МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
docx
технология
Взрослым
29.01.2019
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»
К методической разработке по профессиональному модулю ПМ 02. «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах». МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» СП в хирургии по теме: «Кровотечение и кровопотеря». Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к практическому занятию. Цели занятия: 1. Дидактические: - контроль и коррекция знаний по теме «Кровотечение и кровопотеря. Участие медицинской сестры в оказании неотложной помощи». - продолжить формирование профессиональных компетенций: ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. 2. Развивающие: продолжить формирование общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. 3. Воспитательные: продолжить формирование общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к умениям по ФГОС, для использования на практическом занятии в рамках специальности 34.02.01.Сестринское дело (базовая подготовка)
3 Кровотечение.docx
Министерство здравоохранения Московской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Московский областной медицинский колледж  №2»  Московской области  Коломенский  филиал РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК профессиональных модулей Протокол заседания № __________  от «_____» _______________ 20____г. Председатель ЦМК ____________ /Пынтя В.В./ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ» ПМ 02. «Участие в лечебно­диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»                 специальность 34.02.01.Сестринское дело (базовая подготовка) СП в хирургии. Составитель: преподаватель Харитонова Е.А.. 1 Коломна 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Организационно­методический блок 3. Обучающий блок  4. Манипуляционный блок 5. Блок контроля 6. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К   методической   разработке   по   профессиональному   модулю   ПМ   02. «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах». МДК 02.01 «Сестринский   уход  при  различных  заболеваниях  и  состояниях»      СП  в хирургии по теме: «Кровотечение и кровопотеря».  Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к практическому занятию.     Цели занятия: 1. Дидактические: ­ контроль и коррекция знаний по теме «Кровотечение и кровопотеря. Участие медицинской сестры в оказании неотложной помощи». ­  продолжить формирование профессиональных компетенций: ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять  ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно­диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять   медикаментозные   средства   в   соответствии   с   правилами   их использования. ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно­диагностического процесса. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. 2. Развивающие: продолжить формирование общих компетенций: 3 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   смены   технологий   в   профессиональной деятельности. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. 3. Воспитательные: продолжить формирование общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития. ОК   6.   Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   общаться   с   коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Методическая   разработка   составлена   в   соответствии   с  требованиями   к умениям   по   ФГОС,   для   использования   на   практическом   занятии   в   рамках специальности 34.02.01.Сестринское дело (базовая подготовка) В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы: Цели занятия. Обучающие: Научить студентов  временным способам остановки кровотечения,  правильной транспортировке пострадавших с кровопотерей. Знать: ­ причины кровотечений; 4 ­ классификацию кровотечений; ­ общие симптомы при значительной кровопотере; ­ местные симптомы кровотечений; ­ методы временной и окончательной остановки кровотечений; ­ критерии оценки кровопотери. Уметь: - определять вид кровотечения и подбирать оптимальный метод его  временной остановки; -  определять по местным признакам источник кровотечения; - распознавать признаки геморрагического шока; - осуществлять пальцевое прижатие поврежденной артерии на  протяжении; - применять холод для остановки кровотечения; - накладывать кровоостанавливающий эластичный жгут, закрутку; - максимальное сгибание конечности в суставе для остановки  кровотечения; - накладывать давящую повязку; - оценивать лабораторные показатели клинического анализа крови при  острой кровопотере; - осуществлять правильную транспортировку пострадавших с  кровопотерей; выявлять и решать проблемы пациента с кровотечением и кровопотерей. - Развивающие: Формировать и развивать познавательный интерес, способности  и  творческую активность обучаемых, способствовать интеллектуальному развитию  личности. Междисциплинарные связи:  ОП 01.Основы латинского языка с медицинской терминологией     ОП 03. Анатомия и физиология человека 5     ПМ 01. « Проведение профилактических мероприятий » МДК 01.01  «Здоровый человек и его окружение»     ПМ 02. Участие в лечебно­диагностическом и реабилитационном  процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях  и  состояниях. Сестринская помощь в терапии.     ПМ. 04.  Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра  по уходу за больными. МДК 04.02 «Безопасная среда для пациента и  персонала». Межмодульные связи:  Профилактика хирургической ВБИ. Асептика.  Антисептика: виды и методы.  Десмургия.  Основы гемотрансфузии.  Периоперационный период. Схема междисциплинарных и межкурсовых связей ПМ 04. Выполнение  работ по профессии  младшая медицинская  сестра по уходу за  больными ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий  ОП 03 Анатомия и физиология человека ПМ 02. ОП Фармакология Инфекционные болезни ПМ 02. Участие в лечебно­ диагностическом и реабилитационном процессах Материально­техническое обеспечение занятия: 6  плакаты, схемы, рисунки;  жгут Эсмарха;  стерильный перевязочный  материал;   бинты;  защитные очки;  аптечка Анти­ВИЧ;  контейнеры для дезинфекции.  2. ОРГАНИЗАЦИОННО­ МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК 1. Информационная карта темы.  Жизнь человека зависит от функций его органов и систем, а они могут нормально   функционировать   только   при   хорошем   кровообращении   в организме   в   целом.   