МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
doc
технология
Взрослым
26.01.2019
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА БОЛЬНОГО С ПЕДИКУЛЕЗОМ Прежде чем начинать санитарно-гигиеническую обработку, сестра приём-ного отделения тщательно осматривает тело пациента для выявления педи-кулёза (вшивости). ПЕДИКУЛЁЗ (лат. pediculum – вошь) – поражение кожных и волосяных покровов человека в результате паразитирования на теле кровососущих насекомых – вшей. Основные признаки педикулёза: • зуд, сопровождающийся расчёсами, иногда аллергией; • огрубление кожи от массовых укусов вшей и воздействия слюны насеко-мых на дерму; • меланодермия - пигментация кожи за счёт кровоизлияний в ткани и вос-палительного процесса, вызываемого воздействием слюны насекомых; • колтун - довольно редкое явление, образующееся при расчёсах головы: волосы запутываются, склеиваются гнойно-серозными выделениями, кото-рые корками засыхают на голове, а под ними находится мокнущая по-верхность. – наличие насекомых и гнид (яиц вшей, которые приклеиваются самкой к волосу или ворсинкам ткани);
Методичка для студентов педикулез.doc
Министерство здравоохранения Московской области Государственное бюджетное профессиональное  образовательное «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2 учреждение  Московской области Коломенский филиал МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ  для освоения профессионального модуля  ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра  по уходу за больными   МДК 04.03. Оказание медицинских услуг по уходу Тема: «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе» Специальность: 34.02.01. Сестринское дело  (базовая подготовка) Составитель: Лютенберг Н.С. Коломна   2019г ОГЛАВЛЕНИЕ 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические рекомендации  составлены в соответствии с требованиями к  умениям по ФГОС, для использования на практическом  занятии  в рамках  специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовый уровень СПО) Цель занятия: Познакомиться с особенностями проведения санитарной обработки пациентов После изучения темы студент должен знать: o противопедикулёзные мероприятия  o технологии выполнения медицинских услуг. o факторы влияющие на безопасность пациента и персонала. После изучения темы студент должен уметь: o осуществить полную или частичную санитарную обработку  пациента; o произвести осмотр и осуществить соответствующие мероприятия  при выявлении педикулеза; o оформить документацию; o определять проблемы пациента, связанные  с состоянием его  здоровья. o обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его  окружение и персонала. 3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ТЕМЫ САНИТАРНО­ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА БОЛЬНОГО С ПЕДИКУЛЕЗОМ Прежде чем начинать санитарно­гигиеническую обработку, сестра приёмного  отделения тщательно осматривает тело пациента для выявления педикулёза  (вшивости).  ПЕДИКУЛЁЗ (лат. pediculum – вошь) – поражение кожных и волосяных  покровов человека в результате паразитирования на теле кровососущих  насекомых – вшей.   Основные признаки педикулёза: •  зуд, сопровождающийся расчёсами, иногда аллергией; •  огрубление кожи от массовых укусов вшей и воздействия слюны насекомых на дерму; •  меланодермия ­ пигментация кожи за счёт кровоизлияний в ткани и  воспалительного процесса, вызываемого воздействием слюны насекомых; •  колтун ­ довольно редкое явление, образующееся при расчёсах головы:  волосы запутываются, склеиваются гнойно­серозными выделениями, которые  корками засыхают на голове, а под ними находится мокнущая поверхность. 4 – наличие насекомых и гнид (яиц вшей, которые приклеиваются самкой к  волосу или ворсинкам ткани); Расчёсы способствуют возникновению вторичных кожных заболеваний:  дерматитов, экземы и т.д. При сильной завшивленности появляются  субфебрильная температура тела (до 37,5 °С) и припухлость лимфатических  узлов. В случае выявления педикулёза проводят специальную санитарно­ гигиеническую обработку больного – дезинсекцию. Дезинсекция –  уничтожение вредных для человека насекомых.  При выявлении у пациента педикулёза проводят дезинсекционную обработку  согласно приказа Минздрава РФ № 342 от 26 ноября 1998 г. «Об усилении  мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с  педикулёзом». Для проведения дезинсекции необходимо иметь противопедикулёзные  укладки. Применение дезинсектицидных растворов противопоказано: при  беременности, у рожениц и кормящих грудью, детям до 5 лет, а также при  заболеваниях кожи головы и аллергии на применяемые средства. На человеке чаще всего паразитируют три вида вшей: Головную вошь чаще обнаруживают на волосистой  части головы (в затылочной и височной области),  бровях, ресницах, бороде. У женщин и детей при  наличии длинных волос процесс наиболее выражен.  Вши очень подвижны (насекомые не умеют летать  или прыгать, они передвигаются при помощи бега) и представляют собой особей серовато­белого цвета.  Самки вшей откладывают яички (гниды), которые  5 приклеиваются к стержню волоса. Необходимо  знать, что после проведения курса лечения мертвые  гниды, благодаря присущему им клейкому  веществу, все равно остаются на волосах и смыть их практически невозможно, их следует вычесывать  при помощи специального частого гребня. Пути передачи: при непосредственном контакте с больным или  через предметы (расчески, головные уборы и др.). Основные симптомы педикулеза волосистой части головы: – зуд, сопровождающийся расчесами (у некоторых  лиц – аллергией); – огрубение кожи от массовых укусов вшей и  воздействия слюны насекомых на кожу (образуется  меланодермия, колтун).  Заболевание вызывается вшами беловато­серого,  коричневого цвета с размерами, превосходящими  головных вшей. Этот вид вшей обитает в складках  одежды, откуда впоследствии переходит на кожу  человека. Наиболее часто поражаются места  соприкосновения складок и швов одежды с  кожными покровами. Локализация вшей –  поясничная, плечевая, шейная области, верхняя  часть спины, пахово­бедренные складки, живот,  подмышечные впадины.  6 Платяные вши являются переносчиками  возбудителей сыпного тифа, волынской лихорадки  и возвратного тифа Пути передачи: При тесном бытовом контакте. Заражение может  произойти при использовании грязных вещей,  постельного белья.  