Методическое пособие "Работаем с текстом. Готовимся к ЕГЭ"
Оценка 4.9

Методическое пособие "Работаем с текстом. Готовимся к ЕГЭ"

Оценка 4.9
docx
15.04.2020
Методическое пособие "Работаем с текстом. Готовимся к ЕГЭ"
текст. готовимся к ЕГЭ.docx

 

Надпись: Работа с текстом
Готовимся к ЕГЭ

1.Текст и его строение.

II.  Функциональные стили и типы текста.

III.  Выразительные средства текста.

I. ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ

1.1. Текст (от лат. textusткань, связь, соедине­ние) — это речевое произведение, в котором пред­ложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически*.

Все предложения в тексте связаны общей те­мой, которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регу­лярной повторяемости ключевых слов. Например:

Несколько дней лил не переставая холодный дождь, В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно каза­лось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.

Был коней ноября — самое грустное время в де­ревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом крес­ле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая вода хлестала в окна.

Существует большое количество определений тек­ста. Данное определение достаточно для выполнения практических заданий, предлагаемых частью С.

Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрята­лись под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал ни дед Митрий, ни лесничий. (К.Паус­товский).

В тексте разворачивается тема холодного осен­него дождя и тех ощущений, которые он вызывает (выделены ключевые слова, обеспечивающие смыс­ловое единство текста).

1.2.  Смысловые отношения между предложения­ми текста

Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями: соеди­нительными, пояснительными, противительными, временными, условными, причинными, целевыми, уступительными, сопоставительными, изъяснитель­ными и др. (эти типы во многом аналогичны от­ношениям между частями сложного предложе­ния). Например:

Чаще всего подарки посылались им [ Чеховым] в

виде сюрпризов по почте, причем почти в каждом сюр­призе сказывалось его зоркое внимание ко вкусам и потребностям разных людей. Таганрогскому доктору Давиду Гордону для его «водолечебной» приемной он послал из Москвы картину; Линтваревым, жителям деревни, — новейший патентованный плуг; иркутско­му школьнику Нике Никитину — карту Забайкалья; Максиму Горькому карманные часы (К.Чуковс­кий) — первое и второе предложения текста связа­ны пояснительными отношениями (между ними можно вставить а именно).

1.3.  Средства связи между предложениями текста

Выделяются следующие средства связи между предложениями текста:

1. Лексические: повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной те­матической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т.п.).

2.  Морфологаческие:  замена существительных и др. частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид и время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п.

3. Синтаксические:   наличие  вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определен­ного порядка слов в предложении, неполных пред­ложений и т.п.

4. Стилистические:   использование   слов, принад­лежащих к одному стилю (например, термины в учеб­ных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п.

5.  Интонационные: длина фразы, темп речи, инто­нация и т.п.

6. Графические: знаки препинания, красная стро­ка, шрифты и шрифтовые выделения.

Нахождению средств связи посвящено отдель­ное задание, например: Среди предложений найди­те такое, которое соединяется с предыдущим с по­мощью частицы и личного местоимения.

Следует обратить внимание учащихся на то, что в разряде личных местоимений связующую функ­цию обычно выполняют местоимения третьего лица (он, она, оно, они). Личное местоимение заменяет какое-либо существительное (или словосочетание) из предыдущего предложения: И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но не­вольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желудки. (А. Куприн)

В то же время личное местоимение может быть связано с существительным из данного (а не преды­дущего) предложения: Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом. я стараюсь не глядеть и обхожу его сторо­ной (В.Белов) — личное местоимение его не является средством связи с предыдущим предложением.

Местоимение это может заменять собой не одно слово, а все предыдущее предложение: Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе пол­ный хозяин, что хочу, то и ворочу. Меньше всего имели право на это царствующие особы. (В.Тендряков)

Среди противительных союзов, связывающих предложения текста, наибольшую трудность представ­ляет союз же, поскольку он находится не в начале, а в середине предложения: Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев. Меня же, как сей­час помню, больше всего поражал и радовал в этой кни­ге Савельич  (Ф.Искандер), ср.: А меня поражал...

1.4. Виды связи между предложениями в тексте

Между предложениями в тексте могут быть сле­дующие основные виды связи:

♦     параллельная;

♦     цепная.

При параллельной связи предложения содер­жат перечисление, сопоставление или противопо­ставление связанных друг с другом действий, явле­ний, событий. Например:

Буря бушевала над Петербургом, как возвращен­ная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер взду­вал над городом полог облаков. (К.Паустовский)

В приведенном примере первое предложение содержит тему (буря над Петербургом). Все после­дующие однотипно построенные предложения рас­крывают эту тему. Все глаголы употреблены в фор­ме прошедшего времени.

Цепная связь — это такой вид связи, при кото­ром каждое последующее предложение является продолжением предыдущего и подготавливает по­следующее. Например:

Я увидел узкую улицу, уходящую в горы. Ее во всю длину перекрывал глухой, почти черный навес из ви­ноградных лоз, растянутых на жердях. Большие зре­лые кисти винограда висели низко над улицей. Под ними шел ослик с фонариком на шее. Фонарик был электрический и светил очень сильно. (К.Паустовский)

Цепная связь

Параллельная связь

1. Повтор ключевого слова. 2. Замена его синонимом, синонимическим обо­ротом, местоимением или однокоренным сло­вом. 3. Повтор того или иного члена предложения. 4. Семантические и ассоциативные связи.

1. Одинаковый порядок слов. 2. Одинаковые грамматические формы слов. 3. Анафоры. 4. Риторические вопросы. 5. Вводные слова и наречия места, времени.

УПРАЖНЕНИЯ № 12

1.  Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью местоименного наречия.

(]) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) За две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разгова­ривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ло­жился спать. (Ю. Трифонов)

2.  Укажите номер предложения, которое  связа­но с предыдущим только с помощью притяжатель­ного местоимения.

(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыки­вая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые па­хучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солн­це, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (Л.Куприн)

3.  Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоиме­ния и однокоренного слова.

(1) В ряде случаев обнаружение иностранного слова затрудняется тем, что оно принимает рус­ское обличье. (2) Это происходит нередко вследст­вие того, что непонятное слово осмысляется по со­звучию с русским. (3) Некоторые слои русского на­селения любят такие переосмысления. (4) Иногда это происходит в порядке шутки, каламбура, в осо­бенности с иностранными фамилиями. (5) Так, из­вестный генерал Барклай де Толли, командовав­ший русскими войсками при наступлении Наполе­она на Москву в 1812 г., был прозван Болтай да и только в связи с его тактикой отступления и укло­нения от решительного боя. (В.Казанский)

4.  Укажите номер предложения, которое свя­зано с предыдущим с помощью противительного союза.

