Методы генерации идей

  • docx
  • 03.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методы генерации идей.docx

 

Методы генерации идей

Теперь поговорим о базовых методах генерации идей в команде, таких как мозговой штурм и метод фокальных объектов.

Конечно, подобных методик существует огромное множество, и вам не составит труда найти их в интернете или почитать о них в книгах по развитию креативного мышления. Тем не менее, сегодня остановимся подробней на двух ОСНОВНЫХ методиках и вместе попробуем разобраться: почему правильно организованный МОЗГОВОЙ ШТУРМ может вывести команду из творческого тупика за считанные минуты. И почему он же может превратить командную работу в хаос и ОТСУТСТВИЕ формализованного результата.

Итак, ваша команда проделала серьезную работу по выделению ПРОБЛЕМЫ, за решение которой готова взяться, и сформулировала ЦЕЛЬ, к которой будет стремиться. Скорее всего, азарт и вдохновение команды слегка поубавились: всем очевидно, к чему стоит стремиться, но вот КАК? Где взять нестандартное решение? Как сгенерировать уникальный продукт?

Эффективным инструментом на данном этапе работы может стать мозговой штурм. Этот метод хорошо знаком нам по любимой многими игре «Что? Где? Когда?». Однако, как показывает опыт, потенциал этого метода используется в сфере образования явно недостаточно.

Автор этого метода – Алекс Осборн. Основной принцип мозгового штурма состоит в том, чтобы развести во времени ГЕНЕРАЦИЮ идеи и ее КРИТИКУ. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма – брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги. Участники штурма передают листок друг другу и вносят в него новые возникшие идеи.

Давайте разберем этапы организации мозгового штурма более подробно.

Первый этап: Подготовка мозгового штурма

Разделите команду на две группы: генераторы идей и эксперты.

Генераторы – это, как правило, творческие люди, обладающие подвижным, активным умом. Они будут вырабатывать версии. Экспертам же предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. Кстати, на практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают в качестве экспертов.

Итак, подготовьте всё необходимое для записи идей и демонстрации списка. Что здесь можно использовать? Например, доску и мел, флипчарты и маркеры, разноцветные стикеры, ноутбук и проектор.

Назначьте модератора мозгового штурма, либо возьмите эту роль на себя.

Выберите одного или двух секретарей, которые будут фиксировать все идеи.

Четко обозначьте продолжительность первого этапа, обычно это около часа.

Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно БОЛЬШЕ идей в сжатые сроки. Это активизирует и заставляет выложиться.

Чёткий тайминг – такое же обязательное условие для участников штурма, как длина дистанции для бегунов.

Сформулируйте вместе с командой и зафиксируйте задачу – что КОНКРЕТНО нужно получить в результате мозгового штурма? Запишите задачу так, чтобы она всё время была на виду. Участники должны ясно представлять, зачем они собрались и какую ПРОБЛЕМУ собираются решить. В данном такте работы приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач.

Второй шаг – это непосредственно проведение мозгового штурма

И здесь мы начинаем с этапа генерации идей – так называемой «Фазы «мечтателя».

На данном этапе позвольте участникам проявить свою фантазию по максимуму. Пусть каждый выдвинет как можно больше идей. Приветствуются озарения и необузданная фантазия в альтернативных направлениях. Можно высказывать безответственные, причудливые, неожиданные и нелепые идеи. Самые лучшие идеи – это сумасшедшие! Каждая идея полезна уже потому, что она стимулирует другие. В каждой идее есть рациональное зерно.

Позвольте команде высказывать идеи без доказательств и объяснений, кратко – в нескольких словах. Фиксируйте все озвученные идеи. На данном этапе количество идей предпочтительнее их качества.

Критика на этапе генерации абсолютно запрещена. Договоритесь с ребятами не употреблять фразы: «Это глупо», «Ерунда», «Это невозможно» и подобных. Критика запрещается даже в форме жестов, ироничных взглядов и скептических усмешек. Иначе у креаторов (генераторов идей) может пропасть желание высказываться.

Если же команда еще не очень доверяет друг другу и критики не избежать, примените метод “молчаливого” мозгового штурма – брэйнрайтинг, о котором мы говорили раньше. Поддерживайте и создавайте атмосферу уважительного и радостного общения.

После завершения активной фазы генерации участники штурма коллективно редактируют список наработанных идей. На этом этапе уже возможно “ПОЛУКРИТИЧНОЕ” отношение к ним и дополнение списка новыми идеями, возникшими в процессе редактирования.

Потренируйтесь с ребятами вместо словосочетания «Да, но…», говорить «Да, и…».

Юмор и смех при обсуждении тоже приветствуются.

«Сухой остаток» первого этапа – начерно отредактированный список идей, зафиксированных кратко, торопливо. Именно с этим списком вам предстоит работать на следующем этапе мозгового штурма, а именно на этапе оценки идей (или фазе «реалиста»).

Самая лучшая идея – это та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Это правило подразумевает предельное внимание к каждой записанной идее.

Конструктивная критика – важный инструмент второго этапа работы.

Постарайтесь помочь ребятам найти рациональное зерно в каждой идее. Используйте метод контрольных вопросов.

Как минимум, каждую идею желательно протестировать по краткому вопроснику типа:

Это решение в рамках закона?

Идея реализуема до 10 июня?

Разумны ли предполагаемые затраты?

Каким образом данная идея, если её реализовать, провалится?

Развивайте идеи. Пытайтесь «поженить» элементы разных гипотез. Иногда самые лучшие идеи получаются в результате объединения двух менее ярких предложений. Креативность превосходно проявляет себя не только при создании новых идей, но и в работе с уже имеющимися.