Поражаются асоциальные пациенты, плохо  соблюдающие личную гигиену взрослые и дети. Основные симптомы педикулёза тела:  нестерпимый зуд, ведущий к расцарапыванию кожи  и присоединению вторичной инфекции в местах  укуса, синюшные пятна, высыпания на коже  (неинфицированные укусы выглядят как красные  прыщики диаметром 2­4 мм). Лобковые вши являются самыми маленькими  представителями педикулеза человека. Паразиты  имеют грязно­желтую, серо­коричневатую окраску.  Лобковой вошью заражаются волосистые участки в  области половых органов и заднего прохода (при  выраженном оволосении тела паразитов  обнаруживают и в других местах). Лобковые вши  очень плотно прикрепляются к волосяному  стержню у его основания. Хоботок вши находится в устье фолликула, а хвостовая часть – у основания  волоса, и определяется в виде сероватой точки.  7 Гниды телесного цвета откладываются у устья  волоса и находятся также на волосах. Пути передачи: Основной причиной заболевания взрослых являются половые  контакты, дети заражаются от взрослых,  ухаживающих за ними. Основные симптомы лобкового педикулёза:  сильный зуд.  Возможна реакция на укусы в связи с попаданием в  кровь слюны  насекомого в виде синюшно­голубых  пятен. Пятна не исчезают при  надавливании. На  коже могут появиться: папулы, везикулы,  экскорнации, шелушение, гемморагические корки.  Могут развиваться  пустулы, дерматит,  экземоподобная реакция.  Внимание! Головные и платяные вши ­ переносчики тяжёлых  инфекционных заболеваний: сыпного и возвратного эпидемического  тифа, волынской лихорадки. Наибольшую эпидемическую опасность представляют платяные вши.  Напившись крови больного сыпным или возвратным тифом, через 4­7 дней они способны передавать возбудителей здоровому человеку. Заражение  происходит при попадании выделений инфицированной вши в места расчёсов  после укуса или раздавливания насекомого. В испражнениях вшей,  попадающих на одежду, риккетсии сохраняют жизнеспособность и  патогенность до трёх месяцев и более. 8 Лобковая вошь практически не имеет эпидемиологического значения, но она  так же, как платяная и головная вши, вызывает зуд, приводящий к расчёсам  кожи, что, в свою очередь, при сочетании с низкой гигиенической культурой  хозяина способствует возникновению различных гнойничковых заболеваний. Наличие вшей на человеке, его белье, одежде указывает на  неудовлетворительное санитарно­гигиеническое состояние окружающей  среды. Внимание! Вне тела хозяина головная вошь погибает через сутки,  поскольку не имеет возможности питаться каждые 2­3 ч.  Продолжительность жизни взрослых особей 27­30 дней. Яйца  чувствительны к изменению температуры и влажности (оптимум  около 28 °С). При 20 °С самка перестаёт откладывать яйца, развитие  личинок приостанавливается. Внимание! Платяная вошь не переносит повышения температуры. При 47­50 °С вши живут 10 мин, затем гибнут. Понижение температуры  и высокую влажность они переносят лучше: при температуре  окружающей среды ­13 °С сохраняют жизнеспособность до 7 дней, а в  воде живут до 2 суток. При повышении температуры тела выше 37 °С  вши покидают больных и могут переползти на окружающих. Лобковая вошь вне человека живет 10­12 ч. Кровь человека сосёт часто, с  небольшими перерывами. Противопедикулёзные мероприятия включают: •  профилактические меры, препятствующие распространению вшей в  коллективах; 9 •  специфические санации людей, у которых обнаружен педикулёз. Для проведения осмотра на педикулез необходимо иметь хорошо освещенное  рабочее место, лупу, позволяющую рассмотреть как волосистые части тела,  так и одежду.      Обследуя людей на педикулез, необходимо особое внимание обратить:        ­ при осмотре головы ­ на височно­затылочные области;         ­ при осмотре одежды и белья ­ на швы, складки, воротники, пояса.         1. При обнаружении платяных вшей или их яиц, а также смешанного  педикулеза необходимо срочно вызвать по телефону специалистов дезотделов (отделений) центров Госсанэпиднадзора, отделов очаговой дезинфекции  дезстанций или ГУДП для обработки людей, у которых выявлен платяной  педикулез. Учет и регистрацию таких людей осуществляют в установленном  порядке.          2.При обнаружении головного педикулеза у одиноких престарелых и  инвалидов, у лиц, проживающих в санитарно­неблагополучных условиях,  общежитиях, у членов многодетных семей медицинский персонал также  подает заявку на обработку в дезотделы (дезотделения) центров  Госсанэпиднадзора, отделы очаговой дезинфекции дезстанций или ГУДП.           3. При выявлении головного педикулеза у лиц, проживающих в  благоустроенных квартирах, обработка проводится силами  населения.  Медицинский работник дает рекомендации по взаимному осмотру членов семьи и применению противопедикулезных препаратов.      4.При получении информации о выявлении педикулеза у лиц, направленных  лечебно­профилактическими учреждениями на стационарное или санаторное  лечение, администрация учреждения выясняет причины  10 неудовлетворительного осмотра и принимает меры по санации домашнего  очага (обследование контактных и организация противопедикулезной  обработки 5. При выявлении головного педикулеза в детском учреждении с ежедневным  режимом посещения ребенок выводится из коллектива.          Медицинский работник дает родителям рекомендации по  противопедикулезной обработке в домашних условиях либо о проведении  санитарной обработки в санпропускнике. Допуск ребенка в детское  учреждение разрешается только после контрольного осмотра.           6. При выявлении платяного или группового (2 и более случаев) головного  педикулеза в организованных коллективах проводят обязательное  эпидемиологическое расследование. При эпидрасследовании обращают  внимание на выявление источника заражения педикулезом, на санитарно­ гигиенический режим (условия для мытья, смена постельного, нательного  белья, условия хранения верхней одежды, головных уборов и т.д.). Объем и  метод обработки определяются в каждом конкретном случае комиссионно  врачом­дезинфекционистом, эпидемиологом и санитарным врачом,  курирующим данное учреждение.          7. При выявлении педикулеза у организованного ребенка вне детского  учреждения (при поступлении в стационар, на приеме в поликлинике, осмотре на дому) медицинский работник детского дошкольного учреждения обязан  немедленно провести тщательный осмотр всех детей и обслуживающего  персонала группы, которую посещал ребенок.           8. К организации противопедикулезных мероприятий, к контрольным  осмотрам на педикулез, к эпидемиологическому расследованию случаев  педикулеза в организованных коллективах обязательно привлекаются  11 специалисты отделов коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков,  гигиены труда центра Госсанэпиднадзора.     