Методические указания по выполнению проектной работы
Оценка 4.8

Методические указания по выполнению проектной работы

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
история +1
Взрослым
27.10.2019
Методические указания по выполнению проектной работы
Уважаемые студенты! Эти рекомендации разработаны для выполнения проекта. Прочитайте их внимательно и следуйте требованиям к выполнению проекта. Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
Метод указания по выполнения проектной работы.docx
Методические рекомендации студентам по выполнению проектных работ.     Уважаемые   студенты!   Эти   рекомендации   разработаны   для выполнения   проекта.   Прочитайте   их   внимательно   и   следуйте требованиям к  выполнению проекта.   Внимание! Если   в   ходе   изучения   дисциплины   у Вас   возникают трудности,  то Вы  всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя. 1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его,  привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное  для тебя – развить твои творческие способности. 2. Выполняй проект в следующем порядке: а) выбери с помощью родителей и учителя тему; б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы,  телепередачи и т.д.); в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью  учителя; г) выполни теоретическую и практическую части проекта; д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения  изделия; е) напечатай графическую часть проекта; ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы; з) защити проект. 3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы,  книги и т.п., а также материалы музеев и выставок. 4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру,  компьютер, видео­ и аудиомагниоофоны, фото­ и ксерокопировальные  аппараты, Интернет. 5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать  её с выбранной профессией. 6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь. 7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье. 8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт.  Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях. 9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.  Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект Проблема проекта                  «Почему?»                             Актуальность (это важно для меня лично)               мотивация проблемы – Цель проекта                          «Зачем?»                                    Целеполагание (мы делаем проект) Задачи проекта                      «Что?»                                        Постановка задач (для этого мы делаем ) Методы и способы                «Как?»                                        Выбор способов и (мы это можем делать)                     планирование методов Результат                            «Что получится?»                         Ожидаемый результат (как решение проблемы) Учитель 1 Учащиеся 2 1­й этап – погружение в проект Формулирует 1) проблему проекта 2)сюжетную ситуацию 3)цель и задачи осуществляет 1)личностное присвоение проблемы 2)вживание в ситуацию 3)принятие, уточнение и конкретизация  цели и задач 2­й этап – организация деятельности Организует деятельность – предлагает: Осуществляют: 4)организовать группы 5)распределить амплуа в группах 6)спланировать деятельность по  решению задач проекта 7)возможные формы презентации  результатов 4)разбивку на группы 5)распределение ролей в группе 6)планирование работы 7)выбор формы и способа презентации  предполагаемых результатов 3­й этап – осуществление деятельности Не участвует, но: 8)консультирует учащихся по  необходимости 9)ненавязчиво контролирует 10)дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость 11) репетирует с учениками  предстоящую презентацию результатов Работают активно и самостоятельно: 8)каждый в соответствии со своим  апмлуа и сообща 9)Консультируются  по необходимости 10) «добывают» недостающие знания 11)подготавливают презентацию  результатов 4­й этап ­ презентация Принимает отчет: 12)обобщает и резюмирует полученные  результаты 13)подводит итоги обучения 14) оценивает умения: общаться.  Слушать, обосновывать свое мнение и  др. (по тесту и карте наблюдений) Демонстрируют: 120понимание проблемы, цели изадачи 13)умение планировать и осуществлять  работу 14)Найденный способ решения  проблемы 15)рефлексию деятельности и  результата 16)дают взаимооценку деятельности и ее результативности Краткий словарь «проектных» терминов Актуальность  –   показатель   исследовательского   этапа   проекта. Определяется   несколькими   факторами:   необходимостью   дополнения теоретических   построений,   относящихся   к   изучаемому   явлению; потребностью   в   новых   данных;   потребностью   практики.   Обосновать актуальность   –   значит   объяснить,   почему   данную   проблему   нужно   в настоящее время изучать. Вопросы проекта  –  вопросы,  на   которые   предстоит   ответить   участникам проектной   группы,   чтобы   в   достаточной   мере   уяснить   и   раскрыть   тему проекта. Выход проекта – продукт проектной деятельности. Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение,   при   котором   на   основе   ряда   факторов   делается   вывод   о существовании   объекта,   связи   или   причины   явления,   причём   этот   вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде   определённых   отношений   между   двумя   или   более   событиями, явлениями.  