(1) Один из мужчин заявил, что зрение его жены становится непостижимо острым, когда ему надо что-то спрятать, но если необходимо загнать ма­шину в гараж задним ходом, то она почему-то ста­новится близорукой. (2) Оценка расстояния меж­ду бампером машины и стенкой гаража в процес­се движения относится к области пространствен­ной ориентации, которая у большинства женщин развита слабо. (3) Хранительница гнезда, обеспе­чивающая выживание семьи, не может быть дру­гой. (4) Она должна замечать незначительные из­менения в поведении своих детей, которые могут сигнализировать о боли, голоде, ранении, агрес­сии или депрессии. (5) Мужчины же, добытчики, никогда не задерживались в пещере столь долго, чтобы научиться бессловесной сигнализации или альтернативным способам межличностного обще­ния. (М. Пшеничное)

5. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью соединительного союза.

(1) Читаешь четверть, полчаса — и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным слу­чаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все пол­тораста лиц широко улыбаются, глаза весело блес­тят, слышится ненадолго гул моря... (6) Я тоже сме­юсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. (8) Никакой спорт, никакие развлечения и игры ни­когда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций.   (А, Чехов)

 

II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ ТЕКСТА

2.1. В зависимости от содержания традиционно выделяются следующие основные смысловые (функ­циональные) типы текстов:

описание;

повествование;

рассуждение.

Описание — это смысловой тип речи, в кото­ром перечисляются признаки, свойства какого-либо предмета или явления.

По объекту описания можно выделить описа­ние места, описание состояния, описание предмета.

Пример текста-описания:

Весна в Фиальте облачна и скучна. Все мокро: пегие стволы платанов, можжевельник, ограды, гравий. Да­леко, в бледном просвете, в неровной раме синеватых домов, с трудом поднявшихся с колен и ощупью ищу­щих опоры (кладбищенский кипарис тянется за ними), расплывчато очерченная гора св. Георгия менее чем когда-либо похожа на цветные снимки с нее, которые тут же туриста ожидают (с тысяча девятьсот де­сятого года примерно, судя по шляпам дам и молодости извозчиков), теснясь в застывшей карусели своей, стой­ки между оскалом камня в аметистовых кристаллах и морским рококо раковин. Ветра нет, воздух тепл, отдает гарью. Море, опоенное и опресненное дождем, тускло-оливково. (В.Набоков)

В  приведенном отрывке логически выделяются слова, называющие качества, признаки: облачна и скучна, мокро, похожа на цветные снимки, в аметис­товых кристаллах; тепл; тускло-оливково. Глаголы не выражают активного действия, чаще это причас­тия, имеющие значения признака.

Описание может основываться и на использова­нии глаголов, однако эти глаголы, как правило, обо­значают действия, наблюдаемые со стороны, действия, характеризующие лицо или предмет. Например:

Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трех сторон один за другим отдаются удары мгно­венно пробудившихся волн. Он не бунтует. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё немило; все пере­менилось около него; тихо враждует он с прибреж­ными горами, лесами, лугами и несет на них жалобу в Черное море. (Н.Гоголь)

Повествование — это смысловой тип речи, в ко­тором рассказывается о событиях, разворачиваю­щихся во времени.

Повествование дает представление о развитии событий, их последовательности. Этот тип речи акцентирует внимание на активных действиях, выраженных глаголами. Текст передает активную сме­ну событий, поэтапную смену явлений.

С точки зрения композиции в повествовании выделяют:

1)   экспозицию — обстановку, предшествующую действию;

2)   завязку — начало развития действия;

3)  развитие действия;

4)   развязку — окончание действия.

Пример текста-повествования:

Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в дру­гую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее. (Н. Го­голь)

Рассуждение — это смысловой тип речи, в ко­тором последовательно излагается ряд мыслей на какую-либо тему, приводятся суждения, разъясне­ния, доказательства.

В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:

1) тезис — мысль, нуждающаяся в доказательстве;

2) аргументы - факты, примеры, высказывания, доказывающие или опровергающие тезис;

3)  вывод - общий итог, заключение по поводу тезиса.

Пример текста-рассуждения:

Когда произносится имя Ивана Сергеевича Тургене­ва, сразу возникают в сознании не только «'Записки охот­ника», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» (и все рома­ны), не только «Стихотворения в прозе» и «Вешние воды», не только Спасское-Лутовиново, но сразу возникают также Париж и Полина Виардо. Можно подсчитать (специалисты и подсчитали), сколько лет в общей слож­ности провел русский писатель за границей. Говорят, чуть ли не полжизни. Возможно, возможно... Однако я смею утверждать, что Тургенев не уезжал от России ни на один день. Из России уезжал, а от России — нет. <...> Если человек сидит за рабочим столом над лис­том бумаги и пишет «Записки охотника», позволитель­но спросить, где же он находится на самом деле — в Париже, на улице Дуэ, или около костра с крестьянскими детьми, среди ночного Бежина луга ? Ведь и Гоголь живал в Риме и писал там «Мертвые души».

Трагедия писателя начинается тогда, когда он перестает ощущать свою аудиторию, когда слово его не находит отклика, а уходит как в вату. Между прочим, такая беда может приключиться с писате­лем, сиди он хоть в самой середине своей страны, до­статочно ему утратить духовную связь с читате­лем  еще громче говоря— с народом.

Тургенев этой связи никогда, ни на одно мгновение не терял. (В.Солоухин)

Наиболее часты ошибки при анализе текста-рассуждения. Следует подчеркнуть, что рассуж­дение бывает трех типов: доказательство, объяс­нение, размышление. Как отмечает Н.А. Сенина, в рассуждении «говорится обычно о вещах отвле­ченных, не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем, о понятиях, чув­ствах, оценках чего бы то ни было (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем дума­ем)»1  (см. таблицу внизу).

В пределах конкретного текста могут сочетать­ся различные функциональные типы. Так, в худо­жественных текстах повествование обычно сопро­вождается описанием, а в публицистических — рас­суждением. Например:

В то же лето у того же колодца [Репин] чуть не изгнал из «Пенатов» одну назойливую и скудоумную жен­щину, которая привела к нему своего семилетнего сына в качестве жаждущего его похвал вундеркинда. Вун­деркинд был угрюмый мальчишка, одетый, несмотря на жару, в бархатный, золотистого цвета костюм. Мать в разговоре со мной объявила его «будущим Репиным» (К.Чуковский) — повествование (предл. 1, 3) сочета­ется с описанием (предл. 2).

Система функциональных стилей современно­го русского языка может быть представлена в таблице на стр. 20).

УПРАЖНЕНИЯ №13

 Определите функциональный стиль и тин текста.

