Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.
Оценка 4.9

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Оценка 4.9
Документация
doc
родителям +1
Взрослым
26.02.2018
Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.
Цель работы с родителями подростков: обогащение теоретических и практических знаний родителей о нормах развития подросткового возраста, о характере и причинах переживаемых подростком трудностей и методах их профилактики и коррекции, развитие психолого-педагогической культуры родителей, формирование у родителей подростков психолого-педагогического мышления на основе развития ценностного восприятия мира; формирование адекватного взаимодействия родителей с подростками, повышение взаимопонимания между ними, становление родительского авторитета и его положительного влияния на развитие подростков.
программа для родителей Луценко.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9» Путь к успеху Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями       неуспевающих детей                                                                                                     Луценко Татьяной Владимировной  Составлена         и  апробирована с родителями     неуспевающих                    подростков МКОУ  «СОШ №9» г. Благодарного                                 Ставропольского края Научный руководитель ­доктор  психологических наук, профессор,  директор Центра системных  исследований индивидуальности  человека  Л.В. Мищенко. Апробирована в МКОУ «СОШ№9»                          г. Благодарный             Ставропольского края ,       2017 год Пояснительная записка                            При создании части коррекционно­развивающей программы мы использовали три вида организации коррекционно­психологической помощи: лекционно­просветительскую,   консультативно   рекомендательную   и собственно­коррекционную   (в   форме   индивидуальной   и   групповой коррекции).                 В рамках лекционно­просветительской деятельности мы решали, прежде всего, профилактические задачи. Мы подготовили и провели беседы с родителями   учителями   и   классными   руководителями,   обсуждая   основные закономерности и базовые факторы развития ребенка, типичные критические ситуации, трудности и проблемы каждого возраста и общие рекомендации по их предотвращению.                               В   рамках   консультативно­рекомендательной   работы   мы диагностировали характер и причины переживаемых ребенком трудностей в развитии и сформулировали системы рекомендаций родителям, учителям и классным руководителям, которые будут способствовать как профилактике, так и преодолению негативных тенденций в развитии школьника.  Мы разработали специальный цикл семинаров для родителей, направленных на   развитие   психолого­педагогической   культуры   родителей,   формирование адекватного   взаимодействия   родителей   с   подростками,   на   повышение взаимопонимания между ними, на становление родительского авторитета и его положительного влияния на развитие подростков. Семинары   проводятся   1   раз   в   месяц   (с   октября   по   май).   В   целях осуществления   индивидуального   подхода,   помимо   проведения   групповых занятий,   организовывались   личные   встречи   с   родителями   подростков   по приглашению педагога­психолога или по запросам взрослых.               Цель работы с родителями подростков: обогащение теоретических и практических знаний родителей о нормах развития подросткового возраста, о характере и причинах переживаемых подростком трудностей и методах их профилактики   и   коррекции,   развитие   психолого­педагогической   культуры родителей,  формирование   у   родителей   подростков   психолого­ педагогического мышления на основе развития ценностного восприятия мира; формирование   адекватного   взаимодействия   родителей   с   подростками, повышение   взаимопонимания   между   ними,   становление   родительского авторитета и его положительного влияния на развитие подростков. В   программу   работы   с   родителями   мы   вводили   методы   управления эмоциональной нестабильностью, развития навыков общения с подростками, совершенствования   умений   конструктивно   решать   конфликтные   ситуации; создавали моделирование различных ситуаций взаимодействия с подростками, налаживание коммуникативных связей и взаимного понимания в семье. Для этого   в   групповые   формы   работы   включены   ролевые   игры,   тренинги эффективных   форм   общения,   игровые   упражнения.   