Групповой проект – совместная учебно­познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему,   цель,   согласованные   методы   и   способы   решения   проблемы, направленная на достижение совместного результата. Долгосрочный проект  – проект продолжительностью от одной четверти и более. Жанр проекта – то же, что и форма продукта проектной деятельности. Задачи   проекта  –   это   выбор   путей   и   средств   для   достижения   цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели. Заказчик  проекта  –   лихо   или   группа   лиц,  испытывающих   затруднения   в связи   с   имеющейся   социальной   проблемой,   разрешить   которую,   призван данный проект. Защита   проекта  –   наиболее   продолжительная   и   глубокая   форма презентации проекта, включающая вопрос­ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов. Индивидуальный   проект­   проект,   выполняемый   одним   учащимся   под руководством педагога. Информационный   проект  –   проект,   в   структуре   которого   акцент проставлен на презентации. Исследовательский   проект  –   проект,   главной   целью   которого   является выдвижение и проверка гипотезы. Консультант  –   педагог   или   специалист,   выполняющий   роль   эксперта   и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в проекте,  если   содержательная   компетенция  руководителя    проекта   в  ряде случаев недостаточна. Координация   проекта  –   способ   управления   работой   проектной   группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой.  Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков. Методы исследования – основные способы проведения исследования. Монопроект – проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета. Оппонент  – на защите проекта учащийся, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочёты. Портфолио (папка) проекта – подборка материалов проекта. Практико­ориентированный проект  – проект, основной целью которого является  изготовление   средства,   пригодного   для   разрешения   какой­либо   проблемы прикладного характера. Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта. Проблема  –   социально­значимое   противоречие,   разрешение   которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие   между   потребностью   и   возможностью   её   удовлетворения, недостаток   информации   о   чём­либо   или   противоречивый   характер   этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др. Продукт   проектной   деятельности  –   разработанное   участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы. Проект: 1) Реалистичный   замысел   о   желаемом   будущем.   Содержит   в   себе рациональное   обоснование   и   конкретный   способ   своей   практической осуществимости. 2) 2) Метод обучения, основанный на постановке социально­значимой цели и её практическом достижении. В отличие от  проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть   использован   в   ходе   изучения   любого   предмета,  а   также   может являться межпредметным. Проектирование: 1) Процесс разработки проекта (в знач. 1.) и его фиксации в какой­либо внешне   выраженной   форме.   Основные   этапы   проектирования: обоснованный   выбор   будущего   продукта;   разработка   проекта   и   его документальное   оформление;   макетирование   и   моделирование; практическое   оформление;   экономическая   и   экологическая   оценка проекта и технологии; защита проекта. 2)   Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как   метода   обучения.   Как   правило,   «проектирование»   является разделом образовательной области «Технология». Проектная   деятельность  –   форма   учебной   деятельности,   структура которой совпадает со структурой учебного проекта. Проектные ситуации  – различные специальные проблемы, которые можно разрешить с использованием метода проектов. Результаты проекта: 1) выход проекта;; 2) портфолио проекта; 3)   педагогический   результат,   выражающийся   в   развитии   личностной   и интеллектуальной сфер  ученика, формировании у него определённых ОУУН и др. Рецензент  –   на   защите   проекта   учащийся   или   педагог   (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект. Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли   участников   и   правила   взаимоотношений   между   ними,   тогда   как структура,   форма   продукта   и   результаты   остаются   открытыми   до   самого конца. Руководитель   проекта  –   педагог,   непосредственно   координирующий проектную деятельность группы, индивидуального исполнителя. Среднесрочный проект  – проект продолжительностью от одной недели До одного месяца. Структура   проекта  –   последовательность   этапов   учебного   проекта. Обязательно   включает   в   себя   постановку   социально   значимой   проблемы, планирование   деятельности   по   её   достижению,   поиск   необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ  проведённого проекта. Может включать и другие этапы. Творческий   проект  –   проект,   центром   которого   является   творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы. Телекоммуникационный   проект  организованный на основе компьютерной телекоммуникации. (учебный)   –   групповой   проект, Учебный проект  – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель. Цель проекта  – модель желаемого конечного результата (продукта).