При обнаружении вшей в любой стадии развития (яйцо, личинка,  взрослое насекомое) дезинсекционные мероприятия проводят  комплексно, уничтожая вшей на теле человека, на белье, одежде и  других предметах. Для борьбы с педикулёзом используют механический и химический способы. При незначительном поражении людей головными вшами (от 1 до 10  экземпляров, включая гниды) рекомендуют механический способ  уничтожения насекомых и гнид: •  вычёсывание частым гребнем; •  стрижка или сбривание волос (с согласия пациента!). После употребления гребень обрабатывают в кипящей воде или протирают  70% раствором этилового спирта. При проведении осмотров на педикулез учету подлежат люди, у которых при  осмотре выявлены как жизнеспособные, так и нежизнеспособные вши в любой  стадии развития (яйцо­гнида, личинка, взрослое насекомое).          Каждый выявленный случай педикулеза заносят в медицинскую  документацию: "Медицинскую карту стационарного больного" (ф. N 003­1/у),  " Медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в   амбулаторных условиях " (ф. N 025/у), "Историю развития ребенка" (ф. N  112/у), "Медицинскую карту больного грибковыми заболеваниями" (ф. N 065­ 1/у), "Медицинскую карту ребенка" (ф. N 026/у), "Карту вызова скорой  медицинской помощи" (ф. N 110/у), "Вкладной лист на подростка к  12 медицинской карте амбулаторного больного" (ф. N 025­1/у), "Медицинскую  карту больного венерическими заболеваниями" (ф. N 065/у).           В общепринятом порядке каждый случай выявленного педикулеза вносят в "Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных)  диагнозов" (ф. N 025­2/у); "Талон пациента, получающего медицинскую  помощь в  амбулаторных условиях а" (ф. N 025­10/у), а также в "Журнал  учета инфекционных заболеваний" (ф. N 060/у).  В «Журнале учета инфекционных заболеваний» (табл. 1) вносят необходимые  сведения, среди которых в графе «Примечания» отмечают случаи повторного  выявления педикулёза в течение 12 мес. Таблица 1­ Форма учёта инфекционных заболеваний Журнал ведется во всех лечебно­профилактических учреждениях, включая  специализированные, независимо от форм собственности и ведомственной  принадлежности, детских домах, домах ребенка, детских дошкольных  учреждениях, учреждениях общего и профессионального образования,  учреждениях системы социального обеспечения (домах престарелых и домах  инвалидов), детских оздоровительных учреждениях и др.   О каждом выявленном случае педикулеза медицинский или другой работник  должен информировать территориальный центр Госсанэпиднадзора по  13 телефону с последующим направлением экстренного извещения (ф. N 058/у) в установленном порядке.        В отчетных формах "Сведения об инфекционных и паразитарных  заболеваниях" N 1 (ежемесячно) и N 2 (ежегодно) показывают впервые  выявленные случаи головного, платяного и смешанного педикулеза.         Информацию о педикулезе и заявки на проведение противопедикулезной  обработки медицинские работники лечебно­профилактических учреждений,  центров Госсанэпиднадзора направляют в дезотделы (дезотделения) центров  Госсанэпиднадзора, отделы очаговой дезинфекции дезстанции или ГУДП, где  они регистрируются в установленном порядке.         Срок наблюдения очага педикулеза ­ 1 месяц с проведением осмотров на  педикулез в очаге 1 раз в 10 дней. Считать очаг санированным следует при  отрицательных результатах трехкратного обследования. Контроль за санацией очагов ведут дезотделы (дезотделения) центров Госсанэпиднадзора, отделы  очаговой дезинфекции дезинфекционных станций или ГУДП.  При обнаружении платяных вшей или их яиц, а также смешанного педикулёза  необходимо срочно вызвать специалистов санэпиднадзора для обработки  людей. При обнаружении лобковых вшей проводят санитарную обработку: полное  мытьё горячей водой с мылом и мочалкой с последующей сменой белья. В  случае необходимости (с согласия пациента) сбривают волосы. При незначительном поражении человека платяными вшами кипятят бельё;  проглаживают горячим утюгом швы, складки, пояса белья и одежды, не  подлежащих кипячению. При средней и большой поражённости (от 10 экземпляров и более, включая  насекомых и гнид) рекомендуется использовать инсектициды­педикулициды. 14 Внимание! Обработка педикулицидами детей до 5 лет, кормящих и  беременных женщин, людей с повреждённой кожей (микротравмы,  дерматиты, экзема и т.п.) запрещается! Общее требование, которому должны соответствовать педикулицидные  средства – отсутствие вредного влияния на организм человека. Они не  должны содержать веществ и компонентов, обладающих выраженным  общетоксическим, местно­раздражающим и контактным сенсибилизирующим  действием, а также проявлениями интоксикации. При лечении головного педикулеза волосистую часть головы обрабатывают  педикулицидным средством в соответствии с инструкцией по его  применению. После окончания процедуры педикулицид смывают с  обработанных частей тела теплой проточной водой с мылом. Волосы  ополаскивают 4,5–5%­ным раствором уксусной кислоты и прочесывают  частым гребнем для удаления погибших насекомых и гнид. Норма расхода  средства может составлять от 10 до 60 мл и более в зависимости от  зараженности насекомыми, длины и густоты волос. Кратность обработок  зависит от наличия у педикулицидного препарата овицидного действия: при  100%­ной эффективности проводят однократную обработку, при  недостаточном овицидном действии – двукратную с интервалом 7–10 дней  (пункты 4.10–4.19 приложения 4 к приказу Минздрава России от 26.11.1998  № 342 "Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного  тифа и борьбе с педикулезом"). Наиболее жесткие требования предъявляют к педикулицидам, которые  наносят непосредственно на кожу человека при лечении головного и  лобкового педикулеза. Они должны относиться к классу 4 малоопасных  веществ, согласно Классификации опасности веществ по степени воздействия  15 на организм (приложение 2 к Методическим указаниям "Оценка токсичности  и опасности дезинфицирующих средств. МУ 1.2.1105­02", утв. Главным  государственным санитарным врачом РФ 10.02.1002).      Для обработки волосистых частей тела используют следующие  инсектициды: 0,15 % водную эмульсию карбофоса (расход препарата на  обработку одного человека ­ 10­50 мл), 20% водно­мыльную суспензию  бензилбензоата (10­30 мл), 5% борную мазь (10­25 г), лосьоны НИТТИФОР,  ЛОНЦИД, НИТИЛОН (50­60 мл), пеномоющее средство ТАЛЛА(10­50 мл),  шампунь ВЕДА (30 мл), средство МЕДИФОКС (50­100 мл), мыла ВИТАР и  АНТИЭНТОМ (30 г), порошок пиретрума (15 г), 10% водную мыльно­ керосиновую эмульсию (5­10 мл). Экспозиция при указанных средствах  составляет 10­ 40 минут в соответствии с этикеткой на каждое конкретное  средство.          