Методика изучения мотивации учения подростков

  • doc
  • 28.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мотив-4.doc

Методика изучения мотивации учения подростков

(для учащихся 6 - 7-го класса)

 

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты  ответов к нему.

Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1.       Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а)  получения хороших отметок;

б)  продолжения образования, поступления в институт;

в)  поступления на работу;

г)  того, чтобы получить хорошую профессию;

д)  саморазвития, чтобы быть образованным и содержатель­ным человеком;

е)  солидности.

2.  Я бы не учился, если бы...

а)  не было школы;

б)  не было учебников;

в)  не воля родителей;

г)  мне не хотелось учиться;

д)  мне не было интересно;

е)  не мысли о будущем;

ж)  не долг перед Родиной;

з)  не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.

3.  Мне нравится, когда меня хвалят за...

а)  хорошие отметки;

б)  приложенные усилия и трудолюбие;

в)  мои способности;

г)  выполнение домашнего задания;

д)  хорошую работу;

е)  мои личные качества.

II

4.  Мне кажется, что цель моей жизни...

а)  получить высшее образование;

б)  мне пока неизвестна;

в)  стать отличником;

г)  состоит в учебе;

д)  получить хорошую профессию;

е)  принести пользу моей Родине.

5.  Моя цель на уроке...

а)  слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б)  усвоить материал и понять тему;

в)  получить новые знания;

г)  сидеть тихо, как мышка;

д)  внимательно слушать учителя;

е)  получить пятерку.

6.  Когда я планирую свою работу, то...

а)  сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б)  тщательно продумываю все ее аспекты;

в)  сначала стараюсь понять ее суть;

г)  стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д)  обращаюсь за помощью к старшим;

е)  сначала отдыхаю.

 

Ill

 

7. Самое интересное на уроке — это...

а)  различные игры по изучаемой теме;

б)  объяснения учителем нового материала;

в)  изучение новой темы;

г)  устные задания;

д)  классное чтение;

е)  общение с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а)  он мне нравится;

б)  он легкий;

в)  он мне интересен;

г)  я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) мне не дают списать;

ж)  мне надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а)  они несложные;

б)  остается время погулять;

в)  они интересные;

г)  есть настроение;

д) нет возможности списать;

е)  всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а)  мысли о будущем;

б)  родители и(или) учителя;

в)  возможная покупка желаемой вещи;

г)  низкие оценки;

д)  желание получать знания;

е)  желание получать высокие оценки.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а)  ожидаю похвалы;

б)  мне интересна выполняемая работа;

в)  мне нужна высокая отметка;

г)  хочу больше узнать;

д)  хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е)изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат...

а) хороших знаний;

б) моего везения;

в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г) помощи друзей;

д) моей упорной работы;

е) помощи родителей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных мной усилий;

д) моего везения;

е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем,

 

 

 

14. Я буду активным на уроке, если...

а)  хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г)  меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

 

15. Если учебный материал мне не понятен   (труден для меня), то я...

а)  ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в)  мирюсь с ситуацией;

г)  стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е)  вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

VI

16. Ошибившись при выполнении задания, я...

а)  выполняю его повторно;

б) теряюсь;

в)  нервничаю;

г)  исправляю ошибку;

д) отказываюсь от его выполнения;

е)  прошу помощи у товарищей.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а)  анализирую его повторно;

б) огорчаюсь;

в)  спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г) откладываю его на время;

д) обращаюсь к учебнику;

е) списываю у товарища.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) сложные и большие;

б)  легко решаемы;

в) письменные;

г)  не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) однообразны и их можно выполнять по шаблону.

Спасибо за ответы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I ди­агностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обла­дает определенным количеством баллов в зависимости от того, ка­кой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе (табл. 10).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла.

Учебный мотив — 5 баллов.

 

Таблица 10

Ключ для показателей I, II, III мотивации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера предложе­ний и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

ж

3

1

2

5

4

3

5

0

_

I

2

0

0

0

5

3

4

3

4

3

2

5

2

4

5

3

-

-

4

3

0

2

5

4

4

-

-

II

5

4

5

5

0

3

2

_

-

6

3

5

5

3

0

1

7

1

4

3

3

5

1

3

-

Ш    

8

3

1

3

3

0

0

2

9

3

1

3

3

0

5

-

-

 

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показате­ли I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уро­вень мотивации. По оценочной табл. 11 можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Таблица 11 Оценочная таблица

 

Уровень

Показатели мотивации

Сумма баллов

мотивации

I

II

III

итогового уров-

 

 

 

 

ня мотивации

I

27—29

25—29

20—23

70—81

II

24—26

20—24

16—19

58—69

III

18—23

13—19

10—15

39—57

IV

10—17

6—12

4—9

18—38

V

до 9

до 5

ДоЗ

до 17

I очень высокий уровень мотивации учения;

II  высокий уровень мотивации учения;

III   нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV      сниженный уровень мотивации учения;

V низкий уровень мотивации учения.