Этапы проекта – основные периоды работы проектной группы. Этапы работы над проектом Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов.  Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам  продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация ­  проблема, заключенная в ней и осознанная человеком ­ поиск способов  решения проблемы ­ решение. Этапы работы над проектом можно  представить в виде следующей схемы: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  определение руководителей проектов;  поиск проблемного поля;  выбор темы и её конкретизация;  формирование проектной группы. ПОИСКОВЫЙ  уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;  определение и анализ проблемы;  постановка цели проекта. АНАЛИТИЧЕСКИЙ  анализ имеющейся информации;  поиск информационных лакун;  сбор и изучение информации;  поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ  альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;  составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;  анализ ресурсов. ПРАКТИЧЕСКИЙ  выполнение запланированных технологических операций;  текущий контроль качества;  внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ  Подготовка презентационных материалов;  Презентация проекта;  Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка,  продажа, включение в банк проектов, публикация). КОНТРОЛЬНЫЙ  анализ результатов выполнения проекта;  оценка качества выполнения проекта. Опорная схема «Основные этапы работы над ПРОЕКТОМ» -выбрана учеником; -предложена учителем; звучит емко, лаконично и отражает тему шаги, которые необходимо сделать, чтобы раскрыть тему и достичь поставленной цели -консультации с.. -изучение различных источников; -работа с фотоматериалами, Оцениваются: репродукциями, документами; -композиция -подбор текстов; доклада, полнота результатов, -персонификация; аргументированнос ть; -интервьюирование; -эрудиция автора, -составление межпредметные каталогов; связи; -выполнение -культура речи, манера поведения, использование Тема Цель Задачи Приемы исследовательско й и умственной деятельности Приемы – действия, направленные на решение Форма конкретной задачи. Способы работы, проекта выполняемые для достижения Традиционно- конкретных ошибочная: реферат, доклад, сообщение. Творческий подход: найдите новую форму Защита проекта Время защиты – 5- представления 10 мин. материала, что -расширение во времени; -расширение в пространстве; -сужение и конкретизация; -определить.. -изыскать.. -привлечь.. -научить.. -сформулировать.. анализ, синтез, Возможно сегодня вы конкретизация, обобщение, услышите примеры абстрагирование, творческих форм – не сравнение, выявление забудьте их вписать: существенного, - Где искать информацию? - Библиотеки, музей, - выставки, Интернет, соседи, родственники, - домашние, ведомственные - - - - - ПОИСКОВЫЙ ЭТАП При   определении   тематического   поля   проекта   можно   опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим  принципом должна стать самостоятельность выбора ученика – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.  Не понятие "тема", а "тематическое поле", так как тема ­ это нечто застывшее, раз и навсегда определенное. Тематических полей для проектов неисчерпаемое   множество,   и   перечислить   хотя   бы   наиболее,   так   сказать, «целесообразные»   ­   дело   совершенно   безнадежное,   поскольку   это   живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.  Первый и самый простой способ: учитель предлагает список  примерных тем для работы над проектами, при этом темы могут быть  представлены в виде рекламных листовок на информационном стенде. Это   вполне   допустимый   вариант   запуска   проектов,   особенно   в ситуации, когда у учеников еще нет опыта проектной деятельности или сам учитель только начинает работу с использованием метода проектов. Нередко случается   и   так,   что   предложенные   учителем   темы   становятся   отправной точкой для обсуждения, в ходе которого тема изменяется, корректируется, расширяется и возникает новый замысел.  Как выбрать тему? Проблема проекта Для   того   чтобы   начать   проект,   надо   найти   проблему,   которую   можно исследовать   и   которую   хотелось   бы   разрешить.   Она­то   и   подскажет,   как сформулировать тему исследования. А что значит ­ найти проблему? Как выявлять проблемы Древнегреческое   слово   «problema»   переводится   как   «задача»,   «преграда», «трудность».   Умение   увидеть   проблему   подчас   ценится   выше,   чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя ­ найти что­то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным   и   простым.   Самый   простой   способ   развить   у   себя   умение   видеть проблемы ­ учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют. Вопросы в помощь при выборе темы Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в   данный   момент,   какая   проблема   волнует   тебя   больше   других.   