Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда_ПНГ
Оценка 4.9
Домашнее обучение
doc
ОБЗР
Взрослым
02.12.2018
Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине "Охрана труда" - для студентов очного обучения Сургутского нефтяного техникума (филиал) ФГБОУ ВО "Югорский государственный университет" согласно календарно-тематического плана дисциплины для специальности Переработка нефти и газа. Разделы общие понятия и определения дисциплины, виды инструктажей и др.
12 МУ СР Охрана труда ПНГ.doc
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
образования «Югорский государственный университет»
СУРГУТСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Югорский государственный университет»
Методические указания
по выполнению самостоятельной работы
по учебной дисциплине
ОП 11. ОХРАНА ТРУДА
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальности среднего профессионального образования
18.02.09 Переработка нефти и газа
1 Сургут
2017
РАССМОТРЕНЫ
На заседании ПЦК
нефтяных дисциплин
Протокол № 1
от « 08 » сентября 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УР
_____________ Кузнецова А.В.
Заведующая ПЦК
« 09 » сентября 2016 г.
______________ Богатова С.А.
Разработчик:
Эльман К.А.
(ФИО) (занимаемая должность) (подпись)
преподаватель _____________________
2 Пояснительная записка
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по
дисциплине «Охрана труда» предназначены для студентов, обучающихся по специальности
СПО
18.02.09 Переработка нефти и газа
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы является обязательной для
каждого студента, её объём в часах определяется действующим рабочим учебным планом
Сургутского нефтяного техникума.
Самостоятельная внеаудиторная работа по дисциплине "Охрана труда"проводится с
целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
развития познавательных способностей и активности студентов,
самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию
преподавателя, но без его непосредственного участия. По дисциплине используются
следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы: написание реферата
на заданную тему; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
графическое изображение структуры текста; ознакомление с нормативными документами.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами
студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы,
уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может
осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по
дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может
проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается
посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль
СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом
компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических занятиях и во
время консультаций преподавателя.
Максимальное количество баллов «отлично» студент получает, если:
• обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему,
оформляет решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
• дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
• может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
• правильно отвечает на дополнительные вопросы, имеющие целью выяснить
степень понимания студентом данного материала.
3 Оценку «хорошо» студент получает, если:
• неполно, но правильно изложено задание;
• при изложении были допущены 12 несущественные ошибки, которые он
исправляет после замечания преподавателя;
• дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
• может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
• правильно отвечает на дополнительные вопросы, имеющие целью выяснить
степень понимания студентом данного материала.
Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:
• неполно, но правильно изложено задание;
• при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
• знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности
в формулировке понятий и решении заданий;
• излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
• затрудняется при ответах на вопросы.
Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:
• неполно изложено задание;
• при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не
удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.
Данные методические рекомендации разработаны на 18 часов внеаудиторных
самостоятельных работ.
Техниктехнолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5.
Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Техниктехнолог должен
обладать
профессиональными компетенциями,
соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПМ 01. Эксплуатация технологического оборудования и коммуникаций.
ПК 1.1. Контролировать эффективность работы оборудования.
4 ПК 1.2. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования и коммуникаций при
ведении технологического процесса.
ПК 1.3. Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного
характера.
ПМ 02. Ведение технологического процесса на установках I и II категорий.
ПК 2.1. Контролировать и регулировать технологический режим с использованием
средств автоматизации и результатов анализов.
ПК 2.2. Контролировать качество сырья, получаемых продуктов.
ПК 2.3. Контролировать расход сырья, продукции, реагентов, катализаторов,
топливноэнергетических ресурсов.
ПМ 03. Предупреждение и устранение возникающих производственных
инцидентов.
ПК 3.1. Анализировать причины отказа, повреждения технических устройств и
принимать меры по их устранению.
ПК 3.2. Анализировать причины отклонения от режима технологического процесса
и принимать меры по их устранению.
ПК 3.3. Разрабатывать меры по предупреждению инцидентов на технологическом
блоке.
ПМ 04. Организация работы коллектива подразделения.
ПК 4.1. Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные
отношения со смежными подразделениями.
ПК 4.2. Обеспечивать выполнение производственного задания по объему
производства и качеству продукта.