Помечайте идеи вашего списка: если идея кажется вам очень оригинальной – поставьте ей два плюса. Если неплохой – один плюс. Если в идее не удалось найти конструктив – пишите ноль. Отбросьте явно банальные, тупиковые, неплодотворные идеи.

Считается, что лишь 10-15% идей оказываются приемлемыми. Зато среди них встречаются весьма оригинальные, с которыми по-настоящему можно работать.

На данном этапе задача модератора – организовать процесс обсуждения, проследить, чтобы ребята они не галдели все одновременно, а говорили по очереди и имели равную возможность высказаться.

Модератор следит за регламентом. Напоминает, сколько времени осталось до конца сеанса. Тактично останавливает креатора, который высказывает свою идею дольше 30 секунд. Любая «хитрость» модератора, направляющая креативность, не ограничивая ее, – хороша. Впрочем, креативность является настолько естественным, спонтанным процессом, что задача ведущего порой сводится к тому, чтобы просто не мешать ей.

Сеансы совместного творчества должны быть СЧАСТЛИВЫМИ часами. Мозговой штурм – это когда мы думаем свободно и продуктивно в обстановке комфорта и удовольствия.

В разных обстоятельствах вам могут помочь разные методы организации этапа генерации идей.

Обратный мозговой штурм

Его цель – максимально выявить недостатки сгенерированного объекта. Генераторы в режиме мозгового штурма составляют список имеющихся или потенциальных дефектов, ограничений, противоречий объекта или идеи. Негативные стороны объекта или идеи усугубляются до крайности. После такого жесткого тестирования идет поиск путей по устранению недостатков.

Метод «635»

Шесть человек выдвигают по три идеи за пять минут. Затем листочки с их мнениями передвигаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса готовы 18 проработанных предложений. Следуют обсуждение, усовершенствование и выбор наилучших вариантов.

Метод “Шести шляп”. Этот метод позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, человек в условной белой шляпе беспристрастно анализирует цифры и факты. Затем – надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы – поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей шляпе подводятся итоги.

«Ментальные карты». Автор метода Тони Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

“Синектика” или метод аналогий. Здесь мы выбираем объект и чертим таблицу для его аналогий. В первый столбец заносятся все ПРЯМЫЕ аналогии, во второй – НЕПРЯМЫЕ (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и НЕПРЯМЫЕ аналогии. Скажем, объект – карандаш, задача – расширение ассортимента. Прямая аналогия – объемный карандаш, ее отрицание – плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

И наконец, метод “фокальных объектов”, который был изобретен в 1923 году. Суть метода заключается в присоединении к объекту, с которым вы работаете, свойств других объектов, вещей и явлений. Его также называют метод СЛУЧАЙНЫХ объектов.

Этот метод состоит из шести последовательных шагов:

Шаг первый. Выбор объекта, с которым мы будем работать. Он может быть определен проблемой, которая была выявлена в рамках ПЕРВОГО такта работы над проектом. Или это может быть предмет, который вы просто хотите доработать или видоизменить. А порой это может быть существительное из любого словаря или книги.

Шаг второй. Выбор трех максимально отдаленных по тематике слов (второстепенных объектов), свойствами которых мы и будем наделять наш объект.

Шаг третий. Выбор и фиксация свойств, характеризующих эти объекты. Опять же – без какой либо систематики.

Шаг четвертый. Примерка каждого свойства к нашему целевому объекту.

Шаг пятый. Выбор наиболее удачных сочетаний и их развитие через ассоциативный ряд. Это делается даже в том случае, если на первый взгляд они кажутся, мягко говоря, странными.

Последний, шестой шаг – это анализ полученных идей на жизнеспособность, их приоритизация и “докручивание”.

Разберем на примере.

Вкусные обои. В ресторанах и кафе часто оформляют стены рисунками еды, чтобы у посетителей возникало желание заказать больше. Возможно, было бы неплохо разработать «вкусный» дизайн обоев с использованием кулинарных элементов – будет интересно и свежо.

Итак, добавляем максимально отдаленные ассоциации. Горячие обои, ароматные обои, замороженные обои – пока никаких идей.

Экологически чистые обои – о, здесь можно запустить производство обоев из вторсырья и делать в рекламе упор на то, то ваша компания не уничтожает лес. Многие люди будут гордиться своей причастностью к улучшению экологической обстановки.

Продолжаем. Сытные обои, проливные обои, ледяные обои… Приходит в голову идея – сделать на них рисунок в виде морозных узоров на окнах. Этот природный орнамент очень красив.

Так можно «докручивать» идеи до бесконечности.

Есть несколько довольно интересных игр на знакомство с этим методом.

Игра «Изобретатели» – нужно придумывать новую технику, продукты, здания или транспорт, в общем, все, что мы видим в помещении.

Еще одна игра – «Фантастические животные». В ней животному присваиваются свойства и способности других животных и нужно придумать название такому получившемуся животному или зарисовать его.

Итак, к достоинствам метода фокальных объектов относятся простота его освоения и использования, универсальность и возможность по-настоящему скреативить. А к недостаткам – невозможность решения по-настоящему сложных и комплексных задач, очень часто весьма поверхностный и непредсказуемый результат, а также отсутствие систематического подхода по доработке полученных сочетаний.

Поэтому не стоит полностью опираться на этот подход на этапе генерации идей. Лучше использовать его, в первую очередь, для развития КРЕАТИВНОГО мышления в команде, предваряя основной мозговой штурм.