Если   не можешь   сразу   понять,   о   чем   хотелось   бы   узнать,   попробуй   задать   себе следующие вопросы: 1. Что мне интересно больше всего? 2.   Чем   я   хочу   заниматься   в   первую   очередь   (например,   математикой   или поэзией, астрономией или историей)? 3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? 4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе? 5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже? 6. Есть ли что­то такое, чем я особенно горжусь? Если   эти   вопросы   не   помогли,   обратитесь   к   учителям,   спросите   своих родителей,   поговорите   об   этом   с   одноклассниками.   Может   быть,   кто­то подскажет интересную идею. Тему проекта надо записать. Какими могут быть темы исследования? Все темы можно условно объединить в три группы: фантастические ­  темы   о   несуществующих,   фантастических   объектах   и явлениях; экспериментальные ­ наблюдений и экспериментов; теоретические ­  темы   по   изучению   и   обобщению   сведений,   фактов, материалов,   содержащихся   в   разных   теоретических   источниках:   книгах, кинофильмах и др. Требования к теме:  темы   предполагающие   проведение   собственных  актуальность, отражение злободневных проблем современной науки  и практики, соответствие насущным запросам общества;  содержательность, информативность и разработанность в науке;  возможность поиска достаточного количества литературы, наличие  элемента новизны (работа в какой­то степени должна выходить за  рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;  формулировка темы должна содержать какой­то спорный момент,  подразумевать столкновение различных точек зрения на одну  проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в  самом заглавии работы или в  его подзаголовках;  название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;  тема должна быть конкретной. Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:  между известным и неизвестным;  между знаниями и умениями;  между сложностью задачи и наличием способа ее решения;  между потребностями и возможностями их реализации  Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие  между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого  противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого  противоречия — расхождение между житейскими представлениями и  научными знаниями. Проще говоря, ситуация может приобрести проблемный характер если:  имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,  требуется установить сходства и различия,  важно установить причинно­следственные связи,  необходимо обосновать выбор,  требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,  стоит   задача   выявления   достоинств   и   недостатков   того   или   иного решения. Проблема   обязательно   должна   быть   взята   из   реальной   жизни,   знакомая   и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Действия ученика: ­ Обсуждает тему. ­ Определяет свои потребности. ­ Принимает   в   составе   группы   (или   самостоятельно)   решение   по   поводу темы проекта и аргументирует свой выбор. ­ Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя)  проблему. ­ Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель  проекта. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП После   постановки   цели   проекта   в   первую   очередь   на   этом   этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта). Младшие подростки, как правило, осознают, какой информацией и по какому   вопросу   они   обладают,   а   какой   ­   нет.   Поэтому   педагогу целесообразнее   сосредоточиться   на   том,   насколько   грамотно   учащиеся применяют   известный   им   или   предложенный   учителем   способ   получения информации из нескольких источников.  Учащийся   конкретизирует   свои   намерения,   описывая   желаемую   для него ситуацию. При этом в начальной школе он может только в общих чертах обрисовать то, что хочет изменить, позже учащийся конкретизирует наиболее важные для него черты идеальной ситуации, а в старших классах соотносит свои интересы с интересами других людей, которых эта ситуация касается.  Затем учащийся рассматривает существующую ситуацию, описывая ее в начальной   школе   в   общих   чертах,   позже   ­   более   детально,   с   элементами анализа   (выделение   характеристик,   установление   причинно­следственных связей и т.п.). Для этого нередко требуется дополнительный информационный поиск. На   основе   анализа   ситуации   ученик   может   поставить   (с   помощью учителя,   а   позже   –   самостоятельно)   проблему   или   конкретизировать   ту проблему, с которой он пришел в проект. Постановке проблемы предшествует выявление противоречий между реальной и желаемой ситуацией.  Затем   учащийся   проводит   анализ   проблемы,   выделяя   (на   начальных этапах с помощью учителя) причины и (в старших классах) последствия ее существования, определяя, решаема ли для него та или иная проблема (может ли он устранить своими силами причины ее существования), заинтересован ли кто­то кроме него в решении этой проблемы. Эта работа позволяет точнее определить тематическое поле проекта.  Цель  Определить цель исследования ­ значит, ответить себе и другим на вопрос о  том, зачем мы его проводим. На основе выявленной учащимся проблемы, он ставит цель своего проекта. Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной, с точки зрения ученика)?» Определив цель, учащийся предлагает один или несколько способов ее достижения (отвечает на вопрос: «КАКИМ ОБРАЗОМ?»).  Когда   учащимся   ясна   цель   проекта,   следует   организовать   работу   по определению   задач,   которые   указывают   на   промежуточные   результаты   и отвечают   на   вопрос,   ЧТО   должно   появиться   (быть   сделано),   чтобы   цель проекта   была   достигнута   (чтобы   результат   был   получен).   Задачи   могут решаться в различной последовательности (иногда параллельно группа может работать над решением нескольких задач), их не следует путать с этапами работы (сбор информации, изготовление предмета, подготовка материалов к презентации и т.п.).  Задачи  Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя. Затем каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик   составляет   план   работы,   расставляя   шаги   в   необходимой последовательности,   учитывая   то,   что   некоторые   действия   он   не   сможет выполнить   без   предварительного   завершения   других   шагов.   На   основании полученного списка шагов учащийся может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (в том числе информационные).  Как правило, учащиеся сообщают о соблюдении или нарушении сроков работ,  своих успехах или неудачах. Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который  обязательно должен планироваться. Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для  использования продукта по назначению. Подростки планируют использования  продукта потенциальными потребителями, старшеклассники дают  рекомендации по использованию полученного продукта другими, указывают  границы использования продукта, планируют продвижение продукта.  Следует заметить, что нельзя сводить цель деятельности по проекту к  получению продукта. Продукт всегда нужен для чего­то, он является  средством. Цель может не содержать указания на продукт, а если она  содержит такое указание, должно быть понятно, как это средство позволит  ученику в достижении его цели.  Нередко возникает противоположная ситуация. Цель проекта – убедить  кого­либо в чем­либо, разрешить противоречие в имеющейся информации,  принять решение о чем­либо. Тогда учащемуся важен в первую очередь  результат, а не продукт.  Действия ученика: ­ Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. ­ Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию. ­ Осуществляет выбор. ­ Осуществляет процесс планирования. ­ Оценивает ресурсы. ­ Определяет свое место (роль) в проекте. ­ Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе. ­ Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. Гипотеза  Гипотеза ­   это   предположение,   еще   не   доказанная   логически   и   не подтвержденная   опытом   догадка.   Слово   «гипотеза»   происходит   от древнегреческого   «hypothesis» ­   основание,   предположение,   суждение   о закономерной   связи   явлений.   Обычно   гипотезы   начинаются   со   слов «предположим», «допустим», «возможно», «если …, то …». Вам  для  решения  проблемы  потребуется   гипотеза   или  несколько   гипотез ­ предположений о том, как проблема может быть решена. В   результате   исследования   гипотеза   подтверждается   или   опровергается.   В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение. Запишите свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, поставив самую важную на первое место, менее важную на второе и так далее. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют   текущий   контроль.   При   работе   над   проектом   учащиеся реализовывают   (осваивают)   различные   технологии   деятельности,   новые способы   деятельности   (видеосъемка,   работа   с   компьютером,   проведение социологических исследований, сварка и т.д.). На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта. Действия ученика: ­ Выполняет   запланированные   действия   самостоятельно,   в   группе   или   в комбинированном режиме. ­ Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты. ­ При необходимости консультируется с учителем (экспертом). Организация и методика работы над проектом Как составить план исследовательской работы? Перед   началом   работы   нужно   обязательно   составить   его   предварительный план. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот   план   обычно   приходится   изменять   и   совершенствовать,   потому   что исследование   представляет   собой   творческий   процесс,   в   ходе   которого постоянно приходится что­то дополнять, а от чего­то отказываться. Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что­то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаем список доступных методов исследования: • подумать самостоятельно; • прочитать книги о том, что вы исследуете; • познакомиться с кино­ и телефильмами; •  найти  информацию   в  глобальных  компьютерных  сетях, например, в сети Интернет; • спросить у других людей; • понаблюдать; • провести эксперимент. Необходимо учитывать, что и подбор методов, и план работы зависят от того, что вы исследуете. Например, если вы изучаете поведение вороны, то можете использовать все названные выше методы: подумать, что вам уже известно о вороне; расспросить других об этой птице; поискать информацию в книгах и в Интернете. О воронах достаточно большое количество фильмов, и вы можете многие из них посмотреть. Можно провести наблюдение за поведением ворон, и даже поэкспериментировать с ними. А вот если вы исследуете проблему защиты Земли от крупных астероидов, то понаблюдать   и   уж   тем   более   провести   эксперимент   вам,   скорее   всего,   не удастся.   