1.Текст и его строение.
II. Функциональные стили и типы текста.
III. Выразительные средства текста.
I. ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ
1.1. Текст (от лат. textus— ткань, связь, соединение) — это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически*.
Все предложения в тексте связаны общей темой, которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов. Например:
Несколько дней лил не переставая холодный дождь, В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
Был коней ноября — самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая вода хлестала в окна.
Существует большое количество определений текста. Данное определение достаточно для выполнения практических заданий, предлагаемых частью С.
Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал — ни дед Митрий, ни лесничий. (К.Паустовский).
В тексте разворачивается тема холодного осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает (выделены ключевые слова, обеспечивающие смысловое единство текста).
1.2. Смысловые отношения между предложениями текста
Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями: соединительными, пояснительными, противительными, временными, условными, причинными, целевыми, уступительными, сопоставительными, изъяснительными и др. (эти типы во многом аналогичны отношениям между частями сложного предложения). Например:
Чаще всего подарки посылались им [ Чеховым] в
виде сюрпризов по почте, причем почти в каждом сюрпризе сказывалось его зоркое внимание ко вкусам и потребностям разных людей. Таганрогскому доктору Давиду Гордону для его «водолечебной» приемной он послал из Москвы картину; Линтваревым, жителям деревни, — новейший патентованный плуг; иркутскому школьнику Нике Никитину — карту Забайкалья; Максиму Горькому — карманные часы (К.Чуковский) — первое и второе предложения текста связаны пояснительными отношениями (между ними можно вставить а именно).
1.3. Средства связи между предложениями текста
Выделяются следующие средства связи между предложениями текста:
1. Лексические: повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т.п.).
2. Морфологаческие: замена существительных и др. частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид и время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п.
3. Синтаксические: наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п.
4. Стилистические: использование слов, принадлежащих к одному стилю (например, термины в учебных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п.
5. Интонационные: длина фразы, темп речи, интонация и т.п.
6. Графические: знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения.
Нахождению средств связи посвящено отдельное задание, например: Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения.
Следует обратить внимание учащихся на то, что в разряде личных местоимений связующую функцию обычно выполняют местоимения третьего лица (он, она, оно, они). Личное местоимение заменяет какое-либо существительное (или словосочетание) из предыдущего предложения: И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желудки. (А. Куприн)
В то же время личное местоимение может быть связано с существительным из данного (а не предыдущего) предложения: Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом. я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной (В.Белов) — личное местоимение его не является средством связи с предыдущим предложением.
Местоимение это может заменять собой не одно слово, а все предыдущее предложение: Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. Меньше всего имели право на это царствующие особы. (В.Тендряков)
Среди противительных союзов, связывающих предложения текста, наибольшую трудность представляет союз же, поскольку он находится не в начале, а в середине предложения: Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич (Ф.Искандер), ср.: А меня поражал...
1.4. Виды связи между предложениями в тексте
Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи:
♦ параллельная;
♦ цепная.
При параллельной связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий. Например:
Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков. (К.Паустовский)
В приведенном примере первое предложение содержит тему (буря над Петербургом). Все последующие однотипно построенные предложения раскрывают эту тему. Все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Цепная связь — это такой вид связи, при котором каждое последующее предложение является продолжением предыдущего и подготавливает последующее. Например:
Я увидел узкую улицу, уходящую в горы. Ее во всю длину перекрывал глухой, почти черный навес из виноградных лоз, растянутых на жердях. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей. Под ними шел ослик с фонариком на шее. Фонарик был электрический и светил очень сильно. (К.Паустовский)
Цепная связь |
Параллельная связь |
1. Повтор ключевого слова. 2. Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом. 3. Повтор того или иного члена предложения. 4. Семантические и ассоциативные связи. |
1. Одинаковый порядок слов. 2. Одинаковые грамматические формы слов. 3. Анафоры. 4. Риторические вопросы. 5. Вводные слова и наречия места, времени. |
УПРАЖНЕНИЯ № 12
1. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью местоименного наречия.
(]) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) За две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. (Ю. Трифонов)
2. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим только с помощью притяжательного местоимения.
(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (Л.Куприн)
3. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и однокоренного слова.
(1) В ряде случаев обнаружение иностранного слова затрудняется тем, что оно принимает русское обличье. (2) Это происходит нередко вследствие того, что непонятное слово осмысляется по созвучию с русским. (3) Некоторые слои русского населения любят такие переосмысления. (4) Иногда это происходит в порядке шутки, каламбура, в особенности с иностранными фамилиями. (5) Так, известный генерал Барклай де Толли, командовавший русскими войсками при наступлении Наполеона на Москву в 1812 г., был прозван Болтай да и только в связи с его тактикой отступления и уклонения от решительного боя. (В.Казанский)
4. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза.
