Методические рекомендаций по выполнению проектной работы по дисциплине «География»
Оценка 4.8

Методические рекомендаций по выполнению проектной работы по дисциплине «География»

Оценка 4.8
docx
15.02.2024
Методические рекомендаций по выполнению проектной работы по дисциплине «География»
Методические рекомендации по индивидуальному проекту - копия.docx

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данных методических рекомендациях изложены общие сведения об индивидуальном проекте, его структуре, алгоритм (этапы) выполнения индивидуального проекта, виды презентаций и формы конечного продукта; указаны требования к выполнению и защите, критерии оценки проектной работы. Особый раздел представляют рекомендации по оформлению проекта: примерная схема оформления, алгоритм подготовки текста, форматирование текста, операции с рисунками и таблицами, имеется образец оформления титульного листа и библиографического списка.

Методические рекомендации разработаны с целью организации деятельности обучающихся для развития умений и навыков проектной и исследовательской работы и достижения личностных, метапредметных и предметных результатов по дисциплинам общеобразовательного цикла.

Рекомендации составлены в доступной для обучающихся форме, оснащены иллюстрациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение. Зачем нужно заниматься проектной деятельностью?...................

4

Раздел 1. Общие сведения об индивидуальном учебном проекте.................

5

Раздел 2. Структура и содержание индивидуального проекта.......................

7

Раздел 3. Этапы работы над индивидуальным проектом

 

3.1. Подготовительный этап...............................................................................

9

3.2. Этап проектирования...................................................................................

11

3.3. Этап поиска необходимой информации....................................................

11

3.4. Этап создания продукта..............................................................................

12

3.5. Этап защиты (презентации) готового проекта..........................................

12

Раздел 4. Требования, предъявляемые к индивидуальному проекту

 

4.1. Требования к оформлению..........................................................................

13

4.2. Требования к защите....................................................................................

15

4.3. Критерии и показатели оценивания индивидуального проекта  ............

16

Библиографический список...............................................................................

19

Приложения.........................................................................................................

21

 

 

 


Зачем нужно заниматься проектной деятельностью

 

Слово «проект» заимствовано из латинского языка (причастие «projectus» означает «брошенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза»). Оно означало замысел, идею, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Сегодня под словом «проект» понимают работу, направленную на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

В современных условиях общественного развития, в условиях утверждения информационного общества требуется не просто человек знающий, но личность, обладающая творческими способностями, самостоятельностью мышления, чувством личной ответственности, критическим мышлением, умением ориентироваться в современном информационном пространстве. Все эти качества формирует проектная деятельность по выполнению индивидуального учебного проекта.

Учебный проект ценен тем, что в ходе его выполнения Вы научитесь:

·        самостоятельно находить и систематизировать информацию;

·        конструировать свои знания;

·        прогнозировать и анализировать свои результаты;

·        использовать собственный жизненный опыт;

·        формировать и отстаивать свое собственное мнение.

Кроме этого, Вы получите неоценимый опыт познавательной, учебной и практической деятельности, который так необходим всем нам в повседневной жизни. Особенно это необходимо для Вашей будущей успешной профессиональной деятельности, так как конкурентоспособность на рынке труда зависит от Вашей личной активности, гибкости Вашего мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности.

Проектная деятельность расширяет общий кругозор, учит общению, дает возможность развития Ваших индивидуальных талантов и способностей. Вы по-новому взгляните на себя, окружающий Вас мир и свое место в нем, на свою страну. Ваш собственный внутренний мир станет более интересным. Надеемся, что работа над индивидуальным учебным проектом не только научит Вас преодолевать трудности и достигать поставленной цели, но и доставит удовольствие от самостоятельно выполненной работы.

ПОМНИТЕ:

1.    По всем вопросам, возникающим в ходе работы над проектом, без стеснения обращайтесь за помощью к руководителю проекта.

2.    Выполняя индивидуальный проект, привлекайте к работе родителей, друзей и других людей.


Раздел 1. Общие сведения об индивидуальном учебном проекте

 

В древности, прежде чем заняться какой-либо совместной деятельностью или разрешить какой-либо спор, говорили: «Давайте договоримся о терминах». Вот и нам, прежде чем начать работу, следует понять, что такое проектная деятельность и индивидуальный учебный проект.

Деятельность человека – это специфическая человеческая активность (занятие, труд), направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Проектная деятельность – это активность человека, направленная на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствующая развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющая знания, полученные в ходе учебного процесса, и личный опыт, приобщающая к конкретным жизненно важным проблемам.

