Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему- на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».
Прошли века, но человек не прекратил заниматься благотворительностью. Только что это: мода или все-таки проявление любви к ближнему? К концу ХIХ века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации (включая финансовую) для всех слоев общества. С конца ХIХ века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.
В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.
Меценаты XIX─XX в.в..ppt
Меценаты XIX─XX в.в.
МЕЦЕНАТЫ XIX XX─
В.В.
Меценаты XIX─XX в.в.
До революции 1917 года
предпринимателей в России называли
купцами. Это были люди, которые
занимались торговлей или
производством.
В зависимости от размера капитала
купцы делились на гильдии:
1-я гильдия – от 20000 до 50000 руб.
2-я гильдия – от 8000 до 20 000руб.
3-я гильдия – до 8000 руб.
Меценаты XIX─XX в.в.
ГИЛЬДИЯ (от нем. Gilde — объединение
купцов) — различные объединения людей
однородной профессии. В России гильдии
существовали до 1917 г. преимущественно
как сословные объединения купцов.
КОММЕРЦИЯ (от лат. commercium —
торговля) — торговая и торгово-
посредническая деятельность, участие в
продаже или содействие продаже товаров и
услуг. В широком смысле слова —
предпринимательская деятельность.
Меценаты XIX─XX в.в.
Предприниматель, (также бизнесмен, бизнесвумен,
бизнесперсона) — деловой человек, предприниматель, лицо,
занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в
целях получения прибыли или иной выгоды.
«Предприниматель — это предприимчивый
торговец, способный к предприятиям, крупным
оборотам, смелый, решительный, отважный на
дела этого рода человек».
Предпринимательская функция — это дело
частного делового человека.
С. Ожегов
Меценаты XIX─XX в.в.
Российский Закон «
О предприятиях и предпринимательск
ой деятельности
» 1991 года закрепил право граждан
вести предпринимательскую
деятельность как индивидуально, но
не применяя наемный труд.
С 19 ноября 1986 года Закона СССР «Об индивидуальной
трудовой деятельности».
Гражданский кодекс Российской Федерации называет
таких граждан индивидуальными предпринимателями.
Меценаты XIX─XX в.в.
Составь
пословицы
Не товаром Бог кормит,
Дорожиться – товар
залежится,
Деньга деньгу
Уговор
достаёт.
а покупателем.
дороже денег
продешевить –
барышей не
нажить.
Меценаты XIX─XX в.в.
Не товаром Бог кормит, а
покупателем.
Дорожиться – товар
залежится, продешевить –
барышей не нажить.
Уговор дороже денег.
Деньга деньгу достаёт.
Меценаты XIX─XX в.в.
Главные качества купца.
Качества : купец –
знающий, толковый,
предприимчивый,
честный,
добросовестный,
расторопный,
смелый.
Меценаты XIX─XX в.в.
Один из
гигантов и творцов
первого русского
капитализма.
Саа́вва Тимофеа́евич
Мороа́зов — русский
предприниматель,
меценат и
благотворитель,
мануфактур-
советник.
Меценаты XIX─XX в.в.
Родившись в семье богатых
промышленников-старообрядцев, будучи
воспитан в строгости, он зачастую по
отношению к себе бывал очень экономен.
Биографы даже отмечают, что Савва
Тимофеевич мог ходить в стоптанной обуви
с заплатами, а из украшений в его кабинете
был только бюст Ивана Грозного работы
Антакольского…
В то же время по отношению к другим
Савва Морозов мог быть очень щедрым.
Так, его жена Зинаида Григорьевна, по
имени которой и был назван этот особняк,
не знала ни в чем нужды, упивалась
роскошью и имела прямой доступ к
капиталам для удовлетворения своих
прихотей.
Меценаты XIX─XX в.в.
Дом Саввы Морозова. (Зинаиды
Морозовой)
Меценаты XIX─XX в.в.
Меценат
Благотворительная
деятельность
считалась правилом для купцов и
промышленников XIX в. Дед Морозова,
бывший крепостной, не умевший читать,
а также его отец, грамотный, но не
имевший высшего образования, при этом
очень умный и деятельный человек,
вкладывали довольно большие средства
в книгоиздание и меценатство. Будучи
преемником своего успешного отца в
деловой сфере, Савва повторил и
превзошел его в деле накопления своего
промышленного капитала.