(1) Один из мужчин заявил, что зрение его жены становится непостижимо острым, когда ему надо что-то спрятать, но если необходимо загнать машину в гараж задним ходом, то она почему-то становится близорукой. (2) Оценка расстояния между бампером машины и стенкой гаража в процессе движения относится к области пространственной ориентации, которая у большинства женщин развита слабо. (3) Хранительница гнезда, обеспечивающая выживание семьи, не может быть другой. (4) Она должна замечать незначительные изменения в поведении своих детей, которые могут сигнализировать о боли, голоде, ранении, агрессии или депрессии. (5) Мужчины же, добытчики, никогда не задерживались в пещере столь долго, чтобы научиться бессловесной сигнализации или альтернативным способам межличностного общения. (М. Пшеничное)
5. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью соединительного союза.
(1) Читаешь четверть, полчаса — и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. (8) Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций. (А, Чехов)
II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ ТЕКСТА
2.1. В зависимости от содержания традиционно выделяются следующие основные смысловые (функциональные) типы текстов:
• описание;
• повествование;
• рассуждение.
Описание — это смысловой тип речи, в котором перечисляются признаки, свойства какого-либо предмета или явления.
По объекту описания можно выделить описание места, описание состояния, описание предмета.
Пример текста-описания:
Весна в Фиальте облачна и скучна. Все мокро: пегие стволы платанов, можжевельник, ограды, гравий. Далеко, в бледном просвете, в неровной раме синеватых домов, с трудом поднявшихся с колен и ощупью ищущих опоры (кладбищенский кипарис тянется за ними), расплывчато очерченная гора св. Георгия менее чем когда-либо похожа на цветные снимки с нее, которые тут же туриста ожидают (с тысяча девятьсот десятого года примерно, судя по шляпам дам и молодости извозчиков), теснясь в застывшей карусели своей, стойки между оскалом камня в аметистовых кристаллах и морским рококо раковин. Ветра нет, воздух тепл, отдает гарью. Море, опоенное и опресненное дождем, тускло-оливково. (В.Набоков)
В приведенном отрывке логически выделяются слова, называющие качества, признаки: облачна и скучна, мокро, похожа на цветные снимки, в аметистовых кристаллах; тепл; тускло-оливково. Глаголы не выражают активного действия, чаще это причастия, имеющие значения признака.
Описание может основываться и на использовании глаголов, однако эти глаголы, как правило, обозначают действия, наблюдаемые со стороны, действия, характеризующие лицо или предмет. Например:
Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трех сторон один за другим отдаются удары мгновенно пробудившихся волн. Он не бунтует. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё немило; все переменилось около него; тихо враждует он с прибрежными горами, лесами, лугами и несет на них жалобу в Черное море. (Н.Гоголь)
Повествование — это смысловой тип речи, в котором рассказывается о событиях, разворачивающихся во времени.
Повествование дает представление о развитии событий, их последовательности. Этот тип речи акцентирует внимание на активных действиях, выраженных глаголами. Текст передает активную смену событий, поэтапную смену явлений.
С точки зрения композиции в повествовании выделяют:
1) экспозицию — обстановку, предшествующую действию;
2) завязку — начало развития действия;
3) развитие действия;
4) развязку — окончание действия.
Пример текста-повествования:
Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее. (Н. Гоголь)
Рассуждение — это смысловой тип речи, в котором последовательно излагается ряд мыслей на какую-либо тему, приводятся суждения, разъяснения, доказательства.
В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:
1) тезис — мысль, нуждающаяся в доказательстве;
2) аргументы - факты, примеры, высказывания, доказывающие или опровергающие тезис;
3) вывод - общий итог, заключение по поводу тезиса.
Пример текста-рассуждения:
Когда произносится имя Ивана Сергеевича Тургенева, сразу возникают в сознании не только «'Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» (и все романы), не только «Стихотворения в прозе» и «Вешние воды», не только Спасское-Лутовиново, но сразу возникают также Париж и Полина Виардо. Можно подсчитать (специалисты и подсчитали), сколько лет в общей сложности провел русский писатель за границей. Говорят, чуть ли не полжизни. Возможно, возможно... Однако я смею утверждать, что Тургенев не уезжал от России ни на один день. Из России уезжал, а от России — нет. <...> Если человек сидит за рабочим столом над листом бумаги и пишет «Записки охотника», позволительно спросить, где же он находится на самом деле — в Париже, на улице Дуэ, или около костра с крестьянскими детьми, среди ночного Бежина луга ? Ведь и Гоголь живал в Риме и писал там «Мертвые души».
Трагедия писателя начинается тогда, когда он перестает ощущать свою аудиторию, когда слово его не находит отклика, а уходит как в вату. Между прочим, такая беда может приключиться с писателем, сиди он хоть в самой середине своей страны, достаточно ему утратить духовную связь с читателем еще громче говоря— с народом.