Индивидуальный учебный проект (далее проект, индивидуальный проект) – это самостоятельная творческая работа обучающегося, выполняемая под руководством преподавателя в течение определенного отрезка времени.

Существуют различные виды индивидуальных проектов:

·        практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных (общественных) задач. Его результат может быть использован в жизни группы, колледжа, города, государства. Ценность проекта данного вида - реальное использование продукта (результата) на практике;

·        исследовательский проект предполагает обоснование актуальности выбранной темы, постановки задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы (предположение, требующее подтверждения) с последующей ее проверкой, использование соответствующих методов (эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.п.), обсуждение и анализ полученных результатов;

·        информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Выход проекта – публикация в различных СМИ, в том числе и в сети Internet;

·        творческий проект предполагает максимальную свободу и нетрадиционный подход как к самой работе и ее оформлению, так и к презентации результатов: альманах, театрализация, спортивная игра, видеофильм, ролевая игра, произведение декоративно-прикладного искусства и т.п.

Более подробную информацию о видах и особенностях индивидуальных проектов смотрите в Приложении 1.

Вид индивидуального проекта выбирается в зависимости от целей, которые определяются при работе над какой-либо темой.

Цель это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. При этом важно помнить – от правильно сформулированной цели зависит результат Вашей деятельности!

Результат это то, что человек получает в итоге своей деятельности. Результат целенаправленной деятельности человека называется продуктом.

Например, продуктами трудовой деятельности являются зерно, овощи, фрукты, молоко, мясо, станки, оборудование, здания; творческой деятельности – картины, литературные или музыкальные произведения, фильмы; познавательной деятельности – идеи, открытии, изобретения, нормы, правила и т.д. Существуют различные формы продуктов (результатов) проектной деятельности:

 

P      

Анализ данных социологического опроса

P      

Мультимедийный продукт

P      

Аналитическая записка или отчет

P      

Оформление кабинета

P      

Атлас, карта

P      

Постановка

P      

Видеофильм

P      

Праздник

P      

Выставка

P      

Прогноз

P      

Газета, журнал

P      

Социальный проект

P      

Законопроект

P      

Справочник

P      

Игра

P      

Сценарий

P      

Коллекция

P      

Учебное пособие

P      

Костюм

P      

Экскурсия

P      

Модель

P      

Web-сайт

P      

Музыкальное произведение

 

и другие.



Немаловажным в проектной деятельности является и то, как (в каком виде) Вы представляете (презентуете) готовый продукт своей деятельности. Виды презентаций также разнообразны. Вот только некоторые:

 

 

P      

Деловая игра

P      

Путешествие

P      

Демонстрация видеофильма

P      

Реклама

P      

Демонстрация презентации

P      

Ролевая игра

P      

Диалог персонажей

P      

Соревнование

P      

Инсценировка

P      

Спектакль

P      

Научная конференция

P      

Спортивная игра

P      

Научный доклад

P      

Театральная постановка

P      

Отчет исследовательской экспедиции

P      

Телепередача

P      

Пресс-конференция

P      

Экскурсия

 


 

 


 

 


Раздел 2. Структура и содержание индивидуального проекта

 

Все, что существует в окружающем нас мире, имеет свою структуру.

Структура это внутреннее устройство чего-либо, взаиморасположение и связь составных частей, элементов целого.

Есть своя структура и у проекта:

1. Введение.

2. Основные этапы.

3. Заключение.

4. Библиографический список.

5. Приложения.

 

Введение

Во введении кратко описываются актуальность, проблема, цель и задачи, объект, предмет и методы исследования. Объём обычно составляет 1-1,5 страницы.

Актуальность темы должна быть обоснована. Необходимо описать, почему Вы выбрали именно эту тему, её теоретическую и практическую значимость, какие проблемы позволит решить проделанная Вами работа.

Проблема – вопрос или задача, возникшие в ходе познавательной деятельности, и требующие решения в ходе предполагаемого исследования или получения практического результата.

Цель – это предполагаемый конечный результат проектной деятельности.

Задачи – это шаги, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели. Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, как будет проводиться исследование.

Объект исследования – процесс, явление, изделие, создающие проблемную ситуацию и взятые исследователем для изучения или разработки.

Предмет исследования – это часть проблемы, исследуя которую, Вы познаёте объект в целом, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Методы исследования – способы исследования (наблюдение, эксперимент, опрос, обследование и т.д.), которые позволят решить поставленные задачи и достичь цели. Старайтесь применять современную технику: видеокамеру, диктофон, компьютер, фото- и копировальные аппараты, Интернет. Подробнее о методах исследования читайте в разделе 3 п.3.1

 

Основная часть

Основная часть, или основные этапы, индивидуального проекта состоит из двух разделов: теоретического и практического.