Гемодинамика   обеспечивается   работой   сердечно­ сосудистой системы и нормальным объемом циркулирующей крови.           Большая кровопотеря приводит к уменьшению ОЦК, следовательно, нарушает функцию жизненно важных органов, так как нарушается питание тканей и снабжение их кислородом. Кровопотеря угрожает жизни человека, поэтому   кровотечение   требует   самых   неотложных   мероприятий   по   его остановке.   Медицинская   сестра,   осуществляя   сестринскую   помощь   при кровотечении,   должна     уметь   правильно   оценить   некоторые   наиболее важные   симптомы   и   оказать   больным   необходимую   неотложную доврачебную помощь. 2. Мотивация.  Кровотечение   (Haemorrhagіa)   ­   является   одной   из   главных   причин смерти больных при травмах и некоторых заболеваниях. Иногда даже небольшое кровотечение   в   ограниченное   пространство   вызывает   нарушение   функций жизненно важных органов. Остановка кровотечения является извечной задачей хирургии,   а   знание   методов   остановки   кровотечения   необходимо   не   только медицинскому   работнику,   но   и   каждому   человеку   для   оказания   само­   и взаимопомощи,   так   как   неостановленное   кровотечение   сопровождается развитием геморрагического шока и может привести к смерти. Поэтому изучение 7 данной   темы   является   неотъемлемой   частью   подготовки   всех   медицинских работников.   Знание   медицинской   сестрой   методов   остановки  кровотечения   при оказании первой, первой медицинской помощи принципов сестринской помощи  больным   с   кровотечением является   неотъемлемой   частью   компетенции медицинского работника. 3. Технологическая карта занятия  Деятельность преподавателя  Деятельность студентов  Методическое  обоснование ­приветствие студентов; ­проверка   готовности аудитории к занятию; ­отметка присутствующих  1 Организационный этап – 2 мин. ­приветствие ­ осуществления   настроя   к преподавателя; учебной деятельности;  ­доклад   дежурного об отсутствующих студентах. ­   воспитание организованности, дисциплинированности, делового подхода; ­активизация студентов;   внимания ­формирование ОК 2, ОК 6. ­ сообщает тему урока и ее обосновывает   актуальность;  ­   доводит   до   студентов цель и задачи урока; ­   сообщает     этапы проведения занятия; 2 Мотивация занятия – 3 мин. ­   продумывают   ход ­   создание   целостного этапов занятия; представления о занятии; ­ концентрация внимания на предстоящей работе; ­ формирование интереса и осмысление   мотивации учебной деятельности; ­ формирование ОК 1. ­   проводит   тестовую ­   отвечают   на ­   определение   уровня 3 Оценка знаний предыдущей темы ­ 10 мин. оценку знаний ; вопросы темы; усвоения   предыдущей ­   проводят   проверку ­   демонстрируют темы; 8 практических манипуляций практическое выполнение манипуляций   по алгоритму;  ­   коррекция   пробелов   в знаниях; ­   развитие   само   и взаимоконтроля;  4. Определение исходного уровня знаний по теме ­ 10 мин. ­формирование ПК 2.5,2.6. ­   фронтальный   устный ­отвечают   на  ­   определение   степени опрос;  теоретические вопросы; усвоения пройденного материала на   других   предметах   и   на  лекционных занятиях; ­формирование ОК 2, ОК 3,  5. Практическая работа – 90  мин. ­   наблюдает   за выполнением практической манипуляции; ­   проводит   коррекцию выявленных   недочетов в работе студентов.  ­работа   малыми группами, самостоятельно отрабатывают практические манипуляции;  ­при   возникновении затруднений консультируются   с преподавателем. ОК 5, ОК 6, ОК 8. ­формирование умений   по выполнению манипуляции; и ­систематизация     закрепление теоретического   и практического материала; ­формирование ОК 2, ОК 3, ОК   6,   ОК   7.ПК   4.2,   4.5, 4.6, 4.7.  6. Контроль усвоения практических манипуляций ­ 50 мин. ­осуществляет ­демонстрируют ­повышение   уровня формализованное наблюдение:   за работой студентов;  решением   компетентосно­ ориентированных заданий   решение кроссвордов   решение ситуационных задач; ­оценивает   правильность выполнения практического задания; ­выставляет   оценку   за выполнение технологии зачетной манипуляции   на оценку;  ­самостоятельно решают компетентностно­ ориентированные задания 9 осмысления   изученного материала,   глубины   его понимания; ­выработка   умений   работы в коллективе; ­систематизация знаний; ­формирование ПК 4.2, 4.5, 4.6, 4.7.  выполнение профессиональных задач   7. Подведение итогов практического занятия. Выставление оценок – 10 мин   слушают комментарий преподавателя     и анализируют деятельность  ­с   помощью   студентов ­ анализирует достижение занятия;   целей ­определяет   уровень усвоения   материала каждого   студента   и группы в целом; ­выставляет   оценки   с комментированием решения   и   указанием ­   развитие   умения аналитической деятельности. ­формирование самоконтроля взаимоконтроля; ­закрепление   и соответствующих профессиональных общих компетенций.   и  недочетов.  8. Домашнее задание, задания самостоятельной работы ­ 5 мин. ­стимулирование познавательной деятельности студентов и интереса   к   освоению учебного материала; ­ выработка умений работы с   учебной   литературой, лекционным   материалом, Интернет­ресурсами. ­предлагает   записать ­записывают   задания домашнее задание; в дневник;  ­задание ­задают   вопросы   по самостоятельной работы по теме: выполнению самостоятельной повторить   алгоритмы, работы. дезинфекцию предметов медицинского назначения; ­подготовить   сообщение 10 тему:"Принципы   на остановки кровотечений", «Осложнения кровотечения».               3. ОБУЧАЮЩИЙ БЛОК 11 1. ПОНЯТИЕ О КРОВОТЕЧЕНИИ  Кровотечение  –   это   истечение   крови   из   просвета   кровеносного сосуда вследствие его повреждения или нарушения проницаемости его стенки.  При этом выделяют 3 понятия:  1. собственно кровотечение – кровь активно поступает из сосуда во внешнюю среду, полый орган, полости организма;  2. кровоизлияние   –   кровь,   выходя   из   просвета   сосуда, пропитывает (имбибирует) окружающие ткани;  3. гематома   –   излившаяся   кровь   вызывает   расслоение окружающих   тканей,   раздвигает   органы,   образует   искусственную   полость, заполненную кровью.    2.КЛАССИФИКАЦИЯ По анатомическому признаку:  Артериальное  – кровь ярко алого цвета, вытекает быстро, под давлением, 1. пульсирующей струей. 2. Венозное – кровь вишневого цвета, вытекает медленно, непрерывной струей.  