Тургенев этой связи никогда, ни на одно мгновение не терял. (В.Солоухин)
Наиболее часты ошибки при анализе текста-рассуждения. Следует подчеркнуть, что рассуждение бывает трех типов: доказательство, объяснение, размышление. Как отмечает Н.А. Сенина, в рассуждении «говорится обычно о вещах отвлеченных, не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем, о понятиях, чувствах, оценках чего бы то ни было (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем думаем)»1 (см. таблицу внизу).
В пределах конкретного текста могут сочетаться различные функциональные типы. Так, в художественных текстах повествование обычно сопровождается описанием, а в публицистических — рассуждением. Например:
В то же лето у того же колодца [Репин] чуть не изгнал из «Пенатов» одну назойливую и скудоумную женщину, которая привела к нему своего семилетнего сына в качестве жаждущего его похвал вундеркинда. Вундеркинд был угрюмый мальчишка, одетый, несмотря на жару, в бархатный, золотистого цвета костюм. Мать в разговоре со мной объявила его «будущим Репиным» (К.Чуковский) — повествование (предл. 1, 3) сочетается с описанием (предл. 2).
Система функциональных стилей современного русского языка может быть представлена в таблице на стр. 20).
УПРАЖНЕНИЯ №13
Определите функциональный стиль и тин текста.
1. Стояли жаркие, безветренные июньские дни. Лист в лесу сочен, густ и зелен, только кое-где срываются пожелтевшие березовые и липовые листы. Кусты шиповника осыпаны душистыми цветами, в лесных лугах сплошной медовый клевер, рожь густая, рослая, темнеет и волнуется, до половины налилась, в низах перекликаются коростели, в овсах и ржах то и дело щелкают перепела, соловей в лесу только изредка сделает колено и замолкнет, сухой жар печет. По дорогам лежит неподвижно на палец сухая пыль и поднимается густым облаком, уносимым то вправо, то влево случайным слабым дуновением. (Л.Толстой)
2. Носитель полнофункционального типа умеет строить монологическую речь, сохраняя логическую нить повествования или рассуждения. Характер применяемых для этого текстовых скреп во многом зависит от функциональной разновидности текста (дискурса), но, как правило, разнообразие используемых для этого слов и целесообразное их употребление — тоже характерная черта носителя полнофункционального типа. В письменной речи это еще и творческое, всегда целесообразное использование абзацного выделения мыслей (абзацного членения). И письменный, и устные дискурсы носителей полнофункционального типа речевой культуры отличаются не только
Описание |
Повествование |
Рассуждение |
Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов. вида) передают действия (состояния), характеризующие лицо или предмет. Преобладают простые предложения |
Преобладают глаголы (обычно сов. вида), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий. Используются наречия места и времени. Используются все типы предложений |
Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова (во-первых, следовательно), производные предлоги и составные союзы (вследствие, благодаря тому что). Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения |
Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены. Р/Д: Легион, 2006. С. 141.
богатством лексики, интонаций и других языковых средств, но и — это самое главное — творческим началом, нештампованностью речи. (О.Сиротинина)
3. Выборы. Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации (РФ), федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа Государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями гражданского лица (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
4. Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медведем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно — мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух — послушать, значит. Слышу — вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение — как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла — в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну — мне же помощники не нужны!
5. Сколько чуши в последние годы подается в качестве незыблемой истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы тему отцов и детей. Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским телепередачам, подростковым журналам, школьным инновациям, как — хлоп! — взялись за них же, за родителей. «Воспитание ребенка надо начинать с воспитания родителей», «родители абсолютно беспомощны, педагогически безграмотны», «матери не умеют любить своих детей, мы должны их этому учить...» Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты... А в некоторых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек имеет право носить звание родителя..(И.Медведева)
III. Выразительные средства текста
Задание, посвященное средствам выразительности, представляет собой фрагмент рецензии с про-
пущенными терминами, которые необходимо восстановить, указав номера слов из приведенного списка.
Естественно, ученикам должны быть знакомы определения и примеры основных выразительных языковых средств. Учителю можно порекомендовать следующие пособия, в которых достаточно полно описаны стилистические ресурсы русского языка: Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001; Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М.: Оникс 21 век, 2002; Д.Э. Розенталь, М.А. Телешова. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Астрель, 2000; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М: Дрофа, 1998; и др.
Проанализируем типичные трудности работы со средствами выразительности текста.
Тропы или стилистические фигуры?
Лексические средства, или тропы {ъ ед. ч. троп) (от rp. tropos — «поворот»), — обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении. Использование тропов создает новые сочетания слов с новым значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, придает ей образность, выразительность. Различают следующие виды тропов: простейшие — сравнение, эпитет; сложные — метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз.
Синтаксические средства, или стилистические фигуры, — необычные обороты речи, особое ее синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности. К синтаксическим средствам относят инверсию, синтаксический параллелизм, градацию, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответную форму изложения и др.
Таким образом, во фрагменте «Такое синтаксическое средство, как___, помогает автору аргументировать свою позицию» речь не может идти о метафорах, эпитетах и т.п.
