Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Оценка 4.7
Лабораторные работы
docx
труд
Взрослым
19.02.2018
Методические указания разработаны по МДК 02.01 «Технология обработки и воспроизводства плодородия почв» для специальности 35.02.05. Агрономия в соответствии с рабочей программой для закрепления теоретического материала на практике.
В методическое пособие входит 30 лабораторных работ (60 часов). Лабораторные работы №1- №11 входят в раздел 1. «Изучение основных видов почв и регулирование плодородие почв», лабораторные работы №12-№22 входят в раздел 2 «Проведение агротехнических мероприятий по воспроизводству плодородия почвы и их защите», лабораторные работы №23-№30 входят в раздел 3 «Применение удобрений по повышению плодородию почв».Данный файл содержит методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по МДК 02.01 "Технология обработки и воспроизводства плодородия почвы" по специальности "Агрономия"
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.docx
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБПОУ «Аграрнотехнологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению лабораторнопрактических работ по
МДК 02.01 «Технология обработки и воспроизводства плодородия почв»
специальность: 35.02.05 Агрономия
пос. совхоза «Селезневский»
2017 Организация – разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение «Аграрнотехнологический
техникум»
Автор:
Кузнецова Г.Н., преподаватель общепрофессиональных дисциплин ТОГБПОУ
«Аграрнотехнологический техникум»
Рецензенты:
Попова Т.С., преподаватель общепрофессиональных дисциплин ТОГБПОУ
«Аграрнотехнологический техникум»
Попов С.Е., главный инженер ООО «Агрофирма «Октябрьская»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Главный инженер Зам. директора по учебной работе
_______________ С.Е.Попов ______________ Н.В.Пунина
_______________ 2017 г. ______________ 2017 г.
Рассмотрена цикловой комиссией по специальностям сельского хозяйства,
транспорта и ЧС:
Протокол №5 от 28.12.2017 года
Председатель цикловой комиссии ____________ Кузнецова Г.Н.
2 Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………….…… 3
2. Правила выполнения лабораторных работ…………………………………………..…… 6
3. Критерии оценивания……………………………………………………………………… 7
4.
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ…………………. 8
5. Лабораторная работа №1 ………………………………………………………………...... 9
6. Лабораторная работа №2 ……………………………………..………………………. .… 14
7. Лабораторная работа №3…………………………………………………………………..16
8. Лабораторная работа №4 ……………………….……………………..………………….. 18
9. Лабораторная работа №5……………………………………………………………..…… 19
10. Лабораторная работа №6 ……………….…………………………………………………. 23
11. Лабораторная работа №7 ……………….………………..…………………………….…. 27
12. Лабораторная работа №8 ……………….……………………………………………...…. 29
13. Лабораторная работа №9 ……………….…………………………………………………. 34
14. Лабораторная работа №10 …..……………….……………………………………………. 36
15. Лабораторная работа №11……………….…………………………………………………. 38
16. Лабораторная работа №12……………….…………………………………………………. 40
17. Лабораторная работа №13……………….…………………………………………………. 43
18. Лабораторная работа №14……………….…………………………………………………. 45
19. Лабораторная работа №15……………….…………………………………………………. 48
20. Лабораторная работа №16……………….…………………………………………………. 50
21. Лабораторная работа №17……………….…………………………………………………. 53
22. Лабораторная работа №18……………….…………………………………………………. 56
23. Лабораторная работа №19……………….…………………………………………………. 58
24. Лабораторная работа №20……………….…………………………………………………. 61
25. Лабораторная работа №21……………….…………………………………………………. 63
26. Лабораторная работа №22……………….…………………………………………………. 65
27. Лабораторная работа №23……………….…………………………………………………. 66
28. Лабораторная работа №24……………….…………………………………………………. 69
29. Лабораторная работа №24……………….…………………………………………………. 71
30. Лабораторная работа №26……………….…………………………………………………. 73
31. Лабораторная работа №27……………….…………………………………………………. 75
32. Лабораторная работа №28……………….…………………………………………………. 78
33. Лабораторная работа №29……………….…………………………………………………. 81
34. Лабораторная работа №30……………….…………………………………………………. 83
35. Литература …………………………….……………………………………..……………... 85
Пояснительная записка
Методические указания разработаны по МДК 02.01 «Технология обработки и
воспроизводства плодородия почв» для специальности 35.02.05. Агрономия в соответствии с
рабочей программой для закрепления теоретического материала на практике.
В методическое пособие входит 30 лабораторных работ (60 часов). Лабораторные
работы №1 №11 входят в раздел 1. «Изучение основных видов почв и регулирование
плодородие почв», лабораторные работы №12№22 входят в раздел 2 «Проведение
3 агротехнических мероприятий по воспроизводству плодородия почвы и их защите»,
лабораторные работы №23№30 входят в раздел 3 «Применение удобрений по повышению
плодородию почв».
Каждое занятие содержит цель, перечень оснащения работы, методическое руководство к
выполнению, содержание работы, контрольные вопросы, форму предъявления отчета, критерии
оценки.
ПЕРЕЧЕНЬ
лабораторных работ по МДК 02.01 «Технология обработки и воспроизводства
плодородия почв» для специальности 35.02.05. Агрономия, 2 курс
№ п/п Название лабораторной работы
1
2
34
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Изучение минералов, горных пород и почвообразующих пород по образцам.
Отбор образцов почв и подготовка их к анализу.
Изучение морфологического строения почв по монолитам
Определение гранулометрического состава почвы простейшими методами.
Агрономическая оценка почвы
Определение общих физических свойств
Определение водных свойств почвы
Демонстрация поглотительных способностей почв. Определение рH почвы
Описание почвы (по заданию преподавателя).
Чтение крупномасштабных почвенных карт: оценка плодородия по
картограммам.
Составление карт засоренности.
Изучение гербицидов, применяемых в Тамбовской области.
Распознавание сорных растений по морфологическим признакам в натуре и
по гербариям
Принцип построения и подбор наилучших вариантов схем севооборотов.
Составление схем севооборотов и ротационных таблиц.
Проектирование системы обработки почвы под озимые культуры.
Проектирование системы обработки почвы в различных севооборотах.
Разработка противоэрозионного комплекса для конкретных условий.
Проектирование системы обработки почвы в различных севооборотах
Техника и порядок закладки полевых опытов.
Планирование полевого опыта
Расчет дозы извести по агрохимическим показателям.
Определение азотных удобрений по качественным реакциям.
Определение фосфорных удобрений по качественным реакциям.
Определение калийных удобрений по качественным реакциям.
