КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Дата рождения_______________Домашний адрес___________________________________
Дата поступления____________Откуда поступил___________________________________
Заключение специалистов:
Невропатолога________________________________________________________________
Окулиста____________________________________________________________________
Отоларинголога_______________________________________________________________
Психолога__________________________________________________________________
Сведения о семье:
Мать/ФИО_____________________________________________________Возраст________
Образование______________ Место работы, должность_____________________________
Отец/ФИО_____________________________________________________Возраст________
Образование______________ Место работы, должность _____________________________
Речь родителей и других членов семьи____________________________________________
Наличие других детей в семье___________________________________________________
АНАМНЕЗ
Наследственные и хронические заболевания родителей______________________________
_____________________________________________________________________________
Возраст матери при рождении ребенка ______От какой беременности ребенок__________
Протекание беременности: токсикоз 1половины, 2 половины, травмы, интоксикации, заболевания_(краснуха, сахарный диабет, бр.астма, анемия, заболевания печени, почек, грипп, гипертония, гипотония)___________________________________________________
Травмы ______________________________________________________________________
Роды: досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, норма_____________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция __________ ________
Травмы во время родов________________________________________________________ Асфиксия: белая, синяя ___________Крик: был, нет_________
Резус-фактор(положительный, отрицательный)
Вес при рождении_________________
Перенесенные заболевания: до 1 месяца___________________________________________
до года _____________________________после года_________________________________
до 3 лет _____________________________после 3 лет________________________________
Ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре__________________________
Раннее физическое развитие
Стал держать голову______(1,5м)Ползать______(5м) Сидеть_____(6м)Ходить______(до1)
Первые зубы______(6-8м) Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений_________________________
_____________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление______(2-3м) Лепет______(4-8) Первые слова________(1г.) Первая фраза_______
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине _______________________________
_____________________________________________________________________________
Использование жестов __________________Наличие двуязычия в семье________________
Обращались ли к логопеду, результат _____________________________________________
__________________________________________________________________
Строение и подвижность артикуляторного аппарата
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
||||
5-6 лет |
6-7 лет |
||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
Мимические движения (под счет: 5 раз а возрасте 5 и 6 лет) |
Поднять брови |
|
|
|
|
Нахмурить брови |
|
|
|
|
|
Прищурить глаза |
|
|
|
|
|
Надуть-втянуть щеки |
|
|
|
|
|
Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы |
Улыбка-трубочка |
|
|
|
|
Оскал |
|
|
|
|
|
Вибрация – «тпру» |
|
|
|
|
|
Зубы: норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствуют |
Качественная характеристика |
|
|
|
|
Язык: массивный, географический, маленький, девиация кончика влево-вправо, нарушение функции смыкания |
Широкий удержание «лопаткой» |
|
|
|
|
Узкий удержание 5 сек «жало» |
|
|
|
|
|
Узкий: влево-вправо |
|
|
|
|
|
Широкий: вверх-вниз |
|
|
|
|
|
Кончиком обвести губы |
|
|
|
|
|