ПК 4.3. Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной, пожарной
и экологической безопасности.
5 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел
Тема
Название работы
Формируемые
компетенции
Методы
контроля
Колво
часов
Основные принципы и
направления
государственной
политики в области
охраны труда.
Раздел 1.
Управление
безопасностью
труда.
(9 часов)
Законодательные и иные
нормативные правовые
акты по охране труда.
Человеческий фактор в
обеспечении
безопасности труда.
Классификация опасных
и вредных
производственных
факторов.
Травматизм и
профессиональные
заболевания.
Раздел 2.
Обеспечение
безопасных
условий труда в
сфере
профессиональн
Вероятностные
негативные
последствия
процессов
нефтеперерабатывающ
их отраслей
промышленности.
ОК 15, 8, 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1
Проведение
устного
опроса.
ОК 15, 8, 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1
Письменный
отчет в
рабочей
тетради.
ОК 15, 8, 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1
Письменный
отчет в
рабочей
тетради.
2 ч
3 ч
4 ч
ОК 15, 8, 9
Проведение
3 ч
ПК 1.1, 1.2, 2.1,
3.13.3, 4.3
устного
опроса.
СРС 1
Работа над учебным
материалом.
Ответы на контрольные
вопросы.
СРС 2
Работа над учебным
материалом.
Решение ситуационных
производственных
(профессиональных) задач.
Графическое изображение
структуры текста.
СРС 3
Работа над учебным
материалом.
Решение ситуационных
производственных
(профессиональных) задач.
Написание реферата на
заданную тему
СРС 4
Работа над учебным
материалом.
Ответы на контрольные
вопросы.
6 ой деятельности
(9 часов)
Ремонтные работы в
нефтепереработке.
Безопасность
оборудования
перерабатывающих
отраслей
промышленности.
СРС 5
Работа над учебным
материалом.
Решение ситуационных
производственных
(профессиональных) задач.
СРС 6
Работа над учебным
материалом.
Написание реферата на
заданную тему
ОК 15, 8, 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1,
3.13.3, 4.3
Письменный
отчет в
рабочей
тетради.
ОК 15, 8, 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1,
3.13.3, 4.3
Письменный
отчет в
рабочей
тетради
3 ч
3 ч
Раздел 1. УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА
(9 часов)
Требования к знаниям и умениям
Студент должен:
Иметь представление:
о роли и месте дисциплины «Охрана труда» в современном мире, общности её
понятий и представлений.
Знать:
Законодательство в области охраны труда;
Нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены,
профсанитарии и пожаробезопасности;
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и
производственной санитарии и противопожарной защиты;
Правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по
безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного
воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике
безопасности и производственной санитарии;
Возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
Действие токсичных веществ на организм человека;
Общие требования безопасности на территории организации и в производственных
помещениях;
Особенности обеспечение безопасных условий труда на производстве;
Права и обязанности работников в области охраны труда;
Виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
Возможные последствия несоблюдения технологических процессов и
производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или
потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на
уровень безопасности труда.
Уметь:
7 Вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки её
заполнения и условия хранения;
Использовать экобиозащитную и противопожарную технику,
коллективной и индивидуальной защиты;
средства
Определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере
профессиональной деятельности;
Оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
Применять безопасные приемы труда на территории организации и в
производственных помещениях;
Проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий
труда травмобезопасности;
Инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники
безопасности;
Соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной
безопасности.
Виды самостоятельной работы студентов.
1.
Работа над учебным материалом: чтение текста, конспектирование
текста. (СРС 1, СРС 2, СРС 3)
Челноков, А.А. Охрана труда [Электронный ресурс] : учебник / А.А. Челноков, И.Н.
Жмыхов, В.Н. Цап; под общ. ред. А.А. Челнокова. – 2е изд. испр. и доп. – Минск: Выш.
шк., 2013. – 655 с.: ил. ISBN 9789850620880, стр.13 32, 89 95, 105 128
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=508239
2.
Ответы на контрольные вопросы. (СРС 1)
Какие основные принципы и направления государственной политики в области
охраны труда?
В чем заключается Концепция государственного управления охраной труда?