Изучение минеральных удобрений по внешнему виду (по образцам).
Определение выхода навоза и навозной жижи по поголовью скота.
Расчет доз удобрений на планируемую прибавку урожая.
Расчет доз удобрений на основе выноса урожаем и коэффициентов
4
Количе
ство
часов
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 использования питательных элементов из почвы и удобрений.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБАРАТОРНЫХ РАБОТ
Подготовка к лабораторным работам заключатся в изучении теории по рекомендуемой
литературе, предусмотренной рабочей программой. Выполнение заданий производится
индивидуально в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими
указаниями к лабораторным работам. Отчет по практической работе каждый обучающийся
выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению.
Отчет выполняется в рабочей тетради, сдается преподавателю по окончанию занятия или в
начале следующего занятия. Отчет должен включать пункты:
5 название лабораторной работы
цель работы
оснащение
задание
порядок работы
решение, развернутый ответ, таблица, ответы на контрольные вопросы (в зависимости от
задания)
вывод по работе.
Лабораторная работа считается выполненной, если она соответствует критериям,
указанным в лабораторной работе.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Отметка "5"
Лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности. Обучающийся работал полностью самостоятельно: подобрал необходимые
для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показал необходимые для проведения
6 практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Лабораторная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на
правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность
выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа
показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для
самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Лабораторная работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя. На выполнение
работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся
показал знания теоретического материала, но испытывал затруднения при самостоятельной
работе со статистическими материалами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленным к
выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и
полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического
материала и отсутствие необходимых умений.
7 Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ
1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы
ее выполнения.
2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.
3. Проверить исправность оборудования, инструмента, целостность лабораторной посуды.
4. Соблюдать требования безопасности во время работы.
5. Точно выполнять указания преподавателя при проведении работы.
6. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не
бросать, не ронять и не ударять их.
13.Во избежание отравлений и аллергических реакций не открывать, не нюхать минеральные
удобрения, не пробовать их на вкус.
14. После окончания лабораторной работы убрать свое рабочее место.
8 Изучение минералов, горных пород и почвообразующих пород по образцам
Лабораторная работа №1
Цель занятия: получение практических навыков диагностики и квалифицированного описания
различных минералов и наиболее распространенных горных пород.
Материалы и оборудование
: набор минералов и горных пород с этикетками и без этикеток,
шкалу твердости Маоса, стальной нож, стекло, горный хрусталь, молоток, лупы, весы, мензурки,
определитель Смольянинова.
Краткие теоретические сведения
Сведения о минералах и горных породах
Минералами называются природные химические соединения или отдельные химические
элементы, возникшие в результате физикохимических процессов, происходящих в Земле.
Цвет – важный признак минералов, который можно использовать лишь в совокупности с
другими свойствами. Окраска минерала определяется его химическим составом, структурой и
механическими примесями. В связи с этим один и тот же минерал может иметь различную
окраску, а разные минералы бывают окрашены в одинаковый цвет. Цвет минерала может
осложняться интерференцией света в его поверхностных частях, что вызывает, например,
появление серых, синих и зеленых переливов. Описывая минерал, следует стремиться к
возможно более точному определению цвета.
Для непрозрачных и сильно окрашенных слабопрозрачных минералов важным
диагностическим признаком является цвет минерала в порошке, или цвет черты. Он может
быть и таким же, как в куске, но может от него отличаться. Для определения цвета черты
минералом проводят по шероховатой поверхности фарфоровой пластинки, на которой остается
черта, соответствующая цвету порошка.
Прозрачность характеризует способность минерала пропускать свет и зависит от его
кристаллической структуры, а также от характера и однородности минерального скопления. По
этому признаку выделяют минералы:
непрозрачные, не пропускающие световых лучей;
прозрачные, пропускающие свет подобно обычному стеклу;
полупрозрачные или просвечивающие, пропускающие свет подобно матовому стеклу;
просвечивающие лишь в тонкой пластинке.
Блеск зависит от показателя преломления минерала и от характера отражающей
поверхности. Выделяют минералы с металлическим блеском, к которым относятся непрозрачные
минералы, имеющие темноокрашенную черту. Блеск, напоминающий блеск потускневшего
металла, называют металловидным. Значительно более обширную группу составляют минералы с
неметаллическим блеском, к разновидностям которого относятся: алмазный, стеклянный,
жирный, перламутровый, шелковистый, восковой и, в случае отсутствия блеска, матовый.
Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Она может
напоминать ребристую поверхность раковины – раковистый излом, может иметь неопределенно
неровный характер – неровный излом.
Спайность – способность кристаллических минералов раскалываться по ровным
поверхностям – плоскостям спайности, соответствующим направлениям наименьшего сцепления
частиц в кристаллической структуре минерала. В зависимости от того, насколько легко
образуются сколы по плоскостям и насколько они выдержаны, выделяют различные степени
спайности:
9 весьма совершенная – минерал легко расщепляется на тонкие пластинки,
совершенная – минерал при ударе раскалывается по плоскостям спайности,
средняя спайность – при ударе минерал раскалывается как по плоскостям, так и по
неровному излому;
несовершенная спайность – на фоне неровного излома лишь изредка образуются сколы по
плоскостям;
весьма несовершенная спайность – всегда образуется неровный или раковистый излом.
Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию – важное
свойство минералов. Обычно в минералогии определяется относительная твердость путем
царапанья эталонными минералами поверхности исследуемого минерала: более твердый минерал
оставляет на менее твердом царапину. В принятую «шкалу твердости» (табл. 1) входят десять
минералов, расположенных в порядке увеличения твердости: первый минерал – тальк обладает
самой низкой твердостью, принятой за единицу (1), последний – алмаз имеет самую высокую
твердость, принятую за десять (10). Для определения твердости минералов можно пользоваться
некоторыми распространенными предметами, твердость которых близка к твердости минералов
– эталонов. Так, твердостью 1 обладает графит мягкого карандаша; около 22,5 – ноготь; 4 –
железный гвоздь; 5 – стекло; 5,56 – стальной нож, игла.
Табл. 1. Шкала твердости
Минерал
Тальк
Гипс
Кальцит
Флюорит
Апатит
Ортоклаз
Кварц
Топаз
Корунд
Алмаз
Твердость
Формула
1
Mg3(OH)2[Si4O10]
2
CaS04*H2O
3
СаСОз
CaF2
4
Ca5(P04)3[F,Cl,OH] 5
K[AlSi308]
6
7
SiO2
8
Al2(F,OH)2[SiO4]
А1203
9
10
С
Графит – С – форма – тонкозернистый сливной агрегат; цвет – серостальной, темно
серый, сероваточерный; цвет черты – темносерая; непрозрачный; блеск – жирный,
металлоидный; излом неровный, землистый; твердость – 1; спайность – весьма совершенная в
одном направлении; удельный вес низкий; плотность 22,2; особые свойства – характерный цвет,
твердость, пачкает руки, образуется в результате метаморфических процессов.
