М.В. ПАЛЕЦКИХ,
педагог дополнительного образования
МАУДО ДООЦ г. Карпинска
Методика создания СМИ
для детей, подростков и молодёжи
Мы живём в информационном обществе. Действующие СМИ, сайты предприятий, организаций, учреждений, социальные сети, электронные системы формируют глобальное информационное пространство, активными участниками которого становятся дети, подростки и молодёжь.
Стратегия развития информационного общества, действующая в нашей стране, направлена в том числе на формирование информационного пространства с учётом потребностей граждан в получении качественных и достоверных сведений.
Однако, важно научить подрастающее поколение ориентироваться в информационном пространстве. Иными словами, повысить их медиаграмотность. Один из действенных способов сделать это – разработать совместно с учащимися собственное средство массовой информации.
Процесс разработки проекта СМИ создаёт гуманную развивающую среду, отношения сотрудничества, сотворчества всех участников процесса, удовлетворяет разнообразные интересы детей, вовлекает детей в активную деятельность с возможностью применить полученные в теоретической части курса журналистики знаний на практике.
Процесс создания СМИ можно организовать следующим образом.
1. Выбрать канал распространения информации: печать (собственные газета или журнал; вкладка/тематическая страница в городской газете), телевидение, радио или интернет (сайты; группы/страницы в социальных сетях Вконтакте, Инстаграм; мессенджеры (Телеграм).
2. Определиться с целевой аудиторией СМИ. Важно найти ответы на вопросы, для кого будут писать ребята. И после действующими социологическими методами изучить целевую аудиторию.
3. По результатам изучения целевой аудитории определиться с тематикой СМИ.
4. Продумать дизайн. Эффективно будет организовать конкурс предложений по дизайну среди учащихся. Ребята могут пользоваться всеми доступными средствами: вёрстка в специальной программе, рисунок цветной и чёрно-белый, графика и т.д. Возможна организация этой работы в небольших командах по 2 – 3 человека.
5. Определиться с периодичностью подготовки информации. Сформировать график, в том числе проведения планёрок.
6. Распределить обязанности в детской/подростковой/молодёжной редакции. Назначить ответственных за подготовку текстов, дизайн (предложения по дизайну; подбор иллюстраций). Возможно сформировать отделы из небольших групп учащихся. Например, отдел конкурсов, отдел по работе с читателями, отдел по поиску интересных тем (формирует список тем, который в дальнейшем будет обсуждаться на планёрках), отдел по подготовке иллюстраций и так далее.
7. Провести инструктаж с ребятами, объяснить, кто и за что отвечает. Напомнить о необходимости соблюдения действующего законодательства РФ.
8. Каждый новый выпуск обсуждать на занятиях, разбирать типичные ошибки, говорить о плюсах и минусах.
Подготовка собственного СМИ формирует у учащихся профессиональный интерес к журналистике, развивает ученическое самоуправление, навыки самовыражения, позволяет понять, как важно использовать в работе достоверные источники информации, качественно собирать и обрабатывать полученную информацию, насколько серьёзными могут быть последствия распространения недостоверной информации. Развивается критическое мышление, умение анализировать и делать выводы, что необходимо для эффективного взаимодействия в современном глобальном информационном пространстве.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.