Меценаты XIX─XX в.в.
введенные
отцом,
Савва Тимофеевич Морозов зарекомендовал
себя как филантроп. Он, в отличие от
родителя, с большой заботой относился к
рабочим своей мануфактуры, а те платили
ему доверием. Он отменил наказания и
обеспечил
штрафы,
качественное медицинское обслуживание,
первый из промышленников ввел пособия для
на
беременных женщин,
фабрике.
на
строительство больниц, родильного приюта.
Давал деньги на издание книг. Но в то же
время не давал ни копейки на то, что считал
лжеискусством. Огромную поддержку в
период формирования, к примеру, он оказал
МХАТу. В общей сложности на нужды театра
он издержал около полумиллиона рублей –
работавших
жертвовал
Морозов
Меценаты XIX─XX в.в.
Здание театра было открыто в 1902.
0бщие расходы Морозова на театр
составили около 500 тыс. руб. (в то
время хороший каменный особняк в
центре Москвы можно было приобрести
за 10 тыс. руб.).
В личной жизни Морозов был человеком
столь же страстным и руководствовался
своим сердцем. Каким бы делом он ни
занимался, - всегда вкладывал в него
душу. Он влюбился в бывшую жену
своего далекого родственника, Зинаиду
Григорьевну (в девичестве Зимину) и,
несмотря на неодобрение родителей и
скандал, женился на ней. Была она из
купеческого рода.
Меценаты XIX─XX в.в.
По свидетельству
современников,
женщина очень умная,
но своенравная,
Зинаида Григорьевна
любила роскошь и
богатство. Савва ей ни
в чем не отказывал и
неоднократно получал
замечания от
окружения по поводу
того, что у его супруги
то шлейф длиннее,
чем у царственных
особ, то букет
богаче...
Меценаты XIX─XX в.в.
Салон госпожи Морозовой
пользовался большой
популярностью в столице, однако
допускались туда лишь
избранные. Супруг в подобных
собраниях появлялся крайне
редко. Именно для Зинаиды, из
любви к ней, в 1893-1898 годах,
Савва и предложил Шехтелю
построить ему на Спиридоновке
настоящий рыцарский замок –
особняк “в готическом стиле” по
образцу тех, что миллионер видел
в Манчестере, где в юности
учился текстильному делу.
Шехтель взялся за дело с
энтузиазмом – он сделал для
проекта около шестисот
чертежей. Его можно было понять
- не всякому архитектору в
тридцать четыре года попадается
клиент, который поощряет самые
безумные фантазии и не считает
Меценаты XIX─XX в.в.
Меценаты XIX─XX в.в.
В декоре особняка Шехтель получил
разрешение заказчика на всё, что он
сочтет необходимым. Здесь было все, что
может только прийти в голову при словах
“рыцарский замок”. Готические арки,
башенки, резные деревянные панели,
витраж, панно и скульптура работы
Михаила Врубеля, мраморные полы,
сделанные на заказ ткани со
средневековыми орнаментами и
старинные гобелены – эти роскошества
будоражили воображение москвичей
задолго до окончания стройки - о том, что
еще “учудил” в своем новом доме Савва
Морозов, сплетничал весь город. В Москве
еще такого явления никто не видел – для
Шехтеля эта постройка стала поворотным
Меценаты XIX─XX в.в.
Федор Шехтель
Меценаты XIX─XX в.в.
Наконец в 1898 году чета Морозовых
переехала в отстроенный особняк, и
общество смогло воочию увидеть, как
оно всё получилось. Карьера Шехтеля
сложилась в одночасье – новые заказы
посыпались один за другим, потому что
помимо исключительной красоты декора
дом
удобной
помещения
планировкой
организованы
своеобразного
«ядра» - парадной лестницы. Шехтель
логике
расположил
жизненного
не
а
привычному
усадьбам
принципу симметрии. В конце XIX века
это сочли смелым и удивительным
отличался
-
вокруг
следуя
хозяев,
очень
все
их,
цикла
по
старым
Меценаты XIX─XX в.в.