Сера – S – форма – полиминеральный кристалл, мелкокристаллические корки; цвет –
лимонный, нежнозеленыйжелтый; цвет черты – желтоватобелая, зеленоватожелтая; от
прозрачного до матового; блеск – шелковистый, характерно стеклянный, алмазный; излом
неровный; твердость – 2; спайность – несовершенная (нет); плотность низкая; особые свойства –
при трении возникает характерный запах сероводорода (серы).
Пирит – FeS2 – форма – от мелкозернистого до крупно зернистого кристалла, образует
характерные кубики, по граням очень часто идет штриховка; цвет – светложелтый, золотистый,
золотистобелый; цвет черты – зеленоваточерная; непрозрачный; блеск – жирный,
металлоидный; излом неровный, землистый; твердость – 66,5; спайность – весьма
несовершенная; удельный вес большой; плотность 5.
Халькопирит – Cu FeS2 – форма – не образует характерно выраженных кристаллов,
образуется в составе различных агрегатов; цвет – латунножелтый с прорезью зеленого, наличие
10 радужных пленок; цвет черты – зеленоваточерная; непрозрачный; блеск – металлический; излом
зернистый; твердость – 3,54; спайность – несовершенная (нет).
Галенит – PbS – форма – полиминеральный или мономинеральный кристалл; цвет –
темносерый, свинцовосерый; цвет черты – свинцовосерый, серый; непрозрачный; блеск –
металлический; излом зернистый, ступенчатый; твердость – 2,53; спайность – по кубу под
прямым углом; плотность 7,5.
Сфалерит – ZnS – форма – от тонкозернистых до гигантских кристаллов; цвет – от
желтого до прозрачного; цвет черты – светлокоричневый; непрозрачный; блеск –алмазный;
излом ступенчатый; твердость – 3,5; спайность – совершенная, ромбододекаэдр (6 направлений);
плотность – 4; гидротермального происхождения.
Галит – NaCl – форма – от натеков до гигантских кристаллов; цвет – бесцветный; цвет
черты – бесцветный; от прозрачного до матового; блеск – стеклянный; излом ровный; твердость
– 3; спайность – по кубу; плотность около 2; особые свойства – на вкус соленый.
Флюорит, или плавиковый шпат – CaF2 – встречается в виде зернистых скоплений,
отдельных кристаллов и их сростков; цвет часто меняется в одном кристалле от бесцветного к
желтому, зеленому, голубому, фиолетовому; блеск стеклянный; спайность совершенная по
граням октаэдра; твердость 4; плотность 3,18.
Кварц – Si02 – встречается в виде зернистых агрегатов, плотных масс, зерен в породах, в
пустотах образует кристаллы и их сростки; цвет разнообразный – бесцветный, белый, серый,
встречаются окрашенные разности; окраска лежит в основе выделения разновидностей кварца:
горный хрусталь – бесцветные прозрачные кристаллы; дымчатый кварц – серодымчатые, бурые;
аметист – фиолетовые кристаллы; морион – черные и др.; просвечивает, реже прозрачен; блеск
на гранях стеклянный, на изломе – жирный; излом раковистый или неровный; спайность весьма
несовершенная; твердость 7; плотность 2,65.
Халцедон – SiO2 – скрытокристаллический минерал, образующий плотные, часто натечные
массы; цвет различный, часто желтобурых тонов; блеск восковой, слабожирный, матовый;
просвечивает обычно только по краю; излом раковистый; твердость 7.
Гематит, или железный блеск – Fe2О3 – образует плотные мелкокристаллические
агрегаты чешуйчатого строения, скрытокристаллические массы (красный железняк), а также
желваки (конкреции) радиальнолучистого или скорлуповатого строения; цвет от желтосерого,
стальносерого и почти черного у кристаллических разностей до темнокрасного у
скрытокристаллических; цвет черты от краснобурого до вишневокрасного; непрозрачный;
блеск от металлического до матового; твердость 5,56; плотность 5,2.
Магнетит, или магнитный железняк – FeО.Fе2О3, или FeFe204, – обычно образует
плотные кристаллические агрегаты; по свойствам напоминает кристаллическую разновидность
гематита, но отличается от него черным цветом черты и магнитными свойствами.
Кальцит, или известковый шпат – Са[СО3] – встречается в виде кристаллических и
агрегатов различной плотности, в пустотах в виде разнообразных натечных форм, кристаллов и
их сростков; цвет – от бесцветного и белого, изредка до черного; блеск стеклянный, на
отдельных участках перламутровый; прозрачный или просвечивающий; твердость 3; плотность
2,7; бурно реагирует («вскипает») с соляной кислотой.
Доломит – CaMg[СO3]2 – образует кристаллические и землистые агрегаты; от кальцита
отличается несколько большей твердостью 3,54 и плотностью 2,9, а главное, реакцией с
соляной кислотой, которая идет только с порошком доломита.
Ангидрит Ca[SO4] образует плотные мелкокристаллические скопления; цвет белый, часто
с голубым или серым оттенком; блеск стеклянный, перламутровый; прозрачен, чаще
просвечивает; спайность совершенная в одном направлении и средняя в двух, расположенных
под углом 90o; твердость 3,5; плотность 3,0.
Гипс – Ca[SO4].2H2O – встречается в виде мелкокристаллических и землистых агрегатов,
отдельных кристаллов и их сростков; цвет – белый; блеск перламутровый, шелковистый;
11 прозрачный или просвечивает; спайность в одном направлении весьма совершенная, в другом
средняя; твердость 2; плотность 2,3.
Апатит – Са5[РO4]3(F,ОН,Cl) – встречается в виде кристаллических агрегатов и
отдельных кристаллов; цвет бесцветный, чаще бледнозеленый и зеленоватоголубой; блеск на
гранях стеклянный, на изломе жирный; излом неровный; спайность несовершенная; твердость 5;
плотность 3,2.
Биотит – K(Mg,Fe)3(OH,F)2[AlSi3O10] – слоистый; цвет черный, бурый, иногда
зеленоватый; блеск стеклянный, местами перламутровый; твердость 23; плотность 33,2. Как у
всех слюд, листочки, отделяющиеся по спайности, упругие.