В   целом,   создание игровых ситуаций и другие методы работы позволяют родителям получить оценку   своих   решений   и   поступков   со   стороны   присутствующих, познакомиться с альтернативными решениями.            Задачи: ­ ­ развитие и систематизация знаний о психологической сущности феномена родительства, об основных концепциях воспитания подростков,  ­обогащение   представлений   родителей   подростков   о   психологической природе   ценностей;   развитие   эмоционально­ценностного   отношения   к внутреннему   и   окружающему   миру   подростков;   согласованности   между личными ценностями родителей и приоритетами в деятельности СОШ; ­ознакомление   родителей   с   техниками   саморегуляции   по   преодолению психического   напряжения,   снятия   интеллектуальной   и   эмоциональной напряженности: развитие способности к изменению стереотипов поведения с подростками, развитие  навыков конструктивного общения; ­формирование   психолого­педагогической   культуры   родителей   подростков; развитие   личностных   качеств   и   умений,   необходимых   для   эффективного воспитания детей подросткового возраста. Тематическое планирование семинаров с родителями. Занятие   1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   И   ПРАКТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА. Цель:   уточнить   представления   родителей   о   психологической   сущности феномена родительства, его компонентах; рассмотреть основные концепции воспитания; уточнить проблемы современной российской семьи. Форма проведения: круглый стол.  Ход занятия: 1.   Теоретические   и   практические   подходы   к   пониманию   психологической сущности   феномена родительства. Компоненты феномена родительства. 2. Основные концепции воспитания детей подросткового возраста. 3.Динамика   родительского   отношения   к   ребенку   в   процессе   его   развития. Ценностные ориентации и воспитательные стратегии родителей подростков . 4.Психологические проблемы современной российской семьи. Занятие 2.ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ. Цель: выявить и уточнить представления родителей подростков о жизненном цикле   и   задачах   развития   семьи,   представить   психологическую характеристику возрастных особенностей родителей, познакомить с методами позитивного самовосприятия.  Форма проведения: круглый стол. Ход занятия: 1.Жизненный цикл семьи. 2.Задачи развития семьи. Стадии родительства. 3.Психологическая характеристика возрастных особенностей родителей. 4.Методы   изучения   мотивов   семейного   воспитания:   «Сочинение»; «Неоконченный рассказ». 5.Позитивное принятие себя. Исследования показывают, что родителями подростков бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит из молодых людей до 30 лет, однако, 35­40 летние родители тоже не редкость. Психологическая особенность поздней юности (возраст 18­25 лет) ­осознание собственной   индивидуальности,   неповторимости.   Как   следствие,   может возникнуть  внутренняя  напряженность,  порождающая  чувство   одиночества, обычно   трудно   переносимого.   Равновесие   внутреннего   мира   в   эти   годы нарушается необходимостью самоопределения: многие люди учатся, решают проблему   трудоустройства,   находятся   в   поиске   своего   места   в   жизни.   В период ранней молодости люди стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к самостоятельным решениям и взрослой жизни. В этот период формируются   новые   психологические   механизмы,   способствующие успешному   вхождению   личности   во  взрослую   жизнь.   Самостоятельные решения   молодые   люди   учатся   принимать   быстро,   если   на   первых   порах принимают их вместе со взрослыми и делят ответственность за результаты, и существеннее   медленнее,   когда   вся   ответственность   за   решение   целиком ложится на них или когда ответственность с них снимается. Центральный   психологический   момент   в   ранней   зрелости   (25­30   лет)­ установление интимности, близких личных связей с другим человеком: поиск партнера, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребенка. Это период характеризуется первым подведением итогов о ее коррекцией. У многих   родителей   этого   возраста   дети   достигают   5­6   лет,   завершают посещение детского сада. Когда ребенок идет в школу, родители переживают первый   кризис   зрелости..   Супруги,   оценивая   свои   жизненные   достижения, могут начать осознавать, что их прежние мечты о карьере нереалистичны, а отношения   в   браке   не   такие,   на   какие   они   рассчитывали.   Это   порождает характерное   для   кризисов   ощущение   внутреннего   смятения,   отчаяния   и утраты ориентиров (Е.