Методика «Дерево»
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта мы не предлагаем уч-ся вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них—разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 - мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 уч-ся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
Л.П. Пономаренко Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе.
Cтимульный материал к методике «Дерево»
«Рассмотри это дерево. Ты видишь на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них—разное настроение и они занимают различное положение. Возьми красный фломастер и обведи того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твое настроение в школе и твое положение. Обрати внимание, что каждая ветка дерева может быть равна твоим достижениям и успехам. Теперь возьми зеленый фломастер и обведи того человечка, которым ты хотел(а) бы быть и на чьем месте ты хотел(а) бы находиться».
«Рассмотри это дерево. Ты видишь на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них—разное настроение и они занимают различное положение. Возьми красный фломастер и обведи того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твое настроение в школе и твое положение. Обрати внимание, что каждая ветка дерева может быть равна твоим достижениям и успехам. Теперь возьми зеленый фломастер и обведи того человечка, которым ты хотел(а) бы быть и на чьем месте ты хотел(а) бы находиться».
«Рассмотри это дерево. Ты видишь на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них—разное
настроение и они занимают различное положение. Возьми красный фломастер и обведи того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твое настроение в школе и твое положение. Обрати внимание, что каждая ветка дерева может быть равна твоим достижениям и успехам. Теперь возьми зеленый фломастер и обведи того человечка, которым ты хотел(а) бы быть и на чьем месте ты хотел(а) бы находиться».
«Рассмотри это дерево. Ты видишь на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них—разное
настроение и они занимают различное положение. Возьми красный фломастер и обведи того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твое настроение в школе и твое положение. Обрати внимание, что каждая ветка дерева может быть равна твоим достижениям и успехам. Теперь возьми зеленый фломастер и обведи того человечка, которым ты хотел(а) бы быть и на чьем месте ты хотел(а) бы находиться».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.