В теоретическом разделе содержится информация, которую Вы собрали и обработали, изучая источники и литературу. Текст излагается в произвольной форме.

В практическом разделе даётся характеристика продукта, методы и средства, которые Вы использовали при его создании.

Общий объём основной части – 6-8 страниц.

Заключение

Заключение подводит итоги всей работы. Оно должно содержать основные выводы о достижении цели и решении задач, а также предложения для разрешения поставленной проблемы, сформулированной во введении. По объёму не должно превышать 1-2 страницы.

 

Библиографический список

Библиографический список – это обязательная часть проекта, которая содержит библиографическое описание использованных Вами источников и литературы.

 

Приложения

Это часть проекта, имеющая дополнительное справочное значение, необходимое для более полного освещения темы. По форме и содержанию приложения разнообразны: таблицы, схемы, графики, анкеты, карты, рисунки, фотографии и т.д. Нумерация приложений указывается в правом верхнем углу над заголовком рядом со словом «Приложение» (например, Приложение 1).

 

 

 


Раздел 3. Этапы работы над индивидуальным проектом

 

Проект выполняет каждый обучающийся индивидуально в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Для выполнения проекта могут быть сформированы творческие группы (не более 2-х человек).

 

3.1. Подготовительный этап

Выбор темы, формулирование целей и задач, подбор соответствующих

методов, определение формы продукта

 

Работу над индивидуальным проектом следует начать с обсуждения предлагаемых Вам тем.

Выбор темы проекта – один из важнейших моментов подготовки к его выполнению. Он осуществляется в течение двух первых месяцев с начала изучения учебной дисциплины. Как правило, темы разрабатываются преподавателем (Приложение 2). Однако и Вы сами можете предложить свой вариант названия и направления работы.

При этом следует учитывать следующие моменты:

      тема должна быть сформулирована грамотно;

      в названии должны быть определены чёткие рамки рассмотрения темы. Они не должны быть слишком широкими или слишком узкими. Например, не следует допускать названий типа «Мировые религии». В данном случае возможны варианты: «История возникновения мировых религий» или «Проблемы взаимоотношений мировых религий в современной России»;

      следует воздержаться от использования в названии излишней наукообразности.

Приступать к работе нужно тогда, когда тема будет Вам абсолютна понятна!

В разделах 1 и 2 уже говорилось о том, что такое цель и задача. И все же считаем необходимым еще раз повторить:

Цель – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. При формулировании цели необходимо помнить: цель должна быть четкой и конкретной, но в тоже время достижимой.

Исходя из цели, определяются задачи исследования. Формулировки задач должны быть четкими, так как описание их решения и составят содержание Вашей работы. Сами задачи следует записывать в форме перечисления: «проанализировать…», «обобщить…», «выявить…», «разработать…», «доказать…», «установить…», «дать рекомендации…» и т.п.

Следующий шаг в работе над индивидуальным проектом – подбор соответствующих  исследовательских методов.

Термин «метод» в переводе с греческого означает путь исследования или путь познания. Это совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели.

При выполнении проекта Вы можете воспользоваться следующими исследовательскими методами.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Наблюдение – это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование. Применяются обычно с целью получения необходимой дополнительной информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Если беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», то анкетирование – заочным опросом.

План беседы, интервью и анкета – это перечень вопросов (вопросник, анкета). Формулировка вопросов зависит от того, какую именно информацию Вам необходимо получить.

Особую роль в исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Собственно эксперимент – это проведение серии опытов, создание экспериментальных ситуаций, в результате которых подтверждаются или опровергаются ранее сформулированные выводы.

Все перечисленные выше методы служат средством сбора научных фактов, которые необходимо обязательно проанализировать. Для этого существует другая группа исследовательских методов – теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков, общих и специальных работ, исторических документов, периодической печати и др.

Теоретический анализ это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, Вы выявляете в них общее и особенное, устанавливаете общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Изучение литературы и источников дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.

Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Теперь остается только выбрать одну из форм конечного продукта, которые уже были представлены в Разделе 1 на странице 6 и в Приложении 1.

 

3.2. Этап проектирования

Составление плана работы и рабочего графика

 

Проектирование – важный этап проектной деятельности, в результате которого разрабатывается Ваш личный план-график работы над проектом. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. А также определить порядок и сроки выполнения работы, т.е. разработать конкретный план-график выполнения проекта (Приложение 3).