Когда не узнают сравнение
Как уже было сказано, сравнение относят к простейшим тропам, однако в некоторых случаях выявление сравнения оказывается непростой задачей. Речь идет о сравнении, выраженном существительным в творительном падеже: Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Б.Горбатов) — стоит как столб.
Напомним, что сравнение может быть также выражено:
2) оборотами со сравнительными союзами: Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола (К.Паустовский) — сравнительный оборот; Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают (Н.Гаршин) —сравнительное придаточное;
3) формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия: Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков);
4) с помощью слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н.Заболоцкий)
Эпитет или метафора?
Надо признать, что между этими явлениями трудно провести четкую границу. В лингвостилистике можно встретить термин метафорический эпитет2, однако задания ЕГЭ предполагают различение этих понятий. Следует помнить, что под эпитетом обычно понимается образное определение, выраженное именем прилагательным: седой туман, бездонное небо, ядовитое воспоминание и т.п. Не являются эпитетами прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики: каменный дом, стеклянная посуда и т.п.
Метафора, как правило, предполагает образное переосмысление значения имени существительного или глагола; дом человеческой веры, росток сомнения, догорает заря, люди переступают через совесть и т.п.
Особая разновидность этого тропа — развернутая метафора — представляет собой нанизывание нескольких метафор, разворачивающих образ первой, исходной метафоры: По имени европейского первопечатника всю совокупность изготовленных типографским способом книг называют иногда «ra-лактикоя Гуттенберга». Ориентироваться в этой галактике несведущему наблюдателю совсем не просто: здесь есть бесчисленные созвездия, состоящие из звезд разной величины, и давно погасшие светила, сияние которых еще доходит до нас... (С.Бэлза)
Эпитет или олицетворение?
Поскольку олицетворение — это разновидность метафоры, поставленный вопрос тесно связан с тем, что было сказано выше. Действительно, такие эпитеты, как грустная береза, хмурое небо и под., связаны с признаками живых существ. Однако олицетворение обычно построено на сочетании неодушевленных существительных и «антропоморфных» глаголов, обозначающих действия (состояния) человека или живого существа вообще (дышать, грустить, плакать, просить и т.п.):
Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. (К.Паустовский); Не забудем, что насилие не живет одно, оно непременно сплетено с ложью. Насилию нечем прикрыться, кроме лжи... (А.Солженицын); Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (К.Паустовский)
Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос?
Типичное школьное определение риторического вопроса (вопрос, не требующий ответа) не совсем точно отражает суть этой фигуры речи. Риторический вопрос — это вопросительное только по форме, но повествовательное по смыслу предложение. Не случайно наличие риторического вопроса можно проверить методом трансформации вопросительного предложения в повествовательное: Кто же не знает Ивана? ~ Все знают Ивана.
Вопросно-ответная форма изложения создает некое подобие диалога: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает: Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Яне хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз. (В.Харченко)
Часто весь текст является ответом на поставленный в начале проблемный вопрос. Поэтому, если текст начинается с вопроса Что такое красота {любовь, счастье и т.п.)? и далее автор начинает размышлять над этой проблемой, вопросительное предложение вряд ли следует квалифицировать как риторический вопрос.
Что такое парцелляция?
Этот термин знаком далеко не каждому старшекласснику и требует специального объяснения. Парцелляция (от лат. particula — «частица») — особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные. (Д.Гранин) — компоненты неполных предложений (парцелляты) можно включить в состав первого предложения в качестве однородных сказуемых.
2 Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001. С 13
|
Научный |
Публицистический |
Официально-деловой |
Художественный |
Разговорный |
Сфера использования |
Наука, техника, образование |
Средства массовой информации, публичные выступления |
Законодательство, делопроизводство |
Искусство, художественная литература |
Повседневное общение |
Основная цель речи |
Сообщение, фиксация знаний |
Сообщение и воздействие |
Сообщение, констатация факта, установление админ.-правовых отношений |
Воздействие через образное моделирование мира |
Установление межличностных контактов |
Характерные черты стиля |
Строгая логичность изложения, доказа тельность, смысло вая точность, обобщенность |
Образность, эмоциональность, оценочность |
Точность, стандартизо-ванность, отсутствие средств выразительности |
Образность, широкое использование средств др. стилей, средств выразител ьности |
Непринужденность, минимальная забота о форме изложения мысли, особая роль жестов, мимики, интонации |
Жанры |
Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др. |
Очерк, статья, интервью, фельетон, репортаж, эссе, выступление по радио (телевидению), дискуссия и др. |
Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, протокол, договор, справка и т.п.) |
Роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т.д. |
Бытовая беседа, просьба, извинение, комплимент и др. |
Языковые средства |
Однозначные слова, термины, абстрактная лексика; причастия и деепричастия, указательные и определительные местоимения; вводные конструкции, сложные и простые осложненные предложения, прямой порядок слов; минимум средств выразительности (сравнение, реже метафора) |
Общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеологизмы; неполные предложения, вводные конструкции, восклицательные предложения; разнообразие средств выразительности |
Официальная и канцелярская лексика и фразеология, использование аббревиатур; преобладание существительных над глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции, неопределенно-личные и безличные предложения |
Возможно использование любых лексических единиц (синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, просторечные и разговорные слова, диалектизмы и др.); разнообразие синтаксических конструкций; широкое употребление тропов и стилистических фигур |
Бытовая, разговорная и просторечная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика; обилие частиц, вводных слов, междометий; бессоюзные, неполные предложения |
ТЕСТ № 14
1. Назовите выделенное средство выразительности.
