Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы.
В первой группе - мотивационные конфликты.
Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не
хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе
мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге
между учителями и ребятами возникают неприязнь, противостояние, даже
борьба.
Во второй группе - конфликты, связанные с плохой организацией обучения в
школе.
Мы имеем в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в
процессе обучения в нашей школе. Первый период - первый класс : происходит
смена ведущей деятельности, с игровой на учебную, появляются новые требования
и обязанности, адаптация может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет.
Второй конфликтный период - переход из 3 в 5 класс. Вместо одного учителя
ребята занимаются у разных учителей-предметников, появляются новые школьные
предметы.
В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема: необходимо решить,
что
делать после 9-го класса - идти в среднее специальное учебное заведение или
продолжить учебу в 10-11 классе. Для многих молодых людей 9 класс становится
чертой, за которой они вынуждены начинать взрослую жизнь.
Четвертый конфликтный период : окончание школы, выбор будущей профессии,
конкурсные экзамены в ВУЗ, начало личной и интимной жизни.
Третья группа педагогических конфликтов - конфликты взаимодействий
учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей
и администрации школы.
Эти конфликты происходят по причине субъективного характера, личностных
особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных
ориентацией.
Наиболее распространены среди «ученик - ученик» конфликты лидерства, в
средних классах конфликтуют группы мальчиков и девочек.
Конфликты во взаимодействиях «учитель-ученик» помимо мотивационных, могут
вспыхнуть конфликты нравственно-этического характера.
Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: от проблем
школьного расписания до столкновения интимно-личностного порядка.
Во взаимодействии «учитель-администрация» возникают конфликты, вызванные
проблемами власти и подчинения.
Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика.
Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций
участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Во внутренней позиции
участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников, Внешняя позиция
проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях,
точках зрения, пожеланиях. Ваши конфликтные взаимоотношения с подростком
могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его
внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. сможете понять его цели,
интересы и мотивы.
Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Учителя и школьники часто
сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы
конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную.
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания (1),
реализация (2), затухания (3).
Один из эффективных способов «блокировки» конфликта - переведение его из
плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно деятельную
(уборка классной комнаты, уборка снега). Тогда отрицательная энергия будет
потрачена и не вызовет конфликта.
Игровые методы разрешения конфликтов
1.Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место
другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства которые,
по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации.
2.Метод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека.
Если вы эмоциональны, склонны к интуитивному мышлению, то этот метод будет
вам полезен. К типу «художников» - людей с эмоциональным складом психики,
обычно относятся словесники, учителя рисования и музыки. Важно помнить, что
метод дает возможность достичь высоких результатов, если вы умеете доверять
своему начальному, интуитивному ощущению и способны вовремя остановить
интеллектуальные интерпретации.
3.Метод логического анализа подходит для тех, кто рационален, кто опирается
на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек
выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в
которой находится собеседник. Школьные учителя математики часто относятся к
типу «мыслителей».
Посредничество учителя в конфликте.
В своей педагогической практике школьный учитель может столкнуться с необходимостью
уладить конфликт, вспыхнувший между учениками, родителем и учеником, учителем
и дирекцией школы. В таком случае педагог может помочь найти выход при помощи
специальных действий посредничества. Посредник в конфликтной ситуации
развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях,
улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из
конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта
конфликта.
Методика посредничества в конфликте состоит из 4 шагов:
1.«Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает
участникам договориться о времени переговоров и месте.
Должны выполняться следующие условия:
-разговор должен быть длительным (2-4 часа)
-помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (телефонные
разговоры, открывание двери, заглядывания и проч.)
-время разговора определяется т.о., чтобы ни один из участников не был им
ограничен (никуда не спешил).
-во время переговоров запрещается использовать силовые приемы (заставлять
другого человека уступать, сдаваться)
-если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем
закончится установленное время.
2.«Спланируйте организацию». В самом начале разговора важно его правильно
«запустить». Учитель выступает с вводной речью. Установка, которую вы
осуществляете на переговорах, заключается в том, что вы не заставляете ни
одного из учеников полностью отказаться от собственной позиции, Вместе с
учениками вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные
моменты всех конфликтующих сторон.
В переговорах важно избежать трех ошибок.
1.«Либо выиграешь, либо проиграешь» Иллюзия того, что только одна сторона
м.б. права в конфликте, а другая - всегда не права, мешает людям
договориться. Нет правых и виноватых, каждый человек имеет право стремиться к
собственным целям и удовлетворять свои желания, важно только добиваться этого
так, чтобы учитывать цели и желания других.
2.«Ты плохой человек». Часто конфликты между людьми разрешаются
неконструктивно потому, что один из участников доказывает себе и другим, что
его противник - плохой человек и что конфликт вызван тем, что у партнера
тяжелый характер.
3.«Камень преткновения». Объект конфликта - довольно серьезное препятствие к
достижению соглашения.
3 шаг. «Выговорись». Выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Дайте
подросткам выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию
другого.
1.«Соглашение». В разговоре наступает момент, когда участники выговорились,
«облегчили душу». Они психологически готовы к примирению.
|