Вы   вынуждены   будете   ограничиться   собственными   суждениями   и умозаключениями,   чтением   литературы,   изучением   специальных   фильмов, беседами со специалистами, математическими расчетами. А если все же вы попытаетесь   провести   эксперимент,   то   он   возможен   только   на   моделях ­ уменьшенных копиях Земли и астероидов. Отметим основные особенности указанных выше методов исследования. 1) Подумать самостоятельно Наверное, с этого лучше всего начинать любую проектную работу. Можно задать себе вопросы: • Что я знаю об этом? • Какие суждения могу высказать по этому поводу? •  Какие   выводы   и   умозаключения   я   могу   сделать     из   того,   что   мне   уже известно? 2) Прочитать книги о том, что вы исследуете Если предмет исследования подробно описан в доступных для вас книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до   вас   уже   открыто.   Изучив   уже   известное,   можно   двигаться   дальше. Открывать новое! Начать можно со справочников и энциклопедий. В наше время издается много различных энциклопедий и справочников для детей и взрослых. Они обычно хорошо   иллюстрированы,   их   тексты,   как   правило,   содержат   очень   много интересной   информации.   Если   ее   оказывается   недостаточно,   то   следует прочитать   книги   с   подробным   описанием   изучаемого   вами   объекта   или явления. Запишите все, что вы узнали из книг. 3) Познакомиться с кино­ и телефильмами Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных,   научно­популярных   и   художественных   фильмах.   Это   настоящий клад для исследователя. Не забудьте об этом источнике! Запишите все, что вы узнали нового из фильмов. 4) Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет Компьютер ­ верный помощник современного исследователя. Ни один ученый уже не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские   задачи:   строить   математические   модели,   проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки. В   глобальных   компьютерных   сетях   содержится   много   информации практически обо всем, что вас может заинтересовать. Запишите все, что вам помог узнать компьютер. 5) Спросить у других людей Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. 1. К специалистам  мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что   вы   исследуете.   Это   могут   быть   ученые,   например,   профессор   из университета или работник научно­исследовательского института. В школе их найти трудно. Но им можно позвонить или написать письмо, отправив его по обычной или электронной почте. Специалистом   может   быть   и   учитель.   Например,   учитель   физики   или астрономии может рассказать о космосе много нового, того, что не входит в обычные школьные программы. Специалистами   могут   оказаться   и   папа,   и   мама,   и   дедушка,   и   бабушка. Например, исследуя характер вооружения войск специального назначения, вы вспоминаете,   что   ваш   дедушка   был   офицером.  Это   значит,   что   он   вполне может быть экспертом. 2. Неспециалистами для вас будут остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто­то из них знает что­то очень важное о том, что вы изучаете. Например, вы разрабатываете проект новой технологии посадки картофеля и спрашиваете   об   этом   у   своей   бабушки,   которая   работает   учителем математики   в   школе.   А   она   рассказывает,   как   читала   об   эксперименте педагога   А. Иванова.   В   80­е   годы   прошлого   века   в   Санкт­Петербурге (Ленинграде) его ученик изобрел способ посадки картофеля в капроновую сетку,   который   используют   сейчас   во   многих   странах.   Вот   вам   и неспециалист! Запишите информацию, полученную от других людей. 6) Понаблюдать Интересный и доступный способ добычи новых знаний ­ наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом. Например, каждый может увидеть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть,   как   они   двигаются;   послушать,   какие   они   издают   звуки.   Но только   умный,   наблюдательный   исследователь,   глядя   на   поведение   своих одноклассников в школе, может сделать много интересных выводов, суждений и умозаключений. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли,   подзорные   трубы,   телескопы,   микроскопы,   перископы,   приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить и все это также можно использовать в ваших исследованиях. Запишите информацию, полученную с помощью наблюдений. 7) Провести эксперимент Слово   «эксперимент»   происходит   от   латинского   «experimentum»   и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Эксперимент   предполагает,   что   вы   активно   воздействуете   на   то,   что исследуете.   