3. Капиллярное – кровь темно­красного цвета, вытекает на поверхность тканей общей массой, отдельных кровоточащих сосудов не видно. 4. Паренхиматозное  –   наблюдается   при   повреждении   паренхиматозных органов (печени, селезенки, почек, легких); характерно обильное, равномерное, диффузное кровотечение со всей раневой поверхности. 5. Смешанное. 12  По механизму возникновения: Травматическое ­ при механическом повреждении стенки сосуда. 1. Патологические ­ связаны с разрушением сосудистой стенки при различных патологических процессах (нагноение, пролежни, новообразования и т. д.).  2. При нарушении свертываемости крови (гемофилия и др.).  3. Физиологические ­ менструальный цикл  По времени возникновения:  Первичное ­ возникает в момент травмы.  1. Вторичное ­ возникает через некоторый промежуток после повреждения или остановки кровотечения. Подразделяется на:       ­ Вторичное раннее ­ возникает в первые два дня после травмы. Может возникнуть  в результате соскальзывания лигатуры, выталкивания  тромба при повышении артериального давления.         ­   Вторичное   позднее  ­   возникает   спустя   двое   суток   после   травмы. Наиболее частые причины ­ нагноение раны, пролежни.  По отношению к внешней среде: 13 I.        Наружное ­ кровь изливается во внешнюю среду.  II.        Внутреннее ­ кровь изливается в ткани или замкнутые полости.    Различают:   1. Внутритканевое:   а)   кровоизлияние   ­   диффузное   пропитывание   тканей   (подкожной клетчатки, мозговой ткани и т д.) кровью;   б) гематома ­ скопление крови ограниченное тканями.   2. Внутриполостное. В тех случаях, когда кровь изливается в замкнутые полости тела, скопление ее обозначается названием полости с приставкой "гемо"   (гемоторакс,   гемоперитонеум,   гемоперикардиум,   гемокраниум, гемартроз и т. д.)   III.      Смешанное ­ кровь одновременно изливается в ткани и во внешнюю среду (при проникающих ранениях).    IV. Скрытое ­ не имеет внешних проявлений и определяется при помощи специальных методов исследования (анализ кала на скрытую кровь).  По интенсивности   Профузное ­ истечение крови из крупных артерий или вен.  1. 2. Умеренное ­ кровь из раны изливается медленной или узкой струей.  3. Слабое ­ рана медленно заполняется кровью или падают отдельные капли.  3.КРОВОПОТЕРЯ  Функциональные   расстройства   (ФР)   при   кровопотере   зависят   от быстроты   кровотечения   и   количества   потерянной   крови.   Уменьшение   ОЦК, уровня Hb, количества эритроцитов ведут к недостаточности кровообращения и кислородному голоданию.  14  Гемостаз  ­ это остановка кровотечения. Чем быстрее произведена остановка кровотечения, тем больше шансов сохранить пациенту жизнь, поэтому остановка   кровотечения   при   оказании   первой   помощи   проводится   в   первую очередь.       Клиническая картина кровотечения  .   боль рвота  «кофейн ой  гущей» Симптомы  ЖКТ мелена  каловые  массы с  примесью  крови боль гематома Местные  симптомы  кровотечения зияние раны 15 припухлость  в месте  повреждения  влажные кожные  бледные  покровы; слабость,  холодный  липкий пот Классические  признаки  внутреннего  кровотечения: тахикардия снижение  АД.  Жалобы пациента:  •  головокружение, особенно при подъёме головы;  •  «темно в глазах», «мушки» перед глазами;  •  чувство нехватки воздуха;  •  беспокойство; тошнота.  Данные объективного исследования:  •  бледные кожные покровы, холодный пот, акроцианоз;  •  гиподинамия;  •  заторможенность и другие нарушения сознания;  •  тахикардия, нитевидный пульс;  •  снижение АД;  •  одышка;  •  снижение диуреза.  Симптомы хронической кровопотери: анемия, слабость, бледность. 16  Симптомы   острой   кровопотери –   это   объединяющий   клинический признак   для   всех   видов   кровотечения.  Выраженность   этих   симптомов   и реакция   организма   на   потерю   крови   зависят   от   многих факторов. Существуют   различные   классификации   степени   тяжести кровопотери.   Удобно выделять четыре степени тяжести кровопотери:  Массивная кровопотеря­ потеря более 30% ОЦК  тяжёлая степень ­потеря 21­30% ОЦК (1000­1500  (более 1500 мл)  мл)  средняя степень потеря 10­20%  ОЦК (500­1000 мл)  лёгкая степень ­  потеря 5­10% ОЦК  (до 500 мл)   •  лёгкая степень ­ потеря 5­10% ОЦК (до 500 мл) Общее состояние относительно   удовлетворительное,   отмечается   учащение   пульса,   но   он достаточного   наполнения.   Артериальное   давление   (АД)   нормальное.   При исследовании крови гемоглобин более 80 г/л.;  •  средняя   степень  ­   потеря   10­20%   ОЦК   (500­1000   мл) Общее состояние   средней   тяжести.   Отмечается   тахикардия   до   110   в   1   мин. Систолическое артериальное давление снижается до 80 мм рт. ст. В анализах красной крови снижение гемоглобина от 80 до 60 г/л. ; 17  •  тяжёлая степень  ­ потеря 21­30% ОЦК (1000­1500 мл) Общее тяжелое   состояние   пациента.   Пульс   нитевидный,   с   частотой   120   в   1   мин. Артериальное давление снижается до 60 мм рт. ст. ;  •  массивная кровопотеря ­ потеря более 30% ОЦК (более 1500 мл) Больной находится в очень тяжелом, нередко агональном состоянии. Пульс и артериальное давление на периферических артериях отсутствуют.                          4. СПОСОБЫ ОСТАНОВКИ КРОВОТЕЧЕНИЙ         Все способы остановки кровотечения являются помощью организму в его борьбе с кровотечением и кровопотерей.                Они   делятся   на   временные,   которые   выполняются   на   месте происшествия, и на окончательные, которые выполняются в стационаре.  1. Временные способы остановки кровотечений:      Механические: 1. Давящая повязка.                                                 18                                 2. Пальцевое прижатие артерий на протяжении.  Пальцевое   прижатие   артерий   осуществляется   к   костям   в   местах определения их пульсации.   Недостатком   способа   пальцевого   прижатия   сосудов   является невозможность   длительной   остановки   кровотечения,   так   как   оказывающий помощь быстро устает, но пока артерия прижата пальцем, можно приготовить жгут или закрутку.   Сонная артерия прижимается к позвоночнику (поперечному отростку VI шейного   позвонка)   большим   пальцем   (или   четырьмя   остальными)   у   середины внутреннего края грудино­ключично­сосцевидной мышцы.  Височная артерия прижимается к скуловой кости в области виска выше козелка уха.   Лицевая   артерия  прижимается   к   нижнему   краю   нижней   челюсти   у переднего края жевательной мышцы.    