Н.Юрасова,2004). В возрасте 30 лет человек уже имеет определенный опыт профессиональной и супружеской жизни и оценивает себя одновременно и как умудренного, и как способного   еще   многое   менять   в   своей   жизни.   Но   при   этом   часто присутствует убеждение, что ощущение недовольства жизнью и разочарования связаны не с реалистичностью собственных планов, а с неверно сделанным выбором.   Неверным   может   показаться   выбор   профессии,   места   работы, супруга или всего вместе. Поэтому переживание этого кризиса протекает по типу «побега». Человек бежит из семьи, с работы, меняет место жительства и т.п., считая, что сможет улучшить свою жизнь, сделав новый , «правильный» выбор других ценностей, а следовательно, новой жизни. К 30­летнему   возрасту   у   человека   складывается   стиль   проживания   жизни. Стиль проживания жизни может быть определен как относительно стабильный на   длительных   временных   промежутках,   способ   конструирования субъективно   пристрастной   картины   мира   и   образа   «Я»   и   способ взаимодействия с социальным окружением. Если   человек   потерпел   неудачу   в   интимном   общении,   то   у   него   может развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в этом мире он не может   положиться,   кроме   себя.   Проблемы   неполных   семей   могут   быть связаны именно с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель,   один   воспитывающий   ребенка   (чаще   мать)   может   быть   очень тревожным,   беспокойным,   нервным   и   непоследовательным   в   воспитании ребенка,   а   также   в   общении   с   окружающими.   Другая   крайность   ­ попустительство   и   безразличие   к   детям   из­за   полной   загруженности экономическими   и   бытовыми   проблемами,   накопившейся   усталости   и отчаяния. Возраст 35­40 лет (средняя зрелость) ­ время переоценки целей и притязаний юности. В эти годы родители часто испытывают кризис «середины жизни». Основу   кризиса   «середины   жизни»   составляет   мотивационный   кризис. Происходит  осмысление  и   переоценка  всех   жизненных  сфер  :   образа «Я», межличностных и семейных отношений, профессиональной области. В этот период жизни человек начинает отдавать себе отчет в том, что он не достиг целей,   поставленных   когда­то   перед   собой,   и,   вероятно,   никогда   их   не достигнет   (и   даже   если   он   их   достиг,   все   равно   может   испытывать разочарование). Кризис «середины жизни» часто определяется расхождением между мечтами, поставленными в молодости, целями и действительностью. Поскольку   мечты   часто   нереальны,   оценка   достигнутого   может   быть окрашена   негативно.   Тогда   человек   склонен   мрачно   смотреть   на   жизнь   и считать, что «уже поздно что­то менять» и «уже не успеть». В  то   же   время   корректируется   сложившаяся   система   ценностей  ­   человек делает новую попытку понять, какие из них действительно имеют для него важное значение. Главным переживанием при этом может оставаться потеря человеком  центрального жизненного мотива ­ смысла жизни, т.е. того, ради чего   человек   живет.   С   точки   зрения   К.Г.Юнга,   данный   возраст   является поворотным в жизни человека. Направленность на освоение внешнего мира, имевшая   место   в   первой   половине   жизни   должна   смениться   внутренней направленностью. Как впервой половине мира человек осваивал внешний мир­ добивался   успеха   в   выбранной   профессии,   завоевывал   определенное положение и статус, так во второй половине жизни он должен освоить свой внутренний   мир,   свою   глубинную   сущность   .   У   него   должны   появиться надличностные   цели,   те   цели,   которые   выходят   за   рамки   личного благополучия. Центральная   тема   средней   зрелости   ­   желание   повлиять   на   следующее поколение   через   собственных   детей,  через  практическую   деятельность   или теоретический вклад в развитие общества. Для большинства людей это самый продуктивный период жизни : люди поглощены работой. Такое стремление быть полезным и продуктивным определяет способность оглядеться вокруг, заинтересоваться   другими   людьми,   что   в   свою   очередь   делает   человека счастливым.   В   этом   возрасте   человек   формулирует   свою   точку   зрения   о внешнем мире, его будущем и о своем участив нем. Осознав и оценив реальное положение вещей, наметив с его учетом новые цели и скорректировав старые, человек вступает на следующую стадию своей жизни.   4.Методы   изучения   мотивов   семейного   воспитания:   «Неоконченный рассказ». 