 

3.3. Этап поиска необходимой информации

Подбор основных источников литературы, теоретического

 и иллюстративного материала для продукта, составление

 библиографического списка

 

На данном этапе Вы подбираете материал для теоретической части проекта. Для этого необходимо изучить соответствующие источники и литературу (книги, брошюры, журнальные и газетные статьи), просмотреть и проанализировать сайты в сети Интернет по выбранной Вами теме.

Подбор литературы следует начинать с изучения самых современных источников. Для выбора литературы можно воспользоваться любой библиотекой: своей, колледжа, городской, областной. В библиотеках обычно существуют каталоги (алфавитный, систематический, предметный), которые позволяют найти необходимое печатное издание.

В современных условиях большое значение получила справочная литература, предназначенная для быстрого получения каких-либо сведений научного, практического и познавательного характера. К справочным изданиям относятся энциклопедии, словари, справочники.

Получив книгу, внимательно изучите аннотацию, в которой в очень краткой форме излагаются главные идеи данной работы. Затем ознакомьтесь с оглавлением, рассмотрите введение (предисловие) и заключение.

При изучении источника или книги целесообразно делать соответствующие выписки. Лучше делать их на отдельных листах бумаги и с одной стороны листа. Не следует забывать и о записях полных библиографических сведений об изучаемой книге, которые необходимы для правильного оформления списка литературы. В ходе работы с литературой следует составлять примерный  библиографический список.

Для подбора материала из сети Интернет используйте доступные Вам поисковые системы и не забывайте записывать ссылки на сайты для оформления библиографического списка.


3.4. Этап создания продукта

 

Следующий этап работы над проектом посвящен непосредственно созданию продукта в той форме, которую Вы выбрали на первом этапе проектной деятельности. В процессе работы форма продукта может измениться. Например, в начале работы над темой «Мой Омск» Вы решили составить свой путеводитель по городу, но в процессе поиска и подбора необходимой информации решили, что лучшей формой продукта будет интерактивная карта.

На данном этапе Вы демонстрируете преподавателю готовый продукт проектной деятельности, аннотацию и презентацию проекта. Затем вносите последние изменения, исходя из замечаний руководителя проекта, и готовитесь к защите.

И, наконец, остается последний этап…

 

3.5. Этап защиты (презентации) готового проекта

 

Защита (презентация) готового индивидуального проекта, как правило, проходит на последнем занятии по учебной дисциплине. На защите  перед группой и преподавателем Вы демонстрируете итог выполненной Вами работы (продукт проекта), доклад сопровождается презентацией.

При изложении доклада речь должна быть ясной, уверенной, грамотной и выразительной. В ходе защиты необходимо стоять к слушателям лицом, к слайдам обращаться только тогда, когда этого требует текст доклада. Информация слайда не должна дублировать текст доклада! В ходе выступления достаточно лишь сообщать: «…Вы можете увидеть на слайде…», «…на слайде указано…». На защиту проекта отводится 5-7 минут.

В конце выступления другие обучающиеся и преподаватель могут задать Вам уточняющие вопросы. После этого выступление и продукт проекта выступающего резюмируются, определяется итоговая оценка. Критерии оценивания проекта представлены в разделе 4 п. 4.3.

 

 


Раздел 4. Требования, предъявляемые к индивидуальному проекту

 

4.1. Требования к оформлению

 

Общие требования

 

Работа выполняется на компьютере и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги:

ü размер бумаги: стандартного формата А4;

ü поля: левое – 3 см, верхнее – 2 см, правое – 1,5 см, нижнее – 2 см;

ü ориентация: книжная;

ü шрифт: Times New Roman;

ü кегель: 14 для заголовков, 14  в основном тексте, 12 в сносках;

ü междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках;

ü расстановка переносов: автоматическая;

ü форматирование основного текста и ссылок: в параметре «по ширине»;

ü цвет шрифта: черный;

ü красная строка: 1,25 см.

Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе.

При оформлении работы расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 интервалам при наличии 1,5 интервала между строчками текста. Каждый элемент работы рекомендуется начинать с нового листа.

Параграфы оформляют на новой странице только в том случае, если от текста предыдущего параграфа или пункта не осталось на листе места.

В работе используется сквозная нумерация страниц, включая библиографический список. На первой странице (титульном листе – образец оформления в Приложении 4) и приложениях номер не ставится, вторая страница (оглавление) нумеруется цифрой 2. Номер страницы проставляется арабскими цифрами внизу по центру страницы.

Главы должны иметь нумерацию в пределах всей работы, а параграфы – в пределах главы. Номера глав и параграфов обозначаются арабскими цифрами.