Так,   например,   вы   можете   экспериментально   определить,   при какой температуре замерзают разные жидкости (вода, молоко, солярка и др.); как быстро способен обучиться ваш щенок или котенок новым командам; как относится к различной музыке ваш попугай; какие овощи и фрукты больше всего любит ваша черепаха. Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП Каждый проект должен завершаться получением какого­либо продукта: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм,   исковое   заявление,   макет,   словарь,   электромагнит,   атлас,   макет, передвижная   выставка,   генеалогическое   древо,   электродвигатель,   сбор лекарственных трав и т.д.  Не исключено, что продуктом проектной деятельности может  являться реферат, но такая форма самостоятельной работы, как  подготовка реферата, строится по другим законам, по другой технологии,  нежели работа над проектом. Написание реферата направлено, скорее, на  расширение или углубление знаний, развитие общеучебных умений, а не на  решение личностно­значимой для учащегося проблемы.  Подготовка к защите Собраны   все   сведения,   сделаны   все   необходимые   расчеты   и   наблюдения, проведены эксперименты.  Теперь нужно  кратко изложить  на  бумаге  самое главное и рассказать об этом людям. Причем все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать ­ их надо защищать. Для этого потребуется: • дать определения основным понятиям, используемым в исследовании; • классифицировать основные предметы, процессы, явления и события; • выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы; • ранжировать основные идеи исследования; • предложить сравнения и метафоры; • выработать суждения и умозаключения; • сделать выводы по результатам исследования; • указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта; • подготовить текст выступления; • приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия; • подготовиться к ответам на вопросы. Как это сделать? 1. Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании Понятия ­   это   краткие   и   точные   характеристики   предметов.   В   них фиксируются   самые   важные,   устойчивые   свойства   и   признаки   предметов. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумайте, как можно кратко выразить основные понятия вашего исследования. Как научиться давать определения понятиям? Существуют приемы очень похожие на определения понятий. Воспользуйтесь ими. Описание ­  это   простое   перечисление   внешних   черт   предмета   с   целью   не строгого   различения   его   и   сходных   с   ним   предметов.   Описание   обычно включает как существенные, так и несущественные признаки. Описать объект ­ значит ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем этот объект отличается от других?», «Чем этот объект похож на другие?» Характеристика  предполагает   перечисление   лишь   некоторых   внутренних, существенных   свойств   предмета,   а   не   только   его   внешнего   вида,   как   это делается с помощью описания. Например, попытаемся охарактеризовать жирафа: «Жираф ­ это добродушное животное,   он   никого   никогда   не   обижает.   У   него   добрые   глаза   и   совсем маленькие рожки». Разъяснение   посредством   примера  используется   тогда,   когда   легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки ­ это куклы, машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые ­ это уголь, нефть, газ и т.п. Сравнение  позволяет выявить сходства и различия предметов. Люди во все времена,  желая   понять,  как   устроена   Вселенная,  обращались   к   сравнению. Химик   и   врач,   живший   в   эпоху   Возрождения,   Парацельс   (1493­1541) сравнивал мир с аптекой, великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь   мир ­  театр,  многие   современные   ученые   сравнивают   мозг   человека   с компьютером. Различение  дает   возможность   установить   отличие   данного   предмета   от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко ­   фрукт,   а   помидор ­   овощ,   яблоко   имеет   один   вкус,   а   помидор ­ другой и т.д. 2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события Классификацией   называют   деление   предметов   и   явлений   на   основе   общих существенных   признаков.   Классификация   разбивает   рассматриваемые объекты   на   группы,   чтобы   их   упорядочить,   и   придает   вашему   мышлению строгость и точность. Классификация   может   быть   как   простой,   так   и   многоступенчатой, разветвленной. Например, мы классифицируем выращенные на даче дары лета на овощи и фрукты ­ это простая одноступенчатая классификация. Другой пример ­ классифицируем знаки, которыми обычно пользуется человек для сообщения информации: буквы, цифры, иероглифы, символы. В свою очередь, буквы   можно   разделить   на   кириллицу   и   латиницу;   цифры ­   на   римские   и Как   несложно   заметить, арабские;   иероглифы ­   на   китайские,   японские,   корейские;   символы ­   на математические   и   музыкальные.   это многоступенчатая классификация. Всякая классификация имеет цель. От нее зависит выбор основания классификации. Поскольку целей может быть очень много, то одна и та же группа предметов может быть классифицирована по разным основаниям. 3. Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы Парадоксом   называют   утверждение,  резко   расходящееся   с  общепринятыми мнениями   или   наблюдениями.   