5. Позитивное принятие себя.  Упражнение 1. Я в лучах солнца. Упражнение 2. Снижение эмоционального напряжения, достижение состояния покоя.    «Сочинение»;   ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ   ПРИРОДА   ЦЕННОСТНЫХ Занятие   3. ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ. Цель:   определить   степень   информированности   родителей   подростков   о понятиях   «ценности»,   «ценностные   ориентации»,   нацелить   на   определение собственных   ценностей,   и   ценностей   детей­подростков,   способствовать осмыслению ценностных основ родителей, выработать конструктивные пути достижения соответствия между ценностями родителей и детей­подростков и приоритетами в деятельности СОШ. Форма проведения: семинар­брифинг. Ход занятия: 1. Работа в группах  (родители распределены на три подгруппы). Первая группа: «Дайте, пожалуйста, определение понятию «ценности».  Вторая   группа:   «Что   такое,   на   Ваш   взгляд,   «ценностные   ориентации человека?».  Третья группа: «Обоснуйте выбранные Вами ценностные ориентации». 2. Упражнение «Найти ответ». (Родители распределены на три подгруппы и совместно   ищут   объяснения   следующим   понятиям:   «самопознание», «самооценка», «самопринятие» во взрослом и подростковом возрасте). 3. Мини­дискуссия «Правила, по которым мы живем». ­Сформулируйте некоторые правила, определяющие жизнь Вашей семьи. ­Какую функцию они выполняют в Вашей жизни?  ­Все ли правила можно считать справедливыми? Почему?  ­Можете ли Вы отказаться от названных правил и установить новые?  ­Считаете ли понятия «семейные правила» и «запреты» равноценными?  ­Какие новые правила хотели бы ввести? 4. Демонстрация таблицы «Магический узор нашего Я», (на основе материала книги В.Сатира «Как строить себя и свою семью»). Все части нашего Я влияют друг на друга. Для того, чтобы ощущать полноту жизни мы должны: ­Оказывать своему телу больше внимания.  ­Развивать свой интеллект.  ­Уметь управлять своими эмоциями. ­Развивать наши ощущения, заботиться об органах чувств, использовать их как дорогу жизни, соединяющий внутренний и внешний мир.  ­Научиться гармонично решать всевозможные проблемы. ­Изучить свои физические потребности.  ­Создать себе комфортное пространство.  ­Развивать в себе способность полностью раскрывать и проявлять себя. Психологические   особенности   возраста   влияют   на   формирование   и   выбор ценностных   ориентации   в   каждый   конкретный   период   жизни   человека.   И выбор этот соответственно определяет поведение человека, его отношение к окружающему   миру.   «Ценностные   ориентации   являются   важнейшим компонентом   структуры   личности,   в   них   как   бы   резюмируется   весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось   сознания,   вокруг   которой   вращаются   помыслы   и   чувства   человека   и точкой зрения, с которой решаются многие жизненные вопросы» (В.А.Ядов, 1975,с.87­106).  Динамическая пауза. 5. Проведение диагностики у родителей степени удовлетворенности основных потребностей.  6. Решение психологических ситуаций. 7. Самопрезентация. «Мои ценности». В   конце   динамической   паузы   родители   ищут   партнеров   по   ценностным ориентациям,   осуществляют самопрезентацию.   На   столах   находятся   карточки   с   названием   ценностных ориентации:  ­воспитание детей,  ­счастливая супружеская жизнь,  ­хорошее здоровье, ­достижение материального благосостояния,  ­успешная профессиональная деятельность,  ­полноценное общение с друзьями,  ­полноценное приобщение к культуре,  ­религия, ­успешная политическая карьера.  Условие: мотивировать свой выбор.   объединившись   в   подгруппы,   и, Вывод:   главная   ценность­   человек,   его   индивидуальность;   необходимость уважительного отношения к выбору других людей.  Занятие 4. САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ. Цель:   обогатить   умения   родителей   управлять   своим   эмоциональным состоянием;   уточнить   корректные   и   некорректные   способы   эмоциональной разрядки, познакомить с техникой релаксации на основе арт­терапии. Ход занятия: 1 .Психологическая настройка на работу. Упражнение «Удобное средство». Прослушать магнитофонную запись музыкального фрагмента, свои чувства и мысли выразить в рисунке. 2.   Выполнение   упражнений   по   развитию   сензитивности,   умений   понимать эмоциональное состояние других. «Эмоции   ­   особый   класс   психических   состояний,   который   составляет переживаемые в различной   форме отношения человека к действительности. Эмоции и чувства ­ специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах ­ значимость этих предметов  и явлений  для данного человека в конкретной ситуации. По   форме   протекания   выделяют   чувственный   тон,   настроение,   собственно эмоции,   страсти,   стресс,   фрустрацию,   высшие   чувства.   