1.  Стояли жаркие, безветренные июньские дни. Лист в лесу сочен, густ и зелен, только кое-где срыва­ются пожелтевшие березовые и липовые листы. Кус­ты шиповника осыпаны душистыми цветами, в лес­ных лугах сплошной медовый клевер, рожь густая, рослая, темнеет и волнуется, до половины налилась, в низах перекликаются коростели, в овсах и ржах то и дело щелкают перепела, соловей в лесу толь­ко изредка сделает колено и замолкнет, сухой жар печет. По дорогам лежит неподвижно на палец сухая пыль и поднимается густым облаком, уно­симым то вправо, то влево случайным слабым ду­новением. (Л.Толстой)

2.   Носитель полнофункционального типа умеет строить монологическую речь, сохраняя логическую нить повествования или рассуждения. Характер при­меняемых для этого текстовых скреп во многом за­висит от функциональной разновидности текста (дис­курса), но, как правило, разнообразие используемых для этого слов и целесообразное их употребление — тоже характерная черта носителя полнофункциональ­ного типа. В письменной речи это еще и творческое, всегда целесообразное использование абзацного выделения мыслей (абзацного членения). И письмен­ный, и устные дискурсы носителей полнофункцио­нального типа речевой культуры отличаются не только

Описание

Повествование

Рассуждение

Преобладают существитель­ные и прилагательные. Глаго­лы (обычно несов. вида) пере­дают действия (состояния), ха­рактеризующие лицо или пред­мет. Преобладают простые пред­ложения

Преобладают глаголы (обыч­но сов. вида), передающие сме­няющие друг друга действия, динамику событий. Используются наречия мес­та и времени. Используются  все типы предложений

Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова (во-первых, следовательно), производные предлоги и состав­ные союзы (вследствие, благода­ря тому что). Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения

Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены. Р/Д: Легион, 2006. С. 141.

богатством лексики, интонаций и других языковых средств, но и — это самое главное — творческим на­чалом, нештампованностью речи.   (О.Сиротинина) 

3.   Выборы.  Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конс­титуцией Российской Федерации (РФ), федераль­ными законами, конституциями (уставами), зако­нами субъектов РФ, уставами муниципальных об­разований в целях формирования органа Государст­венной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями гражданского лица (Фе­деральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

4.  Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медведем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно — мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух — послушать, значит. Слышу — вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощу­щение — как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла — в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну — мне же помощники не нужны!

5.  Сколько чуши в последние годы подается в ка­честве незыблемой истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы тему отцов и детей. Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским те­лепередачам, подростковым журналам, школьным инновациям, как — хлоп! — взялись за них же, за родителей. «Воспитание ребенка надо начинать с воспитания родителей», «родители абсолютно бес­помощны, педагогически безграмотны», «матери не умеют любить своих детей, мы должны их этому учить...» Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты... А в некото­рых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек име­ет право носить звание родителя..(И.Медведева)

III. Выразительные средства текста

Задание, посвященное средствам выразительнос­ти, представляет собой фрагмент рецензии  с про-

пущенными терминами, которые необходимо вос­становить, указав номера слов из приведенного списка.

Естественно, ученикам должны быть знакомы определения и примеры основных выразительных языковых средств. Учителю можно порекомендо­вать следующие пособия, в которых достаточно полно описаны стилистические ресурсы русского языка: Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001; Розенталь Д.Э. Справочник по рус­скому языку. Практическая стилистика. М.: Оникс 21 век, 2002; Д.Э. Розенталь, М.А. Телешова. Сло­варь-справочник лингвистических терминов. М.: Астрель, 2000; Квятковский А.П. Школьный поэти­ческий словарь. М: Дрофа, 1998; и др.

Проанализируем типичные трудности работы со средствами выразительности текста.

Тропы или стилистические фигуры?

Лексические средства, или тропы {ъ ед. ч. троп) (от rp. tropos — «поворот»), — обороты речи, состо­ящие в употреблении слова или выражения в пере­носном значении. Использование тропов создает новые сочетания слов с новым значением, обога­щает речь новыми оттенками смысла, придает ей образность, выразительность. Различают следующие виды тропов: простейшие — сравнение, эпитет; слож­ные — метафора, метонимия, ирония, гипербола, лито­та, оксюморон, перифраз.

Синтаксические средства, или стилистические фигуры, необычные обороты речи, особое ее син­таксическое построение, к которому прибегает пи­сатель для усиления выразительности. К синтак­сическим средствам относят инверсию, синтаксичес­кий параллелизм, градацию, риторический вопрос, ри­торическое восклицание, эллипсис, умолчание, различ­ные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответную форму изложения и др.

Таким образом, во фрагменте «Такое синтакси­ческое средство, как___, помогает автору аргумен­тировать свою позицию» речь не может идти о ме­тафорах, эпитетах и т.п.

Когда не узнают сравнение

Как уже было сказано, сравнение относят к про­стейшим тропам, однако в некоторых случаях вы­явление сравнения оказывается непростой задачей. Речь идет о сравнении, выраженном существитель­ным в творительном падеже: Снежная пыль стол­бом стоит в воздухе (Б.Горбатов) — стоит как столб.

Напомним, что сравнение может быть также выражено:

 2) оборотами со сравнительными союзами: Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола (К.Паустовский) — сравнительный оборот; Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разгова­ривают (Н.Гаршин) —сравнительное придаточное;

3)   формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия:  Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков);

4) с помощью слов похож, подобен, напоминает: Кле­новый лист напоминает нам янтарь. (Н.Заболоцкий)

Эпитет или метафора?

Надо признать, что между этими явлениями трудно провести четкую границу. В лингвости­листике можно встретить термин метафоричес­кий эпитет2, однако задания ЕГЭ предполагают различение этих понятий. Следует помнить, что под эпитетом обычно понимается образное оп­ределение, выраженное именем прилагательным: седой туман, бездонное небо, ядовитое воспомина­ние и т.п. Не являются эпитетами прилагатель­ные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характерис­тики: каменный дом, стеклянная посуда  и т.п.

Метафора, как правило, предполагает образное переосмысление значения имени существительного или глагола; дом человеческой веры, росток сомнения, догорает заря, люди переступают через совесть и т.п.

Особая разновидность этого тропа — разверну­тая метафора — представляет собой нанизывание нескольких метафор, разворачивающих образ пер­вой, исходной метафоры: По имени европейского первопечатника всю совокупность изготовленных типографским способом книг называют иногда «ra-лактикоя Гуттенберга». Ориентироваться в этой галактике несведущему наблюдателю совсем не прос­то: здесь есть бесчисленные созвездия, состоящие из звезд разной величины, и давно погасшие светила, сияние которых еще доходит до нас... (С.Бэлза)

Эпитет или олицетворение?

