Методические рекомендации по написанию эссе
Оценка 4.9

Методические рекомендации по написанию эссе

Оценка 4.9
Домашнее обучение
docx
история +1
9 кл—11 кл +1
15.05.2018
Методические рекомендации по написанию эссе
Методические рекомендации по написанию эссе разработаны в качестве рекомендаций для студентов СПО, обучающихся по рабочим профессиям. В рекомендациях дан подробный план написания эссе, критерии оценивания, глоссарий. Данные рекомендации могут быть использованы как для студентов СПО, так и для учащихся 9, 10, 11 классов при изучении Истории и Обществознания.Методические рекомендации по написанию эссе
5.МУ ЭССЕ.docx
ГПБОУ ВО «БМТК» Методические рекомендации по написанию эссе 2016 г. Методические рекомендации по написанию эссе  составлены на основе имеющихся материалов в методической и справочной  литературе и в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.  Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к  содержанию, оформлению и оцениванию работ обучающихся. В них отражена структура, особенности жанра, алгоритм подготовки и  написания эссе. Рекомендованы для обучающихся всех специальностей, пишущих в  жанре эссе, и преподавателей для организации самостоятельной работы  студентов.  Составитель: председатель ПЦК Общеобразовательных дисциплин- Г.А. Якименко Методист отделения ПКРС – С.В. Осипова 2 Оглавление 1. Введение ………………………………………...….............................. 2. Эссе как литературный жанр………………………………………….. 3. Особенности жанра эссе………………………….……………………... 4. Структура написания эссе……………………….……………………… 5. Алгоритм написания эссе……………………….................................. 6. Ссылки на источники……………………..……………………………. 7. Требования к оформлению эссе……………………………………….. 8. Критерии оценивания эссе……………………………………………… 9. Глоссарий……………………………………………………………….. 10. Библиография…………………………………………………………. 4 5 7 9 11 13 14 15 16 17 3 Введение Произошедшие за последние годы в нашей стране и во всем мире  экономические и социальные изменения требуют от современного человека не только глубоких знаний, но и проявления самостоятельности,  инициативности, способности оригинально мыслить, творчески подходить к  решению сложных жизненных задач. В связи с этим учебно­воспитательный  процесс должен быть направлен на выполнение нового социального заказа –  формирование творческой социально­адаптированной языковой личности, ее  способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Развитие творческих способностей обучающихся возможно только при  условии включения их в самые разнообразные виды творческой деятельности.  Эссе как жанр сочинения считается наиболее эффективной формой развития  навыков письменного изложения своих мыслей, способствующий развитию  творческой свободы обучающихся посредством возможности действовать от  «своего собственного лица». Жанр эссе предполагает свободу творчества. Для него характерен  личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления, что позволяет  обучающимся выразить субъективную личную оценку предмету рассуждения  и возможность творческого, оригинального освещения.  Для написания грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение  некоторых правил и рекомендаций, которые изложены в данной работе. Методические рекомендации по написаю эссе содержат материал по  организации самостоятельной подготовки обучающихся, что поможет  сформировать у них общие и профессиональные компетенции. 4 Сущность эссе как краткий жанр проблемного изложения. Большой энциклопедический словарь трактует эссе как «жанр  философской, литературно­критической, историко­биографической,  публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию  автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением,  ориентированным на разговорную речь». Эссе обучающегося – это самостоятельная письменная работа на тему,  предложенную преподавателем (тема может быть предложена и самим  обучающимся, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого  мышления и письменного изложения собственных мыслей.  Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно  формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно­следственные связи, иллюстрировать  понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы,  овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием  концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках  дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной  проблеме.  В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут  значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть  анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ  материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых  5 моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями,  подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д. 6 Особенности жанра эссе Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра,  которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях: 1) Небольшой объем. Каких­либо жестких границ, предъявляемых к  объему эссе, не существует. Он, как правило, составляет от трех до семи  страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах  допускается эссе до десяти страниц печатного текста. 2) Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей  (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль, и развивает ее. Это  ответ на один вопрос. 3) Свободная композиция. Исследователи отмечают, что эссе по своей  природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно  нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным  ассоциациям. 4) Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить  доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает  намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Хорошее  эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с  различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но  многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его  размышлений. 5) Склонность к парадоксам. Эссе призвано удивить читателя  (слушателя). Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе,  нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное  определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но  взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. 7 6) Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе  вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е.  согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией  аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых  выражена личностная позиция автора. 7) Ориентация на разговорную речь. В то же время необходимо  избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов,  чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе,  должен восприниматься серьезно. 8 Структура написания эссе Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:  мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов, мысль  должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют  аргументы. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один  аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут стать излишними. В  жанре эссе необходимо ориентироваться на краткость и образность. Таким  образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и  аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): 1) Вступление; 2) Тезис, аргументы; 3) Тезис, аргументы; 4) Тезис, аргументы; 5) Заключение. При написании эссе важно также учитывать следующие моменты: 1) Вступление и заключение должны фокусировать внимание на  проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение  автора); 2) Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление  логической связи абзацев: так достигается целостность работы; 3) Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность,  художественность.  Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему,  определить желаемый объем и цели каждого параграфа. Построение эссе –  это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической  системе доказательств. Структура эссе включает следующие компоненты: 1) Титульный лист. 9 2) Введение. Суть и обоснование выбора данной темы состоит из ряда  компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень  важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти  ответ в ходе своего рассуждения.  