформлению реферата

            Объемы рефератов колеблются от 10-18 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. По всем сторонам листа оставляются поля размером 20 мм, рекомендуется шрифт 12-14, интервал – 1или 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

3.4. Критерии оценки реферата

-  знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей;

- правильность формулирования цели, определения задач исследования, соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;

-  всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;

- использование литературных источников;

- культура письменного изложения материала;

- культура оформления материалов работы.

 

4. НАПИСАНИЕ ЭССЕ

 

Эссе - жанр философской, литературно-критической, исторической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Существенными признаками эссе являются наличие конкретной темы или вопроса, личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления, относительно небольшой объем, свободная композиция, непринужденность повествования и парадоксальность, стремление чем-то удивить читателя. При этом для эссе необходимо внутреннее смысловое единство.

4.1. Алгоритм написания эссе

1. Внимательно прочитать тему эссе. Для того чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, студент должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль.

2. В обязательном порядке студент должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобными по значению и смыслу фразами).

3. В обязательном порядке студент должен изложить свое понимание смысла высказывания.

4. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной и личной жизни. Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов.

5. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

4.2. Критерии оценки эссе

- представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы

-  раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

-   аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

 

5. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА

 

Доклад—это сообщение, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада — информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.

5.1. Этапы подготовки к докладу

• выбрать под контролем преподавателя тему;

• ознакомиться с методическими указаниями по данному вопросу;

• изучить тему по базовому учебнику и учебно-методическому пособию;

• вычленить основные идеи будущего выступления;

• прочесть рекомендуемую по данной теме литературу;

• составить план доклада или сообщения;

• выявить ключевые термины темы и дать их определение с помощью словарей, справочников, энциклопедий;

• составить тезисы выступления;

• подобрать примеры и иллюстративный материал; по многим темам доклад уместно сопровождать показом презентаций Power Point;

• подготовить текст доклада (сообщения);

• проконсультироваться, при необходимости, с преподавателем;

• отрепетировать выступление (например, перед товарищем по группе).

Рекомендуемая продолжительность доклада составляет 10 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.

5.2. Структура публичного выступления

В классической риторике сложилась трехчастная структура развернутого устного выступления: вступление, основная часть, заключение.

Вступление – это способ привлечения внимания слушателей к обсуждаемой теме, их включения в проблематику выступления. Оно обычно составляет одну восьмую часть всего времени доклада.

Любое выступление начинается с формулировки темы. Нет единых правил по составлению вступления. Часто в нем показывают значение избранной темы в общественной жизни, ее место в обществознании. Отмечается актуальность, личные мотивы избрания данной темы, степень ее разработанности в трудах специалистов.

Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений и доказательства. Высказываемые мысли должны удовлетворять логичным требованиям, быть связанными друг с другом, вытекать одна из другой.

Самые распространенные ошибки, допускаемые в основной части доклада: выход за пределы рассматриваемой темы; отсутствие четкого плана изложения материала; излишнее дробление рассматриваемых вопросов (в докладе не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается); перескакивание с одного вопроса на другой.

Заключение должно быть кратким и ясным. Оно не содержит новых, дополнительных сведений или мыслей. Заключение призвано напомнить слушателям основное содержание речи, ее главные выводы (на слух не все хорошо запоминается с первого раза). В заключении можно выразить слушателям благодарность за внимание.

Удержание внимания слушателей зависит от динамичности движений выступающего, его мимики, жестов, повышения и понижения голоса, дикции, тембра голоса, использования пауз. Выразительная жестикуляция оживляет речь, а частые и однообразные жесты раздражают слушателей. Удерживают внимание аудитории убедительные примеры, сравнения, иллюстрации метафоры, цитаты. Они вызывают интерес слушателей, помогают установить контакт с ними, выяснить их позицию.

5.3. Принципы успешного выступления

1. Начинать подготовку к выступлению нужно за несколько дней, а не накануне. Это позволяет в должной мере изучить тему, понять ее, почувствовать себя в ней уверенно, а не лихорадочно заучивать текст в последний момент.

2. Речь надо репетировать, по меньшей мере, один раз, а лучше – дважды или трижды.

3. Перед репетицией на листе бумаги составляют план речи или тезисы, заранее обдумывая основные элементы ее структуры.

4. Для большого выступления готовят конспект – несколько листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они содержат необходимый фактический и справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства.

5. Репетировать речь нужно как целое, а не отдельными фрагментами. Это позволяет воспроизвести ситуацию реального выступления.

6. Репетируя, не надо заучивать фразы или отдельные обороты речи. Целью является запоминание идей, а не их языковой формы. Выступая, надо беседовать со слушателями, а не декламировать текст наизусть.

7. При каждой репетиции речь получается немного новой, как правило, улучшенной. Репетируя, обращаются к написанному плану только в том случае, если забывают ход мысли.

8. Произнося пробную речь, по возможности, представляют себе обстоятельства будущего выступления – помещение, слушателей.