Как бы красиво мы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный след в сознании. (В.Харченко) ,
2. Назовите выделенное средство выразительности.
Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н.Гоголь)
3. Назовите выделенное средство выразительности.
При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи... что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. (Ф.Достоевский)
4. Назовите средство выразительности, которое использовано в предложении.
Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве.
5. Назовите выделенное средство выразительности.
Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (А.Солженицын)
6. Назовите выделенное средство выразительности.
Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду — нашей литературе, формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д.Лихачев)
7. Назовите выделенное средство выразительности.
Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее [родной земли] и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (В.Распутин)
8. Назовите выделенное средство выразительности.
Не все в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, свои правды. (К.Чуковский)
9. Назовите выделенное средство выразительности.
Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н.Добролюбов)
10. Назовите выделенное средство выразительности.
Образующийся при нуле градусов лед еще легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В.Чивилихин)
11. Назовите выделенное средство выразительности.
Хорошо живется общительному человеку: полмира у него в товарищах.
12. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустишь из рук. (В.Солоухин)
13. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он все еще ждал, что вернется Вишенка. (Ф.Кривин)
14. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». (М.Горький)
15. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есенин)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1. Каковы основные средства связи между предложениями текста?
2. Назовите основные признаки описания, повествования, рассуждения.
3. Составьте список средств выразительности, которые необходимо повторить с учащимися.
ЛИТЕРАТУРА
/. Волгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2004. 2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001.
3. Сенина НА. Русский язык. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены. Р/Д: Легион, 2006.
Оценка |
Кол-во правильно выполненных заданий |
5 (отлично) |
13-15 |
4 (хорошо) |
10-12 |
3 (удовлетворительно) |
7-9 |
Лекция № 8. Написание сочинения
Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку
Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании CI. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Можно выделить следующие этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения:
1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия:
а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
б) комментарий, виды комментария, способ оформления;
в) выявление позиции автора и способы ее оформления;
г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;
3) работа над композицией сочинения;
4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.
Итак, опишем примерную систему уроков по подготовке к написанию сочинения.
Урок 1. Проблема текста
Ключевые вопросы урока:
такое проблема?
• Как выявить проблему текста?
• Как сформулировать проблему текста?
Обратившись к толковым словарям, получаем ответ на первый вопрос.
Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем.
Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.
В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например:
Что делать, когда очень одиноко?
Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка — и та не та. Чем раньше вы признав те уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.
Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но бездеятельности.
(В.К. Харченко)
Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень одиноко? Далее автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.
Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности — сознательным чтением. Поэтому они скорее всего не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора и его реализации. Ученику необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ
В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят — удивляются: вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь вес — потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки — специальные пробки, — и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла — на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) — куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Сверла: и как это их сын.от рук отбился?
(Ф.Кривин)
Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспитания молодого поколения. Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей?Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни? В олицетворенных образах неодушевленных предметов мы без труда узнаем родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и самостоятельной жизни.
Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае — попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения.
Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.
Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков — всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете/ Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных/ Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».
И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МТБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее — кал.
Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал - он бы и сам распорядился.)
Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:
— Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши?
И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати — в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.
Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.
Да здравствует наша веротерпимость! Да здравствуют дети — хозяева коммунизма! Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!
(По A.M. Солженицыну)
Перед нами отрывок из книги Александра Исае-вича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Буквально аббревиатура ГУЛАГ означает Главное управление лагерей — орган в системе Министерства внутренних дел в 1930—1950-е годы, в ведении которого находились тюрьмы, лагеря. Архипелаг — это группа близко расположенных друг к другу морских островов. Таким образом, название книги — это метафора: архипелаг ГУЛАГ — это сеть лагерей, опутавшая страну. После публикации книги слово ГУЛАГ получило новое значение — система слежки, доносительства, подавление инакомыслия, отсутствие демократических свобод, состояние всеобщей подозрительности, духовной, политической, религиозной несвободы. Вопросы некоторых моих учеников показывают, что текст нуждается в комментарии: МГБ — Министерство государственной безопасности. Гебист (разг.) — сотрудник органов государственной безопасности. К сожалению, далеко не все видят, что в последних трех предложениях звучит горькая ирония автора. Так, типичный советский лозунг «Дети — хозяева коммунизма» на фоне этой и многих других историй о детях-заключенных звучит как циничная, грубая ложь.
