Методы обучения
Оценка 4.6

Методы обучения

Оценка 4.6
docx
10.05.2020
Методы обучения
Методы обучения.docx

Методы обучения – категория дидактическая; методика русского языка использует их, интерпретирует с позиций своего предмета, а также разрабатывает и вводит свои, обусловленные свойствами предмета «Русский язык».

Метод предполагает:

·         определение цели обучения: от этого зависит вся система взаимодействия учителя и учащихся;

·         определение способа преподнесения материала учащимся;

·         характер взаимодействия учителя и учащихся;

·         определение характера оценки усвоения, предложение критериев.

Он представляет собой систему деятельности субъектов учебного процесса, совокупность приемов, подчиненных общей установке.

Методы по этапам учебного процесса:

·         методы, применяемые на этапе мотивации и стимулирования;

·         методы, применяемые на этапе усвоения нового материала;

·         методы закрепления; методы контроля и оценки и др.

Выделяют также методы практические и теоретические; методы, применяемые лишь в одном из разделов курса, например: методы обучения правописанию, чтению, методы развития речи...

Теория методов обучения упорядочивает деятельность учителя и учащихся, дает надежную основу для практических разработок, технологий.

Языковой анализ как метод

В изучении языковой теории этому методу принадлежит важнейшее место: его сущность - дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность явлений. Вслед за анализом, как правило, следует синтез, который вновь соединяет расчлененное – это обобщение, вершина познавательного процесса.

Языковой анализ имеет следующие виды (начинаем от крупнейших единиц - от текста):

  • языковой анализ текста;
  • синтаксический анализ (в пределах предложения);
  • морфологический анализ (части речи, их формы);
  • морфемный анализ (состав слова);
  • словообразовательный анализ;
  • анализ или характеристика лексики;
  • фонетический анализ (фонемы, звуки, буквы, слоги, ударения);
  • элементы стилистического анализа, оценки культуры речи, анализа красноречия, требований риторики.
  • Для устной речи - характеристика дикции, артикуляции, интонаций и пр.

Огромное преимущество видов языкового анализа – в их совокупности, что позволяет держать в активизированном состоянии весь объем языковых знаний и умений учащегося, постоянно воспроизводить и выверять их.

В этом смысле языковой анализ может быть отнесен не только к этапу закрепления знаний и тренинга, но и к подготовке новой темы. В ходе анализа ученик обнаруживает что-то новое для себя, возникает необходимость разобраться в этом новом.

Каждый вид языкового анализа имеет свой порядок - род алгоритма.

Например, последовательность морфологического разбора такова:

1. определить, к какой части речи относится разбираемое слово;

2. назвать его в его исходной форме;

3. назвать постоянные признаки слова как части речи;

4. определить его форму: падеж, число для имен существительных, время, лицо, число для глагола и т.п.; 

5. указать окончание и основу; определить морфемный состав основы;

6. указать связи разбираемого слова в предложении и его синтаксическую функцию;

7. возможно: указать в слове орфограммы и объяснить способ их проверки.

Порядок синтаксического анализа предложения:

1. прочитать предложение с необходимыми интонациями;

2. указать, простое оно или сложное;

3. если сложное - с союзами или без;

4. если простое: функциональный тип, интонационный тип, распространенное или нет, и т.п.;

5. главные члены: последовательность разбора членов предложения по синтаксическим связям между ними;

6. возможно: какой частью речи выражен каждый член предложения;

7. осложняющие структуры: однородные члены предложения и пр.; объяснение знаков препинания (посредством структуры предложения, по интонации и смыслу).

Порядок лингвистического анализа текста (его компонента - абзаца, сложного синтаксического целого):

1. прочитать данный компонент текста;

2. сказать, из какого произведения взят отрывок, кратко - его содержание;

3. указать на его относительную законченность, самостоятельность;

4. указать количество предложений в отрывке, выделить каждое предложение;

5. охарактеризовать связи между предложениями: смысловую, союзную, местоименную, с помощью повторов слов и пр.;

6. указать соотнесенность глагольного времени в предложениях;

7. лексические характеристики;

8. прямую речь, если есть (как она построена);

9. возможно: знаки препинания.

Порядок характеристики слова как лексической единицы:

1. семантический аспект; значение слова, его толкование;

2. если слово многозначно - толкование нескольких значений;

3. подбор синонимов к слову, возможно - антонимов;

4. возможно: оттенки значения слова, его эмоциональные окраски, сферы уместного употребления;

5. возможно: переносное значение в данном тексте;

6. какая часть речи;

7. морфемный состав;

8. возможно: объяснение словообразования.

Порядок фонетического анализа:

1. произнесение слова;

2. выделение звуков в слове, их количество;

3. соотнесение звукового и буквенного состава слова;

4. объяснение всех случаев несовпадения буквы и звука;

5. указание слабых позиций фонем (если изучался этот материал);

6. характеристика звуков: гласные - согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие и пр.;

7. слогоделение, ударяемые и безударные слоги;

8. ударение;

9. возможно: транскрибирование;

10.     указание орфограмм и способа их проверки.

Языковой анализ («грамматический разбор») используется в следующих вариантах:

1. полный и неполный, с различной степенью «сжатия»;

2. устный и письменный, последний нередко содержит элементы графические - условное подчеркивание, построение таблиц, схем, моделей и пр.

Языковой анализ может использоваться и в контрольных целях.

Анализ органически связан с синтезом; однако в языковых упражнениях анализ идет впереди синтеза.


 

Методы обучения – категория дидактическая; методика русского языка использует их, интерпретирует с позиций своего предмета, а также разрабатывает и вводит свои, обусловленные свойствами предмета «Русский…

Методы обучения – категория дидактическая; методика русского языка использует их, интерпретирует с позиций своего предмета, а также разрабатывает и вводит свои, обусловленные свойствами предмета «Русский…

Порядок синтаксического анализа предложения : 1

Порядок синтаксического анализа предложения : 1

Языковой анализ может использоваться и в контрольных целях

Языковой анализ может использоваться и в контрольных целях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020