Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
Фрэнсис Бэкон
Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.
Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).
Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.
Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.
Методология педагогики – система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Методы педагогического исследования — это способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Классификация педагогических исследований
Фундаментальные исследования – это исследования, которые раскрывают закономерности процесса
Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с формированием содержания
Разработки имеют целью создание программ, учебников, пособий, инструктивно-методических рекомендаций по
Основные методологические подходы в педагогике:
1Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов
2Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса..
3Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения.
4Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.
5Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.
6Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи.
7Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
8Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.
Каждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности.
Литература:
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2001.
Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Просвещение, 1988.
Методы педагогических исследований / Под. ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В. - М., 1979.
Скалкова Я. Методология и методы педагогических исследований. - М.: Наука, 1983.
Хмель Н.Д. Педагогика учебник/Алматы 2005г
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина.—4-е изд., стереотип..—М.: Академия, 2005
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.