МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО

  • docx
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО.docx

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО

ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА Д.РАССЕЛА И М.ФЕРГЮСОНА

 

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Обработка результатов и интерпретация

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» – на 2, «редко» – на 1 и «никогда» – на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

 

 

Утверждения

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

 

 

 

 

2

Мне не с кем поговорить

 

 

 

 

3

Для меня невыносимо быть таким одиноким

 

 

 

 

4

Мне не хватает общения

 

 

 

 

5

Я чувствую, будто никто не понимает меня

 

 

 

 

6

Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне

 

 

 

 

7

Нет никого, к кому бы я мог обратиться

 

 

 

 

8

Я сейчас больше ни с кем не близок

 

 

 

 

9

Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

 

 

 

 

10

Я чувствую себя покинутым

 

 

 

 

11

Я не способен раскрепощаться и общаться

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

13

Мои социальные отношения и связи поверхностны

 

 

 

 

14

Мне не достает компании

 

 

 

 

15

В действительности никто как следует не знает меня

 

 

 

 

16

Я чувствую себя изолированным от других

 

 

 

 

17

Я несчастен, будучи таким отверженным

 

 

 

 

18

Мне трудно заводить друзей

 

 

 

 

19

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

 

 

 

 

20

Люди вокруг меня, но не со мной

 

 

 

 


 

МЕТОДИКА И ДИАГНОСТИКА САМОЧУВСТВИЯ,

АКТИВНОСТИ И НАСТРОЕНИЯ

 

Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция методики САН. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие – сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность – сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение – сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0–5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

Типовая карта методики САН

 

Фамилия,инициалы_______________________________

Пол____ Возраст_____

Дата_________________________ Время____________

 

1

Самочувствие хорошее

3

2

1

0

1

2

3

Самочувствие плохое

2

Чувствую себя сильным

3

2

1

0

1

2

3

Чувствую себя слабым

3

Пассивный

3

2

1

0

1

2

3

Активный

4

Малоподвижный

3

2

1

0

1

2

3

Подвижный

5

Веселый

3

2

1

0

1

2

3

Грустный

6

Хорошее настроение

3

2

1

0

1

2

3

Плохое настроение

7

Работоспособный

3

2

1

0

1

2

3

Разбитый

8

Полный сил

3

2

1

0

1

2

3

Обессиленный

9

Медлительный

3

2

1

0

1

2

3

Быстрый

10

Бездеятельный

3

2

1

0

1

2

3

Деятельный

11

Счастливый

3

2

1

0

1

2

3

Несчастный

12

Жизнерадостный

3

2

1

0

1

2

3

Мрачный

13

Напряженный

3

2

1

0

1

2

3

Расслабленный

14

Здоровый

3

2

1

0

1

2

3

Больной

15

Безучастный

3

2

1

0

1

2

3

Увлеченный

16

Равнодушный

3

2

1

0

1

2

3

Взволнованный

17

Восторженный

3

2

1

0

1

2

3

Унылый

18

Радостный

3

2

1

0

1

2

3

Печальный

19

Отдохнувший

3

2

1

0

1

2

3

Усталый

20

Свежий

3

2

1

0

1

2

3

Изнуренный

21

Сонливый

3

2

1

0

1

2

3

Возбужденный

22

Желание отдохнуть

3

2

1

0

1

2

3

Желание работать

23

Спокойный

3

2

1

0

1

2

3

Озабоченный

24

Оптимистичный

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистичный

25

Выносливый

3

2

1

0

1

2

3

Утомленный

26

Бодрый

3

2

1

0

1

2

3

Вялый

27

Соображать трудно

3

2

1

0

1

2

3

Соображать легко

28

Рассеянный

3

2

1

0

1

2

3

Внимательный

29

Полный надежд

3

2

1

0

1

2

3

Разочарованный

30

Довольный

3

2

1

0

1

2

3

Недовольный

 


 

Психодиагностический тест (ПДТ)

 

В целях наиболее полной и точной психологической диагностики эффективности адаптации оправданным представляется использование разработанного Л.Т. Ямпольским (1985) психодиагностического теста (ПДТ), представляющего собой многомерный инструментарий, основанный на принципе стандартизированного самоотчета испытуемого, и предназначенного для изучения структуры личности в границах определенных факторов.

Методика ПДТ представляет собой опросник, состоящий из 174 пунктов в виде утверждений типа: «Кое-кто настроен против меня», «Я человек твердых убеждений» и т.д.

Пункты опросника сгруппированы в 14 шкал. В настоящем пособии представлены 4 из них: 3 шкалы нижнего уровня описывают невротизм, психотизм и депрессию; шкала верхнего уровня характеризует психическую неуравновешенность (формируется на базе шкал нижнего уровня).