Слово   парадокс   образовано   от   греческого «paradoxos» ­ неожиданный, странный, невероятный. В современном значении парадоксом   называют   два   противоположных   утверждения,   для   каждого   из которых имеются убедительные аргументы. Известно, например, что по законам аэродинамики  майский жук не может летать. Масса его тела, площадь крыльев и другие характеристики не должны позволять это делать. Но, может быть,   потому, что законов аэродинамики жук не знает, а возможно, и по другим причинам, он летает. Парадокс. Вот еще несколько парадоксов знакомых всем: металл тонет в воде, но почему корпуса   кораблей   делают   из   металла;   металл   тяжелее   воздуха,  но   почему самолеты делают из металла и они летают. В тексте своего доклада о проведенном исследовании необходимо отметь все найденные вами парадоксы. 4. Ранжировать основные идеи Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка   оно   означает   звание,   чин,   разряд.   Ранжировать   идеи   означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая ­ третье и так далее. Умение отделять главные идеи от второстепенных ­ важнейшая особенность мыслящего ума. 5. Предложить сравнения и метафоры Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления, использованы метафоры. Метафора ­ это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения. 6. Выработать суждения и умозаключения Суждение ­   это   высказывание   о   предметах   или   явлениях,   состоящее   из утверждения   или   отрицания   чего­либо.   Мыслить ­   значит   высказывать суждения. На основе проведенного исследования надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось. Умозаключением   называется   форма   мышления,   с   помощью   которой выводится новое знание из того, что уже известно. Умозаключение позволяет мышлению проникать в глубины предметов и явлений, которые скрыты от прямого наблюдения. Без   суждений   и   умозаключений   не   обойтись,   когда   вы   делаете   выводы   о результатах собственной исследовательской работы. Важно, чтобы они были точны и опирались на факты, полученные в исследовании. 7. Сделать выводы по результатам исследования Исследование   теряет   смысл,   если   исследователь   не   сделал   выводов   и   не подвел его итогов. 8.   Указать   возможные   пути   дальнейшего   изучения   рассматриваемого явления или объекта Для   настоящего   творца   завершение   одной   работы   не   означает   просто окончание   исследования ­   это   начало   работы   следующей.   Поэтому   надо обязательно отметить, что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем. 9. Подготовить текст выступления Для   того   чтобы   лучше   и   полнее   донести   свои   идеи   до   тех,   кто   будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше  всего составить по  такой схеме: 1) почему избрана эта тема; 2) какой была цель исследования; 3) какие ставились задачи; 4) какие гипотезы проверялись; 5) какие использовались методы и средства исследования; 6) каким был план исследования; 7) какие результаты были получены; 8) какие выводы сделаны по итогам исследования; 9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении. Запиши текст доклада. 10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия К примеру, вы исследовали маршруты движения муравьев в соседнем парке, проектировали жилой дом будущего, космический корабль для туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку. Ваш доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок объекта вашего исследования. А если вы изучали, как влияет место расположения ученика в классе (то есть за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и предлагаете новые способы расстановки парт в классной комнате, то обязательно начертите схему, как, по   вашему   мнению,   следует   размещать   учеников   на   уроке,   чтобы   они   все учились хорошо. Нарисуйте эскизы схем, чертежей, макетов и др. Делая   наглядные   материалы   ­   макеты,   схемы,   чертежи,   рисунки   надо понимать, что они могут не только показать сильные стороны проделанной работы, но и открыть слабые места в вашем исследовании. 11. Подготовиться к ответам на вопросы В   научном   мире   принято,   что   защита   исследовательской   работы ­ мероприятие открытое и на нем может присутствовать любой желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору исследования. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие   вопросы   могут   быть   заданы.   Конечно,   все   вопросы   никогда   не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясных формулировок. Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод. Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов ­ свободное владение материалом своего исследования. Действия обучающегося: ­ Выбирает (предлагает) форму презентации. ­ Готовит и проводит презентацию. ­ При необходимости консультируется с учителем (экспертом). ­ Выступает   в   качестве   эксперта,   т.е.   задает   вопросы   и   высказывает критические замечания (при презентации других групп \ учащихся).

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы

Методические указания по выполнению проектной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2019