Методология и методы научно-педагогических исследований
Оценка 4.6

Методология и методы научно-педагогических исследований

Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
доп. образование детей
СCУЗ, ВУЗ
08.01.2020
Методология и методы научно-педагогических исследований
метолодогия педагогики.ppt

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Предмет педагогики.Методология и методы научнопедагогических исследований.

16 09 2017г

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Педаго́гика ( искусство воспитания) наука о воспитании и обучении человека

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования. 

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

 Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Фрэнсис Бэкон

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.
Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).
Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.
Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология педагогики – система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Методы педагогического исследования — это способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Существует несколько уровней педагогических исследований.

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Классификация педагогических исследований

Фундаментальные исследования – это исследования, которые раскрывают закономерности процесса

Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с формированием содержания

Разработки имеют целью создание программ, учебников, пособий, инструктивно-методических рекомендаций по

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Основные методологические подходы в педагогике:
1Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов
2Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса..
3Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения.

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

4Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.
5Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.
6Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи.
7Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
8Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Каждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности.

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований

Литература:
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2001.
Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Просвещение, 1988.
Методы педагогических исследований / Под. ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В. - М., 1979.
Скалкова Я. Методология и методы педагогических исследований. - М.: Наука, 1983.
Хмель Н.Д. Педагогика учебник/Алматы 2005г
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина.—4-е изд., стереотип..—М.: Академия, 2005

Методология и методы научно-педагогических исследований

Методология и методы научно-педагогических исследований
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2020