Высший   продукт эмоций человека ­ устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, их   подразделяют   на   нравственные,   эстетические   интеллектуальные. Нравственные   переживаются   человеком   при   восприятии   явлений действительности   и   сравнении   этих   явлений   с   нормами,   выработанными   в обществе.   Интеллектуальные   чувства   возникают   в   процессе   познания окружающего.Эстетические   представляют   собой   эмоциональное   отношение человека к прекрасному, к природе, искусству, жизни людей». а) Упражнение «Ищу друга». (Члены   группы   пишут   объявления   о   поиске   друга.   Излагается   список требований,   набор   предполагаемых   качеств.   Участники   молча   читают объявлении   и   рисуют   кружок   на   том,   которое   привлекло   их   внимание. Ограничение: выбор не более трех объявлений.). Затем ведущий предлагает обсудить следующие вопросы: ­Чем   характеризуется   объявление, заинтересованных ответов? ­Что помешало откликнуться на другие объявления?   получившее   наибольшее   число б)Упражнение   «Угадай». (Изобразить   эмоциональные   состояния, изображенные   на   карточках.   Вариант:   каждый   из   участников   рисует настроение (рот, нос. брови ) и передает другому для отгадывания). 4.Аутотренинговые упражнения. «Приятный сон». «Мобилизация». «Избавление от тревог».  5. Анализ детских рисунков «Моя семья». 6.Эмоциональное неблагополучие детей и его причины.  «Под   эмоциональным   неблагополучием   понимается   отрицательное самочувствие ребенка.     Оно вызывается разными причинами. Эмоциональное неблагополучие,   связанное   с   затруднениями   в   общении   с   другими   детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные,   легко   возбудимые.   При   возникновении   конфликтов   со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде,   нередко   сопровождающихся   слезами.   Для   второй   группы   детей характерно негативное отношение к общению, избегание его. Другой существенной причиной, вызываемой эмоциональное неблагополучие специфика   его   внутреннего   мира   (впечатлительность,   восприимчивость), ведущие к возникновению страхов. Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх.   Ведь   страхи   стыд   взаимосвязаны.   Ребенок   становится   пассивным, склонным к переживанию депрессии. Для того, чтобы помочь детям различать эмоции,   видеть   разные,   возможные   объяснения   ситуаций,   находить   пути решения   конфликтных   ситуаций   необходима   последовательная   и систематическая   деятельность   педагога­психолога,   воспитателей,   всего педагогического   коллектива   в   целом   в   тесной   взаимосвязи   с   семьей». б.Составление коллажей, их обсуждение. Предполагаемые   темы:   «Семейный   праздник».  «Плохое   настроение».   Темы могут определять и сами родители.   Томаса 7.Диагностика «Предрасположенность   личности   к   конфликтному   поведению»   (адаптация Н.В. Гришиной) (в кн.: Практическая психодиагностика, 2000). тесту­опроснику   К.   родителей   по   Занятие   5.   САМОАНАЛИЗ   И   САМООБУЧЕНИЕ   НАВЫКАМ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ. РАБОТА НАД СОБОЙ. Цель:   развитие   у   родителей   подростков   навыков   восприятия   и   понимания себя,   других   людей,   своих   детей­подростков   в   процессе   общения   с   ними, расширение личностного самосознания, уточнение представлений об основах коммуникативной культуры. Ход занятия:  1 .Разминка. ­«Общение   ­   это   ...   (Сложный   многоплановый   процесс   установления   и развития контактов между людьми); жесты).   (Мимика, ­«Каким   будет   общение   с   человеком,   который   не   слишком   доминантен   и достаточно мобилен, типичный экстроверт? (Достаточно легким). ­«Какой   путь   вы   изберете   в   общении   с   итровертом?   (   Следует   запастись терпением). ­«Назовите   вспомогательные   средства   общения. 2.Упражнение «Допишите неоконченные фразы». ­  Если человек один ...  ­Когда нет никого вокруг ...  ­Хорошие родители ­ это ... ­Трудные родители­ это...  3. Самоанализ. Упражнение «Какой я родитель?». 4.Мини дискуссия «Как я отношусь к трудностям другого члена семьи». 5.Выступление «эксперта». Знакомство   с   упражнениями   по   совершенствованию   культуры   общения ( технология В.А.