Какие нормативные правовые акты входят в систему законодательства в области
охраны труда?
На какие виды подразделяются основные технические нормативные правовые
акты по охране труда? Каково их содержание?
Что входит в содержание ССБТ и соответствующих подсистем?
Каков порядок разработки и введения в действие инструкций по охране труда?
Какие требования к содержанию инструкций по охране труда?
Какие Вы знаете органы государственного и ведомственного надзора и контроля
за состоянием охраны труда, их права и обязанности?
Как организуется производственный и общественный контроль за охраной труда
на предприятии?
Как Вы понимаете основные обязанности администрации и производственного
персонала в области охраны труда?
8 Какие особенности охраны труда женщин?
Какие Вы знаете виды ответственности работников за нарушение
законодательства об охране труда?
3.
Решение задач и упражнений. (СРС 2, СРС 3)
Решить ситуационную производственную (профессиональную) задачу
Определите величину сокращения продолжительности жизни и величину риска
гибели оператора установки контроля давления в системе, 61 года. Работает с 20 лет. Не
курит. Живет около завода в экологически неблагоприятном районе. На работу ходит
пешком. Время движения – 25 мин.
Условия на рабочем месте: Температура воздуха на РМ в теплый период года, С0 –
23. Освещенность РМ на уровне санитарных норм: размер объекта, мм – 0,5; разряд
зрительной работы – 3. Превышение допустимого уровня звука, дБа – 4. РМ стационарное,
поза свободная . Ходьба без груза на расстояние до 5 км. Работа в утреннюю смену.
Продолжительность
ч – 8. Длительность
сосредоточенного наблюдения,
% от продолжительности рабочей смены – 25.
Обоснованный режим труда и отдыха без применения функциональной музыки и
гимнастики. Нервноэмоциональная нагрузка возникает в результате сложных действий по
заданному плану при дефиците времени и контакта с другими людьми.
непрерывной работы в течение суток,
Решить ситуационную производственную (профессиональную) задачу
№ варианта,
наименование
рабочего места
(РМ)
№№
п/п
Факторы рабочей среды
Величина
рабочих
показателей
Продолжи
тельность
действия
фактора,
Оператор при
работе с
электронным
микроскопом
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Температура воздуха на РМ в
помещении в тёплый период года, oC.
Освещенность РМ на уровне
санитарных норм
Размер объекта, мм
Разряд зрительной работы
Статистическая физическая нагрузка в
течении смены на две руки, Н∙с
РМ стационарное, поза несвободная,
до 20% времени в наклонном
положении.
Работа в утреннюю смену.
Продолжительность непрерывной
работы в течение 10 часов
Длительность сосредоточенного
наблюдения от времени рабочей смены,
%
Число важных объектов наблюдения
Число приёмов в операции
9
2122
0,2
I
50∙104
90
3
6
мин
420
360
320
10.
11.
Отсутствие обоснованного режима
труда и отдыха
Нервноэмоциональная нагрузка
возникает за безопасность другого
человека
4.
Начертить схематическую таблицу, вредных химических веществ по классам.
Графическая работа. (СРС 2)
Отобразить основные классы «вредных» химических веществ и привести примеры.
учебник: Попов Ю.П. Охрана труда: учебное пособие / Ю.П. Попов. – 5е изд.,
стер. – Москва: КНОРУС, 2017, с. 9799
5.
Подготовить доклад на тему «Расследование и учет несчастных
случаев и профессиональных заболеваний». (СРС 3)
учебник: Карнаух Н.Н. Охрана труда: учебник для СПО / Н.Н. Карнаух. – М.:
Издательство Юрайт, 2017, с. 140172
Раздел 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА В СФЕРЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(9 часов)
Требования к знаниям и умениям
Студент должен:
Иметь представление:
о производственной среде;
об опасностях производственной среды;
об основных составляющих производственной среды.
Знать:
Возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
Действие токсичных веществ на организм человека;
Категорирование производств по взрыво и пожароопасности;
Меры предупреждения пожаров и взрывов;
Общие требования безопасности на территории организации и в производственных
помещениях;
Основные причины возникновения пожаров и взрывов;
10 Особенности обеспечение безопасных условий труда на производстве;
Правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
Возможные последствия несоблюдения технологических процессов и
производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или
потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на
уровень безопасности труда;
Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
Средства и методы повышения безопасности технических средств и
технологических процессов.