 

Например:

1. Теоретические основы мотивации

1.1. Сущность мотивации

 

Название и нумерация глав, параграфов в тексте работы и в содержании должны полностью совпадать.

Введение, заключение, библиографический список не имеют порядковых номеров.

 

При написании текста работы не допускается применять:

ü обороты разговорной речи, произвольные словообразования, профессионализмы;

ü различные научные термины, близкие по смыслу, для одного и того же понятия;

ü иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

ü сокращения обозначений единиц физических величин, если они употребляются без цифр;

ü математические знаки без цифр, например: № (номер), % (процент) и т.п.

 

Требования к заголовкам

 

Заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.),  выравниваются по центру; точка в конце заголовка не ставится.

Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал.

Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.

Заголовки глав, параграфов нумеруют арабскими цифрами и печатают с первой прописной буквы. Нумерация подразделов включает номер раздела и порядковый номер подраздела, входящего в данный раздел, разделённые точкой (1.1, 1.2, 1.3 и т.д.).  

 

Например:

3.      Анализ труда и заработной платы

(1,5 интервала, нажатие 1 раз enter)

3.1. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективность их использования

(3 интервала, нажатие 2 раза enter)

 

 

Текст……………

 

Требования к оформлению списка используемых источников

 

Список используемых источников включает в себя не менее 5 наименований, расположенных в алфавитном порядке по разделам в следующей последовательности:

В списке они группируются следующим образом:

1)   нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные и местные нормативно-правовые акты – в алфавитном порядке по названиям документов;

2)   книги – в алфавитном порядке по фамилиям авторов;

3)   статьи из периодических изданий – в алфавитном порядке по фамилиям авторов; используйте материалы выставок и музеев.

 

4)   Интернет-источники.

Включённые в список источники и литература нумеруются сплошным порядком, начиная с единицы, арабскими цифрами.

      Пример оформления библиографического списка смотрите в Приложении 5.

 

Требования к оформлению таблиц, схем, рисунков

 

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц. Размещение таблиц зависит от их объема. Большие таблицы могут быть вынесены в приложение.

Таблицы нумеруются в соответствии с главой, например, если таблица находится во второй главе и первая, то она нумеруется – Таблица 2.1. Если таблиц много, они нумеруются в соответствии с параграфом – Таблица 2.1.1.

Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей по центру, без абзацного отступа.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) располагают непосредственно после текста. Иллюстрации могут быть выполнены в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается «Рис. 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают по центру строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: Рис. 2.1 (первый рисунок второго раздела).

 

4.2. Требования к защите

 

На защиту индивидуального проекта отводится до 15 минут. Процедура защиты, как правило, включает:
·     доклад студента (не более 10 минут);
·     вопросы преподавателей;
·     ответы студента. 
При изложении доклада речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной. Следует стремиться к выразительности, которая зависит от темпа, громкости и интонации речи. В ходе доклада необходимо стоять к группе и преподавателю лицом. К слайдам необходимо обращаться только тогда, когда это требуется по тексту доклада, и избегать ссылок на таблицы, иллюстрации и т.п., которых нет в презентации. Также не следует дублировать информацию, содержащуюся в презентации. Достаточно лишь сообщать: «…что указано на слайде…», «…Вы можете увидеть на слайде…».
Вопросы, которые задаются в ходе защиты, должны быть краткими и состоять из двух-трех предложений. Отвечать следует уверенно и четко, касаясь только существа дела.
При определении окончательной оценки проекта учитываются:
·     доклад студента;
·     ответы на вопросы;
·     оценка руководителя.
Результаты выполнения проекта определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день.
Студенты, не выполнившие индивидуальный проект, имеют право на повторную защиту. В этом случае руководитель может признать целесообразной повторную защиту студентом той же работы либо вынести решение о закреплении за ним нового задания и определить срок повторной защиты до завершения текущего учебного года. 
 

4.3. Критерии и показатели оценивания проекта

 

Для оценивания проектной работы педагог руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности. Вывод делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта: самой работы, продукта, отзыва, презентации и защиты.

Критерии и показатели оценивания проекта указаны в ниже приведенной таблице.

Дополнительный критерий – соблюдение графика выполнения работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Критерии

Показатели

«5»

«4»

«3»

«2»

1. Обоснованность выбора.

Полнота раскрытия темы, соответствие заявленных целей, задач содержанию проекта

Подтверждена актуальность темы. Тема  раскрыта полностью.

Полностью или частично подтверждена актуальность темы. Тема раскрыта, но также изложены вопросы, выходящие за рамки темы.

Частично подтверждена актуальность темы. Тема раскрыта, но не изложены некоторые вопросы темы.