Мусковит – Kal2(OH)2[AlSi3O10] – по многим свойствам близок к биотиту, но имеет почти
бесцветную окраску со светлорозовым или серым оттенком, прозрачен в тонких листочках;
плотность 2,73,1.
Тальк – Mg3(OH)2[Si4)O10] – образует кристаллические агрегаты, реже отдельные крупные
кристаллы и их сростки; цвет белый, светлозеленый; блеск стеклянный, перламутровый;
листочки, отделенные по спайности, гибкие, неупругие; твердость 1 (на ощупь жирный);
плотность 2,8.
Серпентин (змеевик) – Mg6(OH)8[Si4O10] – встречается обычно в виде плотных
скрытокристаллических разностей; цвет светлозеленый, желтозеленый до черного, часто
пятнистый; блеск стеклянный, жирный; твердость 24; плотность 2,52,7.
Каолинит – Al4(OH)8[Si4O10] – образует землистые агрегаты; цвет белый; блеск агрегатов
матовый; излом землистый; твердость 1 (на ощупь жирный); плотность 2,6; легко поглощает
влагу, намокая, становится пластичным.
Нефелин – Kna3[AlSiO4]4 – образует землистые агрегаты; цвет чаще серый, красновато
серый до коричневого и мясокрасного, цвет часто меняется в одном куске; блеск на гранях
стеклянный, на изломе жирный; излом неровный; спайность несовершенная; твердость 5,56;
плотность 2,6.
Горные породы представляют естественные минеральные агрегаты, образующиеся в
земной коре или на ее поверхности в ходе различных геологических процессов. Основную массу
горных пород слагают породообразующие минералы, состав и строение которых отражают
условия образования пород. Кроме них в породах могут присутствовать и более редкие
минералы, состав и количество которых в породах непостоянны.
Дуниты – глубинные породы, обладающие полнокристаллической обычно мелко и
среднезернистой структурой; состоят на 85 100% из оливина, который обусловливает их темно
серую, желтозеленую и зеленую окраску.
Перидотиты – наиболее распространенные из ультраосновных глубинных пород.
Обладают полнокристаллической средне или мелкозернистой,
порфировидной и
скрытокристаллической структурой; состоят из оливина (7050%) и пироксенов; темнозеленые
или черные. На этом фоне выделяются более крупные вкрапленники пироксенов, хорошо
заметные по стеклянному блеску на плоскостях спайности.
Пироксениты – глубинные породы, обладающие полнокристаллической, крупно или
среднезернистой структурой. Состоят главным образом из пироксенов, придающих породам
зеленоваточерный и черный цвет; в меньшем количестве (до 1020%) присутствует оливин. По
содержанию окиси кремния пироксениты относятся к основным и даже средним породам, но
отсутствие полевых шпатов позволяет относить их к ультраосновным.
Габбро – глубинные породы с полнокристаллической средне и крупнозернистой
структурой; наиболее типичными минералами являются пироксены (до 3550%), реже
встречаются роговая обманка и оливин. Эффузивными аналогами габбро являются базальты.
Базальты – черные или темносерые породы, обладающие афанитовой или порфировой
структурой. На стекловатом фоне основной массы выделяются очень мелкие порфировые
вкрапленники плагиоклазов, пироксенов, иногда оливина. Текстура массивная, часто пористая.
12 Диориты – глубинные породы, обладающие полнокристаллической структурой; светлые
минералы, составляющие около 6570%, представлены главным образом средним плагиоклазом,
придающим породам светлосерую или зеленоватосерую окраску; из темноцветных чаще всего
присутствует роговая обманка, реже пироксены. В небольших количествах могут встречаться
кварц, ортоклаз, биотит, однако при макроскопическом изучении они практически не могут быть
обнаружены. Если количество кварца достигает 515%, породы называются кварцевыми
диоритами.
Граниты – глубинные породы,
обычно
среднезернистой структурой. Породообразующие минералы – кварц (около 2535%), калиевые
полевые шпаты (3540%) и кислые плагиоклазы (около 2025%), из цветных – биотит, в
некоторых разностях частично замещающийся мусковитом. Граниты – самая распространенная
интрузивная порода.
обладающие полнокристаллической,
Липариты имеют порфировую структуру – в светлой, часто белой, обычно стекловатой,
основной массе вкраплены редкие мелкие кристаллические зерна калиевых полевых шпатов и
еще более редкие плагиоклазов и кварца, очень редко темноцветных.
Порядок выполнения работы:
Получить образец минерала или горной породы для изучения у преподавателя.
Описать физические и оптические свойства образца минерала или горной породы по
следующему плану:
1. Цвет минерала и цвет черты;
2. Прозрачность;
3. Блеск;
4. Излом;
5. Спайность;
6. Твердость;
7. Магнитные свойства.
3. Используя справочные таблицы и краткие характеристики минералов и горных пород,
определить изучаемый образец.
Полученные результаты по изучению минералов и горных пород записываются в таблицу
следующей формы.
№
обра
зца
Минерал
(порода)
Хими
ческий
состав
(химиче
ская
формула)
физические свойства минералов (горных пород)
цвет
бле
ск
цвет
черт
ы
прозра
чность
изло
м
спай
ность
твер
дость
удель
ный
вес
значе
ние
прои
схож
дение
1
2
3
13 Сделать выводы:
Лабораторная работа №2
Отбор образцов почв и подготовка их к анализу
Цель работы: научится отбирать почвенные образцы в полевых условиях и подготавливать их к
анализам.
Материалы и оборудование: тростевой бур, бур для определения влаги почвы, бюксы,
Нерастертый образец почвы, высушенный до воздушносухого состояния, полиэтиленовые
мешочки или коробочки для образцов почвы, Фарфоровая ступка с фарфоровыми и резиновыми
пестиками, колонка почвенных сит, листы плотной бумаги, совочки, шпатели.
Краткие теоретические сведения
Порядок отбора образцов почвы
При массовых агрохимических обследованиях почв, отбираются смешанные образцы из
пахотного горизонта. Каждый смешанный образец составляется из 2030 индивидуальных проб,
равномерно взятых на всей площади участка.
Смешанный образец должен давать среднюю, объективную характеристику участка, с
которого он отобран.
Отбирают образцы специальным буром, лучше тростевым, с пахотного горизонта, а при
определении нитратного азота с глубины 020 и 2040 см. При закладке многолетних насаждений
дополнительно отбирают индивидуальные образцы по горизонтам 020; 2040; 4060 см с 15%
клеток.