«Цоканье» |
|
|
|
|
|
Итого баллов: |
|
|
|
|
|
Качественная характеристика
Объем движений: полный, неполный_____________________________________________________________
Точность движений: сохранна, нарушена__________________________________________________________
Тонус: сохранен, повышенный, пониженный_______________________________________________________
Темп движений: нормальный, медленный, быстрый_________________________________________________
Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений _____________________________________________________________________________________________
Длительность (способность удерживать язык в заданном положении)__________________________________
Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение _____________________________________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный_____________________________
Твердое небо: высокое, узкое, плоское, расщелина, сумбукозная щель_________________________________
Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация вправо-влево, нарушение функции смыкания _____________________________________________________________________________________________
Общее звучание речи
(качественная характеристика)
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
|||
5 -6лет |
6-7 лет |
|||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох |
|
|
|
|
Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком |
|
|
|
|
Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия |
|
|
|
|
Паузация: правильная, нарушенная- деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки |
|
|
|
|
Ручная моторика (объем движений, темп, переключаемость движений, ведущая рука, амбидекстр)
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
||||
5-6 лет |
6 -7лет |
||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
Покажи ушки(2 – 3 пальчика) |
правая |
|
|
|
|
левая |
|
|
|
|
|
обе |
|
|
|
|
|
Покажи рожки (2 – 5 пальчиков) |
правая |
|
|
|
|
левая |
|
|
|
|
|
обе |
|
|
|
|
|
Сложи кольцо 1-2,3,4,5 |
правая |
|
|
|
|
левая |
|
|
|
|
|
обе |
х |
|
|
||
«Игра на рояле» |
правая |
|
|
|
|
левая |
|
|
|
|
|
обе |
|
|
|
|
|
Кулак, ребро, ладонь |
правая |
Х |
|
|
|
левая |
|
|
|||
Застежка |
|
|
|
|
|
Шнуровка |
|
|
|
|
|
Итого баллов: |
|
|
|
|
Состояние звукопроизношения (качественная характеристика)
Звуки |
Возраст ребенка |
|||
5-6 лет |
6-7лет |
|||
Начало года |
Конец года |
Начало год |
Конец года |
|
Б-М-П |
|
|
|
|
В-Ф |
|
|
|
|
Т-Д-Н |
|
|
|
|
К-Г-Х |
|
|
|
|
Й (Е-Ё-Ю-Я) |
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
СЬ |
|
|
|
|
З |
|
|
|
|
ЗЬ |
|
|
|
|
Ц |
|
|
|
|
Ш |
|
|
|
|
Ж |
|
|
|
|
Щ |
|
|
|
|
Ч |
|
|
|
|
Л |
|
|
|
|
ЛЬ |
|
|
|
|
Р |
|
|
|
|
РЬ |
|
|
|
|
Фонематическое восприятие (повтори, покажи)
Речевой материал |
Возраст ребенка |
||||
5-6 лет |
6-7лет |
||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
па-ба |
ба-па |
|
|
|
|
та-да |
да-та |
|
|
|
|
ка-га |
га-ка |
|
|
|
|
та-да-та |
да-та-да |
Х |
|
|
|
ка-га-ка |
га-ка-га |
|
|
||
са-ша |
за-жа |
|
|
||
мишка – мышка |
|
|
|
|
|
бочка – почка |
|
|
|
|
|
лук-люк |
|
|
|
|
|
трава – дрова |
|
|
|
|
|
крыса – крыша |
|
|
|
|
|
жар-шар |
|
|
|
|
|
коса – коза |
|
|
|
|
|
рожки-ложки |
|
|
|
|
|
Итого балов: |
|
|
|
|
Языковой анализ и синтез
Речевой материал |
Возраст ребенка |
|||
5 -6лет |
6-7 лет |
|||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Какой первый звук в слове? облако, иголки, аист |
|
|
|
|
Какой звук в конце слова? пила, грибы, очки |
|
|
|
|
Какой звук в конце слова ? Кошка, автобус, дом |
Х |
|
|
|
Какой звук в начале слова? танк ,коза, санки |
|
|
||
Сколько звуков в слове? кот, стул, лимон |
|
|
||
Составь слово из звуков: К,о,т; ш,у,б,а; ш,а,п,к,а. |
|
|
||
Итого баллов: |
|
|
|
|
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
(не нарушена; нарушения: парафазии (замены звуков, слогов); элизии (пропуски букв, слогов); итерации (повторение звуков, слогов); контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого); персеверации (отсроченное повторение); перестановка звуков, слогов; антиципации)