Уметь:
Использовать экобиозащитную и противопожарную технику,
коллективной и индивидуальной защиты;
средства
Определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере
профессиональной деятельности;
Оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
Применять безопасные приемы труда на территории организации и в
производственных помещениях;
Соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной
безопасности.
Виды самостоятельной работы студентов.
1. Работа над учебным материалом: чтение текста, составление плана и
конспектирование текста. (СРС 4, СРС 5, СРС 6)
учебник: Попов Ю.П. Охрана труда: учебное пособие / Ю.П. Попов. – 5е изд.,
стер. – Москва: КНОРУС, 2017. – 224 с.
2.
Ответы на контрольные вопросы. (СРС 4)
Классификация вредных химических веществ в переработке нефти и газа?
Классификация по категориям взрывоопасности для смесей газов и паров с
воздухом?
Степень воздействия на организм работника вредных химических веществ?
Классификация потенциальной опасности вредных химических веществ
3. Решение задач и упражнений. (СРС 5)
Решить ситуационную производственную (профессиональную) задачу
Сопоставить данные по варианту концентрации веществ с предельно допустимыми и сделать
вывод о соответствии нормам содержания каждого из этих веществ.
Вариант Вещество
Фактическая
концентрация
Вариант
Вещество
Фактическая
концентрация
11 01
03
Фенол
Азота оксиды
Углерода оксид
Вольфрам
Полипропилен
Ацетон
Акролеин
Дихлорэтан
Хлор
Углерода оксид
Сернистый ангидрид
Хрома оксид
0,001
0,1
10
5
5
0,5
0,01
4
0,02
10
0,03
0,1
02
04
Аммиак
Ацетон
Бензол
Озон
Дихлорэтан
Фенол
Озон
Метиловый спирт
Ксилол
Азота диоксид
Формальдегид
Толуол
0,01
150
0,05
0,001
5
0,5
0,01
0,2
0,5
0,5
0,01
0,05
4. Подготовить доклад на темы (СРС 6)
«Уровень вредных факторов, существующих в процессе эксплуатации
нефтеперерабатывающего оборудования»
«Технологическое и вспомогательное общеинженерное оборудование
переработки нефти и газа»
«Стандарты, технические условия правил химической промышленности»
«Требования к оборудованию для переработки пожаро и взрывоопасных и
токсичных веществ»
12 ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
Карнаух Н.Н. Охрана труда: учебник для СПО / Н.Н. Карнаух. – М.:
Попов Ю.П. Охрана труда: учебное пособие / Ю.П. Попов. – 5е изд.,
1.
стер. – Москва: КНОРУС, 2017. – 224 с.
2.
Издательство Юрайт, 2017. – 380 с.
Челноков, А.А. Охрана труда [Электронный ресурс] : учебник / А.А.
3.
Челноков, И.Н. Жмыхов, В.Н. Цап; под общ. ред. А.А. Челнокова. – 2е изд.
испр. и доп. – Минск: Выш. шк., 2013. – 655 с.: ил. ISBN 9789850620880.
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=508239
Дополнительные источники:
Косолапова Н.В. Охрана труда: учебник / Н.В. Косолапова, Н.А.
1.
Прокопенко. – Москва: КНОРУС, 2017. – 182 с.
1.
Масленникова О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / И.С.
Масленникова, О.Н. Еронько. 4e изд., перераб. М.: НИЦ ИНФРАМ, 2014.
304 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). (Высшее образование:
Бакалавриат). (п) ISBN 9785160065816, 1000 экз.
2.
Д.А. Семенов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 113 с.
Родионова О.М. Охрана труда: учебник для СПО / О.М. Родионова,
13
Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда_ПНГ
Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда_ПНГ
Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда_ПНГ
Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда_ПНГ
Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда_ПНГ
Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда_ПНГ
Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда_ПНГ
Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда_ПНГ
Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда_ПНГ
Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда_ПНГ
Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда_ПНГ
Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда_ПНГ
Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда_ПНГ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.