Можно отбирать образцы до внесения удобрений или через месяц после внесения. Для
определения нитратного азота отбор образцов проводят осенью, когда почва охладится до
температуры ниже +5º,этот период приходится на конец сентября – начало октября.
14 Один смешанный образец отбирают с площади на пашне 510 га в полевых севооборотах, в
овощных – 13 га, на орошаемых участках – 0,52,0 га, на сенокосах и пастбищах –2025 га.
Частота взятия образцов зависит от рельефа местности, пестроты почвенного покрова,
интенсивности использования почвы и масштаба топографической основы.
Используются, обычно крупномасштабные карты или планы 1:5000; 1:10000; 1:25000.
Правила отбора образцов регламентируются общесоюзной инструкцией по
крупномасштабным почвенным и агрохимическим обследованиям почв.
Порядок выполнения работы:
Задание №1 Произвести отбор почвенных проб в полевых условиях
Взвесить бюксы, и произвести запись в таблицу рабочей тетради (табл. 1). Тростевым
буром с площадки отбирают почвенный образец и помещают его в бюкс. Для этого бур вводят в
почву на заданную глубину, примерно 20 см, и проворачивают 12 раза по часовой стрелке. Затем
бур вынимают из почвы, и переносят почвенный образец в полиэтиленовый мешочек или
коробочку.
Буром для определения влажности бурят почвенный горизонт вглубь на 1 метр глубиной с
интервалами в 10 см 010, 1020, 2030 и т.д. до 90100 см, затем помещают в бюксы. Каждый
бюкс подписывают, с какой глубины он был взят.
Далее, бюксы взвешивают на аналитических весах, Затем ставят в сушильный шкаф при t =
100105°С и сушат до постоянной массы.
Наименования
объекта
Название
участка
Номер
делянки
Глубина
отбора
Номер
образца
Таблица 1
Даты
проведения
работы
Фамилии
руководившего
работой
бравшего
образец
или
Задание 2. Подготовить отобранные образцы почв к анализу.
После отбора почвенных проб (образцов) в поле их высушивают в хорошо проветриваемом
помещении или в специальных сушильных камерах при температуре воздуха не более 40 ºС.
Можно высушить образцы и на улице в тени, прикрыв их бумагой. Исключение составляют
пробы, в которых анализ необходимо проводить в состоянии естественной влажности.
Образец почвы 500–1000 г распределяют тонким слоем на листе бумаги. Крупные комочки
почвы в образце раздавливают руками, тщательно отбирают корни, включения и
новообразования. Затем почву выравнивают в виде квадрата или прямоугольника и делят по
диагоналям на четыре части. Две противоположные части почвы ссыпают в картонную коробку и
хранят в нерастертом состоянии. В коробку вкладывают один экземпляр этикетки, а другой
наклеивают на ее стенку снаружи. На этикетке указывают номер разреза, глубину взятия, место
взятия, фамилию, имя, отчество студента и номер группы.
Оставшуюся на бумаге почву тщательно перемешивают, разравнивают тонким слоем и из
разных мест небольшой ложкой берут на всю глубину слоя почву в два бумажных пакетика так,
чтобы общий вес каждого составлял 30–40 г. В дальнейшем почву из одного пакетика будут
15 использовать для определения гумуса (№ 1), второго – для определения механического состава
(№ 2).
Оставшуюся часть почвы измельчают в фарфоровой ступке пестиком с резиновым
наконечником и просеивают через колонку сит.
Для определения наименьшей влагоемкости отбирают образец в 10 г из почвы, прошедшей
через сито 3 мм (№ 3).
Всю остальную почву растирают в ступке и просеивают до тех пор, пока на сите с
отверстиями 1 мм не останется только каменистая часть почвы. Эту почву ссыпают в бумажный
пакет и используют для большинства анализов (№ 4).
На всех пакетах, необходимо указать для какого анализа предназначается почва, фамилию
обучающегося и номер группы.
Контрольные вопросы
1. Когда лучше всего отбирать почву для определения в ней нитратного азота?
2. Каков порядок отбора почвенного образца для анализа?
3. На какую глубину отбирают почвенные образцы, для определения влажности?
4. Что такое смешанный образец почвы, при отборе ее на анализ?
Изучение морфологического строения почв по монолитам
Лабораторная работа 3
Цель занятия: овладеть навыками определения морфологических признаков почв и научиться
судить по ним о происхождении и агрономической ценности почв.
Материалы и оборудование: почвенные монолиты, образцы почв в коробках, лупы, настенные
таблицы, набор видов почвенных новообразований, таблица классификации структурных
элементов почвы, цветные карандаши, сантиметры или складные метры.
В лабораторных условиях морфологические признаки почв изучают по монолитам. При
описании монолита, в первую очередь, обращают внимание на строение почвенного профиля и
выделяют в нем генетические горизонты. Затем визуально изучают морфологические признаки
каждого горизонта: цвет, мощность, новообразования и включения, наличие корней, характер
перехода одного горизонта в другой.
Для раскрашивания схемы почвенных горизонтов в тетради можно пользоваться цветными
карандашами, образцами почв, делая мазки или приклеивая почву соответствующего цвета
клеем.
Структуру почвенных горизонтов лучше всего определять по образцам почв в коробках.
Порядок выполнения задания:
1. Изучите почвенный монолит, разделите его по внешним признакам (скопление органических
остатков, цвет, гранулометрический состав) на генетические горизонты.
2. Дайте название и буквенноцифровое обозначение генетическим горизонтам.
16 3. Измерьте мощность выделенных горизонтов и запишите данные,
показывая глубину залегания и мощность горизонтов (Ао — 0—5/5; А1 — 5 —12/7 и т.д.).
4. Зарисуйте почвенный монолит в тетради и нанесите границы генетических горизонтов,
придерживаясь масштаба 1:10.
5. Опишите цвет каждого горизонта.
6. Определите наличие в почве новообразований и включений. Отметьте их происхождение.
7. Определите характер перехода от одного горизонта к другому.
8. Отметьте наличие корневых систем растений в генетических горизонтах.
9. Определите по образцам почв в коробках структуру каждого горизонта, для этого возьмите
образец почвы и подбросьте несколько раз на ладони, пока он не распадется на структурные
агрегаты. Сравните их с рисунком типичных структурных элементов почвы (см. рис. 1),
подберите похожие и найдите их характеристику в учебнике «Основы почвоведения» (Ващенко,
Габибов, 2007), определяя при этом форму и характер поверхности агрегатов. Для каждого
образца запишите тип, род, вид структуры и дайте им описание (характеристику).