В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвиненных в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших б тюрьмы или на лагерные работы. Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте?
Во-первых, как и во всей книге, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?).
Во-вторых, вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, ав-
тор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).
В-третьих, история Зои Лещевой — это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).
Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для написания сочинения, и все же, на мой взгляд, в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини.
Как мы помним, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы:
1, Проблема какая: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.
2. Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвящен текст Феликса Кривина. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества ? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? — над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.
Обратите внимание на то, что именно эти два способа формулировки проблем предлагаются в моделях ответа для экспертов, проверяющих сочинения ЕГЭ.
Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
Урок 2. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции1.
Ключевые вопросы урона:
• Что такое комментарий?
• Каковы типы комментирования текста?
• Как выявить и сформулировать авторскую позицию?
Чтобы ответить на вопрос, что такое комментарий, вновь обращаемся к толковому словарю: комментарии — рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
1 Раздел написан с учетом материалов, представленных членами Федеральной предметной комиссии по русскому языку на сайте www.pedsovei.org.ru.
Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.
Можно выделить два типа комментария.
1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
2. При коицепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чем заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому?
Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
Приведем пример комментария к одной из проблем разобранного ранее текста А.И. Солженицына.
Проблему духовной стойкости человека А.И. Солженицын раскрывав! на примере сложной судьбы Зои Лещевой, которая вслед за другими членами своей семьи подверглась преследованиям за религиозные убеждения. Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе ребенка. Ведь даже взрослому человеку трудно сохранить веру е себя и свои идеалы, когда он сталкивается с насилием, ненавистью, ложью, а Зоя, несмотря ни на что, не захотела учиться воровать и сквернословить, т.е. стать такой, как окружающие ее малолетние преступники. Писатель восхищается мужеством девочки-подростка, которая сумела противостоять окружающему ее злу, не побоялась бросить вызов бесчеловечному режиму, поскольку была убеждена в своей правоте, искренне верила в Бога, в подлинные человеческие ценности — добро, милосердие, справедливость.
Напомним, что при оценивании комментария учитываются фактические ошибки, связанные с искажением информации текста.
Если проблема текста — это вопрос, то позиция автора это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, пишущий уже должен точно знать, как автор на него отвечает. Существует ошибочное мнение, что для выражения позиции автора достаточно привести подходящую цитату из текста. Возразить на это можно следующее: во-первых, далеко не всегда можно подобрать цитату, точно и полно выражающую основную мысль текста, во-вторых, именно ваша формулировка должна продемонстрировать умение анализировать текст.
Кстати, следует помнить, что речь от первого лица в художественном тексте обычно принадлежит герою, рассказчику, которого не следует путать с автором, — их позиции могут не совпадать. Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке: не так давно в сочинениях по отрывку из повести А.П. Чехова «Скучная история» некоторые учащиеся совершенно серьезно писали о «проблеме отношения А.П. Чехова к своим детям»!
Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:
Позиция автора такова:...
Автор считает, что...
Автор стремится донести до читателя мысль
о том, что...
Автор убеждает нас в том, что...
Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:
В тексте доказывается мысль о том, что... Основная мысль текста заключается в том, что...
Например: Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста Ф.Кривина убеждает читателя в том, что правильное воспитание должно закалять характер, приучать ребенка к труду, к самостоятельной жизни.
Урок 3. Аргументация
собственной позиции.
Виды аргументов
Ключевые вопросы урока:
• Что такое аргументация?
• Каковы основные виды аргументов?
Сформулировав позицию автора, выпускник должен выразить свое отношение к его точке зрения на данную проблему. Обратите внимание: недостаточно лишь формально заявить о своем мнении (Я согласен / не согласен с автором). Позиция пишущего должна быть подкреплена двумя аргументами. Разберемся в том, что такое аргументация и какие виды аргументов можно использовать в сочинении.
В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи — убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
1) тезис (положение, которое надо доказать);
2) аргументация (доказательства, доводы);
3) вывод (общий итог).
Аргументация — это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что...
Поддерживающая и опровергающая аргументация
Различают аргументы «за» (свои тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезисы совпадают. Обратите внимание на то, что нужно постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Внимание! Типичная ошибка! Если вы поддерживаете позицию автора, не следует специально анализировать его аргументы: Для подтверждения своей позиции автор использует такие аргументы, как... Не стоит тратить драгоценное время экзамена на работу, которая не предусмотрена заданием!
Аргументы «за» должны быть:
• правдивыми, опираться на авторитетные источники;
• доступными, простыми, понятными;
• отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого
тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором выпускнику придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от него такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).
ТИПЫ АРГУМЕНТОВ 1. Естественные доказательства.
Естественные доказательства — это показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является довод «к очевидному». Использование этого довода предполагает ситуацию, в которой есть очевидец (очевидцы) какого-либо события, факта. Например:
— Делали в этом доме капитальный ремонт? — Нет. Я живу в нем с момента постройки и знаю, что его не ремонтировали.