3) Основная часть. Включает теоретические основы выбранной  проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает  развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из  имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом  заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную  трудность.  Важное значение имеют подзаголовки, на основе которых  осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо  обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения)  предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве  аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и  таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на  основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф  должен содержать только одно утверждение и соответствующее  доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом.  Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией  (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа  ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. 4) Заключение. Включает обобщения и аргументированные выводы по  теме с указанием области ее применения. Подытоживает эссе или еще раз  вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной  части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение,  10 иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может  содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на  применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими  проблемами. Алгоритм написания эссе Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий:  обдумывание – планирование – написание – проверка – правка. Внимательно прочтите тему. Определите тезис, идею, главную мысль,  которую собираетесь доказывать. Планирование – это определение цели, основных идей, источников  информации, сроков окончания и представления работы. Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть  конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и  представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации,  предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов. Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются  библиотекой, Интернет­ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр  означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность.  Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности  мысли, внятности, грамотности и корректности. Мысль – это содержание написанного. Необходимо четко и ясно  формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не  удастся донести эти идеи и сведения до окружающих. Внятность – это доступность текста для понимания. Легче всего ее  можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными  словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему. 11 Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания.  Если в чем­то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или  руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья  манера писать вам нравится. Корректность – это стиль написанного. Стиль определятся жанром,  структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий,  читателями, к которым он обращается. Обязательно проверьте написанное вами эссе: есть ли логическая связь  между параграфами? В едином ли стиле написано эссе? Уберите все лишнее,  повествование должно получиться кратким и лаконичным. Не бойтесь  переписывать эссе вновь и вновь. Высказывайте свое мнение, рассуждайте,  анализируйте, не подменяйте оценку пересказом теоретических источников. 12 Ссылки на источники Эссе – это миниатюрная научная работа, оно должно соответствовать  принятым в научном обществе нормам цитирования. Все цитаты и пересказы,  изложения фрагментов опубликованных и рукописных текстов должны быть  отчетливо атрибутированы. Ссылки должны быть указаны в сносках в  соответствии с существующими стандартами библиографического описания  источников. Материалы Интернет­ресурсов также являются публикациями и  должны быть включены в список литературы. 13 Требования к оформлению эссе Эссе выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4.  Ориентация текста книжная. Текст печатается постранично с одной стороны  листа. Предусматриваются следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое –  15 мм, верхнее и нижнее – 25 мм. Оформлять границы в виде рамок не нужно.  Иллюстративный материал (таблицы, диаграммы и т. п.) допускается  приводить на бумаге большего формата. Шрифт текста Times New Roman, размер 14. Междустрочный интервал  полуторный.  Нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист  считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется. На  титульном листе должна содержаться информация: наименование техникума,  название темы, фамилия и инициалы обучающегося, отделение и группа,  фамилия и инициалы научного руководителя, город и текущий год. Для сохранения целостности работа должна быть надлежащим образом  скреплена. Работы, листы которых скреплены канцелярской скрепкой или  вложены в полиэтиленовый файл, не принимаются. 14 Критерии оценивания эссе Критерий Требования к обучающемуся Знание и  понимание  теоретического  материала  полное и четкое определение  рассматриваемых понятий с  соответствующими  примерами  строгое соответствие используемых понятий  теме  самостоятельность выполнения работы Анализ и оценка  информации Построение  суждений  грамотное применение категорий анализа  умелое использование приемов сравнения и  обобщения для анализа взаимосвязи понятий и  явлений  способность объяснить альтернативные  взгляды на проблему и прийти к логичному  заключению;  использование различных источников  информации  обоснованность интерпретирования текстовой информации с помощью графиков и диаграмм  личная оценка проблеме  ясность и четкость изложения  логичность  доказательств  сопровождение выдвинутых тезисов  грамотной аргументацией  соответствие общей формы изложения  полученных результатов и их интерпретации  жанру эссе 15 Оформление  работы  соответствие работы основным требованиям к оформлению эссе  соблюдение лексических, фразеологических,  грамматических и стилистических норм  русского языка  соблюдение правил русской орфографии и  пунктуации Глоссарий Анализ – операция мысленного или реального расчленения целого  (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные  части, выполняемая в процессе познания или предметно­практической  деятельности человека. Аналогия – сходство предметов, явлений, процессов, величин в каких­ либо свойствах, выявление идеи и создание представлений, связь элементов  значений. Аргумент – утверждение (посылка) или группа утверждений,  приводимые в подтверждение другого утверждения (заключения): факты,  явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный  опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых.  Ассоциация – отражение взаимосвязей предметов и явлений  действительности в форме закономерной связи.  Довод – обоснование того, что заключение верно абсолютно или с  какой­либо долей вероятности; факты, ссылки   на   авторитеты,   заведомо    истинные  суждения (законы, аксиомы), доказательства (прямые, косвенные  «от противного», «методом исключения»). Предположение – не подтвержденное никакими доказательствами  утверждение.  16 Рассуждение  –  ряд мыслей,  суждений,  логических умозаключений на  какую­либо тему, изложенные в последовательной форме; формулировка и  доказательство мнений. Сравнение – процесс количественного или качественного  сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и  недостатков) двух объектов. Суждение – форма мышления, в которой что­либо утверждается или  отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами;  фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или  ложно?   1. Ванштейн О. Для чего и для кого писать эссе?/ Литературная учеба,  Библиография 1985, № 2; 2. Карнаух Н.Л. Эссе как жанр школьного сочинения. Методические  рекомендации: обучение написанию сочинений разных жанров. М.: АПК и  ПРО, 2001; 3. Методические рекомендации по написанию эссе. Государственный  Университет Высшая Школа Экономики Санкт­Петербургский филиал. –  СПб., 2005. 17 18

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе

Методические рекомендации по написанию эссе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018