Подключичная артерия прижимается в середине надключичной области к первому ребру.  19  Плечевая  артерия  прижимается   к   плечевой   кости   у   внутреннего   края двуглавой мышцы.  Подмышечная артерия прижимается в подмышечной впадине к головке плечевой кости.   Бедренная артерия  прижимается к горизонтальной ветви лонной кости ниже паховой складки.       Лучевая   артерия  прижимается   к   лучевой   кости   на   том   месте,   где определяется пульс.                  Подколенная артерия прижимается в середине подколенной ямки. 20  Тыльная артерия стопы прижимается на тыльной поверхности стопы по середине расстояния между наружной и внутренней лодыжками несколько ниже голеностопного сустава.   Задняя берцовая артерия прижимается к задней поверхности внутренней лодыжки.   Брюшная аорта придавливается кулаком к позвоночнику слева от пупка, это удается при вялой брюшной стенке.                                    3. Максимальное сгибание конечности.  Используется для остановки артериального кровотечения. В этом случае в область сгиба необходимо подложить плотно скатанный ватно­марлевый валик.   Артерия предплечья  сдавливается при сгибании в локтевом суставе до отказа с последующей фиксацией ее в этом положении. Этот прием может быть использован   при   артериальном   кровотечении   из   кисти   и   нижней   трети предплечья.   При артериальном кровотечении вследствие повреждения подключичной, подмышечной и плечевой артерий рекомендуется оба локтя отвести назад, за спину до возможного их соприкосновения и зафиксировать в таком положении бинтом.   При   этом   подключичная   артерия   сдавливается   между   ключицей   и первым ребром.   Бедренная   артерия  сдавливается   максимальным   прижатием   бедра   к животу. Артерия голени сдавливается при максимальном сгибании в коленном суставе. Этот способ может быть применен при кровотечении из артерий стопы и нижней трети голени 21                                            4. Возвышенное положение.            5. Наложение жгута (закрутки) 22   2. Окончательные способы остановки кровотечений:      Механические: 1. Давящая повязка.  2. Тугая тампонада.                                 3. Сосудистый шов, лигирование сосуда.                                 5. Протезирование.                                 6. Специальные методы. 23              Физические: 1. Холод                              2. Горячий изотонический натрия хлорид                              3. Электрокоагуляция.                              4. Лазерный луч.        Химические:   1.   Вещества,   повышающие   свертываемость   крови   (перекись   водорода, хлористый кальций, викасол, аминокапроновая кислота).  2. Сосудосуживающие препараты (адреналин).  3.   Вещества,   уменьшающие   проницаемость   сосудистой   стенки (карбазохром, рутин, аскорбиновая кислота, рутамин).         Биологические:  1. Местное применение живой ткани – мышца, сальник (лоскут на ножке) – используются для остановки кровотечений во время операций в брюшной полости и на костях, так как они богаты тромбокиназой.  2.   Местное   применение   веществ   биологического   происхождения: гемостатическая губка, фибринная пленка, тромбин.  3.   Внутривенное   переливание   гемостатических   средств:   кровь   (150­2000 мл), плазма, тромбоцитарная масса, фибриноген, трасилол. 24   5.АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ  ПРИ ОТКРЫТЫХ ВНУТРЕННИХ КРОВОТЕЧЕНИЯХ  Доврачебная помощь  Причина  Источник кровотечен ия  Полость  рта  Челюстно­ лицевая травма  Уложить на живот, голову  повернуть набок, очистить          Полость  носа         Наружный слуховой  проход,  среднее и      Удаление зуба    Травмы,  гипертонически й криз,  гемофилия       Травма,  перелом  основания  черепа.   25 рот, провести временную  остановку кровотечения,  холод (местно),  госпитализация.  Шарик с перекисью  водорода в лунку и зажать  зубами.   Положение полусидячее,  тампон с перекисью  водорода в передние  носовые ходы, холод на  переносицу, крылья носа  прижать к носовой  перегородке, пращевидная  повязка, госпитализация.   Асептическая повязка,  уложить на здоровый бок,  голову приподнять до  горизонтального уровня, в внутреннее ухо.        Легкое  (гемоптоэ).            Желудок  (гематомез ис)         Кишечник    Травмы  грудной  клетки, ранение легкого и  дыхательных  путей,  инородные  тела,  туберкулез,  пневмония,  абсцесс.  инфаркт  легкого,  онкологически й процесс.      Язвенная  болезнь  желудка и  двенадцатиперс тной кишки,  варикозное  расширение вен пищевода,  26 слуховой проход ввести  марлю, сложенную  воронкой, холод на ухо,  госпитализация.   Покой, положения  полусидя, согнув ноги,  расстегнуть ворот, доступ  свежего воздуха,  холод на грудь.      Нельзя: говорить,  двигаться, кашлять.       На все конечности  жгуты на 2—30 мин, но  пульс должен ощущаться,  пить солевой раствор (на 1  стакан воды 1,5 ст.ложки  соли), госпитализация.   Покой, положение  горизонтальное, холод на  эпигастральную область,  наблюдение за стулом.       Нельзя: поить, кормить.      Толстая и прямая кишка: (толстая и  прямая  кишка)     Урологиче ские  кровотечен ия  (гематурия )      Матка  (метрорраг ия). онкологические покой, положение  заболевания.   Травма,  язвенный  горизонтальное, холод на  живот, Т­образная повязка  на промежность,  госпитализация. колит, проктит, геморрой,  онкологические заболевания.   Покой, положение лежа,  госпитализация,  консультация уролога.   Травма таза,  почечно­ каменная  болезнь,  воспалительные процессы,  онкологические процессы.      Покой, постельный режим,  холод на низ живота,  тампон во влагалище ( при  необходимости),  госпитализация,   Травма, аборт,  консультация гинеколога.   внематочная         беременность,  патология в  родах,  онкологически й процесс.  6.АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ  ПРИ ЗАКРЫТЫХ ВНУТРЕННИХ КРОВОТЕЧЕНИЯХ 27  Место скопления  Доврачебная помощь крови  Гемартроз    Гемоторакс      Гемоперикард   Гемоперитонеум                             Холод местно, давящая повязка на сустав,  иммобилизация, госпитализация.   Покой, положение полусидячее, освободить  грудную клетку от стеснения, доступ свежего  воздуха, холод на грудь, госпитализация.  Нельзя: поить, разрешать двигаться и говорить.   Покой, положение горизонтальное.   Покой, положение горизонтальное, холод на  живот, госпитализация.  