Поскольку олицетворение — это разновидность метафоры, поставленный вопрос тесно связан с тем, что было сказано выше. Действительно, та­кие эпитеты, как грустная береза, хмурое небо и под., связаны с признаками живых существ. Од­нако олицетворение обычно построено на сочета­нии неодушевленных существительных и «антро­поморфных» глаголов, обозначающих действия (состояния) человека или живого существа вооб­ще (дышать, грустить, плакать, просить и т.п.):

Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыхани­ем. (К.Паустовский); Не забудем, что насилие не живет одно, оно непременно сплетено с ложью. На­силию нечем прикрыться, кроме лжи... (А.Солжени­цын); Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (К.Паустовский)

Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос?

Типичное школьное определение риторическо­го вопроса (вопрос, не требующий ответа) не со­всем точно отражает суть этой фигуры речи. Ри­торический вопрос — это вопросительное только по форме, но повествовательное по смыслу пред­ложение. Не случайно наличие риторического воп­роса можно проверить методом трансформации вопросительного предложения в повествователь­ное: Кто же не знает Ивана? ~ Все знают Ивана.

Вопросно-ответная форма изложения создает не­кое подобие диалога: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает: Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Яне хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз. (В.Харченко)

Часто весь текст является ответом на постав­ленный в начале проблемный вопрос. Поэтому, если текст начинается с вопроса Что такое кра­сота {любовь, счастье и т.п.)? и далее автор начи­нает размышлять над этой проблемой, вопроси­тельное предложение вряд ли следует квалифи­цировать как риторический вопрос.

Что такое парцелляция?

Этот термин знаком далеко не каждому старше­класснику и требует специального объяснения. Пар­целляция (от лат. particula — «частица») — особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные. (Д.Гранин) — компоненты неполных предложений (парцелляты) можно включить в состав первого пред­ложения в качестве однородных сказуемых.

2 Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001. С 13

 

Научный

Публицистический

Официально-деловой

Художественный

Разговорный

Сфера исполь­зования

Наука, техника, образо­вание

Средства массовой информации, публич­ные выступления

Законодательство, делопроизводство

Искусство, художе­ственная литература

Повседневное общение

Основная цель речи

Сообщение, фиксация знаний

Сообщение и воздей­ствие

Сообщение, констата­ция факта, установле­ние админ.-правовых отношений

Воздействие через образное моделирова­ние мира

Установление межлич­ностных

 контактов

Характерные черты стиля

Строгая логичность изложения, доказа тель­ность, смысло вая точ­ность, обобщенность

Образность, эмоцио­нальность, оценочность

Точность, стандартизо-ванность, отсутствие средств выразительности

Образность, широкое использование средств др. стилей,    средств  выразител ьности

Непринужденность,

 минимальная

 забота о форме изложения

 мысли,

особая роль жестов, мимики,

интонации

Жанры

Монография, диссерта­ция, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др.

Очерк, статья, интер­вью, фельетон, репор­таж, эссе, выступление по радио (телевиде­нию), дискуссия и др.

Законодательные документы (конститу­ция, устав, кодекс), деловые бумаги (при­каз, протокол, договор, справка и т.п.)

Роман, повесть, рассказ, поэма, лири­ческое   стихотворение и т.д.

Бытовая беседа, просьба,

извинение, комплимент и др.

Языковые средства

Однозначные слова, термины, абстрактная лексика; причастия и деепричастия, указатель­ные и определительные местоимения; вводные конструкции, сложные и простые осложненные предложения, прямой порядок слов; минимум средств выразительности (сравнение, реже мета­фора)

Общественно-полити­ческая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрес­сивная, оценочная лексика, фразеологиз­мы; неполные предло­жения, вводные конст­рукции, восклицатель­ные предложения; разнообразие средств выразительности

Официальная и канцелярская лексика и фразеология, ис­пользование аббревиа­тур; преобладание существительных над глаголами, стандарт­ные обороты, страда­тельные конструкции, неопределенно-личные и безличные предложения

Возможно использова­ние любых лексических единиц (синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, простореч­ные и разговорные слова, диалектизмы и др.); разнообразие синтаксических конструкций; широкое употребление тропов и стилистических фигур

Бытовая, разговорная и

 просторечная лексика,

эмоционально-экспрес­сивная

 лексика; обилие частиц,

вводных слов, междометий;

бессоюз­ные, неполные

 предло­жения

 

 

ТЕСТ № 14

1.  Назовите выделенное средство выразитель­ности.

Как бы красиво мы ни извинились, память есть па­мять, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный след в сознании. (В.Харченко)    ,

2. Назовите выделенное средство выразительности.

Голодная бурса рыскала по улицам Киева и за­ставляла всех быть осторожными. (Н.Гоголь)

3.  Назовите выделенное средство выразитель­ности.

При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи... что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. (Ф.Достоевский)

4.  Назовите средство выразительности, которое использовано в предложении.

Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве.

5.   Назовите выделенное средство выразитель­ности.

Вот почему я думаю, друзья, что мы способны по­мочь миру в его раскаленный час. (А.Солженицын)

6.  Назовите выделенное средство выразитель­ности.

Древнерусская литература поразительно разно­образна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду нашей литера­туре, формирующей национальное сознание, пат­риотизм?! (Д.Лихачев)

7.  Назовите выделенное средство выразитель­ности.

Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее [родной земли] и всю жизнь затем соотносим с этими изна­чальными образами и понятиями. (В.Распутин)

8.  Назовите выделенное средство выразительно­сти.

Не все в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, свои правды. (К.Чуковский)

9.  Назовите выделенное средство выразитель­ности.

Для чего уничтожать самостоятельное разви­тие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н.Доб­ролюбов)

10.  Назовите выделенное средство выразитель­ности.

Образующийся при нуле градусов лед еще легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство!  (В.Чивилихин)

11.  Назовите выделенное средство выразитель­ности.

Хорошо живется общительному человеку: пол­мира у него в товарищах.

12.  Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздуш­ный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустишь из рук. (В.Солоухин)

13.  Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

Стояла холодная осенняя пора, и все листья с де­рева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он все еще ждал, что вернется Вишенка. (Ф.Кривин)

14.  Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». (М.Горький)

15.  Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есе­нин)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1.  Каковы основные средства связи между пред­ложениями текста?

2.  Назовите основные признаки описания, по­вествования, рассуждения.

3.   Составьте список средств выразительности,  которые необходимо повторить с учащимися.

ЛИТЕРАТУРА

/. Волгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2004. 2.  Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001.

3.  Сенина НА. Русский язык. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены. Р/Д: Легион, 2006.

Оценка

Кол-во правильно выполненных заданий

5 (отлично)

13-15

4 (хорошо)

10-12

3 (удовлетворительно)

7-9

 

Лекция № 8. Написание сочинения

Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании CI. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и проком­ментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сфор­мулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируй­те, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному текс­ту), не оценивается. Если сочинение представляет со­бой пересказанный или полностью переписанный ис­ходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Можно выделить следующие этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочи­нения:

1) ознакомление учащихся с требованиями к со­чинению и критериями его проверки;

2)  поэтапный разбор каждого содержательного критерия:

а)   проблема текста, виды проблем, прие­мы выделения проблем текста, спосо­бы формулирования проблемы;

б)   комментарий, виды комментария, спо­соб оформления;

в)   выявление позиции автора и способы ее оформления;

г)   аргументация собственной позиции, виды аргументов;

3)  работа над композицией сочинения;

4)  написание и проверка сочинений по разра­ботанным критериям оценивания.