Речевой материал |
Возраст ребенка |
|||
5-6 лет |
6-7 лет |
|||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
пуговица |
|
|
|
|
кукуруза |
|
|
|
|
гусеница |
|
|
|
|
самокаты |
|
|
|
|
милиционер |
Х |
|
|
|
велосипед |
|
|
||
сковорода |
|
|
||
телевизор |
|
|
||
Мальчики слепили снеговика |
|
|
|
|
Водопроводчик чинит водопровод |
Х |
|
|
|
На перекрестке стоит регулировщик |
|
|
||
Итого баллов: |
|
|
|
|
Состояние лексико- грамматического строя речи
Импрессивная речь
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
||||
5-6лет |
6-7лет |
||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
Выполнение инструкций |
Закрой книгу |
|
|
|
|
Достань ручку |
|
|
|
|
|
Достань ручку и положи ее на тетрадь |
|
|
|
|
|
Понимание предложений с причинно-следственной связью |
Петя ударил Васю. Кому больно? |
|
|
|
|
Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше? |
Х |
|
|
||
Понимание изменения числа сущ-х в предложении |
Покажи, где самолеты летят, где самолет летит |
|
|
|
|
Покажи, где ракета взлетает, где ракеты взлетают |
|||||
Понимание падежных окончаний существитель-ных |
Покажи карандашом ручку |
|
|
|
|
Покажи карандаш ручкой |
|
|
|
|
|
Покажи дочку мамы |
Х |
|
|
||
Покажи маму дочки |
|
|
|||
Понимание предлогов (покажи где:) |
Кот идет к дому |
|
|
|
|
Кот в доме |
|
|
|
|
|
Кот перед домом |
|
|
|
|
|
Кот вылезает из трубы |
Х |
|
|
||
Кот выглядывает из-за крыльца |
|
|
|||
Итого баллов: |
|
|
|
|
Экспрессивная речь
Активный словарь
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
|||||||
5 -6лет |
6-7лет |
|||||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|||||
Словарь существительных
|
«посуда» |
|
|
|
|
|||
«Мебель» |
|
|
|
|
||||
«Овощи» |
|
|
|
|
||||
«Фрукты» |
|
|
|
|
||||
«Дикие, домашние животные» |
|
|
|
|
||||
«Транспорт» |
Х |
|
|
|||||
«деревья» |
|
|
||||||
«инструменты» |
|
|
||||||
«Бытовая техника» |
|
|
||||||
«школьные принадлежности» |
|
|
||||||
Называние и показ частей объектов |
Части тела: а)голова, ноги, руки, грудь, живот, шея, нос, рот, глаза |
|
|
|
|
|||
б) локоть, колено, ноготь |
|
|
|
|
||||
в) затылок, запястье, подбородок |
Х |
|
|
|||||
Стул: спинка, сиденье, ножка |
|
|
|
|
||||
Чайник: донышко, носик, крышка, ручка |
Х |
|
|
|||||
Глагольный словарь |
||||||||
Назвать действие предмета (что делает?)
|
летит |
|
|
|
|
|||
скачет |
|
|
|
|
||||
стучит |
|
|
|
|
||||
рисует |
|
|
|
|
||||
умывается |
|
|
|
|
||||
шьет |
Х |
|
|
|||||
вяжет |
|
|
||||||
вышивает |
|
|
||||||
варит |
|
|
||||||
жарит |
|
|
||||||
печет |
|
|
||||||
Словарь признаков |
||||||||
Подбор антонимов |
Черный - белый |
|
|
|
|
|||
Сладкий -кислый |
|
|
|
|
||||
Твердый -мягкий |
|
|
|
|
||||
Большой -маленький |
|
|
|
|
||||
Высокий -низкий |
Х |
|
|
|||||
Длинный -короткий |
|
|
||||||
Широкий -узкий |
|
|
||||||
Толстый -тонкий |
|
|
||||||
Какой по форме?
|
Треугольный |
|
|
|
|
|||
Овальный |
|
|
|
|
||||
Круглый |
|
|
|
|
||||
Квадратный |
|
|
|
|
||||
Прямоугольный |
|
|
|
|
||||
Какой по цвету? |
Основные цвета |
|
|
|
|
|||
Оттенки цветов |
Х |
|
|
|||||
Какой по вкусу?
|
Лимон |
|
|
|
|
|||
Клубника |
|
|
|
|
||||
Рябина |
|
|
|
|
||||
Итого баллов: |
|
|
|
|
||||
Грамматический строй речи
Обследование словообразовательных навыков
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
||||||
5-6 лет |
6-7лет |
||||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||||
Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательным значением |
ключ-ключик |
|
|
|
|
||
Звезда-звездочка |
|
|
|
|
|||
Пуговица-пуговичка
|
|
|
|
|
|||
С увеличитель-ным значением |
дом |
Х |
|
|
|||
рука |
|
|
|||||
усы |
|
|
|||||
Образование Притяжатель-ных прилагатель-ных
|
Чей хвост? |
|
|
|
|
||
Чья голова? |
|
|
|
|
|||
Чьи уши? |
|
|
|
|
|||
Образование прилагатель-ных от существи-тельных (из чего сделано?)