Краткая характеристика шкал теста

А. Нижний уровень

1.   Невротизм. Предназначена для измерения уровня невротизации. Содержательно фактор «невротизм» близок к понятию астенической личности в пограничной психиатрии и фиксирует уровень тревожности, возбудимости, впечатлительности, эмоциональной зрелости. К характеристикам астенического типа относят неуверенность в себе, нерешительность, неспособность преодолевать житейские трудности, психическую невыносливость. Наряду с этим отмечаются такие проявления, как ипохондричность, раздражительность, склонность к колебаниям настроения.

2.   Психотизм. Предназначена для измерения степени психической адекватности личности, фиксирует аутичность, которая характеризуется своеобразной отчужденностью от среды, замкнутостью, недоступностью для общения с другими. Психотическая личность находится в постоянном внутреннем конфликте с собой, постоянно напряжена и возбуждена вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Такое хроническое напряжение может без внешнего повода прорваться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха и т.п.

3.   Депрессия. Шкала предназначена для измерения глубины субъективных переживаний, возникающих при снижении доминирующего фона настроения. Депрессия – угнетенное состояние, вызываемое тягостными событиями и переживаниями. Содержательно утверждения, собранные в данной шкале, отражают самооценку доминирующего фона настроения, идеи самообвинения, субъективных трудностей в организации деятельности, низкой фрустрационной толерантности.

Б. Верхний уровень

4.   Психическая неуравновешенность. Предназначена для интегральной оценки психической устойчивости. Оценка по этой шкале является обобщением оценок по трем шкалам нижнего уровня: невротизм, психотизм, депрессия. Фактор «психическая неуравновешенность» указывает на уровень дезадаптации, тревожности, потери контроля над влечениями, оценивает уровень психической устойчивости и, как следствие, ровность, стабильность, последовательность и целенаправленность поведения.

Предъявление методики. Перед началом исследования испытуемым (количество которых при групповом тестировании не должно превышать 25–30 человек) предоставляется возможность ознакомиться с текстом инструкции, самого опросника и бланка ответов. Психолог должен ответить на все вопросы, касающиеся процедуры обследования.

Обработка результатов проводится с помощью ключа. Ответу, совпадающему с ключом, присваивается 1 «сырой» балл.

 

Ключ методики ПДТ

 

Название шкалы

Группирование ответов по шкалам

Максимальный балл

Невротизм

Верно: 2, 3, 4, 13, 14, 15, 16, 25, 26, 37, 38, 40, 50, 51, 52, 53, 63, 64, 65, 66, 67
Неверно: 1, 27, 28, 39

25

Психотизм

Верно: 5, 6, 7, 8, 18, 19, 20, 29, 30, 31, 32, 41, 42, 43, 44, 54, 55, 56, 57, 58, 68, 69, 70, 71

Неверно: 17

25

Депрессия

Верно: 9, 10, 12, 21, 22, 23, 24, 33, 34, 35, 36, 45, 46, 47, 48, 49, 59, 60, 61, 62, 72, 74, 75

Неверно: 11, 73

25

Психическая неуравнове­шенность

Верно: 2, 4, 10, 11, 12, 14, 21, 23, 33, 35, 45, 50, 53, 63, 65, 66, 67, 74, 75
Неверно: 73

20

 

Полученные «сырые» баллы преобразуются в стандартную форму путем перевода исходных тестовых оценок в 10-балльную равноинтервальную шкалу методом Р.Кэттелла.

 

«Сырые» баллы

Стандартные единицы

Невротизм

Психотизм

Депрессия

Психическая неуравнове-шенность

1

2

3

4

5

25

10

10

10

 

24

10

10

10

 

23

10

10

10

 

22

10

10

10

 

21

10

10

10

 

19

9

10

9

10

18

8

9

8

10

17

8

9

8

10

16

8

8

7

9

15

7

8

7

9

14

7

7

7

8

13

6

7

6

8

12

6

6

6

7

11

6

6

5

7

10

5

5

4

6

9

4

4

4

6

8

4

4

3

5

7

3

3

3

4

6

3

3

2

4

5

3

2

2

3

4

2

2

2

3

3

2

1

1

2

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

 

Текст опросника

 

1.       Обычно я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим.

2.       Временами я волнуюсь из-за пустяков.

3.       Большую часть времени я чувствую общую слабость.

4.       Я часто тревожусь.

5.       Кое-кто настроен против меня.

6.       Часто различная пища кажется мне одинаковой на вкус.

7.       Глупо осуждать человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

8.       Окружающее мне часто кажется нереальным.

9.       Когда я строю планы, то часто рассчитываю на счастливый случай, везение.