Итак, опишем примерную систему уроков по подготовке к написанию сочинения.

Урок 1. Проблема текста

Ключевые  вопросы урока:

 такое проблема?

  Как выявить проблему текста?

   Как сформулировать проблему текста?

Обратившись к толковым словарям, получаем ответ на первый вопрос.

Проблема — это сложный практический или тео­ретический вопрос, требующий решения, исследо­вания, например: проблема сохранения окружаю­щей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Такие вопросы могут затрагивать разные сторо­ны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проб­лем.

Философские проблемы затрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проб­лемы связаны с деятельностью государственной вла­сти, партий или общественных групп. Экологичес­кие проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) про­блемы связаны с внутренними духовными качества­ми, которыми руководствуется человек, с опреде­ленными правилами поведения.

В некоторых случаях автор сам четко формули­рует проблемный вопрос. Например:

Что делать, когда очень одиноко?

Чувство одиночества типично для молодых (при­рода подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка — и та не та. Чем раньше вы признав те уникальную драгоценность всего, что вас окружа­ет, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.

Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тос­ка, меланхолия приходят в гости только во время про­извольной или непроизвольной, но бездеятельности.

(В.К. Харченко)

Текст начинается с вопроса, в котором сформу­лирована проблема: что делать, когда очень одино­ко? Далее автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.

Однако тексты, предлагаемые на экзамене, при­званы проверить овладение важнейшим видом ре­чевой деятельности — сознательным чтением. По­этому они скорее всего не будут слишком просты­ми с точки зрения замысла автора и его реализа­ции. Ученику необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, част­ный случай, пример проявления какой-либо абст­рактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят — удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробо­вать (Сверла ведь вес — потомственные металлис­ты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки — специальные пробки, — и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла — на проб­ках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научил­ся) — куда там! Штопор и слушать не хочет! Начи­нает сам для себя пробки искать, к бутылкам при­сматриваться.

Удивляются старые Сверла: и как это их сын.от рук отбился?

(Ф.Кривин)

Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспита­ния молодого поколения. Автора волнуют следую­щие вопросы: как следует воспитывать детей?По­чему дети порой становятся избалованными, непри­способленными к жизни? В олицетворенных образах неодушевленных предметов мы без труда узнаем родителей, которые из лучших побуждений оберега­ют сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и само­стоятельной жизни.

Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затро­нуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае — попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения.

Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков — всех рассеяли по даль­ним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи крес­та, который мать надела ей при расставании. И за­вязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете/ Тогда как не под­дающуюся воспитанию ее отослали в детдом для де­фективных/ Борьба за крест продолжалась. Зоя устоя­ла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернос­ловить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду поли­тической, как вся семья».

И она стала политической! Чем больше воспита­тели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дво­ре стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и непри­личные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация под­крашивает статую, устанавливает слежку, сообща­ет и в МТБ. А надписи все появляются, и ребята хо­хочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее кал.

Террористический акт! Приехали гебисты. Нача­лись по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдай­те банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сот­ни детей расстрелять. Если б Сам узнал - он бы и сам распорядился.)

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

Это сделала все я одна! А на что другое годит­ся голова папаши?

И ее судили. И присудили к высшей мере, безо вся­кого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-лет­нюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.

Да здравствует наша веротерпимость! Да здравствуют дети — хозяева коммунизма! Отзовись, та страна, которая так любила бы сво­их детей, как мы своих!

(По A.M.   Солженицыну)

Перед нами отрывок из книги Александра Исае-вича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Букваль­но аббревиатура ГУЛАГ означает Главное управле­ние лагерей — орган в системе Министерства внут­ренних дел в 1930—1950-е годы, в ведении которо­го находились тюрьмы, лагеря. Архипелаг — это груп­па близко расположенных друг к другу морских островов. Таким образом, название книги — это метафора: архипелаг ГУЛАГ — это сеть лагерей, опу­тавшая страну. После публикации книги слово ГУЛАГ получило новое значение — система слеж­ки, доносительства, подавление инакомыслия, от­сутствие демократических свобод, состояние все­общей подозрительности, духовной, политической, религиозной несвободы. Вопросы некоторых моих учеников показывают, что текст нуждается в ком­ментарии: МГБ — Министерство государственной безопасности. Гебист (разг.) — сотрудник органов государственной безопасности. К сожалению, да­леко не все видят, что в последних трех предложе­ниях звучит горькая ирония автора. Так, типич­ный советский лозунг «Дети — хозяева коммуниз­ма» на фоне этой и многих других историй о детях-заключенных звучит как циничная, грубая ложь.

В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвиненных в раз­личных преступлениях против существующего го­сударственного строя и попавших б тюрьмы или на лагерные работы. Какие же проблемы можно вы­делить в приведенном фрагменте?

Во-первых, как и во всей книге, здесь поднимает­ся проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (поче­му обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?).

Во-вторых, вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, ав-

тор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).

В-третьих, история Зои Лещевой — это потря­сающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить чело­веческое достоинство в нечеловеческих условиях?).

Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для написания сочинения, и все же, на мой взгляд, в центре внимания автора прежде все­го мужество и духовная стойкость героини.

Как мы помним, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно пред­ложить два наиболее простых способа формулиров­ки проблемы:

1,  Проблема какая: автор размышляет над проб­лемой  воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задумать­ся над сложной проблемой  выбора профессии.

2.  Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно:   ка­ким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвящен текст Феликса Кривина. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества ? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? — над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.

Обратите внимание на то, что именно эти два спо­соба формулировки проблем предлагаются в моделях ответа для экспертов, проверяющих сочинения ЕГЭ.

Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

Урок 2. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции1.

Ключевые  вопросы урона:

  Что такое комментарий?

  Каковы типы комментирования текста?

  Как выявить и сформулировать авторскую по­зицию?

Чтобы ответить на вопрос, что такое коммента­рий, вновь обращаемся к толковому словарю: ком­ментарии — рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

1 Раздел написан с учетом материалов, представлен­ных членами Федеральной предметной комиссии по рус­скому языку на сайте www.pedsovei.org.ru.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

Можно выделить два типа комментария.

1.  Текстуальный комментарий представляет со­бой   объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

2.   При коицепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее ак­туальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.

Следует помнить, что в любом случае коммен­тарий должен осуществляться с опорой на прочи­танный текст.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

Как, на каком материале автор раскрывает проб­лему?

