Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания на тему "Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением"
Оценка 4.9

Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания на тему "Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением"

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
психологическая работа +1
1 кл—8 кл
31.03.2019
Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания на тему "Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением"
Алгоритм действий классного руководителя при выявлении детей с девиантным поведением: 1. Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы). 2. Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты. 3. Анализ полученных данных, выявление причин отклонений через заполнение методик. 4. Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении). 5. Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса. 6. Реализация плана работы, применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия. 7. Анализ динамики развития, корректировка программы развития.
Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением.docx
«Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением». Выступление на тему  Игнатова О.А., социальный педагог                                               МБОУ «Лянторская СОШ № 6» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о методах воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением. Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учётом его психофизических возможностей,   тот   уровень   образования   и   воспитания,   который   поможет   ему   не потеряться   в   обществе,   найти   свое   место   в   жизни,   а   также   развить   свои потенциальные способности.  В   нашей   школе   есть   обучающиеся,   проживающие   в   семьях,   которые   мы называем   неблагополучными.   Количество   школьников,   которых   выделяют   как обучающихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому   что   увеличивается   число   провоцирующих   факторов,   способствующих формированию отклоняющегося поведения.  Алгоритм   действий   классного   руководителя   при   выявлении   детей   с девиантным поведением: 1. Групповое   изучение   класса   (сбор   информации   об   отклонениях   –   заполнение матрицы).  2. Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты. 3. Анализ   полученных   данных,   выявление   причин   отклонений   через   заполнение методик.  4. Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении). 5. Планирование   индивидуальной   и   групповой   работы   с   детьми,   родителями, педагогами всех участников образовательного процесса.  6. Реализация   плана   работы,   применение   в   работе   с   детьми   основных   приемов психолого­педагогического воздействия. 7. Анализ динамики развития, корректировка программы развития. Итак,   после   того,   как   провели   полное   диагностическое   обследование   и   поняли проблемы   ребёнка,   необходимо   выработать   основные   направления   работы   с   ним. Попытаемся   систематизировать   работу   с   девиантными   детьми   по  линиям   нарушений: нарушение   в   обучении,   нарушение   в   поведении,   нарушение   в   общении,   нарушение   в самосознании, смешанные формы. Нарушение в обучении. Оказание учителями­предметниками индивидуальной методической помощи ребёнку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребёнок не почувствует успех.  В   первую   очередь   снова   обращаемся   к   диагностике,   наблюдениям,   беседам   с учителями­предметниками,   чтобы   выяснить,   где   больше   всего   проблем   с   обучением   и только потом с помощью учителей­предметников оказываем ребёнку реальную помощь.  В то же время необходимо наблюдать за изменением его психологического состояния во   время   индивидуальной   методической   помощи,   все   наблюдения   заносятся   в   журнал наблюдений.   Нарушение в поведении. Проведение индивидуальной работы с родителями и ребёнком (вместе находить пути разрешения   ситуации   до   полного   понимания   ребёнком   причин   и   последствий   своих действий),   бесед,   практикумов   по   проблемам   поведения   (показать   ребёнку   настоящие поступки,   которые   ценятся   в   обществе,   необходимо   закрепить   их   и   сделать   нормой поведения).   Важную   роль   играет   создание   комфортных   условий   ребёнку   в   коллективе (использовать   беседы   с   классом   относительно   восприятия   ребёнка   в   классе,   игры   на сплочение,   коммуникативность,   ролевые   игры,   в   которых   ребёнок   моделирует   свое поведение   с   положительной   стороны).   Стараемся   формировать   в   ребёнке   устойчивое позитивное представление  о себе, самоуверенности, волевых качеств через поиск таких видов   деятельности,   где   ребёнок   мог   почувствовать   ситуацию   успеха   (вовлечение   в деятельность класса, в школьное самоуправление, в кружки с последующей положительной оценкой   его   деятельности).   Также   обратить   внимание   на   организацию   группы педагогической   помощи   (ребёнок   находит   среди   окружающих   значимого   для   него взрослого,   которого   он   выбирает   по   интересам   –   классный   руководитель,   учителя­ предметники). Нарушение в общении. Особое значение имеет проведение классных часов с целью формирования навыков конструктивного   общения,   бесед­практикумов   по   формированию   способности   к саморегуляции,   обучению   снятия   эмоционального   напряжения   и   агрессивности, организация системы поощрений при применении навыков общения. Нарушение в самосознании Следует   формировать   в   ребёнке   устойчивое   позитивное   представление   о   себе,   а также  навыки   здорового  образа  жизни,  чтобы   чувствовать   себя  уверенным,  здоровым   и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно. Вырабатывать в ребёнке навыки   ответственного   поведения   через   включение   в   коллективно­творческие   дела, школьное   самоуправление   через   развитие   трудовых   навыков   как   важного   средства формирования   личности   посредством   включения   в   трудовые   десанты   в   качестве руководителя (субботники, уборка класса). Рекомендации классным руководителям: 1.Власть используйте лишь в меру необходимости. 2.Старайтесь не ругать, не запрещать, а убеждать ребёнка.  3.Всегда объясняйте мотивы своих требований и обсуждайте их с детьми.  4.Установленные правила твёрдо проводите в жизнь (следите за тем, чтобы Ваши слова не  расходились с делом). Подростки очень критичны! Они сразу замечают, когда взрослые  говорят и учат их одному, а сами поступают по­другому. Это не только подрывает Ваш  авторитет, но и учит их лицемерию. 5.Умейте открыто признать свою ошибку перед ребенком. Говоря: «Извините, я был не  прав», Вы поднимаетесь в глазах детей на очень большую высоту и завоевываете авторитет 6.Прислушивайтесь к мнению ребенка, но при этом не идите у него на поводу!                         Послушайте, пожалуйста, притчу, которая как нельзя лучше показывает, как нужно себя вести при взаимодействии с девиантным подростком. Человек   тонул   в   болоте.   Во   все   горло   он   звал   на   помощь.   