Кубовидный тип Призмовидный тип Плитовидный тип
Рис. 1 Главнейшие виды почвенной структуры (по С.А.Захарову):
I тип: 1 — крупнокомковатая; 2 — среднекомковатая;3 — мелкокомковатая; 4 — пылеватая; 5
— крупноореховатая;6 — ореховатая; 7 — мелкоореховатая; 8 — крупнозернистая; 9 —
зернистая; 10 — порошистая; 11 — «бусы» из зерен почвы.
II тип: 12 — столбчатая; 13 — столбовидная; 14 — крупнопризматическая; 15 —
призматическая; 16 — мелкопризматическая; 17 — тонкопризматическая.
III тип: 18 — сланцеватая; 19 — пластинчатая; 20 — листоватая;21 — грубочешуйчатая; 22 —
10. Зарисуйте преобладающие структурные агрегаты горизонтов.
Данные запишите в тетрадь.
мелкочешуйчатая.
17 Лабораторная работа 4
Изучение морфологического строения почв по монолитам
Описание и определение черноземных почв Тамбовской области
Цель занятия: описать и определить по внешним признакам черноземную почву; научиться
давать практические рекомендации по использованию и повышению плодородия почв.
Материалы и оборудование: почвенные монолиты, образцы почв в коробках, почвенная карта
Тамбовской области.
Краткие теоретические сведения
Примерное описание чернозема выщелоченного:
А — гумусовый горизонт, темносерый или сероваточерный, хорошо выраженной
зернистой или комковатозернистой структуры, рыхлого или слабо уплотненного сложения;
переход постепенный, нижняя граница определяется по заметному общему побурению или
появлению бурых пятен между гумусовыми языками;
АВ — гумусовый горизонт, неравномерно прокрашенный, темносерый с буроватым
оттенком, с темносерыми гумусовыми и бурыми пятнами, ореховатой или мелкокомковатой
структуры; при полном высыхании по граням структурных отдельностей может проступать
белесоватая присыпка.
Общая мощность гумусовых горизонтов А + АВ — 50—80 см, в отдельных почвах
достигает до 120 см;
В — переходный бескарбонатный горизонт мощностью 20—40 см, с отдельными темными
узкими гумусовыми языками, комковатоореховатой структуры, отмечаются более темные
пленки по граням структурных отдельностей; постепенно переходит в карбонатный горизонт;
ВСк — иллювиальнокарбонатный горизонт, палевобурый, ореховатой или ореховато
призматической структуры; наличие прожилок карбонатов определяет более светлую окраску
горизонта; выделения карбонатов могут быть в виде псевдомицелия, мергелистых бесформенных
18 пятен, мучнистых скоплений; в нижней части горизонта выделения карбонатов в форме
журавчиков;
Ск — карбонатная материнская порода палевого цвета.
Порядок выполнения задания:
1. Изучите почвенную карту, выделите и уточните границы заданной почвы. Нанесите их на
контурную карту.
2. Укажите господствующие и имеющие подчиненное значение для изучаемой зоны типы почв.
3. Опишите по монолитам основной тип почвы изучаемой зоны и его подтипы. Схема описания
почв представлена ниже.
4. Определить полное название описанных почв.
5. Зарисуйте и подробно опишите основной подтип по почвенному монолиту.
Данные запишите в тетрадь.
Определение гранулометрического состава почвы простейшими методами
Лабораторная работа 5
Цель занятия
: получить представление о гранулометрическом составе почв, его
классификации и методах лабораторного определения, освоить ситовой метод, а также сухой и
влажный способы определения гранулометрического состава.
Материалы и оборудование
пестики, стандартный набор сит.
: металлические стаканчики с крышкой, фарфоровые ступки,
Краткие теоретические сведения
Одной из важнейших характеристик почвы является ее гранулометрический состав, или
содержание элементарных частиц различного размера. Эти частицы называются механическими
элементами. Определить размер каждой частицы, входящей в состав почвы, не представляется
возможным. В лабораторных условиях ограничиваются нахождением количества частиц
определенного размера в установленных пределах, которые называются фракциями
гранулометрического состава.
Частицы размером < 1 мм называются мелкоземом, в его пределах выделяют частицы
крупнее 0,01 мм – физический песок и частицы мельче 0,01 мм – физическая глина. В составе
ила выделяют фракцию коллоидных частиц диаметром < 0,0002 мм.
Для характеристики почв в зависимости от крупности входящих в них фракций
используются различные классификации. Наиболее часто применяется классификация
Н.А.Качинского. (таблица 1).
Таблица 1– Классификация гранулометрических элементов (по Н.А.Качинскому)
Диаметр частиц
Название гранулометрических элементов
Группа
19 (гранулометрические фракции)
>3
31
10,5
0,50,25
0,250,05
0,050,01
0,010,005
0,0050,001
< 0,001
камни
гравий
песок крупный
песок средний
песок мелкий
пыль крупная
пыль средняя
пыль мелкая
ил
физический песок
физическая глина
Фракции гранулометрических элементов слагают почвы или породы в различных
количественных соотношениях. Относительное содержание в почве или породе фракций
гранулометрических элементов называется гранулометрическим составом.
Гранулометрический состав почв определяют по соотношению количества фракций
физического песка и физической глины (таблица 2). Различные группы гранулометрических
элементов по разному влияют на свойства почв, что объясняется различиями их
минералогического, физического и химического состава и свойств. Например, песок обладает
значительной проницаемостью, влагоемкостью и капиллярными свойствами, а механические
элементы крупнее 2,0 мм почти не обладают капиллярной способностью.
Таблица 2– Гранулометрический состав почв (по Н.А.Качинскому)
Содержание физической
глины (%)
Содержание физического
песка (%)
подзолистые
степные
подзолистые
05
510
1015
1520
2030
3040
4050
5070
7080
>80
05
510
1015
1520
2030
3045
4560
6075
7585
>85
10095
9590
9085
8580
8070
7060
6050
5030
3020
<20
степные
10095
9590
9085
8580
8070
7055
5540
4030
3020
<20
Почвы по
гранулометрическому
составу
песок рыхлый
песок связный
супесь рыхлая
супесь связная
суглинок редкий
суглинок средний
суглинок тяжелый
глина легкая
глина средняя
глина тяжелая
По гранулометрическому составу все многообразие почв и пород можно объединить в
несколько основных групп с характерными для каждой группы физическими, физико
химическими и химическими свойствами,
которые определяют интенсивность
почвообразовательных процессов, содержание зольных элементов, плодородие.