На чем заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как выражено отношение автора к изображае­мому?

Какие средства выразительности помогают выя­вить авторское отношение к проблеме?

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нуж­но помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы гово­рим о том, что делает автор.

Приведем пример комментария к одной из проблем разобранного ранее текста А.И. Солже­ницына.

Проблему духовной стойкости человека А.И. Сол­женицын раскрывав! на примере сложной судьбы Зои Лещевой, которая вслед за другими членами своей семьи подверглась преследованиям за религиозные убеждения. Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судь­бе ребенка. Ведь даже взрослому человеку трудно со­хранить веру е себя и свои идеалы, когда он сталкивается с насилием, ненавистью, ложью, а Зоя, несмотря ни на что, не захотела учиться воровать и сквернословить, т.е. стать такой, как окружающие ее малолетние пре­ступники. Писатель восхищается мужеством девоч­ки-подростка, которая сумела противостоять окружающему ее злу, не побоялась бросить вызов бесче­ловечному режиму, поскольку была убеждена в своей правоте, искренне верила в Бога, в подлинные человечес­кие ценности — добро, милосердие, справедливость.

Напомним, что при оценивании комментария учитываются фактические ошибки, связанные с искажением информации текста.

Если проблема текста — это вопрос, то позиция автора  это ответ на вопрос, поставленный в текс­те. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, пишущий уже должен точно знать, как автор на него отвечает. Существует ошибочное мнение, что для выражения позиции автора доста­точно привести подходящую цитату из текста. Воз­разить на это можно следующее: во-первых, дале­ко не всегда можно подобрать цитату, точно и пол­но выражающую основную мысль текста, во-вто­рых, именно ваша формулировка должна проде­монстрировать умение анализировать текст.

Кстати, следует помнить, что речь от первого лица в художественном тексте обычно принадлежит ге­рою, рассказчику, которого не следует путать с ав­тором, — их позиции могут не совпадать. Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке: не так давно в сочинениях по отрывку из повести А.П. Чехова «Скучная история» некоторые учащиеся совершенно серьезно писали о «проблеме отношения А.П. Чехова к своим детям»!

Можно предложить различные способы форму­лирования авторской позиции:

Позиция автора такова:...

Автор считает, что...

Автор стремится донести до читателя мысль

о том, что...

Автор убеждает нас в том, что...

Избежать повтора слова автор или фамилии ав­тора помогут конструкции типа:

В тексте доказывается мысль о том, что... Основная мысль текста заключается в том, что...

Например: Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста Ф.Кривина убеждает читателя в том, что правильное воспитание должно закалять характер, приучать ребенка к труду, к самостоятельной жизни.

Урок 3. Аргументация

собственной позиции.

Виды аргументов

Ключевые вопросы урока:

  Что такое аргументация?

  Каковы основные виды аргументов?

Сформулировав позицию автора, выпускник должен выразить свое отношение к его точке зрения на данную проблему. Обратите внимание: не­достаточно лишь формально заявить о своем мне­нии (Я согласен / не согласен с автором). Позиция пишущего должна быть подкреплена двумя аргу­ментами. Разберемся в том, что такое аргумента­ция и какие виды аргументов можно использовать в сочинении.

В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи — убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказа­тельств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

1)  тезис (положение, которое надо доказать);

2)  аргументация (доказательства, доводы);

3)  вывод (общий итог).

Аргументация — это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собе­седником.

Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить воп­рос почему?, а аргументы отвечают: потому что...

Поддерживающая и опровергающая аргументация

Различают аргументы «за» (свои тезис) и аргу­менты «против» (чужого тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезисы совпадают. Обратите внимание на то, что нужно постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Внимание! Типичная ошибка! Если вы поддер­живаете позицию автора, не следует специально анализировать его аргументы: Для подтверждения своей позиции автор использует такие аргументы, как... Не стоит тратить драгоценное время экзаме­на на работу, которая не предусмотрена заданием!

Аргументы «за» должны быть:

•  правдивыми, опираться на авторитетные ис­точники;

• доступными, простыми, понятными;

• отражающими объективную реальность, соот­ветствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого

тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором выпускнику придется выстраи­вать опровергающую аргументацию, что требует от него такта, подчеркнутой корректности (кстати, не­обходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).

ТИПЫ АРГУМЕНТОВ 1. Естественные доказательства.

Естественные доказательства — это показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является до­вод «к очевидному». Использование этого довода предполагает ситуацию, в которой есть очевидец (очевидцы) какого-либо события, факта. Например:

Делали в этом доме капитальный ремонт? Нет. Я живу в нем с момента постройки и знаю, что его не ремонтировали.

Всем ли понравился новый   фильм? — Нет, не всем. Я сам его еще не видел, но слышал от многих, кто его смотрел, что он им не понравился.

1.1. В обычном виде этот довод едва ли может быть использован в сочинении, однако в качестве «очевидца» можно привлечь самого убеждаемого (т.е. эксперта, который будет проверять сочинение). В этом случае мы используем в качестве аргумента ссылку на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек, т.е. апеллируем к опыту, который одинаков у большинства и потому очевиден: каждый испытывал боль, каждому зна­комо чувство обиды, большинству знакомо состо­яние вдохновения и т.п.

Используя этот вид аргументации, следует стре­миться к тому, чтобы описание содержало конк­ретные детали, было ярким, образным, психологи­чески убедительным. Следует занять позицию на­блюдателя, свидетеля событий и описать их так, как будто они стоят перед глазами.

Приведем пример использования ссылки на об­щезначимый опыт в тексте Д.С. Лихачева.

Садово-парковое искусство — наиболее захваты­вающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение кажется на пер­вый взгляд странным. С ним как будто бы трудно согласиться. Почему, в самом деле, садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэ­зия, литература, философия, театр, живопись и т.д. ?

Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собствен­ные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.

Вы идете в парк, чтобы отдохнуть — без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым

воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу; парк открывает вам все но­вые виды — поляны, аллеи, перспективы; и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя.

1.2.  В качестве аргумента могут быть использо­ваны свидетельства самого автора сочинения. В этом случае ученик обращается к событиям из своей жиз­ни или жизни окружающих, ссылаясь на факты, которые имеют прямое или косвенное отношение к доказываемому тезису.

Типичная ошибка при использовании этого спо­соба аргументации заключается в том, что жизнен­ные ситуации, к которым обращается автор сочи­нения, не являются подтверждением мысли автора исходного текста. Например, рассуждая над проб­лемой духовности/бездуховности искусства, ученик пишет следующее:

Так, например, на зимних каникулах со мной произошел случай. Мои родители хотели вместе со мной сходить в театр. Но я им сказал, что не люблю такого рода мероприятия и не пойду с ними, хоть я и ценитель искусства. Меня не послуша­ли. И так я понапрасну провел время.