Кан­Калик . на основе системы К.С.Станиславского). 6.Закрепление новых способов общения. ­Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением. ­Упражнение «Откровенно говоря». (Сформулировать         высказывание,         которое         должно         выражать отношение    к происходящему).  7.Выступление эксперта.  а) Модели общения. б)Игры общения. (По материалам книги В.Сатир). а)   Существуют   четыре   типа   коммуникаций   (заискивающая,   обвиняющая, расчетливая, отстраненная). б)   Игры   общения  (отображение   реальных   переживаний,   испытываемых родителями в семье и обществе). В игре участвуют три человека, а остальные наблюдают. Первая триада может быть   такой:   муж,   жена   и   старший   ребенок.   Для   игры   каждый   выбирает определенный способ общения. Первый  человек          Второй    человек        Третий человек Обвиняющий                             Заискивающий                         Расчётливый Отстраненный                             Отстранённый                             Заискивающий Заискивающий             Обвиняющий                                          Отстранённый   8.Виды слушания: пассивное, активное, эмпатическое. Пассивное  слушание   ­   хорошо   отработанная   стратегия   на   взволнованный многословный монолог собеседника. Активное  слушание необходимо, когда важно понять мысль собеседника. В процессе активного слушания многие люди уточняют свою мысль, в том числе и для себя. Эмпатическое  слушание   требует   особого   душевного   настроя.   У   человека, научившегося правильно слушать, появляется возможность испытать эмпатическую связь. 8.Игра «Почетный гость». Участникам игры объявляется, что через время один выйдет из зала и войдет, когда его позовут. Он ­ почетный гость. Несколько человек выбираются членами жюри , которые по     пятибалльной     системе     оценивают     все     действие     участников. Учитывается  и оценивается сухость или фамильярность, подобострастие или грубость, скованность или развязность. 9.Рефлексия. Занятие ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ.   ФОРМИРОВАНИЕ   ОСНОВ   ПСИХОЛОГО­   6. Цель: выяснение с родителями значения психолого­педагогической культуры для  эффективного   развития   подростков;   осуществление   самоанализа   по данной теме;  обогащение представлений взрослых об особенностях свойств темперамента  подростков,   их   учет   в   процессе   воспитания   детей; стимулирование активности и инициативы. Форма проведения: деловая игра. Ход занятия: 1.Игра на раскрепощение, объединение  «Скажите друг другу комплимент». 2.Блиц­опрос «Современные родители ­ каковы они?» Обобщение:   для   того,   чтобы   обеспечить   положительное   взаимодействие   с детьми,   необходимы   знания   об   особенностях   развития   школьников.   Важно учитывать   в   воспитании   ребенка   и   его   индивидуально­типологические особенности. 2.   Выступление эксперта. Особенности свойств темперамента у подростков. «Под   темпераментом   понимается   совокупность   индивидуально­ типологических свойств. Темперамент проявляется в психической активности и   эмоциональности».   Рекомендации   по   воспитанию   детей   различных темпераментов.  З.Дискуссия «Идеальная семья».  4. Конкурсы для родителей а)             Литературный конкурс. ­Перечислите   любимые   Вашими   детьми   литературные   произведения (назовите недавно прочитанную ребенку книгу). ­Определить по отрывкам произведений их название (аудиозапись рассказов детей). б)   Артистический конкурс. ­Произнесите       фразу     «Иди     сюда»     тихо,     громко,       требовательно, возмущенно, таинственно. ­Произнесите   слово   «Молодец»   нежно,   удивленно,   важно,   иронично, восторженно.  ­Посмотрите на вошедшего в комнату ребенка требовательно, удивленно, с досадой, укоризненно, радостно. ­Покажите пантомимой пословицы.( Сердце не камень. Слово не воробей ­ вылетит, не поймаешь. Язык мой ­ враг мой. Худой мир лучше всякой ссоры. У страха глаза велики. Душа в пятки ушла.).  5.Анализ ситуаций. Занятие   7.ВЛИЯНИЕ   АВТОРИТЕТА     РОДИТЕЛЕЙ   НА   РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ. Цель: дать родителям представление о различных видах авторитета, его роли в   развитии   подростков,   стимулировать   желание   к   совершенствованию коммуникативных навыков.  (Дети   заранее   были Ход занятия: 1.  Диагностика родительского отношения к детям А.Я.Варги, В.А.Столина. 2.Анализ анкет о изучению семейного воспитания. 3.Показ   видеозаписи   ответов   детей   на   вопросы. предупреждены, что их ответы будут известны родителям).  ­За что ты любишь свою(его) маму (папу)?  ­О чем ты разговариваешь с мамой (папой)?  ­Чем вы занимаетесь дома в свободное время? ­Какие слова говорит тебе мама, когда хвалит? Что она тебе говорит, когда ты плохо себя ведешь? ­Чему тебя научил папа?  ­Строгие ли у тебя родители?  ­Что тебе нравится делать вместе с родителями?  4.Выступление эксперта. Виды авторитета.  5.Составление проекта семейной жизни. Каждый родитель должен четко понимать, чему необходимо научить ребенка, продумать ту модель воспитания, воздействовать тем авторитетом, который позволит добиться положительных результатов. Важно при этом помнить:  ­Что ребенок должен узнать о себе?  ­Что он должен узнать о других?  ­Что он должен узнать о мире?  ­Что он должен узнать о жизни? б.Просмотр видеозаписи детей в сюжетно­ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Школа». Анализ поведения детей, навыков общения, эмоциональных реакций.  Занятие 8.СЕМЬЯ И ОБЩЕСТВО. Цель:   дать   родителям   знания   о   механизмах   развития   семейной   системы; обобщить представления о влиянии психолого­педагогической культуры на процессы воспитания и обучения подростков. Ход занятия: 1.Вводная   часть.   Системы:   закрытые   или   открытые?(В.Сатир.»Как   строить себя и свою семью».) Существует два типа систем: закрытые и открытые. В закрытой системе все ее части   неподвижно   соединены   между   собой   или   вообще   не   соединены. Открытая   система   ­   та,   в   которой   все   части   взаимосвязаны,   подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри не или выйти за пределы. Цель сегодняшней семьи ­ развитие каждого. А значит, задача заключается в использовании   всех   ее   структур   для   достижения   этого.   Как   дети   могут способствовать   развитию   взрослых?   Как   один   человек   помогает   другому? Чтобы достичь гармонии и стать действительно жизнеспособным человеком, необходимо постоянно наблюдать за семьей, изменять и перестраивать ее. А это возможно только в открытой системе.  2.Изменение   родительских   установок   и   позиций,   расширение   знаний   о психологии семейных отношений. ­Упражнение «Размышления». (Размышления над смыслом пословиц).  ­Упражнение   «Чемодан».(   Составление   перечня   положительных   качеств, необходимых для продуктивного путешествия).  ­Упражнение «Семейные проблемы». (Участники   группы   по   очереди   рассказывают   о   какой­либо   семейной проблеме.   Задача   других   ­   понять   ее   содержание,   разобраться,   используя определенные способы общения: молчаливое слушание, уточнение, диалог и др.) ­Упражнение «Последняя встреча». (Закройте глаза и представьте, что наши встречи закончились. Вы идете домой. Подумайте о том, что Вы не сказали группе,   но   хотели   бы   сказать.   Через   несколько   минут   откройте   глаза   и скажите это). Используемая литература. 1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2 т. ­ М.; 1980 г.,т.1. 2. Базылевич   Т.Ф.  Введение   в  психологию   целостной   индивидуальности М., 1998 г. 3. Белоус   В.В.   Введение   в   полиморфную   индивидуальность.   ­   Москва­ Пятигорск, 2005. 4. Белоус   В.В.,   Боязитова   И.В.   Проблемы   психологии   полиморфной индивидуальности. ­  Пятигорск 2005. 5. Боязитова   И.В.   Интегративная   психология   развития.   ­   Москва­ 6. Пятигорск, 2005. .Дубовицкая   Т.Д.   К   вопросу   о   диагностике   направленности   учебной мотивации //Вопросы психологии, 2005, №1. 7. Костяева Т.А., Пичугова Ю.С. Программа компенсирующего обучения по русскому языку в 5­9 классах. М., 2000. 8. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. ­ М., 1986 г. 9. Разумовская   М.М.,   Гостева   Ю.М..   Программа   компенсирующего обучения по русскому языку для 5­9 классов. М., 2000. 10.Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии:   Учебное пособие .­М.,1998. 11.Шевченко С.Г. Коррекционно­развивающее обучение: Организационно­ педагогические аспекты.­ М., 1999г. 12.Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. М., 2005. 13.  Эльконин   Д.Б.   Психолого­педагогическая   диагностика:   проблемы   и /Под   редК.М.Гуревича.   Психодиагностика   и   школа   задачи// Таллин,1980. 14.Юркевич   В.С.   Индивидуальные   различия   в   саморегуляции   и обучаемости //Вопросы психологии, М., 1974, №4. 15.Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М., 1985

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.

Методические разработки занятий  психологов, работающих с родителями неуспевающих детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018