Актуальность темы не подтверждена.

Тема не раскрыта.

2. Логичность и систематизированность изложения

Полностью соблюдена логика исследования; имеются все взаимосвязанные структурные части работы.

Изложение логично. Структурные части работы взаимосвязаны частично.

Нарушена логика исследования, не все структурные части работы взаимосвязаны. 

Изложение нелогично. Структурные части работы не взаимосвязаны.

3. Качество подбора и описания используемой информации

 

Полный и актуальный список используемых источников информации (более 10). Достоверность данных и их адекватное применение.

Высокий уровень использования ИКТ в обработке информации.

Недостаточно полный, но актуальный список используемых источников информации (8-10). Достоверность данных и их адекватное применение.

Средний уровень использования ИКТ в обработке информации.

Не полный и не достаточно актуальный список  используемых источников информации (5-7). Данные не всегда достоверны и не везде их адекватно применимы. Средний уровень использования ИКТ в обработке информации.

Не полный и не актуальный  список используемых источников информации (менее 5). Данные не достоверны и не адекватны. Низкий уровень использования ИКТ в обработке информации.

4. Содержание теоретической части проекта

Изложены основные теоретические положения (понятия, классификации, подходы, принципы, факторы, нормы и др.)

Сопоставлены различные точки зрения по теме исследования.

Сделаны собственные выводы по вопросам темы.

Изложены не все основные понятия, классификации, подходы, принципы, факторы, нормы и др.

Не сопоставлены различные точки зрения по вопросам темы.

Сделаны собственные выводы по вопросам темы.

Частично изложены основные понятия, классификации, подходы, принципы, факторы, нормы и др. Не сопоставлены различные точки зрения по вопросам темы.

Не сделаны собственные выводы по вопросам темы.

Не изложены основные  понятия, классификации, подходы, принципы, факторы, нормы и др.

Не сопоставлены различные точки зрения по вопросам темы.

Не сделаны собственные выводы по вопросам темы

5. Качество анализа и решения поставленных задач

 

Полностью реализованы поставленные задачи с учетом современных тенденций.

Сделаны конкретные выводы по решению поставленных задач.

Частично реализованы поставленные задачи с учетом современных тенденций. 

Сделаны выводы по решению поставленных задач.

Частично реализованы поставленные задачи с учетом современных тенденций.

Не сделаны выводы по решению поставленных задач.

Не реализованы поставленные задачи. Не сделаны выводы.

 

6. Качество оформления проекта

 

Соблюдены все требования к оформлению проекта.

Допущены некоторые нарушения требований, не влияющие на восприятие проекта.

Допущены нарушения требований, влияющие на восприятие проекта.

Не соблюдены основные требования.

7. Качество выполнения этапов проекта

Высокая степень самостоятельности, ответственности при выполнении  проекта.

Все этапы проекта выполнены качественно и в срок.

Высокая или средняя степень самостоятельности, ответственности при выполнении  проекта.

Проект сдан в срок, но сроки выполнения промежуточных этапов соблюдены частично.

Средняя  степень самостоятельности, ответственности при выполнении проекта.   Проект  сдан позже срока.

Низкая степень самостоятельности, ответственности при выполнении проекта.

Проект сдан позже срока.

8. Защита проекта

Доклад тщательно подготовлен.

Свободное владение материалом по теме проекта.

Ответы на все вопросы.

 

Доклад хорошо подготовлен.

Владение материалом по теме  проекта. Затруднения при ответе на некоторые вопросы.

Доклад слабо подготовлен.

Слабое владение материалом по теме  проекта.

Затруднения при ответе на вопросы.

Доклад не подготовлен.

Невладение материалом по теме проекта. Отсутствие ответов на вопросы.

 

9. Качество представления информации

Соблюдение регламента для представления исследования. Презентация и раздаточный материал соответствует содержанию доклада и оформлены грамотно.

Соблюдение регламента для представления исследования. Презентация и раздаточный материал в целом соответствуют содержанию доклада, но оформлены с некоторыми замечаниями.

Изложение необходимой информации с нарушением регламента. Презентация и раздаточный материал не соотносятся с содержанием доклада и оформлены с замечаниями

Информация не представлена. Презентация и раздаточный материал отсутствуют.

 


Библиографический список

 

1. Алексеев С. В. Географическийческий практикум школьника. Методическое пособие для учителей. / Н.В. Груздева, Э.В. Гущина. – Самара : Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 144 с.

2. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе. /О.В. Брыкова, Т.В.Громова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с.

3. Иванова Л. Ф. Проектная деятельность школьников при изучении обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - №2. - с.25-34.