После обработки волос головы и их мытья волосы прополаскивают теплым 5­10 % водным раствором уксусной кислоты.          Вшей на белье, одежде и прочих вещах уничтожают немедленно по мере  обнаружения насекомых. Завшивленное белье кипятят в 2% растворе  кальцинированной соды в течение 15 минут, проглаживают утюгом с обеих  сторон, обращая внимание на швы, складки, пояса и пр.; подвергают камерной обработке согласно инструкции "По дезинфекции и дезинсекции одежды,  постельных принадлежностей, обуви и других объектов в  паровоздушноформалиновых, паровых и комбинированных дезинфекционных  камерах и дезинсекции этих объектов в воздушных дезинфекционных  камерах", утвержденной 22.08.78.           В качестве инсектицидов для обработки одежды применяют 0,15% водную эмульсию 50% эмульгируюшегося концентрата карбофоса, 0,06% водную  эмульсию 50% э.к. сульфидофоса, порошок пиретрума, 1% дуст Неопин, 2%  16 дуст СУЛЬФОЛАН­У, 2% дуст БИФЕТРИН­П, мыло ВИТАР, средство  МЕДИФОКС­СУПЕР, 20% водную мыльно­керосиновую эмульсию.          Нательное и постельное белье, другие изделия, подлежащие стирке,  замачивают в водных эмульсиях в течение 5­10 минут в зависимости от  зараженности яйцами. Норма расхода водных эмульсии составляет 2,5 л на  комплект нательного белья; 4­4,5 л на комплект постельного белья или на кг  сухих вещей. Затем вещи хорошо прополаскивают, после чего стирают  обычным способом с обязательным использованием мыла и соды.           Верхнюю одежду, постельные принадлежности (за исключением подушек)  и прочие вещи орошают водной эмульсией. С особой тщательностью  обрабатывают места обитания насекомых: воротники, пояса, швы, складки.  Норма расхода на платье из шерсти 30­50 мл, на комплект постельных  принадлежностей (матрац, одеяло) ­ 400 мл, на комплект одежды (пальто,  пиджак, брюки, шапка) ­ 350 мл.         Дусты и порошки используют при норме расхода 175­ 250 г на вещи одного человека и экспозиции от 30 минут до 1 часа согласно этикетке.            При использовании инсектицидного мыла ВИТАР для замачивания белья и одежды норма расхода его составляет 30 г при экспозиции 20 минут. Затем  белье прополаскивают. Дальше применяют обычную стирку и глажение.            Для нанесения жидких препаратов на одежду, постельные принадлежности (матрацы, одеяла), для обработки помещений используют ручные  распылители: квазар, гидропульт, автомакс и другие, а также платяные щетки. Порошкообразные препараты на вещи наносят с помощью распылителя ПР,  резинового баллона или марлевого мешочка. 17 В случае необходимости для обработки помещений и предметов  используют 0,5% водный раствор хлорофоса, 0,15% водную эмульсию  карбофоса, порошок пиретрума, 1% дуст неопина, аэрозольные баллоны  "НЕОФОС­2", "КАРБО­ЗОЛЬ", "А­ПАР", средство МЕДИФОКС­СУПЕР в  соответствии с этикетками и инструктивно­методическими указаниями по  применению каждого из названных средств.           . При необходимости обработку педикулицидами повторяют через 7­10  дней.         При головном и платяном педикулезе в очагах заболеваний или в тех  случаях, когда отсутствуют другие средства, допустимо использовать  БУТАДИОН ­ синтетический лечебный препарат.          При приеме бутадиона внутрь кровь человека становится токсичной для  головных и платяных вшей в течение 14 суток. Прием бутадиона назначают  взрослым после еды в течение двух дней по 0,15 г 4 раза в день. Суточная доза не должна превышать 0,6 г. Детям до 4 лет применение бутадиона  противопоказано. Детям от 4 до 7 лет назначают бутадион по 0,05 г; от 8 до  10 лет ­ 0,08 г; старше 10 лет ­ 0,12 г. Указанные дозы рекомендуют  принимать 3 раза в день в течение 2 дней.           Контроль эффективности проводимых противопедикулезных  мероприятий осуществляет ответственный за эти мероприятия путем  визуального осмотра волосистых частей тела (при необходимости волосы  головы расчесывают частым гребнем с целью вычесывания вшей), белья,  одежды и прочих вещей и предметов.          Меры предосторожности при проведении противопедикулезных  обработок.   18 1. Расфасовку педикулицидов, приготовление их рабочих форм,  замачивание вещей, подлежащих обработке, и их последующую стирку  проводят в нежилых, хорошо проветриваемых помещениях, или на открытом  воздухе, с обязательным использованием спецодежды: резиновые перчатки,  халат, обувь; для защиты дыхательных путей ­ респираторы универсальные ­  РУ­60М, РПГ­67 с противогазовым патроном марки А. При работе с дустами ­ противопылевые респираторы ("Астра­2", Ф­62Ш, "Лепесток").           2. Посуду, используемую для разведения педикулицидов и приготовления  их форм, тщательно моют горячей водой с содой и мылом. В дальнейшем ее  не следует употреблять для хранения продуктов, фуража, а также для  приготовления пищи.           3. Шерстяное белье, обработанное фосфорорганическими препаратами,  перед стиркой замачивают в содовом растворе сроком не менее суток, после  чего стирают, высушивают на открытом воздухе (не менее 4 часов) для  удаления запаха.           4. Дезинсекцию помещений и предметов обстановки препаратами в  аэрозольной упаковке проводят при остывших нагревательных приборах, в  отсутствии людей, животных, птиц, рыб. После этого помещение  проветривают не менее 30 минут. Пищевые продукты во время обработки  убирают. Аэрозоль не распыляют вблизи огня. Категорически запрещается во  время работы с педикулицидными препаратами курить, пить и принимать  пищу.          .5. Спецодежду после окончания обработок высушивают и проветривают на  открытом воздухе или в специально отведенном помещении. Хранят ее в  специальных шкафчиках. Спецодежду стирают по мере загрязнения, но не  19 реже одного раза в неделю, в мыльно­содовом растворе (2 столовые ложки  кальцинированной соды и один кусок мыла на ведро воды).          .6. Хранят педикулициды только в специально приспособленных  помещениях, упакованными в плотную тару. Для уничтожения вшей  запрещается использовать средства, не имеющие паспорта с указанием в нем  названия препарата, содержания действующего начала, завода­изготовителя,  даты и срока годности.           7. Люди, постоянно работающие с педикулицидами, проходят  периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом МЗМП  России от 14.03.96 N 90 "О порядке проведения предварительных и  периодических медицинских осмотров работников и медицинских  регламентах допуска к профессии".           