Нельзя: кормить, поить, ставить грелки и клизмы, давать обезболивающее и слабительное.       Анемия –  снижение   содержания гемоглобина в единице объема крови с  ГЛОССАРИЙ уменьшением числа эритроцитов.    Гемартроз  Гематома  –  ограниченное   скопление     крови   в   тканях   с   образованием   – кровоизлияние в полость сустава. полости, содержащую жидкую или свернувшуюся кровь.  Гематемезис ­ кровавая рвота, симптом острого кровотечения из верхних   желудка, пищеварительного отделов   (пищевода,     тракта двенадцатиперстной кишки) либо (реже) из носоглотки и легких. 28  Гематосальпинкс ­  скопление   крови   в  маточной   трубе   (например,  при нарушенной трубной беременности).  Гемодинамика ­ процесс движения крови в сердечно­сосудистой системе.  Гематурия – наличие крови в моче.  Гемоперикардиум – скопление крови в перикарде.  Гемоперитонеум  Геморрагия – кровоизлияние.  Гемостаз   – скопление крови в брюшной полости.    Гомеостаз    –   комплексный   контроль   за   свертыванием   крови,   остановка   кровотечения.     ­ относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней   среды   и   устойчивость   основных   физиологических   функций организма;   обусловлен   сложными   регуляторными   взаимодействиями   на молекулярном, клеточном, органном и организменном уровнях организации живого.  Гемоторакс – скопление крови в плевральной полости.  Гемофилия  –  наследственная   недостаточность   факторов   свертывания крови, проявляющаяся повышенной кровоточивостью.  Диссеминированное внутрисосудистое свертывание (ДВС­синдром) – коагулопатия   и   нарушение   микроциркуляции   с   кровотечениями,   шоком, тромбозом и их сочетаниями.  Коагулопатия ­ нарушение функции свертывающей системы крови.  Коагулянты ­  кровоостанавливающие   средства,   усиливающие   процессы свертывания крови.  Кроветворение (гемопоэз) ­  процесс образования, развития и созревания клеток крови.  Кровоподтек (син.Синяк) – кровоизлияние в толщу кожи или слизистой оболочки.  Кровопотеря  –  утрата   части   крови   в   результате   кровотечения   или кровопускания. 29  Кровотечение – истечение крови из кровеносного сосуда.  Кровохарканье – выделение крови или кровавой мокроты из дыхательных путей при кашле.  Мелена – выделение темного липкого кала, признак желудочно­кишечного кровотечения.  Петехии – мелкие кровоизлияния в кожу.  Экхимозы – точечные кровоизлияния.                    4. МАНИПУЛЯЦИОННЫЙ  БЛОК  1. ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ  Уважаемые   студенты!   Разделитесь   на   «малые   группы»   по   2­3   человека. Ознакомьтесь с критериями оценки. Внимательно прочитайте алгоритмы и 30 при   необходимости   законспектируйте.   Отработайте   технику   выполнения манипуляций на фантоме, при этом один студент исполняет роль пациента, а   второй­роль   медицинской   сестры.   Продемонстрируйте   преподавателю технику выполнения манипуляции.  Критерии оценки  «5»  ­ правильно подобрано оснащение, четкое выполнение манипуляции, умение общаться с пациентом, четкое соблюдение санитарно­гигиенических норм, соблюдение инфекционного контроля.   «4»  ­   нечеткость   в   подборе   оснащения,   незначительные   ошибки   в проведение   манипуляции,   умение   общаться   с   пациентом,   четкое соблюдение   санитарно­гигиенических   норм,   соблюдение   инфекционного контроля.   «3»  ­   оснащение   подобрано   не   полностью,   манипуляция   выполнена   с грубыми   ошибками,   неумелое   общение   с   пациентом,   недостаточно соблюдены   санитарно­гигиенические   нормы,   недостаточно   соблюдены нормы инфекционного контроля.   «2»  ­   оснащение   подобрано   неправильно,   манипуляция   не   выполнена, студент   не   умеет   общаться   с   пациентом,   не   соблюдены   санитарно­ гигиенические нормы, не соблюден инфекционный контроль.      2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ:      Оценивание вида кровотечения: 31  Артериальное   кровотечение   характеризуется   истечением   крови   ярко­ красного цвета пульсирующей струей.  При венозном кровотечении кровь вытекает равномерно, умеренно и имеет темно­бордовый цвет.  При капиллярном кровотечении цвет крови средний между артериальной и венозной кровью. Кровоточит вся раневая поверхность.  Паренхиматозное   кровотечение   возникает   при   повреждениях   внутренних органов вследствие повреждения всех сосудов (артерий, вен, капилляров).  1.Пальцевое прижатие артерий:  Цель: Временная   остановка   кровотечения   из   поврежденных   крупных артерий. Типичные места для прижатия крупных артерий:     2.Наложение жгута  Цель: Временная остановка кровотечения. 32  Оснащение: Кровоостанавливающий жгут (Эсмарха). Последовательность выполнения: 1. Усадить пациента лицом к себе (для контроля его состояния). 2. Придать конечности возвышенное положение. 3. Произвести пальцевое прижатие. 4. Жгут накладывают на одежду или на ровную подкладку без складок. 5. Жгут берут двумя руками, растягивают и располагают на конечности выше раны и как можно ближе к ней. 6. В растянутом состоянии жгут обводят вокруг конечности 1­2 раза, затем натяжение его можно ослабить. 7. Проверяют остановилось ли кровотечение. 8. Каждый последующий тур жгута должен на половину или 2/3 прикрывать предыдущий. 9. Не должно быть ущемления кожи между турами жгута. 10.Свободные концы жгута закрепляют крючками поверх всех туров. 11.Правильность наложения жгута проверяют по прекращению кровотечения из раны и побледнению конечности и отсутствие пульса. 12.  Фиксируют   дату   и   время   наложения   жгута:   делают   видную   отметку   о времени   его   наложения.   Можно   сделать   отметку   на   самом   жгуте,   на открытых участках тела. Можно написать на бумаге и подложить под жгут.   вводится   если   нет   противопоказаний, 13.После   наложения   жгута, обезболивающее средство по назначению врача. 14. На рану накладывается асептическая повязка. 15.Производят транспортную иммобилизацию конечности (повязка «косынка» при повреждении верхних конечностей). 16.  В   холодное   время   года   конечность   укутывают   (опасность   отморожения обескровленной конечности). 17.Жгут   может   оставаться   на   конечности   не   более   1   часа.   За   это   время пострадавшего   необходимо   доставить   в   лечебное   учреждение.   