Нетрудно заметить, что описанная ситуация имеет мало общего с указанной проблемой и опре­деленным образом характеризует самого ученика.

Другой недочет заключается в том, что ученик, следуя за логикой автора, придумывает какие-либо «жизненные» ситуации, которые обычно выглядят наивно, а порой и смешно:

, У меня есть один безграмотный, но очень ду­ховный знакомый, который никогда не ходит в театр или в кино, однако с ним всегда интересно. У меня есть еще одна одноклассница. Она по­стоянно посещает музеи, выставки, театры, но не может объяснить смысл фильма, который она по­смотрела, или книги, которую прочитала, а лишь видит во всем развлечение, игру.

Я знаю пожилую женщину, которая всю жизнь стремилась к добру, и даже на старости лет она испытывает «жажду правды» и ненасытный «го­лод по красоте».

1.3.  Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упо­мянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народ­ной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективно­му запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характерис­тики: известный русский писатель, выдающийся уче­ный, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д.И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр /говорил, что...;Любой ис­торик скажет вам, что...; Большинство врачей счи­тают, что...; Как установлено японскими учеными...

Внимание! Типичная ошибка! Поскольку точно­го текста цитаты у выпускника не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструк­циях достаточно передать общий смысл высказы­вания. Так пишущий не поставит в затруднитель­ное положение эксперта, который не может прове­рить точность приведенной фразы, и избежит об­винения в искажении цитаты.

1.3.1.  Пословицы, поговорки. Сами по себе по­словицы и поговорки вряд ли могут быть убеди­тельным аргументом. Особую роль здесь играет демонстрация, т.е. объяснение связи процитирован­ного фрагмента с проблемой текста.  Например: «Терпя, и горшок надсядется», «Терпя, и камень трес­нет», — едко, но метко говорят народные пословицы. Триста лет под татарами, триста лет под Романо­выми выработали не только терпение героическое, кончавшееся взрывами народных восстаний, но и тер­пение холопское — притерпелость.

(Е.Евтушенко)

1.3.2.  К сожалению, примеры из художественной литературы не частые гости в сочинениях единого экзамена. Школьники либо вообще не находят в своем интеллектуальном багаже подходящих при­меров, либо избегают их из боязни допустить не­точность. Надо сказать, что разного рода ошибок, связанных с искажением примеров из художест­венной литературы, встречается много. Приведем некоторые из них.

Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспо­минается один из героев произведения Горького «Па дне», у которого всегда лежала на столе за­пыленная, открытая на одной и топ же страни­це книга. Это указывает на бездуховность чело­века, его нестремление к новому, к постижению искусства.

Также можно привести в пример человека вы­сокой духовности, героя А.С. Пушкина — Евгения Онегина. Он не только читал новую литературу, но и делал пометки. Он стремился к познанию нового, он был томим духовной жаждой и был дейст­вительно человеком с душой.

Публицист С.Соловейчик использует в своем тексте строки из стихотворения Л.С. Пушкина «Пророк», показывая страдания лирического ге­роя ввиду отсутствия духовности.

И все же в работах сильных учеников можно най­ти удачные примеры. Так, рассуждения над проб­лемой духовности иллюстрировались духовными по­исками Пьера Безухова и Андрея Болконского; или в сочинении о патриотизме уместно были приведены примеры ложного и подлинного патриотизма из ро­мана Л.Н. Толстого «Война и мир». Разумеется, ху­дожественная литература дает богатейший материал для построения аргументации, и порой достаточно подсказать ученикам направление поиска, чтобы свя­зать их литературные знания с жизнью.

 

2. Логические доказательства.

Их также называют доводами «к логосу» или до­водами к размышлению. Древнегреческое слово logos означает «понятие; мысль, разум». Таким образом, доводы к логосу — это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму.

2.1. Один из вариантов этого вида доводов — рассуждение с дефиницией1. Подобная аргумента­ция строится на определении, уточнении какого-либо понятия, когда необходимо установить сущест­венные (самые важные) признаки какого-либо пред­мета или явления.

Обычно рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее первоначаль­ные, неточные представления о предмете. Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение. Следует ограни­читься только теми дефинициями, которые имеют хотя бы некоторые признаки, совпадающие с пра­вильными. Каждое отличие правильной дефини­ции от неправильной следует разобрать.

Например: Кто такой писатель? Это человек, ко­торый умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, кото­рый пишет правильно? Нет. Правильно писать уме­ют все образованные люди. Стало быть, писатель — это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журна­лист, ученый, политик. Писатель — это человек, кото­рый создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человечес­кого бытия.

1 Дефиниция — краткое определение какого-либо по­нятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова.

Еще один пример рассуждения с дефиницией: Нередко считают, что культурный человек — это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.

(Д.С. Лихачев)

Обратите внимание! Подобное рассуждение мо­жет стать эффектным вступлением к сочинению. В этом случае уточняется ключевое понятие текста, так или иначе связанное с проблемой, затронутой автором.   ,

2.2.  Более сложной формой рассуждения являет­ся силлогизм — дедуктивное умозаключение, в ко­тором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение).

Хрестоматийный пример силлогизма: Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен. Обычно силлогизмы опираются на обще­известные истины и на элементарную логику, ко­торая доступна каждому.

Например: Каждый патриот испытывает чувст­во любви к своей стране. Любая страна — это множе­ство больших и малых городов, сел, деревень, хуторов, населенных людьми. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному горо­ду — это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм любовь к своему Отечеству.

2.3.  Аналогия —   умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса.

Основой аналогии является наличие у двух пред­метов (явлений) общих признаков, и на этом осно­вании делается вывод, что эти объекты имеют и другие общие  признаки.

Различают физическую и образную аналогию.

Физическая аналогия предполагает сопоставле­ние близких или практически тождественных яв­лений и предметов.

В основе образной аналогии лежит сравнение отдаленных предметов действительности, сходство которых проявляется лишь в процессе сопостав­ления и имеет ярко выраженный образный ха­рактер.

Следует подчеркнуть, что аналогия нуждается в принципиально похожем примере. Например: Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудить­ся или даже погибнуть в лесной чаще, не найдя пра­вильного пути. Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе профессии: можно бесцельно по тратить всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом, не найдя достойного применения своим способностям.

3. Чувственные аргументы.

Чувственные аргументы называют также аргумен­тами к пафосу (Пафос — воодушевление, подъем, энтузиазм).

. Используя эти аргументы, мы строим свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определенные чувства, эмоции и сформировать опре­деленное отношение к описываемому человеку, пред­мету, явлению. Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идет о ситуации, в которой предпо­лагается эмоциональное отношение к чему-либо.

