Выразительное чтение
Искусство воссоздания в живом слове чувств и
мыслей, которыми насыщено художественное
произведение,
выражение личного отношения исполнителя к
произведению.
Пересказ текста
Пересказ текста- один из видов репродуктивных упражнений обучающего или контрольного характера, цель которого научить учащихся усваивать содержание текста и в адекватной форме его передавать.
Признаки Выразительного чтения
Чёткая дикция,
ясное, чистое произношение звуков,
достаточная громкость,
темп;
умение выдерживать паузы;
делать логические ударения, передающие замысел
автора;
умение выражать интонации вопроса, утверждения,
побуждения,
придавать голосу нужные эмоциональные окраски.
Осознанное восприятие текста
Основной источник выразительности речи и чтения –
увлеченность говорящего произносимым текстом.
Коммуникация всегда происходит с определенной целью:
хочу передать мысли и чувства автора произведения
или статьи;
хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или
оценили его поступок;
хочу их взволновать, насмешить, напугать и т.д.
Говорящий должен как бы совершать речевой
поступок, «словесное действие».
Причины неумения работы с текстом
Современные дети в условиях
перенасыщенности информационной среды
мало читают учебную, дополнительную и
художественную литературу.
Учебные пособия содержат большой объем
материала.
Образовательный процесс направлен на самостоятельное приобретение знаний.
Советы учителю
Для выработки навыков выразительного чтения в качестве
образца
можно брать видеофрагменты телевизионных новостей,
использовать для самостоятельной работы материалы
центральных газет и журналов.
записывать небольшие выступления учащихся и затем
анализировать.
Главное – снижать порог неуверенности.
Формы подготовки к чтению:
На уроке:
проводить пятиминутку «выразительное чтение»,
чтение по цепочке,
прослушивать образцы чтения,
давать образцы чтения для домашнего задания.
включать тексты для интонирования с указанными
знаками препинания;
предлагать задания, связанные с самостоятельной
расстановкой знаков препинания,
использовать приём «чтение с остановкой».
Пересказ
Готовим к пересказу:
высказывание должно сохранить
4 микротемы,
включить цитату, которую нужно правильно
грамматически оформить.
При работе с текстом больше уделять внимания:
поиску ключевых слов;
составлению плана прослушанного текста;
редактированию готового текста.
Рекомендации учителям - предметникам для развития речевых компетенций учащихся при проведении уроков:
Читать на уроках фрагменты текстов учебника,
обращая внимание учащихся
на темп чтения,
правильную постановку ударений,
интонацию,
допущенные ошибки,
искажения слов.
включать в урок различные виды пересказов
прочитанного текста (подробный, сжатый,
выборочный и т.д.)
Продуктивная работа с текстом
Тщательно выстраивать алгоритм урока,
продумывать его ход до мелочей.
Четко ставить задачи перед учащимися.
Ориентироваться на уровень подготовленности
учащихся и их учебную мотивацию.
Не забывать о дифференцированном и личностно-
ориентированном подходе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.