При полевом описании почв проводят определение механического состава почвенного
образца до проведения лабораторных исследований. Для этого используют органолептический
метод. В полевых условиях механический состав определяют приближенно, по внешним
признакам и на ощупь. Используют два метода определения механического состава почв: сухой и
«мокрый».
20 Сухой метод. Сухой комочек или щепотку мелкозема, испытывают на ощупь: кладут на ладонь
и тщательно растирают пальцами. Механический состав определяют по ощущению при
растирании, состоянию сухой почвы, по количеству песка следующим образом (таблица 3):
Таблица 3 – Органолептические признаки механического состава почв
Механический
состав
Состояние сухого образца
Ощущение при растирании сухого
образца
Песок
Супесь
Легкий
суглинок
Средний
суглинок
Тяжелый
суглинок
Глина
Сыпучее
легко
с
слабые,
Комочки
раздавливаются
Комочки растираются
небольшим усилием
Структурные
разрушаются
намечаются угловатые формы
Агрегаты плотные, угловатые
с
отдельности
трудом,
Агрегаты очень плотные,
угловатые
Практически полностью состоит из
песка
Преобладают песчаные частицы,
мелкие частицы являются примесью
Преобладают песчаные частицы,
глинистых частиц 2030%
Песчаные
частицы
различимы,
практически 50%
Песчаных частиц практически нет,
преобладают глинистые частицы
Тонкая однородная масса, песчаных
частиц нет
хорошо
глинистых частиц
Мокрый метод. Непросеянный через сито образец почвы размельчают пестиком в
фарфоровой ступке, затем увлажняют, доводят до пастообразного состояния. Из
подготовленного образца на ладони пытаются раскатать шарик, затем шнур диаметром 3 мм и
далее шнур свернуть в кольцо диаметром 23 см. В зависимости от механического состава
результаты будут различными (таблица 4).
Глинистые почвы в сухом состоянии с большим трудом растираются между пальцами, но
в растертом состоянии ощущается однородный тонкий порошок. Во влажном состоянии эти
почвы сильно мажутся, хорошо скатываются в длинный шнур, из которого легко можно сделать
кольцо.
Суглинистые почвы при растирании в сухом состоянии даюттонкий порошок, в котором
прощупывается некоторое количество песчаных частиц.
Супесчаные почвы легко растираются между пальцами, в растертом состоянии
преобладают песчаные частицы. Во влажном образуют зачатки шнура.
Песчаные почвы состоят только из песчаных зерен с небольшой примесью пылеватых и
глинистых частиц. Почва бесструктурна, не обладает связностью.
Таблица 4 – Показатели определения механического состава почв по Н.А. Качинскому
21 Ситовой способ. Этот способ широко применяется для определения гранулометрического
состава песчаных и супесчаных почв. Разделение материала на гранулометрические фракции
осуществляется при помощи стандартного набора сит с последующим взвешиванием выделенных
фракций. Выпускаемые в настоящее время промышленностью стандартные наборы сит состоят
из семи сит с величиной отверстий в 10; 7; 5; 3; 1; 0,5 и 0,25 мм, поддонника и крышки.
Порядок выполнения задания:
1. Материал исследуемой почвы осторожно растирается фарфоровой ступке пестиком, чтобы
разрушить агрегаты.
2. Из исследуемой почвы отбирают среднюю пробу методом квартования. Для этого тщательно
перемешанный образец высыпают на лист бумаги и распределяют тонким слоем в виде более или
менее ровного круга. Затем линейкой круг делят на четыре равные части (квадранты). Первый и
третий квадранты удаляют, а оставшийся материал вновь таким же образом квартуют. После
двухтрехкратного квартования от средней пробы на технических весах берется навеска в 100 г.
Проверив правильность расположения сит в наборе, навеску высыпают на верхнее сито, набор
закрывают крышкой и в течение 20 мин. встряхивают. Для этого на левую руку ставят
поддонник, правой рукой прижимают крышку и делают быстрые круговые движения руками с
периодическим постукиванием правой рукой по крышке. При этом набор сит должен быть
расположен не в горизонтальной плоскости, а с наклоном то в одну, то в другую сторону, так как
просеивание может быть неполным изза задержки частиц у краев сит.
3. Из каждого сита (начиная с сита с отверстиями 10 мм) высыпают на весы оставшиеся на нем
частицы. Мелкие частицы, застрявшие на ситах 0,5 и 0,25 мм, вычищают жесткой кисточкой. Ни
в коем случае не следует продавливать застрявшие частицы, так как при этом расширяются
отверстия сит.
4. После взвешивания почвенных частиц из каждого сита, результаты заносятся в таблицу
(таблица 5). Полученные цифры суммируются, причем сумма должна составлять не менее 99,5 г.
Допустимая ошибка анализа –0,5%.
Таблица 5 – Форма записи результатов ситового анализа
Фракция частиц, мм
Более 10
Масса, г
22
Содержание, % 5
2
1
0,5
0,25
0,1
5. Полученные величины в граммах одновременно представляют процентное содержание
отдельных фракций. На абсциссе графика откладывают величины частиц в миллиметрах, а по
ординате – их содержание в процентах от массы навески. Полученные на графике точки
соединяют в кривую, конфигурация которой характеризует гранулометрический состав.
Задание:
1. Определить механический состав почвенного образца сухим и мокрым способами. Результаты
оформить в виде таблиц.
Таблица 6 – Результаты определения механического состава почв сухим методом
Выраженность
структуры
Диагностические признаки
Связность Наличие песка Наличие глины
Наименование почвы
по механическому
составу
Таблица 7 – Результаты определения механического состава почв мокрым методом
Скатывание
шарика
Зачатки
шнура
Диагностические признаки
Образование
шнура
Деформация
шнура
Наименование почвы
по механическому
составу
2. Сделать вывод.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Что называют гранулометрическим составом?
2. Какие методы используют в полевых условиях для определения механического состава почв?
3.В чем заключается суть ситового метода определения гранулометрического состава почв?
4. Дать классификацию механических элементов по фракциям.
5. Какие свойства почв зависят от механического состава?
6. Каким образом гранулометрический состав влияет на водновоздушные свойства почв?
7. Что называют мелкоземом и скелетом почв?
Лабораторная работа 6
Агрономическая оценка почвы
Цель занятия
: изучить классификацию механических элементов и их характеристику.
Научиться определять гранулометрический состав почв, и давать агрономическую оценку почв
различного гранулометрического состава.
Материалы и оборудование: образцы почв различного гранулометрического состава, таблицы,
рисунки.