8. Обработку людей или белья, зараженного вшами, следует проводить  строго в соответствии с методическими указаниями, инструкциями или  текстами этикеток по каждому конкретному препарату.            Первая помощь при отравлении педикулицидами.           1. При нарушении правил техники безопасности при работе с  педикулицидами может произойти отравление.           2. Первыми признаками отравления наиболее токсичными  фосфорорганическими соединениями являются: неприятный привкус,  слюнотечение, слезотечение, потливость, сужение зрачков, тошнота, головная  боль. В более тяжелых случаях может появиться рвота, спазмы кишечника,  понос, одышка, могут развиваться фибриллярные подергивания отдельных  групп мышц, вплоть до тонических и клонических судорог. У особо  чувствительных людей может развиться аллергический дерматит.     20 3. При появлении признаков отравления педикулицидами пострадавшего  следует вывести на свежий воздух, снять загрязненную одежду, дать  прополоскать рот и горло кипяченой водой или 2% раствором питьевой соды,  обеспечить покой.           4. При случайном проглатывании препарата необходимо выпить несколько  стаканов воды или розового цвета раствор марганцовокислого калия (1:5000;  1:10000), затем вызвать рвоту. Процедуру повторить 2­3 раза. Для  промывания желудка можно использовать также 2% раствор питьевой соды (1 чайная ложка на стакан воды) или взвесь одного из сорбентов:  активированного угля, мела, жженой магнезии (2 столовые ложки на 1 литр  воды). Через 10­15 минут после промывания желудка необходимо выпить  взвесь жженой магнезии или активированного угля (1­2 столовые ложки на  стакан воды) мелкими глотками. Затем принять солевое слабительное (1  столовая ложка на 1/2 стакана воды).  КАСТОРОВОЕ МАСЛО  ПРОТИВОПОКАЗАНО.          5. При появлении начальных признаков отравления фосфорорганическими  препаратами показан прием внутрь 2­3 таблеток экстракта красавки,  бесалола, бекарбона или беллалгина.           Специфическим противоядием при отравлении педикулицидными  препаратами являются атропин, прозерин и другие препараты  спазмолитического характера действия.      6. При попадании неразведенного препарата на кожу его осторожно  удаляют ватным тампоном, не втирая, затем обмывают кожу водой с мылом,  после чего обрабатывают 5­10% раствором нашатырного спирта или 2%  раствором соды (при фосфорорганических соединениях 5% раствором  хлорамина Б).      21 7. При попадании любого препарата в глаза их немедленно следует обильно промыть струей чистой воды или 2% раствором питьевой соды в течение 5­10  минут. При раздражении слизистой глаза необходимо закапать 20­30%  раствор альбуцида, при болезненности ­ 2% раствор новокаина.        При симптомах отравления необходимо обратиться за врачебной  помощью.         Противопоказания к постоянной работе с инсектицидами.           В соответствии с приказом МЗМП России от 14.03.96 N 90 "О порядке  проведения предварительных и периодических медицинских осмотров  работников и медицинских регламентах допуска к профессии" к работе с  инсектицидами (педикулицидами) не допускаются люди, имеющие:           а) органические заболевания центральной нервной системы;           б) психические заболевания (в том числе в стадии ремиссии);      в) эпилепсию;          г) эндокринно­вегетативные заболевания;         д) активную форму туберкулеза легких;           е) бронхиальную астму;           ж) воспалительные заболевания органов дыхания (бронхиты, ларингиты,  атрофические риниты и пр.);           з) заболевания печени, почек, желудочно­кишечного тракта (язвенная  болезнь, хронический гастрит, колит);           и) заболевания кожи (экзема, дерматиты);           к) заболевания глаз (хронические конъюнктивиты, кератиты и др.);           л) выраженные заболевания органов дыхания и сердечно­сосудистой  системы, которые мешают использованию респираторов.         22 Содержимое укладки, предназначенной для  проведения  противопедикулезных обработок (противопедикулезная укладка)       1. Клеенчатый или хлопчатобумажный мешок для сбора вещей больного.      2. Оцинкованное ведро или лоток для сжигания или обеззараживания  волос.          3. Клеенчатая пелерина.         4. Перчатки резиновые.      5. Ножницы.          6. Частый гребень (желательно металлический).        7. Машинка для стрижки волос.        8. Спиртовка.       9. Косынки (2­3 штуки).       10. Вата.        11. Столовый уксус или 5­10% уксусная кислота.       12. Препараты для уничтожения головных вшей:      12.1. Препараты, действующие губительно на все стадии вшей (овициды):  30% или 50% эмульгирующийся концентрат кар­бофоса, 50%  эмульгирующийся концентрат сульфидофоса, лосьоны Лонцид*, Нитилон*,  Перфолон*, Ниттифор**, пеномоющее средство Талла*.    23 12.2. Препараты, которые не действуют на яйца (не овициды): мыло  Витар*, мыло Антиэнтом*. 5% борная мазь (для взрослого населения,  исключая беременных и кормящих женщин), порошок пиретрума.           13. Препараты для дезинсекции белья:        13.1. Овициды: 30% или 50% эмульгирующийся концентрат карбофоса,  50% эмульгирующийся концентрат сульфидофоса*, дусты Сульфолан­У*,  Бифетрин­П*, средство Медифокс­Супер*           13.2. Не овициды: дуст Неопин*, порошок пиретрума, мыло Витар*.           14. Препараты для дезинсекции помещений: 30% или 50%  эмульгирующийся концентрат карбофоса, хлорофос, аэрозольные баллоны  Карбозоль*, Неофос­2*, А­ПАР***, средство Медифокс­Супер*.           Примечание. Периодически препараты обновляют в соответствии со  сроком их годности, указанным в паспорте препарата. Отмеченные  звездочками препараты желательны для укомплектования укладки:      * Препараты производятся отечественной промышленностью.           ** Препарат производится фирмой "Биогал", Венгрия         *** Препарат производится фирмой "Скат", Франция.                         Последовательность действий сестры при выявлении педикулёза показана на  рис. 1, алгоритм манипуляции в  приложение  А. 24 Рисунок 1­ Последовательность действий сестры при выявлении педикулеза. Санитарная обработка пациента В санпропускнике приемного отделения больницы пациент проходит санитарно­гигиеническую обработку. Цель санитарной обработки: предупреждение внутрибольничной инфекции (проведение гигиенической обработки тела пациента). Характер санитарной обработки определяет врач в зависимости от состояния пациента. Санитарно­гигиеническая обработка проводится младшей медсестрой под наблюдением медсестры. Санитарная обработка может быть полной или частичной. Если имеются противопоказания для приема ванны или душа (рана, накожные заболевания, или заболевания, требующие экстренного хирургического вмешательства и др.), гигиеническую обработку производят путем обтирания тела или обмывания.  