Один   решил   помочь бедняге. «Дай мне свою руку, закричал он утопающему. – Я вытащу тебя из болота!» Но человек все больше и больше увязал в грязи и только продолжал взывать о помощи. «Дай мне   свою   руку»,   ­  снова   и   снова   требовал   человек   на   берегу.   Но   ответом   был   только жалобный крик о помощи. Подошел еще один человек и сказал: «Ты разве не видишь, что он никогда не подаст тебе свою руку, ведь он не может. Ты должен протянуть ему свою. Только тогда ты сможешь его спасти».  Школьник   делает   плохое   не   всегда   потому,   что   его   учат   делать   плохое,   а   чаще потому,   что   его   не   учат   делать   хорошее.   И   мы   в   первую   очередь   обязаны   протянуть подростку   руку   помощи,   помочь   ему   найти   себя.   Для   этого   у   нас   есть   широкие возможности  внеурочной воспитательной  работы. Необходимо с их помощью найти для ребенка такую деятельность, в которой он почувствовал бы состояние успеха, в которой мог бы самоутвердиться. Необходимо искать такие пути воспитания, которые бы помогли ребёнку понять, что он – не хуже других, что он – тоже личность и тоже достоин уважения. Приложение  Определение обобщенного показателя  социального благополучия обучающегося Социальные характеристики Балл Состав семьи ребенка Мать, отец, бабушка, дедушка Только мать и отец Мать, отчим; отец, мачеха Одна мать, один отец Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники Школьная успеваемость Хорошая Удовлетворительная Неудовлетворительная Оставил школу, работает Оставил школу, не работает Здоровье ребенка Практически здоров Часто болеет в пределах нормального развития Имеет хронические болезни Отставание в умственном развитии Имеет врожденные патологии, нервно­психические болезни Санитарно­жилищные условия жизни семьи Благоустроенная отдельная квартира Отдельная квартира с родителями супругов Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами Комната в коммунальной квартире с удобствами Комната в общежитии, в бараке без удобств Доход семьи Могут практически ни в чем себе не отказывать Денег   в   основном   хватает,   но   для   покупки   товаров   длительного пользования берут кредит или в долг На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности Живут от зарплаты до зарплаты Денег до зарплаты не хватает Уровень социального благополучия семьи Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей Состоят на учёте с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение Равнодушие,   отсутствие   заботы   о   детях,   безнадзорность,   дети   как дополнительное бремя, дополнительные проблемы Напряженно­конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям Поведение ребёнка в школе Хорошее Удовлетворительное Неудовлетворительное Неоднократно был замечен в асоциальном поведении Состоит на учете в ОДН Внешкольное общение ребёнка На  основе   постоянных  совместных   занятий   в  кружках,   секциях,  на основе общих позитивных интересов Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени Общение   на   основе   пустого   времяпрепровождения,   отсутствие позитивных целей Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества   с Криминогенные   группы, направленностью   интересов   на   мелкие   кражи,   угоны   транспортных средств, наркотики   состоящие   на   учете   в   ОДН, Жизненные цели ребёнка Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей Позитивная   ориентация   в   формулировании   жизненных   целей,   но представление   о   путях   и   средствах   их   достижения   расплывчаты, неопределенны Отсутствие   определенных   целей   и   планов   на   будущее   или   наличие нереальных планов, социальная незрелость, надежда на «авось» Ориентации на цели носят скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны,   референтная   группа   –   сверстники   с   асоциальной направленностью интересов Явно   негативные,   асоциальные   ориентации   на   жизненные   цели, отсутствие   установки   на   общественно­полезный   труд,   отмечаются правонарушения, состоит на учёте в ОДН 10 Эмоциональные отношения родителей с детьми Постоянная   поддержка,   разумная   требовательность   к   детям, демократизм отношений, атмосфера доверия Слепая любовь, гиперопека Для родителей  первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное 4 3 2 1 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 Равнодушие,   отсутствие   заботы   о   детях,   безнадзорность,   дети   как дополнительное бремя, дополнительные проблемы Напряженно­конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям 2 1 При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:  ­ ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);  ­ от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;  ­ более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).  Заполнение матрицы требует от педагога не только знания фактологических данных, но   и   применения   социологического   метода   наблюдения   в   процессе   непосредственного общения с ребёнком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы педагогу, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия   семьи»   или   «эмоциональные   отношения   родителей   с   детьми».   Для   более точного   определения   этих   качественных   характеристик   можно   использовать   опросник, дополняющий   и   уточняющий   визуальные   наблюдения.   Так,   для   определения   уровня социального благополучия семьи в беседе с ребёнком (наедине) используются следующие вопросы:  Хотел бы ты в своей будущей семье:  ­ иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?  ­ воспитывать детей так же, как это делают твои родители?  ­ относиться к пожилым родителям, как это делают в твоей родительской семье?  ­ разделять домашнюю работу, как это делают в семье твоих родителей?  ­ проводить свободное время так, как это делают твои родители?

Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания на тему "Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением"

Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания на тему "Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением"

Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания на тему "Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением"

Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания на тему "Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением"

Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания на тему "Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением"

Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания на тему "Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением"

Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания на тему "Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением"

Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания на тему "Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением"

Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания на тему "Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением"

Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания на тему "Методы воздействия и помощи ребёнку с девиантным поведением"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019