Если   же такая возможность отсутствует, то по истечении вышеуказанного времени, жгут   необходимо   ослабить   для   восстановления   кровообращения   в конечности,   предварительно   осуществив   пальцевое   прижатие   артерии. Распускать   жгут   нужно   медленно,   постепенно   ослабляя   его   натяжение. Через 2­3 минуты жгут накладывают вновь, выше прежнего места. 33 18.Транспортировку раненых со жгутом в лечебное учреждение производят в первую очередь, на носилках. 19.Окончательную остановку кровотечения в лечебном учреждении производят в экстренном порядке.   3. Наложение давящей повязки  Цель: Временная остановка кровотечения. Оснащение: стерильные салфетки, пинцеты (2 шт.), резиновые перчатки, валик из   для   кожи. ваты   и   марли,     раствор   антисептика Последовательность выполнения: 1. Провести психологическую подготовку пациента. 2. Пациента посадить или положить. 3. Вымыть руки на гигиеническом уровне. 4. Надеть стерильные резиновые перчатки. 5. Пинцетом взять марлевый шарик, смочить его в растворе антисептика и обработать кожу вокруг раны. 6. Наложить   стерильную   салфетку   на   рану,   сверху   положить   валик   и прибинтовать его. 34 7. Обеспечить поднятое положение конечности и в случае необходимости – иммобилизацию ее. 8. Продезинфицировать использованное оснащение. 9. Вымыть и высушить руки. 10.Сделать отметку в соответствующем медицинском документе. 11.Написать направление в травматологический пункт, где указать диагноз и выполненные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи. 12.Данный   способ   временной   остановки   кровотечения   используется   при капиллярном кровотечении, при кровотечении из мелких вен и артерий.                      4.Максимальное сгибание конечности  Цель: Временная остановка кровотечения. Оснащение: стерильные перевязочный материал; пинцеты (2 шт.); антисептик для кожи; валик, ткань.  Последовательность выполнения: 1. Провести психологическую подготовку пациента. 2. Пациента посадить или положить. 3. Вымыть руки гигиеническим способом. 35 4. Надеть стерильные резиновые перчатки. 5. Пинцетом взять марлевый шарик, смочить его в растворе антисептика и обработать кожу вокруг раны. 6. При   кровотечении   из   бедренной   артерии   положить   валик   в   паховую складку и согнуть максимально ногу в тазобедренном и коленном суставах. 7. При кровотечении из подколенной артерии положить валик в подколенную ямку и согнуть максимально конечность в коленном суставе. 8. При кровотечении из лучевой, локтевой артерий положить валик в область локтевой ямки и максимально согнуть конечность в локтевом суставе. 9. При кровотечении из подключичной артерии максимально отвести руки, согнутые в локтях, назад. 10.Продезинфицировать использованное оснащение. 11.Вымыть и высушить руки. 12.Сделать отметку в соответствующем медицинском документе. 13.Написать   направление   в   хирургическое   отделение,   указать   диагноз   и выполненные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.         36  5.Помощь при желудочном кровотечении  Причины желудочных кровотечений и кровотечений из пищевода  язвенная болезнь желудка  геморрагический гастрит  расширение вен пищевода  Оснащение: резиновые перчатки, пузырь для льда, лед, емкость для сбора рвотных   масс,   емкость   с   дезинфицирующим   раствором,   лекарственные средства: 10% хлористый кальций, 1 % викасол, дицинон 12,5%.  Последовательность действий 1. Вымыть руки гигиеническим способом. 2. Надеть резиновые перчатки. 3. Придать пациенту горизонтальное положение. 4. 5. Подготовить пузырь для льда, заполнить его кусочками льда. 6. Положить на эпигастральную область пузырь со льдом на 15 минут. 7. Помочь пациенту во время рвоты. 8. Запретить  пациенту  пить, принимать   пищу  и лекарственные  средства  во  Успокоить пациента, создать полный физический и психический покой. внутрь. 9. По назначению врача вводить внутривенно коагулянты (хлористый кальций 10% раствор 10 мл; 1 % раствор викасола 2­3 мл, дицинон 12,5% 3­4 мл). При необходимости вводят сердечнососудистые средства. 10.Обеззаразить рвотные массы в емкости с дезраствором. 11.Госпитализировать пациента в стационар в полусидящем положении. 12.Снять   перчатки   и   поместить   в   емкость   с  дезинфицирующим   раствором.  6.Помощь при легочном кровотечении (использование холода)  Причины лёгочного кровотечения:  остановить  кровотечение  из  органов дыхания  при  травме  грудной  клетки (разрыв легкого и бронхов)  заболевания легкого (туберкулез, опухоли, абсцессы)  воспаление лёгких  Оснащение резиновые   перчатки, дезинфицирующим раствором   лоток   со   льдом,   емкость   с 37  Последовательность действий 1. Вымыть руки гигиеническим способом. 2. Надеть резиновые перчатки. 3. Придать пациенту полусидячее положение, успокоить. 4. Убедить   пациента   в   необходимости   сдерживать   кашель,   глубоко   и спокойно дышать, не разговаривать 5. Создать полный физический и психический покой. 6. Подготовить лоток со льдом. 7. Глотать кусочки льда каждые 15 минут. 8. Госпитализировать пациента в стационар в полусидящем положении. 9. Снять перчатки и поместить в емкость с дезинфицирующим раствором  ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ОСТАНОВКЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ.      38         5. БЛОК КОНТРОЛЯ  Задания для определения исходного уровня знаний   Задание: внимательно прочитайте ситуационные задачи. Ответьте устно на вопросы.   Задача № 1   В стационар доставлена пациентка с автодорожной травмой. Предъявляет жалобы   на   боль   по   всему   животу,   больше   в   левом   подреберье,   слабость, головокружение.   Медсестра   приемного   отделения   выявила:   пациентка   слегка заторможена,   в   обстановке   ориентируется,   на   вопросы   отвечает   замедленно. Кожные покровы бледные. Пульс – 98 уд. в мин., слабого наполнения. АД – 90/60 мм. рт. ст. ЧДД 22 в мин. Дыхание поверхностное.  Задания   1. Определите состояние пациента.   2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.   3. Продемонстрируйте технику наложения пузыря со льдом.   Задача № 2  39  В приемный покой поступила пациентка с кровотечением из варикозного узла на правой голени. Пациентка бледная, испуганная, жалуется на слабость, головокружение.   Медсестра   выявила:   на   боковой   поверхности   правой   голени имеется   небольшая   рана,   из   которого   истекает   темно­вишневого   цвета   кровь. Кожа над ними истончена, пигментирована. Пульс – 100 уд. в мин. АД – 105/65 мм рт. ст.  Задания   1. Определите состояние пациента.   