|
Шкаф из дерева |
|
|
|
|
||
Машина из железа |
|
|
|
|
|||
Чашка из фарфора |
Х |
|
|
||||
Шапка из шерсти |
|
|
|||||
Образование глаголов с помощью приставок: ехать,бе-жать, лететь |
При- |
|
|
|
|
||
У- |
|
|
|
|
|||
За- |
|
|
|
|
|||
Пере- |
Х |
|
|
||||
Итого баллов: |
|
|
|
|
|||
Словоизменение
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
||||
5-6 лет |
6-7лет |
||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
Изменение сущ-х по падежам (с. 237-247)* |
И.п. |
|
|
|
|
Р.п. |
|
|
|
|
|
Д.п. |
|
|
|
|
|
В.п. |
|
|
|
|
|
Т.п. |
|
|
|
|
|
П.п. |
|
|
|
|
|
Изменение прилагательных по родам (249)* |
Ж.р. |
|
|
|
|
М.р. |
|
|
|
|
|
Ср.р. |
|
|
|
|
|
Изменение сущ-х по числам (253-260)* |
Лампа -лампы |
|
|
|
|
Стол -столы |
|
|
|
|
|
Яйцо -яйца |
|
|
|
|
|
Лоб -лбы |
Х |
|
|
||
Ухо -уши |
|
|
|||
Мн. число сущ-х в родительном падеже (нет чего?) |
вишня |
|
|
|
|
ведра |
|
|
|
|
|
блюдца |
|
|
|
|
|
парты |
Х |
|
|
||
Согласование сущ-х с числительными (1, 2, 5) с.261* |
карандаш |
|
|
|
|
яблоко |
|
|
|
|
|
тетрадь |
Х |
|
|
||
Итого баллов: |
|
|
|
|
Исследование связной речи
Связная речь: однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
||||||
5-6 лет |
6-7лет |
||||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||||
Составить предложения по картинке (с.271)* |
|
|
|
|
|||
Составить рассказ по картинке (с.273)* |
|
|
|
|
|||
Составить рассказ по серии картинок (с.275)* |
|
|
|
|
|||
Пересказ: «Белочка и зайчик» Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая. А зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под елкой.
|
Х |
|
|
||||
Качество пересказа |
|
|
|||||
Уровень необходимой помощи |
|
|
|||||
Итого баллов: |
|
|
|
|
|||
Познавательные процессы
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
||||
5-6 лет |
6-7 лет |
||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
Счетные операции
|
Счет прямой и обратный |
|
|
|
|
Сосчитать сколько предметов нарисовано (225)* |
|
|
|
|
|
Назвать по порядку(227)* |
|
|
|
|
|
Сколько лап у кошки? |
|
|
|
|
|
Сколько лап у петуха? |
|
|
|
|
|
Ориентировка в пространстве |
высоко |
|
|
|
|
низко |
|
|
|
|
|
далеко |
|
|
|
|
|
близко |
|
|
|
|
|
слева |
|
|
|
|
|
справа |
|
|
|
|
|
Слева внизу |
Х |
|
|
||
Слева вверху |
|
|
|||
Справа внизу |
|
|
|||
Справа вверху |
|
|
|||
Ориентировка во времени |
Какое время года?(217)* |
|
|
|
|
В какое время суток дети идут в детский сад?(223)* |
|
|
|
|
|
Когда ребята идут гулять? |
|
|
|
|
|
Когда дети ложатся спать? |
|
|
|
|
|
Назвать дни недели |
Х |
|
|
||
Мышление |
Составление из частей целого |
Из 6-8 |
Из 8-10 |
||
|
|
|
|
||
Выделение лишнего предмета |
|
|
|
|
|
Итого баллов: |
|
|
|
|
|
* «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой
Средний балл:_________
Логопедическое заключение
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________ Логопед_____________________
ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
СОДЕРЖАНИЕ:
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
|
|
1. |
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ |
|
2. |
КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕМ РЕЧИ. |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическое пособие «Карта логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи» (далее – карты) предназначены для учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Карты составлены с учетом разделов программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь.
В качестве основного наглядного диагностического материала рекомендован «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой.
Для сбора более полной информации по результатам обследования предложена качественная и количественная характеристика состояния речевых процессов.
В разделах карт «Анамнез», «Строение и подвижность артикуляционного аппарата», «Голосовая и дыхательные функции», «Состояние звукопроизношения» рекомендована только качественная характеристика, которая учитывает специфику органических нарушений речи. В других разделах карт дана количественная характеристика результатов исследования.
Все разделы в картах, за исключением раздела «Анамнез» оформлены графически, что позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении двух-трех лет логопедической работы и обеспечивает наблюдение за динамикой речевого развития на протяжении всего коррекционного периода.