25 Обязательные условия для проведения гигиенической ванны (душа): Наблюдение медсестры за состоянием пациента при проведении  гигиенической ванны (душа).  Температура воздуха в ванной комнате не менее 25°С. Температура воды 35–37°С.  Наличие на полу нескользящего (резинового) коврика. Исключение сквозняков.  Если педикулёз не выявлен, медицинская сестра помогает пациенту раздеться, затем заполняет в двух экземплярах «Приёмную квитанцию» (форма № 1­73),  где указывает перечень вещей, их краткую характеристику. Один экземпляр квитанции вкладывает в «Медицинскую карту стационарного больного», второй ­ прикрепляет к вещам, отправляемым в камеру хранения. Во многих лечебных учреждениях разрешено пребывание пациента в  отделении в собственной одежде. После раздевания пациент в сопровождении сестры переходит в ванную, где  должны быть принудительная вентиляция и постоянная температура (около  25 °С), на полу ­ деревянные решётки. Нельзя открывать двери, окна и  форточки в ванной, чтобы избежать сквозняков и не простудить пациента. Мытьё пациента может проводить младшая медицинская сестра или  санитарка под наблюдением сестры. В зависимости от его состояния мытьё  26 может быть полным (ванна, душ) или частичным (обтирание, обмывание).  Приложение  Б,В. Внимание! Способ мытья определяет врач. Присутствие медицинской  сестры во время санитарной обработки пациента обязательно. При  ухудшении его состояния (появления болей в области сердца,  сердцебиения, головокружения, бледности кожных покровов и других  признаках) следует прекратить гигиенические процедуры, немедленно  сообщить дежурному врачу об ухудшении состояния пациента, оказать первую доврачебную помощь. Обработку ванны после мытья проводят в соответствии с действующими  инструкциями. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ (КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ) Задание 1. Устройство приемного отделения. Заполните схему приемного отделения больницы: Вестибюль Задание 2. Функции приемного отделения. Ответьте на вопрос: какие функции выполняет приемное отделение? 1……………………………………………………………………………………………………. 2……………………………………………………………………………………………………. 3……………………………………………………………………………………………………. 4……………………………………………………………………………………………………. 5……………………………………………………………………………………………………. 27 6……………………………………………………………………………………………………. Задание 3. Пути госпитализации пациентов в стационар. Впишите пути госпитализации пациента в стационар: 1……………………………………………………………………………………………….…… 2………………………………………………………………………………………………….… 3………………………………………………………………………………………………….… 4……………………………………………………………………………………………….…… Задание 4. «Документация приемного отделения»  Впишите основную документацию приемного отделения: 1………………………………………………………………………………………………….… 2……………………………………………………………………………………….…………… 3……………………………………………………………………………………………………. 4……………………………………………………………………………………………………  5……………………………………………………………………………………………………. 6……………………………………………………………………………………………………. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ Учебники, в том числе электронные  Основные источники: 1. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела. ­ – Ростов  н/Д.: Феникс, 2014. – 768 с. 2. Обуховец Т.П., Основы сестринского дела практикум . ­ – Ростов н/Д.:  Феникс, 2014. – 768 с  Дополнительные источники:  3. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к  предмету «Основы сестринского дела»  Москва Издательская группа  ГЭОТАР­Медиа, 2010. 4. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР­Медиа, 2008. 5. Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских  училищ и колледжей Москва Издательская группа «ГЭОТАР­Медиа»  2015. Интернет­ресурсы: 1. 2. 3.  ros   medli   http://www.consultant.ru/­ нормативные документы; www.med­pravo.ru – нормативные документы; www.    b  .ru – медицинская студенческая библиотека; 28 4. 5. 6. http://www.sisterflo.ru/index.php ­ сестринское дело; http://www.webapteka.ru ­ нормативные документы в области  медицины и фармацевтики; http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=EXP;n=454063 ­ «Технологии выполнения простых  медицинских услуг функционального обследования. ГОСТ Р 52623.1­ 2008» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 04.12.2008 N 359­ст).  Нормативные документы. Приказ Минздрава РФ № 342 от 26 ноября 1998 г. «Об усилении  мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и  борьбе с педикулёзом». Задания для самоконтроля Разделившись   на   пары,   выполните   решение   проблемных ситуационных задач. Один студент является «медицинским работником», второй     «экспертом»,   который   оценивает   действия   «медработника». Затем участники «малой группы» меняются   ролями. Каждый студент должен   выполнить   действия   за     «эксперта»   и   получить   оценку   как «медицинский работник». Задача № 1 29 Вы работаете медицинской сестрой приемного отделения. Врач назначил  пациенту полную санитарную обработку. При проведении душа пациент  почувствовал слабость и упал. Задание. 1.Спланируйте свои действия. 2.Проведите гигиенический душ. Задача № 2 Вы работаете медицинской сестрой приемного отделения. Врач назначил  пациенту полную санитарную обработку. При проведении гигиенической  ванны Вы заметили, что пациент побледнел. Задание. 1.Спланируйте свои действия. 2.Проведите гигиеническую ванну. Задача № 3 Пациентка Анна Д., жалуется на сильный зуд волосистой части головы.             При осмотре Вы обнаружили вшей. Пациентка расстроена, просит Вас никому не рассказывать о её проблемах. Задание. 1.Определите проблему пациента. 2.Спланируйте, реализуйте и оцените свои действия. Задача № 4 Пациент  Дмитрий К. , жалуется на сильный зуд  в области промежности.          При осмотре Вы обнаружили вшей. Пациент расстроен, отрицает наличие  вшей, отказывается выполнять рекомендации по обработке. Задание. 30 1.Определите проблему пациента. 2.Спланируйте, реализуйте и оцените свои действия. Задача № 5       Медицинская сестра при проведении  санитарной обработки  пациента с  педикулезом  почувствовала: неприятный привкус во рту , слюнотечение,  слезотечение, потливость, сужение зрачков, тошноту, головную боль Задание. 1.Определите проблему  медицинской сестры. 2.