2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.   3. Продемонстрируйте технику наложения давящей повязки.   Задача № 3   Во   время   работы   с   режущими   инструментами   мужчина   получил   травму предплечья.   Вызванная   медсестра   выявила:   пострадавший   бледен,   покрыт холодным   липким   потом.   На   передней   поверхности   верхней   трети   левого предплечья имеется поперечная зияющая рана, из которой пульсирующей струей обильно истекает кровь ярко­красного цвета. Пульс – 100 уд. в мин. слабого наполнения.  Задания   1. Определите состояние пациента.   2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.   3. Продемонстрируйте технику наложения жгута при данной травме.   Задача № 4   Мужчина   в   состоянии   алкогольного   опьянения   разбил   оконное   стекло   в здании вокзала и получил ранение левого плеча. Медсестра здравпункта выявила: в нижней трети левого плеча рана 5 см х 0,5 см с ровными краями, из раны пульсирующей струёй выбрасывается алая кровь.  Задания  40  1. Определите состояние пациента.   2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.   3. Продемонстрируйте технику наложения жгута применительно к данной ситуации.   Задача №5   В   драке   мужчине   нанесли   ножевое   ранение   в   шею.   Состояние пострадавшего   тяжелое,   бледен,   заторможен,   на   шее   справа   имеется   рана, размерами 2 см x 0,5 см, из которой ритмично выбрасывается кровь алого цвета.  Задания   1. Определите состояние пациента.   2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.   3. Продемонстрируйте технику наложения жгута применительно к данной ситуации.   Задача №6   Пациент   обратился   в   поликлинику.   С   жалобами   на   чувство   слабости, головокружение, шум в ушах, тошноту, накануне был черный, как деготь, стул. Из анамнеза медсестра выявила: пациент страдает язвой желудка в течение 7 лет. При осмотре: пациент бледный, пульс – 98 уд. в мин, АД –100/60 мм. рт. ст. Язык суховат,   обложен   белым   налетом,   живот   мягкий,   безболезненный.   Симптом Щеткина­Блюмберга отрицательный.  Задания   1. Определите состояние пациента.   2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.   3.   Продемонстрируйте   технику   определения   симптома   Щеткина­ Блюмберга. 41  Задача № 7.  Рабочий нарушил правила техники безопасности, в результате чего получил травму   предплечья.   Вызванная   м/с   выявила:   пострадавший   бледен,   покрыт холодным   липким   потом.   Жалуется   на   боль   и   головокружение.   На   передней поверхности в/3 левого предплечья имеется глубокая поперечная зияющая рана, из которой пульсирующей струей обильно истекает кровь ярко­красного цвета. Пульс ­ 100 в мин., слабого наполнения. АД ­ 90/50 мм рт. ст. ЧДД ­ 20 в мин. Нарушений со стороны других органов не выявлено.  Задания:  1. Определите состояние пациента.  2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.  3. Продемонстрируйте технику наложения жгута при данной травме.  Задача № 8.  Через   15   минут   после   дорожной   аварии   в   стационар   доставлена пострадавшая   42   лет   с   жалобами   на   боль   по   всему   животу,   больше   в   левом подреберье, общую слабость, головокружение.  При   осмотре   м/с   приемного   отделения   выявила:   больная   вялая,   слегка заторможенная,   в   обстановке   ориентируется,   на   вопросы   отвечает замедленно.   Кожные   покровы   бледные.   Пульс   ­   98   в   мин.,   слабого наполнения.   АД   ­   100/60   мм.   рт.   ст.   ЧДД   ­   22   в   мин.   Дыхание поверхностное.  Задания:  1. Определите состояние пациента.  2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.  3. Подготовьте все необходимое для проведения проб на совместимость.  42  Задача № 9.  В стационаре находится больная с диагнозом: "Варикозное расширение вен обеих   нижних   конечностей".   Внезапно   у   нее   разорвался   варикозный   узел,   и началось значительное кровотечение. Вызванная м/с выявила: все вокруг залито кровью. Пациентка бледная, испуганная, жалуется на слабость, головокружение. На   внутренней   поверхности   обеих   голеней   видны   выступающие   с   узловыми расширениями   вены.   Кожа   над   ними   истончена,   пигментирована.   На   средней трети боковой поверхности правой голени имеется дефект кожных покровов, из которого истекает темно­вишневого цвета кровь. Пульс ­ 100 в мин. АД ­ 105/65 мм   рт.   ст.   ЧДД   ­   22   в   мин.   Нарушений   со   стороны   внутренних   органов   не выявлено.  Задания:  1. Определите состояние пациента.  2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.  3. Продемонстрируйте технику наложения давящей повязки.  СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ЭТАЛОНАМИ ОТВЕТОВ    Эталон ответа к задаче №1   1. Кровотечение в брюшную полость.   2. Алгоритм действий м/с  М/с обеспечит покой   Мотивация   Для гемостаза пациенту.   М/с наложит на живот пузырь со льдом.  М/с  обеспечит  консультацию врача  М/с   обеспечит вызов лаборанта   для   взятия   крови на общий анализ.    М/с   будет   наблюдать   за внешним видом и состоянием пациентки (пульс, АД, ЧДД).  Для   уменьшения кровотечения  Для   решения   вопроса   о лечении  Для   определения   величины кровопотери  Для   ранней   диагностики   и своевременного   оказания неотложной   помощи   в 43  По   назначению   врача,   м/с подготовит   пациентку   к экстренной операции. случае   осложнений возникновения  Для   окончательной остановки кровотечения  3. Студент демонстрирует технику наложения пузыря со льдом.  Эталон ответа на задачу № 2.  1.Венозное кровотечение.  2. Алгоритм действий м/с  М/с   обеспечит   наложение  Мотивация  Для остановки кровотечения давящей повязки  М/с проведет иммобилизацию придав конечности, возвышенное положение    М/с вызовет врача.  Для   исключения соскальзывания   давящей повязки  Для   решения   вопроса   о  По   назначению   врача,   м/с введет кровоостанавливающие препараты.  М/с   будет   наблюдать   за внешним видом и состоянием пациентки     АД), повязкой. (пульс, лечении  Для   окончательной остановки кровотечения  Для   определения эффективности проведенного лечения  3.   Студент   демонстрирует   манипуляцию   на   статисте   или   на   муляже   в соответствии с алгоритмом.   Эталон ответа на задачу № 3.  1.Артериальное кровотечение из раны верхней трети левого предплечья.  2.Алгоритм действий м/с  М/с применит метод  пальцевого прижатия  плечевой артерии.   