Кроме того, уровни мотивации по блоку I показывают, на­сколько сильным для школьника является личностный смысл обу­чения. Уровни мотивации по блоку II свидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к целеполаганию. Анализ дан­ных по каждому из этих показателей мотивации позволит руково­дителям образовательного учреждения, учителям, школьному пси­хологу сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие кор-рекционно-развивающие задачи.

Поскольку блок III анкеты выявляет направленность мотива­ции на познавательную или социальную сферы, то при поэле­ментном анализе мы имеем возможность увидеть по всей выбор­ке мотивы, выбираемые детьми чаще всего. Для этого необходи­мо подсчитать частоту выборов всех мотивов по всей выборке учащихся. После этого следует определить процентное соотно­шение между всеми мотивами, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных из них (табл. 12):

Таблица 12. Выявление ведущих мотивов у школьников 7-х классов

 

 

Варианты ответов

Номера предложений

7

      8

9

а)

И

п

п

б)

С

и

и

в)

п

п

п

г)

п

п

п

д)

У

в

 

е)

и

в

У

 

 

о

-

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мо­тив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.

Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.

Предложения 13, 14, 15 входят в V блок методики и характе­ризуют следующий показатель мотивации — стремление подрост­ка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.

Реализацию названных мотивов поведения учащихся позво­ляют определить вопросы содержательного блока VI анкеты (пред­ложения 16, 17, 18).

Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV,V,VI), предлагается оценивать с помощью по­лярной шкалы измерения в баллах +5 и -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению ус­пеха в учебе, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в —5 баллов.

Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в показателях IV, V, VI мотивации.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждо­го предложения, то возможные суммы баллов за каждое предло­жение будут такими: +10; 0; -10. По каждому показателю моти­вации (то есть в каждом из содержательных блоков — IV, V, VI) возможные суммы баллов будут таковы: +30; +20; +10; 0; -10; -20; —30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из дан­ных показателей:

 

Таблица 13. Ключ для показателей IV, V, VI мотивации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера предло­жений и баллы, им соответст­вующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

10

+5

-5  '

-5

-5

+5

4-5

IV

11

-5

+5

-5

+5

-5

+5

12

+5

-5

+5

-5

+5

-5

13

_5

4-5

_5

+5

-5

-5

V

14

+5

-5

4-5

-5

—5

+5

15

-5

+5

—5

+5

-5

+5

16

+5

-5

-5

+5

-5

4-5

VI

17

+5

-5

+5

—5

4-5

-5

18

-5

+5

-5

+5

—5

4-5

 

+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преоб­ладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (по­казатель VI);

+ 10; 0; —10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выра­жены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учеб­ные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

-20; —30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопуще­нию неудач в учебных действиях и его преобладании над стрем­лением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой ак­тивности при реализации учебных мотивов.

Таким образом, оценка эффективности образовательного про­цесса на данном этапе тестирования осуществляется по следую­щим групповым показателям:

-    количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от обще­го числа обследуемых;

-    количество учащихся со средним уровнем учебной мотива­ции, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

количество учащихся с низким уровнем учебной мотива­ции, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.

Об успехах деятельности образовательного учреждения мож­но говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонен­тов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:

-    количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также коли­чество учащихся, у которых понимание личностного смысла от­сутствует (определяется процентное соотношение между ними);

-    количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними);

-    количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преоблада­нием внешних мотивов учения (определяется процентное соот­ношение между ними);

-    количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у кото­рых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);

-    количество подростков, активно реализующих учебные мо­тивы в собственном поведении, и количество учащихся, у кото­рых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

ФИО__________________________________________________________

Класс_____________

Дата______________

 

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера предложе­ний и баллы, им соответ­ствующие

Варианты ответов

 

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

ж

з

1

 

 

 

 

 

 

 

-

 

2

 

 

 

 

 

-

-

-

3

 

 

 

 

 

 

-

-

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

-

6

 

 

 

 

 

-

-

-

7

 

 

 

 

 

 

 

-

 

8

 

 

 

 

 

 

-

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера предло­жений и баллы, им соответст­вующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е  

10

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

18