4. Конурова-Идрисова З.К. Некоторые эффективные методы в экологическом образование и воспитание [электронный ресурс] /З.К. Конурова-Идрисова.-2008.- Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана

5. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие/ под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск : Изд-во ОмГУ. -  2005.

6. Куприенко Л. С. Организация индивидуальных исследований в рамках коллективной проектной деятельности. /Л.С.Куприенко //Экология в школе-2009. - №4. – 1 - 52.

13. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. /Пособие для учителей. – М. : 2005.

14. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2008.

15. Саплина Е. В. Проектная деятельность. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. / Е.В. Саплина, Н.И. Шевченко. – М. : Русское слово. – 2008.

16. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М : АРКТИ. - 2006.

17. Степень Р. А. Экология: экологические проблемы то­вароведения. / Р.А. Степень, В.Н. Паршикова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007.

18. Тысько Л. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию. // Преподавание истории  и обществознания в школе. -2006г. - №4. - с.14.

19. Черп О. М. Проблема твёрдых бытовых отходов. / О.М. Черп, В.Н. Виниченко. – М. : 2007.

21. Янина Л. Г. Метод проектов: практика Применения В Системе Географического образования школьников // Экология в школе - 2009. - №4. – 1 – 52.

 

Интернет ресурсы:

1.    diplomba.ru/work/100579 - Методика организации проектной деятельности по истории и обществознанию.

2.    www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).

3.    www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).

4.    www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России)

 

 


Приложение 1

 

Виды проектов и их особенности

 

Виды

проектов

Основные отличительные

особенности

Преобладающие

формы и методы

Возможный результат

проекта (Продукт)

Исследовательские

Имеет структуру подлинных научных исследований

Лабораторный эксперимент

Социологический опрос

Моделирование

Анализ данных социологического опроса

Сравнительно-сопостави-тельный анализ

Прогноз

Пакет рекомендаций

Модель

Статья

Творческие

Допускает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов

Любой из творческих методов проектирования

 

Изделие, видеофильм, видеоклип, праздник, экспеди­ция, репортаж, коллекция, дизайн – макет, рекламный проспект, серия иллюстраций, сказка, дневник путешествий,

музыкальное произведение, сценарий, сборник сочинений

Информационные

Предполагает поиск и анализ информации из различных источников.

Может быть частью исследовательского проекта

Работа с литературой, библиотечным фондом, СМИ, электронными базами данных

Анкетирование, интервьюирование

Анализ, обобщение, сопоставление, формулирование аргументированных выводов

Доклад

Публикация в СМИ,

Размещение в Интернете

Методическое пособие

Телеконференция

Электронная газета

Электронный журнал

Справочник, словарь

Дневник путешествий

Главы из учебника (несуществующего)

Практико-ориентированные

Предусматривает обязательный заранее определенный практический (социально значимый) выход

Зависит от типа проекта

Выставка, радиопередача

Театральное представление школьный праздник

Web-сайт

Атлас, путеводитель

Бизнес-план

Коллекция, стенд, буклет

Мультимедийный продукт презентация

Альбом

Виртуальная экскурсия и т.д.

Приключенческие

(игровые)

Невозможность определить результат заранее

Ролевая игра

Результат открыт до самого окончания игры

Законопроект

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Примерные темы индивидуальных проектов

по дисциплине «География»

 


Приложение 3

 

Примерный план – график работы над индивидуальным проектом (ИП)

 

Этапы работы

Содержание работы

Сроки выполнения

план

факт

1. Подготовительный

(постановка проблемы)

1. Определение темы ИП

 

 

 

2. Определение проблемы ИП, выбор средств и методов, объекта и предмета исследования

 

 

3. Определение итогового продукта ИП

 

 

4. Формулировка цели и задач ИП

 

 

2. Поиск информации

1. Сбор и изучение информации по теме ИП

 

 

3. Проектирование

1. Определение примерного содержания ИП, согласование с руководителем

 

 

2. Разработка введения ИП

 

 

3. Разработка теоретической части (написание первого раздела)

 

 

 

 

4. Разработка практической части (описание продукта ИП)

 

 

5. Разработка заключения ИП

 

 

4. Создание Продукта ИП

1. Подбор теоретического и иллюстративного материала для продукта ИП

 

 

2. Разработка продукта ИП

 

 

3. Демонстрация готового продукта руководителю

 

 

 

 

 

 

5. Презентация

1. Составление плана презентации

 

 

2. Подготовка доклада и презентации

 

 

3. Презентация ИП

 

 

 

 

 


Приложение 4

 

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Колледж инновационных технологий, экономики и коммерции»

 

 

 

 

 

 

Современные образовательные системы

России и Японии: сходство и различия

Индивидуальный проект по дисциплине «Географии»

 

Специальность: 19.02.10 Повар кондитер

 

 

 

Выполнила: студентка группы 175ПК

Иванова Елена Михайловна

 

Руководитель: преподаватель

                                            Машкова Елена Сергеевна

 

 

 

2016

Приложение 5

 

Образец оформления библиографического списка

 

1.    Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993г. [Электронный ресурс]: // СПС «КонсультантПлюс».

