Сопова Инна Владимировна,
учитель- дефектолог первой категории
МБДОУ д/с №1 «Звездочка» г. Якутск
«Методы работы над устранением стереотипий у детей с РАС дошкольного возраста»
Стереотипия - это любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова. При аутизме они присутствуют в подавляющем большинстве случаев. Также их называют «самостимуляция» или, на разговорном языке, «стимминг». Так стереотипии у детей, это признак аутизма или нет? И так увидев ребенка, который без причин машет руками или раз за разом повторяет «мама мыла мылом», мы машинально подумаем, что это странно. Наверное, у него аутизм или еще какое расстройство?
В самом деле, такие странные повторяющиеся акты поведения, двигательной, речевой активности и специфические интересы относят к главным диагностическим признакам РАС. Но стереотипии, стереотипные акты бывают не только при нарушениях и у нейротипичных детей, и у вполне здоровых взрослых могут быть привычки постукивать ногой, щелкать пальцами, что-то крутить в руках и, наконец, грызть ручки, ногти. Все это – первичные стереотипии.
Стереотипии и аутостимуляции - одни из наиболее волнующих родителей проявлений проблемного детского развития. Родители детей с особенностями пытаются избавится от стереотипии, так как визуально по ребёнку видно, что у него есть свои особенности и людей, это настораживает и они отстраняются. Так как не известность всегда пугает. Наиболее часто «стимы» встречаются в комплекте с аутизмом. Но вообще они свойственны и алаликам, и детям с ЗПР, и умственно отсталым, и даже обычным ребятам, лишенным родительского внимания.
Многие родители пытаются бороться со «стимами», но на самом деле, это не всегда необходимо, намного важнее:
-Знать ПОЧЕМУ ребёнок так делает;
-Расставить приоритеты - так ли важно бросать силы на искоренение навязчивого поведения или лучше заниматься другими областями развития;
-Везде, где это можно, превращать стимы в область ближайшего развития, избавляясь только от тех, которые откровенно мешают ребёнку.
Почему ребенок это делает? Все просто!
-Ребёнку не хватает каких-то сенсорных ощущений, и он пытается их получить.
-Ребенку дискомфортно!
-Ребенок боится;
-Новые ощущений;
-Не известность;
-Резкие изменения;
-Трудности;
-Не понимание.
Существуют методы и приёмы, позволяющие уменьшать стереотипии рассмотрим их ниже:
Переключение: Стереотипию прерывают и предлагают ребенку другую, не вызывающую у него негативизм деятельности. Например, ребенок качается, а его мягко останавливают и уводят играть с машинкой. Если отмечаются речевые стереотипии, можно вместо высказываний или, когда ребенок говорит на свои отвлеченные темы, не касающийся текущего взаимодействия, задавать вопросы или давать такие задания, которые его займут и переключат. Таким образом мы помогаем ему включится в текущую деятельность.
Замещение: Основной принцип - замена стереотипом близким по характеру действий или деятельности, но более социально приемлемым. Например, раскачивание можно заменить качелями, а вместо прыжков предложить батут. Когда мы предлагаем замещение - мы ограничиваем время и условие. Использовать таймер в телефоне сейчас очень просто.
Трансформация: Когда мы меняем смысл действия и модифицируем его. Например, ребенок выстраивает ряды - мы учим его строить из конструктора. Наблюдая за стереотипными интересами ребенка, мы подбираем такие виды деятельностей и активностей, которые бы позволяли ему достигать похожих приятностей для себя, но в другой деятельности.
Метод прерывания: Используя этот прием, вы должны быть уверены в том, что это сработает. Пример, ребенок поднимался домой только по лестнице и категорически отказывался от лифта. Семья переехала в квартиру на 9 этаже плюс появился маленький ребенок и, следовательно, коляска. Мама поняла, что по-другому просто не получится, и она несколько раз специально ездила в лифте, обняв ребенка, уговаривая и укачивая. И если первый раз сопровождался сильным криком, то через некоторое количество раз он стал спокойно заходить в лифт. Мама хвалила и поддерживала ребенка, когда перемены происходили. Также прерывание - это еще и исключение. Если ребенок постоянно требует телевизор, с которым становится труднодоступным, можно на какое-то время отключить телевизор и совсем не использовать этот вид интереса хотя бы на месяц-два.
Наработка гибкости: Это когда мы сами формируем новые виды стереотипного поведения. Например, когда ребенок в игре проигрывает один и тот же сюжет, открывая и закрывая только двери в машинке или только крутит колеса, мы можем добавить какие-то другие элементы в игру - открывать еще и багажник, покрутить руль. Чем больше стереотипов становится в игре, тем каждый из них становится слабее и тем проще потом начать переходить от одного к другому. Это помогает трансформировать поведение в более адаптивное.
Коррекционная работа: Основная коррекционная работа направлена на то, что позволяет ребенку ориентироваться в окружающем мире. Понимая информацию извне, ориентируясь в главном и второстепенном, стереотипных форм поведения становится меньше. А когда ребенок выходит на уровень обучаемости - это еще больше увеличивает наши возможности в помощи и его возможности в организации себя в окружающем мире, в общении с нами и предметами.
Сенсорная интеграция: Сенсорная интеграция -это организация сенсорной информации в головном мозге для построения адаптивного ответа.
Задача педагога заключается в создании специальных условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними. Следует внимательно наблюдать за ребенком и предоставить ему выбор занятий и объектов, которые удовлетворяют его нужды и интересы.
Рассмотрев приёмы, позволяющие уменьшать стереотипии возникает вопрос, необходимо ли обратиться к врачу и к какому. К врачу необходимо обратиться при угрозе самоповреждения, тут необходима срочная помощь.
На данный момент доказанного эффективного медикаментозного лечения стереотипии не существует. В ряде случаев снизить проявление этого симптома помогает когнитивно-поведенческая терапия. Однако она не подходит детям раннего возраста, поскольку требует активного включения ребенка в процесс лечения (понимания просьб или рекомендаций врача и следования им). Родителям предлагается обеспечить безопасность ребенка в домашних условиях, чтобы снизить риск получения травм. И так если все же необходимо вмешательство медикаментозное, то обратиться можно к психотерапевту или психиатру.
Таким образом, очень важно помнить, что стереотипы никогда не исчезают самостоятельно, они могут заменяться или приумножаться. И путь к их уменьшению и исчезновению длительный, но систематичные занятия и внимание позволит ребенку развиваться, чтобы его поведение позволяло ему адаптироваться к жизни в обществе. Успехов!
Список использованной литературы:
1. Пол Альберто, Энн Траутман «Прикладной анализ поведения»,учебное пособие для педагогов. Издательство: Оперант, 2015 г – 672 с.
2. Джеймс Партингтон, Скотт Партингтон, «Успех в спектре», практическое пособие по эффективному обучению педагогов. Издательство: Теревинф, 2018г ,370 с.
3. Энн Айрес: Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. Издательство: Теревин, 2022г, 272 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.