Мотивация  Для прекращения  кровотечения  М/с наложит жгут на н/3   Для прекращения  левого плеча.   М/с проведет иммобилизацию кровотечения на время  транспортировки  Для предупреждения  44 конечности.   М/с наложит асептическую  повязку.   М/с обеспечит обильный  прием жидкости.   М/с вызовет "Скорую  помощь" и обеспечит  обезболивание и  транспортировку в стационар  в положении  Треанделенбурга.   М/с обеспечит наблюдение за  состоянием пациента (цвет  кожных покровов пульс, АД). соскальзывания жгута  Для профилактики  вторичной инфекции  Для восполнения ОЦК   Для обеспечения  окончательной остановки  кровотечения  М/с обеспечит наблюдение  за Для своевременного  выявления осложнений  кровопотери  3.   Студент   демонстрирует   манипуляцию   на   статисте   в   соответствии   с алгоритмом.   Эталон ответа на задачу № 4. 1. Артериальное кровотечение из раны нижней трети левого плеча.  2.Алгоритм действий м/с  М/с применит метод  пальцевого прижатия  плечевой артерии.   Мотивация  Для прекращения  кровотечения  М/с наложит жгут на в/3   Для прекращения  левого плеча.   М/с наложит асептическую  повязку.   М/с проведет иммобилизацию конечности.   М/с обеспечит обильный  прием жидкости.   М/с вызовет "Скорую  помощь" и обеспечит  обезболивание и  транспортировку в стационар  с опущенным головным  концом (положение  Тренделенбурга кровотечения на время  транспортировки   Для профилактики  вторичной инфекции   Для предупреждения  соскальзывания жгута  Для восполнения ОЦК  Для обеспечения  окончательной остановки  кровотечения 45  М/с обеспечит наблюдение за   Для своевременного  состоянием пациента (цвет  кожных покровов пульс, АД). выявления осложнений  кровопотери  3.   Студент   демонстрирует   манипуляцию   на   статисте   в   соответствии   с алгоритмом.   Эталон ответа на задачу № 5. 1. Ранение сонной артерии, артериальное кровотечение.  2.Алгоритм действий м/с  М/с применит метод   Мотивация  Для прекращения  пальцевого прижатия сонной  артерии.   М/с наложит жгут на шею с  противоупором.   М/с наложит асептическую  повязку.   М/с проведет иммобилизацию конечности.   М/с обеспечит обильный  кровотечения  Для прекращения  кровотечения на время  транспортировки  Для профилактики  вторичной инфекции   Для предупреждения  соскальзывания жгута  Для восполнения ОЦК  прием жидкости.   М/с вызовет "Скорую  помощь" и обеспечит  обезболивание и  транспортировку в стационар  с опущенным головным  концом (положение  Тренделенбурга).   М/с обеспечит наблюдение за  состоянием пациента (цвет  кожных покровов пульс, АД).  Для обеспечения  окончательной остановки  кровотечения  Для своевременного  выявления осложнений  кровопотери   3.   Студент   демонстрирует   манипуляцию   на   статисте   в   соответствии   с алгоритмом.   Эталон ответа на задачу № 6. 1. Кровотечение в просвет желудочно­кишечного тракта. 46  2.Алгоритм действий м/с  М/с обеспечит покой   Мотивация  Для гемостаза пациенту.   М/с наложит на живот пузырь со льдом на эпигастральную  область.   М/с обеспечит консультацию  врача.   М/с обеспечит вызов  лаборанта для взятия крови  на общий анализ  М/с будет наблюдать за  внешним видом и состоянием  пациентки (пульс, АД, ЧДД).   По назначению врача, м/с  подготовит пациентку к  экстренной операции.   Для уменьшения  кровотечения  Для решения вопроса о  лечении  Для определения величины  кровопотери  Для ранней диагностики и  своевременного оказания  неотложной помощи в  случае возникновения  осложнений   Для окончательной  остановки кровотечения   3.   Студент   демонстрирует   манипуляцию   на   статисте   в   соответствии   с алгоритмом.   Эталон ответа на задачу № 7. 1. Угроза жизни из­за кровопотери.    2.Алгоритм действий м/с   применит  М/с   метод пальцевого   прижатия   плечевой артерии.  М/с наложит жгут на нижнюю треть плеча.  М/с   проведет   иммобилизацию конечности.  М/с обеспечит обильный прием жидкости.  М/с обеспечит транспортировку   в   стационар   в положении Транделенбурга.   47  Мотивация   прекращения  для кровотечения  для   прекращения кровотечения   на   время транспортировки  для   предупреждения соскальзывания жгута  для восполнения ОЦК  для   обеспечения окончательной   остановки кровотечения  М/с   обеспечит   наблюдение   за состоянием   пациента   (цвет кожных покровов пульс, АД).   3. Студент демонстрирует манипуляцию на статисте в соответствии своевременного   осложнений выявления кровопотери.  для   с алгоритмом.       Эталон ответа на задачу № 8. 1. Угроза жизни из­за внутреннего кровотечения.  2.Алгоритм действий м/с  М/с  обеспечит  консультацию  Мотивация  для   решения   вопроса   о врача.  М/с   обеспечит вызов лаборанта для взятия общего анализа крови.    М/с   будет   наблюдать   за внешним видом и состоянием пациентки (пульс, АД, ЧДД).  По   назначению   врача   м/с подготовит   пациентку   к экстренной операции. лечении  для   определения   величины кровопотери  для   ранней   диагностики   и своевременного   оказания неотложной   помощи   в случае   возникновения осложнений  для   окончательной остановки кровотечения  3.   Студент   демонстрирует   оснащение   для   проведения   проб   на совместимость в соответствии с алгоритмом.   Эталон ответа на задачу № 9.  1.Венозное кровотечение.  2.Алгоритм действий м/с  М/с   обеспечит   наложение  Мотивация  для остановки кровотечения давящей повязки 48  М/с проведет иммобилизацию придав конечности, возвышенное положение    М/с вызовет врача  По   назначению   врача   м/с введет кровоостанавливающие препараты  М/с   будет   наблюдать   за внешним видом и состоянием пациентки (пульс, АД, ЧДД,)  для   исключения соскальзывания   давящей повязки  для   решения   вопроса   о дальнейшем лечении  для   окончательной остановки кровотечения  для   определения эффективности проведенного лечения  3.   Студент   демонстрирует   манипуляцию   на   статисте   или   на   муляже   в соответствии с алгоритмом.      ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ   ПО ТЕМЕ: «КРОВОТЕЧЕНИЕ И ГЕМОСТАЗ»  ВАРИАНТ 1     Выберите один правильней ответ:  1. Способ временной остановки наружного артериального кровотечения: 1) наложение давящей повязки 2) местное применение холода 3) пальцевое прижатие сосуда к кости 4) приподнятое положение конечности  2. Биологическое средство местного применения для остановки  кровотечения: 1) викасол 2) гемостатическая губка 49

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2019