Убеждающий стремится выразить свою позицию, заразить ею слушающего (читающего). С точки зре­ния чувств, которые стремится вызвать убеждающий, можно выделить два типа аргументов к пафосу:

1)  аргументы к обещанию предполагают указа­ние на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: сострадание, милосердие, справедливость, духов­ность, патриотизм, честь, долг, благородство;

2)  аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрокра­тия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).

 

УПРАЖНЕНИЯ

1.  Подберите к приведенным тезисам собствен­ные доводы, примеры. В каких случаях уместна опро­вергающая аргументация?

1)   Преподавание литературы в школе необхо­димо.

2)   Самая большая ценность народа — его язык.

3)   Милосердие в наше время умирает.

4)  Человек не должен отказываться от своего прошлого.

5)  Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.

6)  Деление людей на богатых и бедных проти­воестественно.

7)  Человек должен осознавать свою ответствен­ность за все живое на земле.

8)   Профессионализм и высокое мастерство — это не одно и то же.

2. Какие из приведенных понятий, по вашему мне­нию, подходят для рассуждения с дефиницией? Обос­нуйте ответ. Напишите ваш вариант рассуждения, используя одно из приведенных слов.

Дом, дружба, отпуск, любовь, счастье, талант, компьютер, бедность, пожар.

3.  В приведенном примере укажите тезис (если тезис явно не выражен, сформулируйте его), опре­делите способ аргументации.

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пур­пурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревья­ми опавшие листья. Там и тут видны под ними крас­новатые шляпки поздних грибов — подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы.

(И.Соколов-Микитов)

4.  Свяжите с идеей пользы/вреда для убеждае­мого следующую информацию.

1.  Вежливость позволяет добиваться многого.

2.  Следует заботиться о стариках и инвалидах.

3.  Надо уметь писать грамотно.

4.  Нельзя забывать уроки исторического прош­лого.

5.  Частично согласитесь с приведенным тезисом и в то же время частично возразите против него, приве­дя аргументы «за» и «против».

1.  Смотреть телевизор — бесполезное занятие.

2.   Преподавание литературы в школе следует отменить.

3.   Хорошо, когда ты единственный ребенок в семье.

4.   Театр — умирающий вид искусства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1.   Перечислите основные требования к содер­жанию сочинения-рассуждения.

2.  Каковы основные этапы работы по подготов­ке старшеклассников к написанию сочинения?

3.   Каковы основные типы комментирования проблемы?

4.  Каковы основные виды аргументов?

ЛИТЕРАТУРА

1.   Нарушевич Л.Г. Формулируем, комментиру­ем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку // газета «Русский язык». № 12/2006.

2.   Стернин И.Л. Практическая риторика. М.: Академия, 2003.

3.  Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Р/Д: Феникс, 2004.


 

Скачано с www.znanio.ru

Текст и его строение. II .

Текст и его строение. II .

I . ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ 1.1

I . ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ 1.1

Лексические: повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной те­матической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т

Лексические: повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной те­матической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т

Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге

Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге

В воскресные дни он тоже работал

В воскресные дни он тоже работал

Читаешь четверть, полчаса — и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на

Читаешь четверть, полчаса — и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на

Слышно только, как глухо шумит внизу

Слышно только, как глухо шумит внизу

Говорят, чуть ли не полжизни. Возможно, возможно

Говорят, чуть ли не полжизни. Возможно, возможно

По дорогам лежит неподвижно на палец сухая пыль и поднимается густым облаком, уно­симым то вправо, то влево случайным слабым ду­новением

По дорогам лежит неподвижно на палец сухая пыль и поднимается густым облаком, уно­симым то вправо, то влево случайным слабым ду­новением

РФ»). 4. Вот еще из впечатлений было что

РФ»). 4. Вот еще из впечатлений было что

Использование тропов создает новые сочетания слов с новым значением, обога­щает речь новыми оттенками смысла, придает ей образность, выразительность

Использование тропов создает новые сочетания слов с новым значением, обога­щает речь новыми оттенками смысла, придает ей образность, выразительность

Метафора, как правило, предполагает образное переосмысление значения имени существительного или глагола; дом человеческой веры, росток сомнения, догорает заря, люди переступают через совесть и т

Метафора, как правило, предполагает образное переосмысление значения имени существительного или глагола; дом человеческой веры, росток сомнения, догорает заря, люди переступают через совесть и т

Часто весь текст является ответом на постав­ленный в начале проблемный вопрос

Часто весь текст является ответом на постав­ленный в начале проблемный вопрос

Жанры Монография, диссерта­ция, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др

Жанры Монография, диссерта­ция, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др

ТЕСТ № 14 1. Назовите выделенное средство выразитель­ности

ТЕСТ № 14 1. Назовите выделенное средство выразитель­ности

Хорошо живется общительному человеку: пол­мира у него в товарищах

Хорошо живется общительному человеку: пол­мира у него в товарищах

Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании

Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании

Такие вопросы могут затрагивать разные сторо­ны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие

Такие вопросы могут затрагивать разные сторо­ны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие

Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации

Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации

Тогда как не под­дающуюся воспитанию ее отослали в детдом для де­фективных/

Тогда как не под­дающуюся воспитанию ее отослали в детдом для де­фективных/

Вопросы некоторых моих учеников показывают, что текст нуждается в ком­ментарии:

Вопросы некоторых моих учеников показывают, что текст нуждается в ком­ментарии:

Обратите внимание на то, что именно эти два спо­соба формулировки проблем предлагаются в моделях ответа для экспертов, проверяющих сочинения

Обратите внимание на то, что именно эти два спо­соба формулировки проблем предлагаются в моделях ответа для экспертов, проверяющих сочинения

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что

Поддерживающая и опровергающая аргументация

Поддерживающая и опровергающая аргументация

Используя этот вид аргументации, следует стре­миться к тому, чтобы описание содержало конк­ретные детали, было ярким, образным, психологи­чески убедительным

Используя этот вид аргументации, следует стре­миться к тому, чтобы описание содержало конк­ретные детали, было ярким, образным, психологи­чески убедительным

У меня есть один безграмотный, но очень ду­ховный знакомый, который никогда не ходит в театр или в кино, однако с ним всегда интересно

У меня есть один безграмотный, но очень ду­ховный знакомый, который никогда не ходит в театр или в кино, однако с ним всегда интересно

Надо сказать, что разного рода ошибок, связанных с искажением примеров из художест­венной литературы, встречается много

Надо сказать, что разного рода ошибок, связанных с искажением примеров из художест­венной литературы, встречается много

Каждое отличие правильной дефини­ции от неправильной следует разобрать

Каждое отличие правильной дефини­ции от неправильной следует разобрать

Различают физическую и образную аналогию

Различают физическую и образную аналогию

Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя

Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя

Н арушевич Л.Г. Формулируем, комментиру­ем, аргументируем

Н арушевич Л.Г. Формулируем, комментиру­ем, аргументируем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2020