МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УСТАНОВЛЕНИИ СВЯЗЕЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Жураев Тожиддин Хайруллаевич
В статье рассматриваются вопросы применения результатов научных исследований по инженерной геометрии и компьютерной графике в учебном процессе. Определены вертикальные связи предмета как связь научных исследований и учебного процесса.
Современные требования к подготовки инженерных кадров, в условиях опережения технологий от производства, вставит перед нами такие задачи как формирование у них компетенций по проектированию энерго и ресурсосберегающих технических средств, применением концептуального дизайна с учетом экологических вопросов.
Темпы развития научных исследований создает некоторые пробелы между наукой и производством, которые можно заполнит также упрочнением связей научных исследований и учебного процесса.
В настоящее время автор тоже занимается вопросами связи научных исследований и учебного процесса. В частности такая связь установлена при разработки учебно-методического комплекса по «Начертательной геометрии и компьютерной графики» по приказу МВ и ССО РУз №439 от 22 октября 2016 года «Повышение качества подготовки учебно-методических материалов на основе зарубежного опыта» [2]. В нем применен зарубежный опыт по применению методов и средств геометрического моделирования, приобретенная в ходе производственной практики на машиностроительных предприятиях Дели по курсу «3D моделирование и формообразование применением CATIA V5», Сертификат S.No.INT 7/13-14, 25/10/2013, а также в ходе стажировки по программе “Инновации в технике и технологиях” в СПбГПУ, Сертификат Рег. № 0068/06, 02/05/2006 [8,9]. При разработке силлабуса проведен системный анализ предмета, в результате чего произведена тематическая расстановка разделением предмета на модули с учетом современного развития методов и средств геометрического моделирования [7]. При составлении учебного материала установлена связь научных исследований и учебного процесса, и по каждой теме выбран дополнительный материал по результатам научных исследований автора [6]. Планируется заполнить базу УМК научными материалами местных и зарубежных авторов.
Применение результатов научных исследований в учебном процессе позволяет инженерам в будущем адаптировать производства к опережающим технологиям. Один из составляющих компетенции инженеров определяется навыками применения методов и средств геометрического моделирования, без которых немыслима разработка технических средств в условиях всевозрастающего дефицита энергии и ресурсов. А навыки концептуального дизайна дает перспективный взгляд инженеру в решении таких экологических проблем производства, как реновация, утилизация, модернизация, трансформация, вторичное или многоразовое применение использованной продукции [5]. Разработка педагогической концепции автора, при участии в конкурсе «Самый лучший педагог ВУЗа» по отрасли «Инженерное дело» в номинации «Самый лучший педагог-соискатель» объявленной МВ и ССО РУз по Постановлению КМ РУз №32 24.02.2015, посвящена именно этим проблемам [3].
Известно что как и другие предметы, «Инженерная графика» («Начертательная геометрии», «Машиностроительное черчение» и «Инженерная компьютерная графика») имеет межпредметную связь с «Высшей математикой», «Механикой» и другими предметами 1-го и 2-го курсов, которых можно назвать горизонтальными связями. Однако, ныне становится актуальными установит также вертикальные связи, проявляющиеся на всем этапе подготовки инженерных кадров в 1-4 курсах бакалавриата, включая также магистратуру. Установление вертикальных связей основывается на связи научных исследований и учебного процесса. В частности, результаты научных исследований автора по инженерной геометрии и компьютерной графике были применены в учебный процесс в ТИИМ и ТашГАУ [4]. Разработанная методика проектирования сложных технических поверхностей применением методов и средств геометрического моделирования можно успешно применят при подготовки выпускных - квалификационных работ и магистерских диссертаций по технологическим машинам и оборудованиям.
Необходимо отметит, что «Проектирование поверхностей» является одним из основных задач инженерной геометрии, и является центром пересечения всех предыдущих и последующих тем предмета «Инженерной графики». Этот модуль является так же ключевым в подготовки инженерных кадров, отвечающих вышеприведенным требованиям [1]. По этому этот модуль можно рассмотреть как генератор научных идей и связывающим звеном научных исследований и учебного процесса. В перспективе планируется реализация инновационного проекта – «Создание лаборатории геометрического моделирования технологических машин и оборудований», где можно будет вести научные исследования со связью с учебным процессом, в котором будут привлечены часть одаренных студентов независимо от курса (1-4) и вида (бакалавриат и магистратура) обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Жураев Т.Х. “Developing of students’ creativity by module “Surfacing using CAD technologies”. Выпускной проект. Центр переподготовки Главного НМЦ МВ и ССО РУз при ТашГПУ, Ташкент, 2015, 75 с.
2. Жураев Т.Х. УМК по «Начертательной геометрии и компьютерной графики». Учебно-методическая часть БухИТИ, 2016. www.bmti.uz.
3. Материалы конкурса «Самый лучший педагог ВУЗа». Учебно-методическая часть БухИТИ, 2016. www.bmti.uz.
4. Акты внедрений результатов научных исследований в ТИИМ от 12.05.2012) и ТашГАУ (от 21.05.2012).
5. Жураев Т.Х. Разработка концепции конструкторского бюро ВТУЗа на основе добровольческой деятельности. Сборник научных статей I-й международной студенческой НПК – Курск: ЮЗГУ, 26 – 28 октября 2016 г., 288-290 с.
6. Жураев Т.Х. Основы геометрического моделирования рабочих органов мелиоративной и сельскохозяйственной техники. Монография. – Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, ISBN 978-3-659-66832-6. 2015 – 168 с.
7. Жураев Т. Х., Киямов Ш. Ф. Системный анализ предмета «Инженерной графики»
по темам со связью с геометрическим моделированием и CAD-технологиями. Казан. «Молодой учёный». № 6 (110) . Март, 2016 г. 773-775 с.
8. Материалы отчета по программе ITEC Гранта Правительства Индии. Центральный Институт Проектирования Оборудований, Хайдарабад, Индия (www.citdindia.org.). Учебно-методическая часть БухИТИ, 2013. www.bmti.uz.
9. Материалы отчета по гранту фонда “ISTE’DOD” Президента РУз по курсу повышения квалификации на кафедре «Прикладная геометрия и дизайн» СПбГПУ (www.spbstu.ru.). Учебно-методическая часть БухИТИ, 2006. www.bmti.uz.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.