Для оценки состояния уровня речевого нарушения детей предложена следующая система:
- 3 балла - самостоятельное выполнение тестового задания;
- 2 балла - выполнение с помощью взрослого (либо с ошибкой);
- 1 балл - тестовое задание не выполнено.
По каждому разделу карт (количественная характеристика) выводится средний балл по формуле:
Сумма баллов
Количество заданий
По итогам обследования разделов определяется уровень общего недоразвития речи по формуле:
Сумма средних баллов по разделам
Количество разделов
Критериями определения уровня общего недоразвития речи являются:
- 1 балл – ОНР 1 уровня;
- более 1 менее 2 баллов – ОНР 2 уровня;
- 2 менее 2,5 балла – ОНР 3 уровня;
-2,5 менее 3 баллов – ОНР 4 уровня.
Логопедическое заключение по итогам обследования оформляется с учетом использования клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций по Р.Е.Левиной (например):
ОНР (1,2 ур.), моторная алалия
ОНР (2,3,4 ур.), дизартрия или стертая форма дизартрии
ОНР (3,4 ур.), ринолалия
Использование карт логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи позволяют обеспечить:
· качественный анализ результатов обследования (учет допускаемых ошибок, степень самостоятельности, особенности выполнения заданий и т.д.);
· интерпретацию полученных данных в количественной форме;
· подбор заданий в соответствии с возрастной нормой;
· построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядно уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы;
· отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия (начало - конец учебного года);
· компактность заполнения;
· возможность специалистам МБДОУ осуществить анализ динамики устранения речевого нарушения и наметить пути корректировки коррекционно-педагогического воздействия.
1. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
При изучении анамнеза в первую очередь обращается внимание на выявление неврологических и психопатологических синдромов в раннем анамнезе - перинатальной энцефалопатии, минимальной мозговой дисфункции, задержки моторного развития, а также хронических соматических заболеваний: сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей и т.д. Анализ особенностей речевого развития направлен не только на выявление сроков появления речи, но и дисгармонии ее развития.
При обследовании строения, подвижности артикуляторного аппарата следует отметить помимо количественной характеристики строения наличие качества объема движений, точности, темпа, переключаемости. Это же касается и оценки состояния ручной моторики.
Следующие
разделы карты содержат задания для обследования
состояния звукопроизношения, фонематических процессов,
воспроизведения звуко-слоговой структуры слов.
При обследовании состояния звукопроизношения необходимо обратить внимание на принципиальный методологический характер - разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи.
Поэтому только с помощью тщательного сопоставления проявлений, характеризующих строение и функцию артикуляционного аппарата, уровень фонематического восприятия и качественные особенности дефектов звукопроизношения, можно установить конкретную патологию и найти адекватные коррекционные приемы.
При изучении импрессивной речи дается не так много тестовых заданий. Трудно обследовать раздельно экспрессивную и импрессивную речь ребенка. Это обусловлено тем, что при изучении экспрессивной речи отмечаются одновременно понимание и употребление грамматических форм, объем и характеристика активного и пассивного словаря, степень осведомленности ребенка. Проводя обследование, логопед должен учитывать, что в зависимости от того, какие стороны речи окажутся наиболее нарушенными, дефект речи ребенка будет квалифицироваться по-разному и направления коррекционной работы будут также различными.
Большое внимание уделяется изучению состояния связной речи, ее правильному лексико-грамматическому оформлению, а также умению устанавливать причинно-следственные связи. С этой целью предлагается использовать прием составления предложения по предлагаемой ребенку картинке. Прежде всего, выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем - умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3-4 слов, т.е. с определением. Дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выявляется умение детей строить предложения с однородными членами.
Далее дается задание с усложнением: составление рассказа по серии сюжетных картинок. Здесь необходимо правильно воспринять картинки и вычленить типовую ситуацию, построить и проверить гипотезу о смысле серии. Далее нужно построить программу высказывания, найти нужные синтаксические и лексические средства и реализовать высказывание.
Пересказ текста «Белочка и зайчик». Это задание требует восприятия и удержания слухоречевой информации, выделения смысла текста и его воспроизведения, оно провоцирует множественные лексические, грамматические ошибки.
В карте отводится соответствующее место для исследования уровня умственного развития ребенка и проведения анализа нарушений его познавательной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.