- Всем ли понравился новый фильм? — Нет, не всем. Я сам его еще не видел, но слышал от многих, кто его смотрел, что он им не понравился.
1.1. В обычном виде этот довод едва ли может быть использован в сочинении, однако в качестве «очевидца» можно привлечь самого убеждаемого (т.е. эксперта, который будет проверять сочинение). В этом случае мы используем в качестве аргумента ссылку на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек, т.е. апеллируем к опыту, который одинаков у большинства и потому очевиден: каждый испытывал боль, каждому знакомо чувство обиды, большинству знакомо состояние вдохновения и т.п.
Используя этот вид аргументации, следует стремиться к тому, чтобы описание содержало конкретные детали, было ярким, образным, психологически убедительным. Следует занять позицию наблюдателя, свидетеля событий и описать их так, как будто они стоят перед глазами.
Приведем пример использования ссылки на общезначимый опыт в тексте Д.С. Лихачева.
Садово-парковое искусство — наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение кажется на первый взгляд странным. С ним как будто бы трудно согласиться. Почему, в самом деле, садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература, философия, театр, живопись и т.д. ?
Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.
Вы идете в парк, чтобы отдохнуть — без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым
воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу; парк открывает вам все новые виды — поляны, аллеи, перспективы; и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя.
1.2. В качестве аргумента могут быть использованы свидетельства самого автора сочинения. В этом случае ученик обращается к событиям из своей жизни или жизни окружающих, ссылаясь на факты, которые имеют прямое или косвенное отношение к доказываемому тезису.
Типичная ошибка при использовании этого способа аргументации заключается в том, что жизненные ситуации, к которым обращается автор сочинения, не являются подтверждением мысли автора исходного текста. Например, рассуждая над проблемой духовности/бездуховности искусства, ученик пишет следующее:
Так, например, на зимних каникулах со мной произошел случай. Мои родители хотели вместе со мной сходить в театр. Но я им сказал, что не люблю такого рода мероприятия и не пойду с ними, хоть я и ценитель искусства. Меня не послушали. И так я понапрасну провел время.
Нетрудно заметить, что описанная ситуация имеет мало общего с указанной проблемой и определенным образом характеризует самого ученика.
Другой недочет заключается в том, что ученик, следуя за логикой автора, придумывает какие-либо «жизненные» ситуации, которые обычно выглядят наивно, а порой и смешно:
, У меня есть один безграмотный, но очень духовный знакомый, который никогда не ходит в театр или в кино, однако с ним всегда интересно. У меня есть еще одна одноклассница. Она постоянно посещает музеи, выставки, театры, но не может объяснить смысл фильма, который она посмотрела, или книги, которую прочитала, а лишь видит во всем развлечение, игру.
Я знаю пожилую женщину, которая всю жизнь стремилась к добру, и даже на старости лет она испытывает «жажду правды» и ненасытный «голод по красоте».
1.3. Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.
«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д.И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр /говорил, что...;Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено японскими учеными...
Внимание! Типичная ошибка! Поскольку точного текста цитаты у выпускника не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так пишущий не поставит в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведенной фразы, и избежит обвинения в искажении цитаты.
1.3.1. Пословицы, поговорки. Сами по себе пословицы и поговорки вряд ли могут быть убедительным аргументом. Особую роль здесь играет демонстрация, т.е. объяснение связи процитированного фрагмента с проблемой текста. Например: «Терпя, и горшок надсядется», «Терпя, и камень треснет», — едко, но метко говорят народные пословицы. Триста лет под татарами, триста лет под Романовыми выработали не только терпение героическое, кончавшееся взрывами народных восстаний, но и терпение холопское — притерпелость.
(Е.Евтушенко)
1.3.2. К сожалению, примеры из художественной литературы не частые гости в сочинениях единого экзамена. Школьники либо вообще не находят в своем интеллектуальном багаже подходящих примеров, либо избегают их из боязни допустить неточность. Надо сказать, что разного рода ошибок, связанных с искажением примеров из художественной литературы, встречается много. Приведем некоторые из них.
Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается один из героев произведения Горького «Па дне», у которого всегда лежала на столе запыленная, открытая на одной и топ же странице книга. Это указывает на бездуховность человека, его нестремление к новому, к постижению искусства.
Также можно привести в пример человека высокой духовности, героя А.С. Пушкина — Евгения Онегина. Он не только читал новую литературу, но и делал пометки. Он стремился к познанию нового, он был томим духовной жаждой и был действительно человеком с душой.
Публицист С.Соловейчик использует в своем тексте строки из стихотворения Л.С. Пушкина «Пророк», показывая страдания лирического героя ввиду отсутствия духовности.
И все же в работах сильных учеников можно найти удачные примеры. Так, рассуждения над проблемой духовности иллюстрировались духовными поисками Пьера Безухова и Андрея Болконского; или в сочинении о патриотизме уместно были приведены примеры ложного и подлинного патриотизма из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Разумеется, художественная литература дает богатейший материал для построения аргументации, и порой достаточно подсказать ученикам направление поиска, чтобы связать их литературные знания с жизнью.