10.   Порой мне кажется, что трудностей слишком много и мне их не преодолеть.

11.   Меня редко посещают грустные мысли.

12.   Когда я что-либо делаю (двигаюсь, ем, работаю), я часто перескакиваю с одного на другое, а не действую обдуманно и методично.

13.   Временами я бываю злым и раздражительным.

14.   У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что даже не могу усидеть на месте.

15.   Мне часто говорят, что я вспыльчив.

16.   Я часто сожалею о том, что я такой раздражительный и ворчливый.

17.   У меня отсутствуют враги, которые всерьез желают мне навредить.

18.   У меня бывают странные и необычные мысли.

19.   Почти каждый день случается что-то такое, что пугает меня.

20.   Иногда мне нравится причинять боль людям, которых я люблю.

21.   Временами я чувствую себя бесполезным.

22.   Мои родители были часто настроены против моих знакомых.

23.   У меня бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.

24.   Временами я испытываю ненависть к членам моей семьи, которых обычно люблю.

25.   Я вспыльчив, но быстро успокаиваюсь.

26.   Иногда я настолько возбуждаюсь, что мне бывает трудно заснуть.

27.   Думаю, что нервы у меня в порядке (такие же, как и у большинства окружающих).

28.   Обычно я спокоен, и меня трудно вывести из равновесия.

29.   Я ужасно боюсь грозы.

30.   Многих людей можно обвинить в развращенности.

31.   Я бы добился значительно больших успехов, если бы люди относились ко мне лучше.

32.   У меня бывают необычные, мистические (таинственные) переживания.

33.   Даже среди людей я чувствую свое одиночество.

34.   Мечты в моей жизни занимают много места, но я этого никому не говорю.

35.   Мои намерения часто кажутся мне настолько трудновыполнимыми, что я отказываюсь от них.

36.   Чаще всего у меня бывает сразу несколько увлечений, я очень редко увлекаюсь чем-нибудь одним.

37.   Я так остро переживаю свои неприятности, что подолгу не могу выбросить их из головы.

38.   Бывало, что из-за волнений у меня пропадал сон.

39.   Меня трудно рассердить.

40.   Меня настолько волнуют некоторые вещи, что мне даже говорить о них трудно.

41.   Думаю, что почти каждый может болтать, чтобы избежать неприятностей.

42.   Безопаснее всего никому не доверять.

43.   Я часто замечаю, что люди относятся завистливо и недоверчиво к моим удачным идеям только потому, что не они первыми додумались до них.

44.   Я опасаюсь некоторых предметов или людей, хотя знаю, что они для меня безвредны.

45.   Нередко бывают ситуации, когда легко потерять надежду на успех.

46.   Иногда я хвалю людей, которых знаю очень мало.

47.   Я легко прихожу в замешательство.

48.   У меня бывают достаточно длительные периоды, когда я не могу ничего делать, потому что мне трудно заставить себя взяться за работу.

49.   Порой мне кажется, что я ни на что не гожусь.

50.   Я все принимаю близко к сердцу.

51.   Ожидание действует мне на нервы.

52.   Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным.

53.   Я все чувствую более остро, чем другие.

54.   Думаю, что за мной следят.

55.   Большую часть времени я чувствую, что моя голова и нос чем-то заполнены.

56.   Временами мне хочется нанести повреждение себе или кому-нибудь из окружающих.

57.   Люди безразличны и равнодушны к тому, что может случиться с другими.

58.   Плохие, часто даже ужасные слова приходят мне в голову, и я не могу от них избавиться.

59.   Временами мне очень хотелось навсегда уйти из дома.

60.   Мое поведение в сильной степени зависит от обычаев.

61.   Я предпочитаю действовать импульсивно, под влиянием момента, даже если это приведет к дальнейшим трудностям.

62.   Я могу сослаться на болезнь, чтобы избежать чего-нибудь неприятного.

63.   Я впечатлительнее большинства людей.

64.   Я легко теряю терпение в общении с другими людьми.

65.   Иногда какой-нибудь пустяк овладевает моими мыслями и беспокоит меня несколько дней.

66.   Критика и замечания в мой адрес меня мало задевают.

67.   Иногда мне кажется, что я нахожусь на грани нервного срыва.

68.   Часто мои поступки неправильно понимаются окружающими.

69.   Я считаю, что многие способны пойти на нечестный поступок ради получения выгоды.

70.   Меня крайне редко наказывали без причины.

71.   Против меня что-то замышляется.

72.   Привычки некоторых членов моей семьи меня очень раздражают.

73.   У меня редко бывают приступы плохого настроения.

74.   Бывает, я отказываюсь от начатого дела потому, что не верю в свои силы.

75.   В моей семье есть нервные люди.