 

2.    Артемов В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2ч. Ч.2 / В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский цент «Академия», 2012. – 320 с.

 

3.    Важенин А. Г. Обществознание: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / А.Г. Важенин. – 11-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.

 

4.    Ефимов А. Великий шелковый путь и его роль в развитии кулинарии / А.Ефимов, И.Зорон // Питание и общество. – 2013. - № 1 – С.12-14.

 

5.    Левичева С. В. Виды резервов и принципы их учета /С.В. Левичева // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».

 

6.    Дирина А. И. Право военнослужащих Российской Федерации на свободу ассоциаций [Электронный ресурс] // Воен. право: сетевой журн. – 2010. – Режим доступа: http://www/voennoepravo/ru/node/2149/

 

7.    http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

В данных методических рекомендациях изложены общие сведения об индивидуальном проекте, его структуре, алгоритм (этапы) выполнения индивидуального проекта, виды презентаций и формы конечного продукта; указаны требования…

В данных методических рекомендациях изложены общие сведения об индивидуальном проекте, его структуре, алгоритм (этапы) выполнения индивидуального проекта, виды презентаций и формы конечного продукта; указаны требования…

Содержание Введение.

Содержание Введение.

Зачем нужно заниматься проектной деятельностью

Зачем нужно заниматься проектной деятельностью

Раздел 1. Общие сведения об индивидуальном учебном проекте

Раздел 1. Общие сведения об индивидуальном учебном проекте

Цель – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека

Цель – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека

Раздел 2. Структура и содержание индивидуального проекта

Раздел 2. Структура и содержание индивидуального проекта

В практическом разделе даётся характеристика продукта, методы и средства, которые

В практическом разделе даётся характеристика продукта, методы и средства, которые

Раздел 3. Этапы работы над индивидуальным проектом

Раздел 3. Этапы работы над индивидуальным проектом

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал

Этап проектирования Составление плана работы и рабочего графика

Этап проектирования Составление плана работы и рабочего графика

Этап создания продукта Следующий этап работы над проектом посвящен непосредственно созданию продукта в той форме, которую

Этап создания продукта Следующий этап работы над проектом посвящен непосредственно созданию продукта в той форме, которую

Раздел 4. Требования, предъявляемые к индивидуальному проекту 4

Раздел 4. Требования, предъявляемые к индивидуальному проекту 4

При написании текста работы не допускается применять: ü обороты разговорной речи, произвольные словообразования, профессионализмы; ü различные научные термины, близкие по смыслу, для одного и того…

При написании текста работы не допускается применять: ü обороты разговорной речи, произвольные словообразования, профессионализмы; ü различные научные термины, близкие по смыслу, для одного и того…

Интернет-источники. Включённые в список источники и литература нумеруются сплошным порядком, начиная с единицы, арабскими цифрами

Интернет-источники. Включённые в список источники и литература нумеруются сплошным порядком, начиная с единицы, арабскими цифрами

При изложении доклада речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной

При изложении доклада речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной

КритерииПоказатели «5»«4»«3»«2» 1

КритерииПоказатели «5»«4»«3»«2» 1

Качество выполнения этапов проекта

Качество выполнения этапов проекта

Библиографический список 1

Библиографический список 1

Методические рекомендаций по выполнению проектной работы по дисциплине «География»

Методические рекомендаций по выполнению проектной работы по дисциплине «География»

Приложение 1 Виды проектов и их особенности

Приложение 1 Виды проектов и их особенности

Приложение 2 Примерные темы индивидуальных проектов по дисциплине «География»

Приложение 2 Примерные темы индивидуальных проектов по дисциплине «География»

Приложение 3 Примерный план – график работы над индивидуальным проектом (ИП)

Приложение 3 Примерный план – график работы над индивидуальным проектом (ИП)

Приложение 4 Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Приложение 4 Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Образец оформления библиографического списка 1

Образец оформления библиографического списка 1

Методические рекомендаций по выполнению проектной работы по дисциплине «География»

Методические рекомендаций по выполнению проектной работы по дисциплине «География»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2024