2. Логические доказательства.
Их также называют доводами «к логосу» или доводами к размышлению. Древнегреческое слово logos означает «понятие; мысль, разум». Таким образом, доводы к логосу — это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму.
2.1. Один из вариантов этого вида доводов — рассуждение с дефиницией1. Подобная аргументация строится на определении, уточнении какого-либо понятия, когда необходимо установить существенные (самые важные) признаки какого-либо предмета или явления.
Обычно рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение. Следует ограничиться только теми дефинициями, которые имеют хотя бы некоторые признаки, совпадающие с правильными. Каждое отличие правильной дефиниции от неправильной следует разобрать.
Например: Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель — это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель — это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия.
1 Дефиниция — краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова.
Еще один пример рассуждения с дефиницией: Нередко считают, что культурный человек — это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.
(Д.С. Лихачев)
Обратите внимание! Подобное рассуждение может стать эффектным вступлением к сочинению. В этом случае уточняется ключевое понятие текста, так или иначе связанное с проблемой, затронутой автором. ,
2.2. Более сложной формой рассуждения является силлогизм — дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение).
Хрестоматийный пример силлогизма: Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен. Обычно силлогизмы опираются на общеизвестные истины и на элементарную логику, которая доступна каждому.
Например: Каждый патриот испытывает чувство любви к своей стране. Любая страна — это множество больших и малых городов, сел, деревень, хуторов, населенных людьми. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу — это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм — любовь к своему Отечеству.
2.3. Аналогия — умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса.
Основой аналогии является наличие у двух предметов (явлений) общих признаков, и на этом основании делается вывод, что эти объекты имеют и другие общие признаки.
Различают физическую и образную аналогию.
Физическая аналогия предполагает сопоставление близких или практически тождественных явлений и предметов.
В основе образной аналогии лежит сравнение отдаленных предметов действительности, сходство которых проявляется лишь в процессе сопоставления и имеет ярко выраженный образный характер.
Следует подчеркнуть, что аналогия нуждается в принципиально похожем примере. Например: Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться или даже погибнуть в лесной чаще, не найдя правильного пути. Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе профессии: можно бесцельно по тратить всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом, не найдя достойного применения своим способностям.
3. Чувственные аргументы.
Чувственные аргументы называют также аргументами к пафосу (Пафос — воодушевление, подъем, энтузиазм).
. Используя эти аргументы, мы строим свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определенные чувства, эмоции и сформировать определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идет о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо.
Убеждающий стремится выразить свою позицию, заразить ею слушающего (читающего). С точки зрения чувств, которые стремится вызвать убеждающий, можно выделить два типа аргументов к пафосу:
1) аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство;
2) аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).
УПРАЖНЕНИЯ
1. Подберите к приведенным тезисам собственные доводы, примеры. В каких случаях уместна опровергающая аргументация?
1) Преподавание литературы в школе необходимо.
2) Самая большая ценность народа — его язык.
3) Милосердие в наше время умирает.
4) Человек не должен отказываться от своего прошлого.
5) Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.
6) Деление людей на богатых и бедных противоестественно.
7) Человек должен осознавать свою ответственность за все живое на земле.
8) Профессионализм и высокое мастерство — это не одно и то же.
2. Какие из приведенных понятий, по вашему мнению, подходят для рассуждения с дефиницией? Обоснуйте ответ. Напишите ваш вариант рассуждения, используя одно из приведенных слов.
Дом, дружба, отпуск, любовь, счастье, талант, компьютер, бедность, пожар.
3. В приведенном примере укажите тезис (если тезис явно не выражен, сформулируйте его), определите способ аргументации.
Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов — подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы.
(И.Соколов-Микитов)
4. Свяжите с идеей пользы/вреда для убеждаемого следующую информацию.
1. Вежливость позволяет добиваться многого.
2. Следует заботиться о стариках и инвалидах.
3. Надо уметь писать грамотно.
4. Нельзя забывать уроки исторического прошлого.
5. Частично согласитесь с приведенным тезисом и в то же время частично возразите против него, приведя аргументы «за» и «против».
1. Смотреть телевизор — бесполезное занятие.
2. Преподавание литературы в школе следует отменить.
3. Хорошо, когда ты единственный ребенок в семье.
4. Театр — умирающий вид искусства.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1. Перечислите основные требования к содержанию сочинения-рассуждения.
2. Каковы основные этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения?
3. Каковы основные типы комментирования проблемы?
4. Каковы основные виды аргументов?
ЛИТЕРАТУРА
1. Нарушевич Л.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку // газета «Русский язык». № 12/2006.
2. Стернин И.Л. Практическая риторика. М.: Академия, 2003.
3. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Р/Д: Феникс, 2004.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.