9. На листке плана удобно оставить широкие поля - на них можно записать опорные (ключевые) слова, по которым легко восстановить в памяти весь соответствующий раздел. На основной же части листка можно записать конспект выступления.

5.4. Критерии оценки доклада

1. Практическая значимость работы.

2. Использование презентации.

3. Оригинальность работы.

4. Соответствие результатов работы современным тенденциям развития науки.

5. Глубина изучения состояния проблемы.

6. Использование современной научной литературы при подготовке работы.

7. Ответы на вопросы слушателей.

8. Логика изложения доклада, убедительность рассуждений.

9. Структура работы (имеются: введение, цель работы, постановка задачи, решение поставленных задач, выводы).

 

6. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

 

Тест определяется как система вопросов определенного содержания, специфической формы. Тест состоит из тестовых заданий и ответов к ним.

6.1. Правила составления тестов

- в задании формулируется вопрос или утверждение, содержащее постановку проблемы, и готовые ответы, которые студент подбирает самостоятельно;

- среди ответов правильным обычно бывает только один, неправильных ответов должно быть 2-3;

- в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

- в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;

- частота выбора одного и то же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;

- из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого;

- правильный ответ необходимо выделить.

6.2. Критерии оценки составленных тестов

1. Соответствие правилам составления тестов.

2. Выбор верного варианта правильного ответа (указанного студентом).

3. Ясность формулировок.

 

7. СОСТАВЛЕНИЕ КРОССВОРДОВ

 

Кроссворд (англ.Crossword-пересечение слов).  Крестословица - самая распространённая в мире игра со словами. Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры

7.1. Правила составления кроссвордов

1. Допускается использование только нарицательных и собственных имен существительных в именительном падеже единственного числа, кроме слов, которые не имеют единственного числа.

2. Не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску.

3. В каждую клетку кроссворда вписывается одна буква.

4.  Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры.
5. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).

6. Сетка кроссворда выполняется в двух экземплярах: первый экземпляр с заполненными словами, второй – только с цифрами позиций.

7. Вопросы к кроссворду записываются на втором экземпляре.
7.2. Критерии оценки кроссвордов

- объем, количество слов;

- информативная точность;

- четкость рисунка кроссворда;

- оформление в электронном виде.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Основная литература

 

Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.

Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М.,

2014.

Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.

Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.

 

Дополнительная литература

 

Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2009.

Северинов К. М. Обществознание в схемах и таблицах. М., 2010.

Обществознание.  Учебник / под ред. С.Н. Оскорбиной.-  М.: Просвещение, 2009.

Обществознание. Учебник для СПО./под ред. А.Г. Важенина.- М.: Академия, 2010.

Основы правоведения. Учебник.-/ под ред. А. И. Яковлева.- М.: Просвещение, 2009.

Основы экономических знаний.   Учебник./ под ред. С.Н. Оскорбиной.-  М.: Просвещение,2009.

 

Интернет-ресурсы

 

Всем, кто учится. .http://www.alleng.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru

Информационно-правовая система Гарант. www.garant.ru

Информационно-правовая система Консультант Плюс. www.consultant.ru

Открытый класс: сетевые образовательные   сообщества www.openclass.ru

Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина». www.istrodina.com

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание» (разделы обществознание, право)

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание» (разделы обществознание, право)

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Обществознание» разработаны для студентов по среднего профессионального образования, с учетом примерной программы «Обществознание», разработанной

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Обществознание» разработаны для студентов по среднего профессионального образования, с учетом примерной программы «Обществознание», разработанной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические указания для самостоятельной работы студентов учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» составлены в соответствии с рабочей программой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические указания для самостоятельной работы студентов учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» составлены в соответствии с рабочей программой

духовно-нравственной культуры подростка; • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин; • умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и…

духовно-нравственной культуры подростка; • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин; • умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и…

Введение УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Введение УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

В процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у

В процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы: · для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа…

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы: · для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа…

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя

Используя дополнительную литературу,

Используя дополнительную литературу,

Опираясь на конспект темы «Демократия, правовое государство», выпишите из

Опираясь на конспект темы «Демократия, правовое государство», выпишите из

ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1

ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1

Кононенко. Какое имущество судебный пристав не должен был описывать?

Кононенко. Какое имущество судебный пристав не должен был описывать?

Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с…

Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с…

Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы

Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы

При этом для эссе необходимо внутреннее смысловое единство

При этом для эссе необходимо внутреннее смысловое единство

Power Point; • подготовить текст доклада (сообщения); • проконсультироваться, при необходимости, с преподавателем; • отрепетировать выступление (например, перед товарищем по группе)

Power Point; • подготовить текст доклада (сообщения); • проконсультироваться, при необходимости, с преподавателем; • отрепетировать выступление (например, перед товарищем по группе)

Репетируя, обращаются к написанному плану только в том случае, если забывают ход мысли

Репетируя, обращаются к написанному плану только в том случае, если забывают ход мысли

Не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску

Не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2021