МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И. В. КОРОБОВА г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛ.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ В ШКОЛЕ
АВТОР: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ВР
АЛЕКСЕЕВА Н.Н.
ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ В
В наше время особую тревогу вызывает рост числа юных курильщиков, наркоманов, массовое потребление пива, токсикомания, приобретающая всё более массовый характер. Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель, именно школа может сделать больше для сохранения здоровья школьников, чем врач. Так как к врачу мы уже обращаемся, когда болеем. А наша задача более важная: предостеречь, объяснить, донести, достучаться до каждого по вопросам важности здорового образа жизни, негативного отношения к вредным привычкам.
Как же у нас в школе организуется работа по профилактике табакокурения, алкогольной и наркотической зависимостей.
Работа ведется в 4 направлениях:
1) Работа с детьми:
• общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
• работа с детьми «группы риска»;
• работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
2) Работа с педагогическим составом:
• подготовка учителей к ведению профилактической работы;
• организационно-методическая антинаркотическая работа.
3) Работа с родителями:
• информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
• работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики.
Вся работа делится на этапы:
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь (начало месяца).
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
Задачи:
1) определяем степень информированности детей и подростков по проблеме;
2) выделяеи факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
3) сделаем выводы о степени вовлеченности подростков в проблему.
Методы:
1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;
2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в школе при работе с определенной группой детей.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
• подростки, имеющие опыт употребления наркотических
веществ;
• подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
• подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков, алкоголя и табакокурения.
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: сентябрь - май.
Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном
учреждении.
Задачи:
1) предоставляем детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.
2) способствуем увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;
3) учим детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
4) создаем условия для формирования у детей культуры выбора, учим их принимать ответственные решения;
5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Формы работы:
1) лекция;
2) беседа;
3) семинар;
4) ролевая и деловая игра;
5) дискуссия;
6) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
7) Показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Возможная тематика мероприятий:
• «Мир в наших руках» 4. Беседы со школьниками: • «СПИД - чума XX века» • «Курение и здоровье» • «Алкоголь и здоровье» • «В чем вред курения?» • «Опасность «пассивного курения» • «Эффективные методы отказа от курения» • «Программа малых шагов» • «Препараты, применяемые против курения» • «День без вредных привычек» • «День добра». |
Соревнования по массовым видам спорта:
• «Спорт против наркотиков»
• «Будущее за нами»
• «Я выбираю жизнь без наркотиков!»
3. Классные часы:
• «Школа без наркотиков»
• «Профилактика ВИЧ/СПИДА и наркомании»
• «Умей сказать нет наркотикам»
• «Пивной алкоголизм»
• «Волшебная страна здоровья»
• «Мир без табачного дыма»
• «Мир без наркотиков»
Значение этапа: (Самое большое)
1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: заключительный. Время проведения: май (конец месяца).
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.
Методы:
1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) анонимное анкетирование
Выписка разделов из программы здоровья:
|
1-3 классы «Вредные привычки и полезные советы» |
|
1. Сказкотерапия «Утро вечера мудренее» (о привычке соблюдать режим дня). |
|
2. Уроки Знайкина «Эти вредные, но исправимые привычки?» (читать лежа, в темноте, в |
|
движущемся транспорте; осанка, щелканье пальцами, грызть ногти и т. д.) |
|
3. Занятие «Смертельные соблазны». |
|
4. Антиреклама «Курение и зависимость от никотина». |
|
5. Урок «Наркомания: привычка или болезнь». |
|
6. «Вредные привычки» вредны не только для тебя. «Советы взрослого». |
|
7. Конкурс плакатов: «Смертельные соблазны». |
|
5-8 Классы «Вредные привычки» |
|
1. Занятие «Нет! - добровольному безумию». |
|
2. . «Как это начинается и чем заканчивается». Диалог. |
|
3. Решение нравственных задач. «Цена одной выпивки». |
|
4. Тренинг «Преодолеть дурные традиции». |
|
5. Живая газета «Объятие табачного змия». |
|
6. Консультация «Совместимы ли спорт и курение». |
|
7. Урок-предупреждение «Наркомания - раздражение личности». |
|
8. Урок-предупреждение «Токсикомания». |
|
9. Сочинение «Что я решил для себя, моя позиция». |
|
9-11 классы |
|
1. Дискуссионные качели: «С кем поведешься?». |
|
2. Дискуссионные качели: «Твой выбор и принципы жизни». |
|
3. Суд над «Наркоманией». |
|
4. Ток-опрос: «Национальные традиции или слабость характера». |
|
5. Диспут: «Национальные традиции или слабость характера». |
|
6. Ток-опрос «Будущее поколение России и вредные привычки». |
|
7. Экономический ликбез: «Влияние вредных привычек на бюджет семьи». |
|
8. Дискуссия «Что ведет брак к распаду?». |
|
9. Урок-предупреждение «Запретный» плод, его горечь и слабость». |
|
10. Решение нравственных задач: «Казалось все таким безобидным». |
|
11. КТ.Д. «Курить или не курить?». (Мини-спектакль) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.