Спланируйте, реализуйте и оцените свои действия. Задача № 6        Медицинская сестра при проведении  санитарной обработки  пациента с  педикулезом  уронила препарат на пол, при этом брызги попали в глаза.  Отмечается слезотечение, чувство жжения  в глазах. Задание. 1.Определите проблему  медицинской сестры. 2.Спланируйте, реализуйте и оцените свои действия. Задача № 7         Пациент Алексей В. при проведении  санитарной обработки  пациента с  педикулезом   случайно проглотил препарат. Отмечает чувство жжения, боль  в животе, тошноту. Задание. 1.Определите проблему  пациента. 2.Спланируйте, реализуйте и оцените свои действия. 31 Задача № 8  Вы работаете медицинской сестрой приемного отделения. Врач назначил  санитарную обработку пациенту с педикулезом . Вам необходимо собрать   противопедикулезную укладку и провести обработку. Задание. 1.Спланируйте свои действия. 2.Проведите санитарную обработку пациента. Задача №9  Вы работаете медицинской сестрой приемного отделения.  К Вам в отделение  на производственную практику пришли студенты. Вам необходимо  ознакомить их мерами предосторожности при проведении  противопедикулезных обработок. Задание. 1.Спланируйте  и реализуйте и оцените свои действия. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 32 ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Для обработки волосистой части головы при обнаружении педикулеза  используется а) раствор фурацилина б) раствор гидрокарбоната натрия в) ниттифор г) тройной раствор 2. Для обработки волосистой части головы при обнаружении педикулеза  используется а) раствор фурацилина б) раствор гидрокарбоната натрия в) тройной раствор г) шампунь или эмульсия "Педилин" 3. Раствор, применяемый для ополаскивания волос головы пациента при  выявлении гнид а) уксусной кислоты б) перекиси водорода в) хлорамина г) первомура 4. Гигиеническая ванна проводится в отделении   а) 1 раз в неделю б) через день в) 1 раз в месяц г) 2 раза в день 33 5. При обнаружении чесотки у больного нужно вызвать врача а) терапевта б) дерматолога в) инфекциониста г) хирурга 6. Привлекая пациента и его семью к обучению приемам ухода, медицинская  сестра должна а) определить, что пациент и его семья должны знать и уметь б) получить разрешение у врача в) предупредить старшую медицинскую сестру г) получить разрешение у старшей медсестры 7. Вопрос объема санитарной обработки пациента решает а) медсестра б) врач в) старшая медсестра г) процедурная медсестра 8. Помещение, где проводится санобработка вновь поступившего пациента  а) процедурный кабинет б) смотровой кабинет в) клизменный кабинет г) санитарный пропускник 9. После обработки педикулезного пациента помещение обеззараживается а) 6% раствором перекиси водорода б) 3% раствором хлорной извести 34 в) 3% раствором хлорамина г) 0,15% раствором карбофоса 10. Температура раствора для подмывания а) 16­180 С б) 45­470 С в) 25­300 С г) 35­380 С 11. Срок повторного осмотра пациента после обнаружения педикулеза и  обработки волосистой части головы (в днях) а) 14 б) 7­10 в) 5 г) 3 12. Перечислите виды вшей представленных на рисунке*.     Рисунок­ Виды вшей.      а)……………………………………………… б)……………………………………………… в)……………………………………………… 13. Укажите признаки наличия педикулеза у пациента* 1………………………………………………………………………..……………. 35 2………………………………………………………………….………………….. 3………………………………………………………………….………………….. 4……………………………………………………………………………………... 5……………………………………………………………………………………... 14. Противопедикулезная обработка пациента   * Заполните таблицу: №№ п/п 1. 2. 3. 4. Вид паразита Противопедикулезное средство Головная вошь Платяная вошь Лобковая вошь Гниды  15. Санитарная обработка пациента  * Заполните схему:                                              Виды санитарной обработки пациента  Вид санитарной обработки назначает 36 16.  Логический диктант  «Проведение гигиенической ванны» * Дополните утверждения:  Наполнить ванну……………....., температура равна ……… ­ ………гр.С на ………… ее объема.  Надеть ……………........  Усадить ……………....... в ванну так, чтобы ножной конец упирался в  ……………......., а уровень воды доходил до ……………....... отростка  грудины пациента.  Вымыть пациента в следующей последовательности: …………….......,  ……………......., верхние ……………......., ……………....... конечности,  ……………....... область, ……………........  Помочь пациенту выйти из ……………........  Вытереть ……………....... в той же последовательности.  Подстричь …………….......пациенту на руках и ……………........  Одеть пациента в чистое ……………........  Продезинфицировать использованные …………….......ухода,  ……………....... чистящим средством, затем продезинфицировать   ……………....... .  Снять ……………......., вымыть и  ……………....... руки. Примечание. Продолжительность ванны не более ……………....... минут. Критерии оценки: «Отлично» ­ все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без  ошибок. «Хорошо» ­ все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при  выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со  знаком «*», своевременно и без ошибок. «Удовлетворительно» ­ выполнены задания только со знаком «*»,   своевременно, при выполнении заданий допущены неточности. «Неудовлетворительно» ­ задания выполнены с грубыми ошибками,  несвоевременно, не выполнены задания со знаком «*». 37 ПРИЛОЖЕНИЕ А АЛГОРИТМ  ОБРАБОТКА ПАЦИЕНТА С ПЕДИКУЛЕЗОМ Цель: лечебная и профилактическая. Показания: наличие педикулеза. Оснащение: дополнительный халат, косынка, 2 непромокаемых фартука,  перчатки, клеенка, кувшин с теплой водой, противопедикулезное средство,  шампунь, 2 полотенца, расческа (гребешок), таз, целлофановая пелерина,  шапочка для душа. Этапы I. Подготовка к процедуре 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно  представиться ему. Уточнить, как к нему  обращаться, если медсестра видит пациента  впервые. Выяснить, знаком ли он с данной  манипуляцией; когда, по какому поводу, как ее  перенес 2. При незнании пациентом цели и  последовательности предстоящей процедуры  объяснить их ему 3. Получить его согласие 4. Подготовить необходимое оснащение 5. Вымыть и осушить руки, надеть  дополнительный халат, фартук, перчатки.  