Методы обучения – категория дидактическая; методика русского языка использует их, интерпретирует с позиций своего предмета, а также разрабатывает и вводит свои, обусловленные свойствами предмета «Русский язык».
Метод предполагает:
· определение цели обучения: от этого зависит вся система взаимодействия учителя и учащихся;
· определение способа преподнесения материала учащимся;
· характер взаимодействия учителя и учащихся;
· определение характера оценки усвоения, предложение критериев.
Он представляет собой систему деятельности субъектов учебного процесса, совокупность приемов, подчиненных общей установке.
Методы по этапам учебного процесса:
· методы, применяемые на этапе мотивации и стимулирования;
· методы, применяемые на этапе усвоения нового материала;
· методы закрепления; методы контроля и оценки и др.
Выделяют также методы практические и теоретические; методы, применяемые лишь в одном из разделов курса, например: методы обучения правописанию, чтению, методы развития речи...
Теория методов обучения упорядочивает деятельность учителя и учащихся, дает надежную основу для практических разработок, технологий.
Языковой анализ как метод
В изучении языковой теории этому методу принадлежит важнейшее место: его сущность - дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность явлений. Вслед за анализом, как правило, следует синтез, который вновь соединяет расчлененное – это обобщение, вершина познавательного процесса.
Языковой анализ имеет следующие виды (начинаем от крупнейших единиц - от текста):
Огромное преимущество видов языкового анализа – в их совокупности, что позволяет держать в активизированном состоянии весь объем языковых знаний и умений учащегося, постоянно воспроизводить и выверять их.
В этом смысле языковой анализ может быть отнесен не только к этапу закрепления знаний и тренинга, но и к подготовке новой темы. В ходе анализа ученик обнаруживает что-то новое для себя, возникает необходимость разобраться в этом новом.
Каждый вид языкового анализа имеет свой порядок - род алгоритма.
Например, последовательность морфологического разбора такова:
1. определить, к какой части речи относится разбираемое слово;
2. назвать его в его исходной форме;
3. назвать постоянные признаки слова как части речи;
4. определить его форму: падеж, число для имен существительных, время, лицо, число для глагола и т.п.;
5. указать окончание и основу; определить морфемный состав основы;
6. указать связи разбираемого слова в предложении и его синтаксическую функцию;
7. возможно: указать в слове орфограммы и объяснить способ их проверки.
Порядок синтаксического анализа предложения:
1. прочитать предложение с необходимыми интонациями;
2. указать, простое оно или сложное;
3. если сложное - с союзами или без;
4. если простое: функциональный тип, интонационный тип, распространенное или нет, и т.п.;
5. главные члены: последовательность разбора членов предложения по синтаксическим связям между ними;
6. возможно: какой частью речи выражен каждый член предложения;
7. осложняющие структуры: однородные члены предложения и пр.; объяснение знаков препинания (посредством структуры предложения, по интонации и смыслу).
Порядок лингвистического анализа текста (его компонента - абзаца, сложного синтаксического целого):
1. прочитать данный компонент текста;
2. сказать, из какого произведения взят отрывок, кратко - его содержание;
3. указать на его относительную законченность, самостоятельность;
4. указать количество предложений в отрывке, выделить каждое предложение;
5. охарактеризовать связи между предложениями: смысловую, союзную, местоименную, с помощью повторов слов и пр.;
6. указать соотнесенность глагольного времени в предложениях;
7. лексические характеристики;
8. прямую речь, если есть (как она построена);
9. возможно: знаки препинания.
Порядок характеристики слова как лексической единицы:
1. семантический аспект; значение слова, его толкование;
2. если слово многозначно - толкование нескольких значений;
3. подбор синонимов к слову, возможно - антонимов;
4. возможно: оттенки значения слова, его эмоциональные окраски, сферы уместного употребления;
5. возможно: переносное значение в данном тексте;
6. какая часть речи;
7. морфемный состав;
8. возможно: объяснение словообразования.
Порядок фонетического анализа:
1. произнесение слова;
2. выделение звуков в слове, их количество;
3. соотнесение звукового и буквенного состава слова;
4. объяснение всех случаев несовпадения буквы и звука;
5. указание слабых позиций фонем (если изучался этот материал);
6. характеристика звуков: гласные - согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие и пр.;
7. слогоделение, ударяемые и безударные слоги;
8. ударение;
9. возможно: транскрибирование;
10. указание орфограмм и способа их проверки.
Языковой анализ («грамматический разбор») используется в следующих вариантах:
1. полный и неполный, с различной степенью «сжатия»;
2. устный и письменный, последний нередко содержит элементы графические - условное подчеркивание, построение таблиц, схем, моделей и пр.
Языковой анализ может использоваться и в контрольных целях.
Анализ органически связан с синтезом; однако в языковых упражнениях анализ идет впереди синтеза.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.