23 Краткие теоретические сведения
Задание. Изучить классификацию почв по гранулометрическому составу. Дать агрономическую
оценку черноземных почв различного гранулометрического состава.
Твердая фаза почвы и почвообразующих пород состоит из частиц разной величины. Эти
частицы называются механическими элементами. Различают органические, минеральные и
органоминеральные частицы. Они представляют собой обломки горных пород, отдельные
минералы, гумусовые вещества, органоминеральные соединения.
Механические элементы находятся в почве или породе как в свободном, так и в
агрегатированном (соединены в структурные отдельности) состоянии. В почве это состояние
динамично, количество свободных частиц и структурных агрегатов изменяется по сезонам года и
в зависимости от изменения режимов почвы.
Весовое соотношение в почве частиц разного размера называется гранулометрическим
составом почвы. Гранулометрический состав почвы является важной характеристикой,
необходимой для определения производственной ценности почвы, ее плодородия, способов
обработки и т.д. От него состава зависят почти все физические и физикомеханические свойства
почвы: влагоемкость, водопроницаемость, порозность, воздушный и тепловой режим и др.
Свойства механических элементов зависят от их размера. Близкие по размеру, а,
следовательно, и по свойствам частицы группируются во фракции. Каждая из таких групп
называется гранулометрической (механической) фракцией почвы. Группировка частиц во
фракции по размерам называется классификацией механических элементов (табл.1).
Таблица 1. Классификация механических элементов (по Н.А. Качинскому)
Фракция
Камни
Гравий
Песок:
крупный
средний
мелкий
Пыль:
крупная
средняя
мелкая
Ил:
грубый
тонкий
Коллоиды
Размер фракции, мм
более 3
3–1
1–0,5
0,5–0,25
0,25–0,05
0,05–0,01
0,01–0,005
0,0050,001
0,001–0,0005
0,0005–0,0001
менее 0,0001
Все частицы размером более 1 мм называют скелетной частью или скелетом почвы, а менее
1 мм – мелкоземом. Частицы крупнее 0,1 мм образуют физический песок, менее 0,1 мм –
физическую глину.
Отдельные фракции поразному влияют на свойства почв и пород.
Камни (более 3 мм) – крупные обломки горных пород. Наличие камней затрудняет
использование сельскохозяйственных машин и орудий, является механическим препятствием
для роста и развития растений. Каменистая часть почвы (d > 1 мм) с точки зрения водно
физических свойств не активна, инертна; она не способна удерживать влагу.
24 Гравий (3 – 1 мм). Высокое содержание гравия в почвах придает им неблагоприятные
свойства – провальную водопроницаемость, отсутствие водоподъемной способности, низкую
влагоемкость.
Песок (1 – 0,05 мм) в отличие от гравия обладает некоторой капиллярностью и
влагоёмкостью и слабой водоудерживающей способностью. Почвам он придает высокую
водопроницаемость, низкую пластичность, слабое набухание.
Пыль крупная (0,05 – 0,01 мм) не пластична, слабо набухает, имеет низкую влагоёмкость.
Так как перечисленные выше фракции обладают рядом сходных свойств, их объединяют в
отдельную группу и называют физическим песком.
Пыль средняя (0,01 – 0,005 мм) имеет повышенную пластичность и связность, неплохо
удерживает влагу и обладает хорошей водоподъемной способностью, но обладает слабой
водопроницаемостью. Почвы с высоким содержанием крупной и средней пыли легко
распыляются, имеют склонность к заплыванию и уплотнению, отличаются низкой
водопроницаемостью.
Пыль мелкая (0,005 – 0,001 мм). Эта фракция имеет высокую дисперсность, способна к
структурообразованию, обладает поглотительной способностью, обогащена гумусовыми
веществами. Тонкая пыль придает почвам такие неблагоприятные свойства, как низкая
водопроницаемость, способность к набуханию и усадке, липкость, трещиноватость, плотное
сложение.
Ил (менее 0,001 мм) имеет плохую водопроницаемость и меньшую, чем у пылеватых
частиц, водоподъемную способность. обладает высокой поглотительной способностью, содержит
много гумуса, элементов питания.
Коллоидная часть фракции активно участвует в
структурообразовании.
Пыль средняя, мелкая и ил образуют физическую глину.
В основу классификации почв и пород по гранулометрическому составу (табл. 2) положено
соотношение в них физического песка и физической глины.
Таблица 2. Классификация почв по гранулометрическому составу для почв подзолистого
типа (по Н.А. Качинскому)
Почва
Содержание физической глины, %
песок рыхлый
песок связный
супесь
суглинок легкий
суглинок средний
суглинок тяжелый
глина легкая
глина средняя
глина тяжелая
0–5
5–10
10–20
20–30
30–40
40–50
50–65
65–80
Более 80
Глинистые и тяжелосуглинистые почвы относят к тяжелым. Во влажном состоянии они
вязкие, липкие, при высыхании становятся твердыми, тяжело обрабатываются, при растирании
на ладони дают тонкий однородный порошок. Тяжелые почвы хорошо поглощают и удерживают
элементы питания и воду.
Наиболее благоприятные агрономические свойства имеют легко и среднесуглинистые
почвы, на их обработку, в сравнении с тяжелыми, требуются меньшие энергетические затраты, в
сравнении с легкими, они имеют более благоприятный, питательный режим.
От гранулометрического состава зависят износ рабочих органов сельскохозяйственной
техники и удельное сопротивление почв (рис.1, табл.2)
25 Таблица 3. Оценка изнашивающей способности рабочих органов сельскохозяйственных
машин почвами различного гранулометрического состава.
Гранулометрический состав почв
Глинистые, суглинистые
Супесчаные, песчаные некаменистые
Песчаные каменистые
Изнашивающая способность почв
степень износа
малая
средняя
сильная
230
30100
более 100
г/га
т
и
я
с
ж
т
ы
е
л
е
о
)
с
у
г
л
и
н
и
с
т
ы
е
и
г
л
и
н
и
с
т
ы
е
)
Л
2
е
0
г
к
–
и
3
е
5
(
к
п
Н
е
/
с
м
ч
а
н
ы
е
и
С
3
р
5
е
с
д
у
п
н
е
и
с
е
ч
–
5
5
к
(
а
Н
л
/
н
е
ы
г
е
к
)
о
-
и
с
р
м
е
Т
5
д
я
5
н
ж
е
–
е
с
8
л
у
ы
г
л
е
и
0
к
Н
н
(
/
м
Рис.1
26
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.