Постелить на пол клеенку и поставить на нее  стул 6. Помочь пациенту надеть фартук и сесть (если позволяет состояние) на стул, накрыть плечи  пациента целлофановой пелериной 38 Обоснование Установление контакта с  пациентом Психологическая подготовка  к манипуляции Соблюдение прав пациента Обеспечение эффективного  проведения процедуры Обеспечение инфекционной  безопасности Обеспечение инфекционной  безопасности пациента 7. Дать в руки пациенту (если это возможно)  полотенце и попросить закрыть им глаза. Если  пациент не в состоянии держать полотенце, это  делает за него помощник, у которого также  должны быть дополнительный халат, косынка и  перчатки. Развести педику­лоцид в  соответствии с инструкцией по применению II. Выполнение процедуры 1. Смочить волосы пациента небольшим  количеством воды из кувшина (температура  воды ­ 36­37 °С) 2. Обработать равномерно волосы пациента  приготовленным противопедикулоцидным  средством (t 27 °С). Покрыть голову пациента  шапочкой на 20­60 мин (экспозиция зависит от  используемого средства) 3. Промыть волосы пациента теплой водой,  ополоснуть их 6 % раствором столового уксуса  (t 27 °С). Разделить волосы на пряди и вычесать  частым гребнем каждую прядь. Убрать  полотенце, прикрывающее глаза. Высушить и  осмотреть волосы пациента. Внимание! При  наличии площиц волосы в подмышечных  впадинах и на лобке сбривают или  обрабатывают тем же педикулоцидным  средством 4. Спросить пациента о самочувствии III. Окончание процедуры 1. Сложить белье и одежду пациента в мешок и  отправить в дезкамеру. Снять фартук, халат,  перчатки, поместить в мешок для дезинсекции.  Вымыть и осушить руки 2. Сделать отметку о педикулезе: на титульном  листе в правом верхнем углу «Медицинской  карты стационарного больного» поставить  красным карандашом букву «Р» 3. Заполнить экстренное извещение о выявлении инфекционного заболевания и сообщить в  филиал Федерального Государственного  учреждения здравоохранения «Центр гигиены и  эпидемиологии» (Ф.  058/У), зарегистрировать  39 Исключение попадания  педикулоцида в глаза  пациенту. Обеспечение  качества проведения  процедуры и безопасности  сестры и пациента Обеспечение условий для  нанесения педикулоцидного  средства Обеспечение качества  противопедику­лезной  обработки Контроль качества  обработки. Обеспечение  качественной обработки Определение реакции  пациента на процедуру Обеспечение инфекционной  безопасности Обеспечение  преемственности  дальнейшего контроля и  наблюдения за пациентом Соблюдение требований  контроля внутрибольничной  инфекции данные о пациенте в «Журнале учета  инфекционных заболеваний» (Ф.? 060/У) Примечание. Если волосы обрабатывать не фосфорорганическими  препаратами, а мыльно­порошковой эмульсией, гниды остаются  невредимыми, поэтому требуется дополнительная обработка 30 % раствором  столового уксуса, подогретого до t 27 °С (20 мин). При выявлении педикулеза у мужчин волосы можно коротко остричь (при согласии пациента).  Остриженные волосы собирают в мешок и сжигают. Использованные  инструменты и предметы ухода, помещение, где проводилась обработка  пациента, дезинсецируют теми же средствами.   ПРИЛОЖЕНИЕ Б АЛГОРИМ МЫТЬЕ ПАЦИЕНТА В ВАННОЙ  Помощь пациенту во время гигиенической ванны и мытья головы (рис. 2) 40 Рисунок 2­ Помощь пациенту во время гигиенической ванны и мытья головы Оснащение: непромокаемый фартук, махровая варежка, ковш, мыло, шампунь, полотенце, пелёнка, расчёска. I. Подготовка к процедуре •  Объяснить пациенту ход мытья и получить его согласие. •  Наполнить ванну, измерить температуру воды (35­37 °С). •  Предупредить пациента о возможных неприятных ощущениях  (сердцебиение, одышка и т.п.) и о необходимости сообщить об этом сестре. 41 •  Помочь человеку встать в ванну, поддерживая его под локти. •  Помочь ему удобно расположиться в ванне: воду наполняют до уровня  мечевидного отростка; в ванне поставить подставку для упора ног. •  Помощь в мытье оказывать только в случае необходимости. II. Выполнение процедуры •  Надеть фартук. Вымыть голову пациента:  —   сложить пелёнку в несколько слоёв и попросить пациента прикрыть  глаза;  —   смочить волосы, поливая их водой из ковша;  —   нанести немного шампуня на волосы;  —   мыть голову обеими руками, бережно массируя, пока волосы не будут  полностью намылены;  —   смыть мыльную пену водой, используя ковш. Если пациент просит, мытьё повторить;  —   убрать пелёнку, закрывающую глаза;  —   вытереть волосы. •  Помочь пациенту, если он нуждается, вымыть туловище, верхние и нижние  конечности, паховую область и промежность, используя махровую варежку и  душ. •  Помочь пациенту встать на ноги в ванне (при необходимости оказать  помощь вдвоём). 42 III. Завершение процедуры •  Накрыть плечи человека полотенцем и помочь ему выйти из ванны (при  необходимости оказать помощь вдвоём). •  Помочь пациенту насухо вытереть тело. Убедиться, что кожа между  пальцами сухая. •  Помочь ему причесаться, надеть одежду и обувь. •  Снять фартук, выбросить его в непромокаемый мешок, вымыть и осушить  руки. •  Сделать запись о выполненной процедуре и о реакции пациента. ПРИЛОЖЕНИЕ  В 43 АЛГОРИМ МЫТЬЯ ПАЦИЕНТА  ПОД  ДУШЕМ Помощь пациенту во время гигиенического душа и мытья головы (рис. 3) Рисунок  3­ Помощь пациенту во время гигиенического душа и мытья  головы Оснащение: непромокаемый фартук, махровая варежка, ковш, мыло, шампунь, полотенце, пелёнка, расчёска. I. Подготовка к процедуре •  Объяснить пациенту ход мытья и получить его согласие. •  Поставить в ванну специальное сиденье. •  Предупредить пациента о возможных неприятных ощущениях  (сердцебиение, одышка и т.п.) и о необходимости сообщить об этом  медицинской сестре. 44 •  Помочь пациенту встать в ванну, затем сесть на сиденье, поддерживая его  сзади под локти. •  Помощь оказать в случае необходимости. II. Выполнение процедуры •  Надеть фартук:  —   сложить пелёнку в несколько слоёв и попросить пациента прикрыть ею  глаза;  —   смочить волосы, поливая их водой из душа;  —   нанести немного шампуня;  —   мыть голову обеими руками, бережно массируя голову, пока волосы не  будут полностью намылены;  —   смыть водой мыльную пену. Если пациент просит, повторить процедуру;  —   убрать пелёнку, закрывающую глаза;  —   вытереть волосы. •  Помочь пациенту, если он нуждается, последовательно вымыть туловище,  верхние и нижние конечности, паховую область и промежность, используя  махровую «варежку». •  Помочь пациенту встать с сидения (при необходимости оказать помощь  вдвоём). III. Завершение процедуры 45 •  Накрыть плечи пациента полотенцем и помочь ему выйти из ванны (при  необходимости оказать помощь вдвоём). •  Помочь пациенту насухо вытереть тело. Убедиться, что кожа между  пальцами сухая. •  Помочь пациенту причесаться, надеть одежду и обувь. •  Снять фартук и сбросить его в непромокаемый мешок, вымыть и осушить  руки. •  Сделать запись о выполненной процедуре и о реакции пациента. 46

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Осуществление дезинсекционных мероприятий при педикулезе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2019