В 1905 году Савва Морозов, в сопровождении
жены и доктора Селивановского, выехал в
Берлин, а затем в Канны. Здесь 13 (26) мая он
был найден в гостиничном номере мёртвым, с
простреленной грудью. Официальные власти
Москвы проявили самое уважительное
отношение к этому трагическому событию. А.А.
Козлов, тогдашний генерал-губернатор, писал
градоначальнику графу П.П. Шувалову: «Ввиду
имеющихся у меня документов, прошу Ваше
сиятельство распорядиться о выдаче
удостоверения об отсутствии со стороны
администрации препятствий преданию земле по
христианскому обряду тела мануфактур-
советника Саввы Тимофеевича Морозова». На
похоронах Морозова Козлов, подойдя к Зинаиде
Григорьевне, которую он хорошо знал и в доме
которой бывал, выразил ей соболезнование и
прямо сказал: «Не верю я в разговоры о
Меценаты XIX─XX в.в.
Историк Ю.Г. Фельштинский
подозревает в убийстве Морозова
Л.Б. Красина (соратника Ленина).
Именно эта версия развита в
многосерийном художественном
фильме «Савва Морозов» (РФ, 2007), в
котором роль Красина сыграл
Дмитрий Нагиев. Некоторые
источники считают причастной к
убийству возлюбленную Саввы
Морозова - Марию Федоровну
Андрееву, как агента экспроприатора
Красина... Между прочим, Савва, зная
об отношениях его любимой Марии
Андреевой с его другом Горьким, не
бросил возлюбленную, когда она
попала в больницу - ухаживал за ней
только он... После смерти Саввы
Андреева судилась со вдовой
покойного о наследстве, та
проиграла, и деньги через Красина
(Андреева так и написала – «отдать
деньги Л.Б. Красину») ушли к
Меценаты XIX─XX в.в.
Однако, по воспоминаниям Максима Горького, сам Савва
Тимофеевич ещё задолго до своей смерти говорил ему, что
в его смерти заинтересованы черносотенцы, которые
неоднократно присылали ему письма с угрозами из-за его
участия в революции. Горький также указывал: «После
смерти Саввы Морозова среди рабочих его фабрики
возникла легенда: Савва не помер, вместо него похоронили
другого, а он „отказался от богатства и тайно ходит по
фабрикам, поучая рабочих уму-разуму“»!
Похоронен Савва Морозов на старообрядческом Рогожском
кладбище в Москве.
Впоследствии вдова Саввы Морозова заявила, что не хочет
жить в доме с “привидением”. Особняк был выставлен на
продажу.
В 1909 году Дом Саввы Морозова на Спиридоновке
приобрел другой шехтелевский поклонник – Михаил
Рябушинский. Дом был им куплен за 870 тысяч рублей
вместе со всей обстановкой, который хотел жить рядом с
братом, Степаном Рябушинским. Новый хозяин поселился
тут вместе с женой, артисткой балета Большого театра
Татьяной Фоминичной Примаковой.
Меценаты XIX─XX в.в.
Рябушинский украсил дом шедеврами
импрессионистов, китайскими и японскими
акварелями, а также картинами Васнецова,
Серова, Репина, Врубеля, Малявина,
Богаевского. По его заказу в 1912 году
Константин Богаевский для Большой гостиной
создал три панно. Они назывались «Даль»,
«Солнце» и «Скала» и в каком-то смысле
являлись продолжением цикла, выполненного
Врубелем для Малой гостиной - «Утро»,
«Полдень» и «Вечер». Рябушинский прожил
здесь недолго – в 1918 году уехал за границу,
спасаясь от революции. При этом увез с собой
всю обстановку, что возможно было увезти,
вплоть до столового серебра. Перед отъездом
хозяин часть картин отдал в Третьяковскую
галерею, а часть, по некоторым сведениям,
спрятал в подвале, закрыв люк тяжёлым
неподъемным деревянным шкафом… А
Меценаты XIX─XX в.в.
Советские власти сначала
открыли в доме приют для
детей Бухарской республики. В
газетных публикациях
встречаются утверждения, что
во время ремонтных работ в
мае 1926 года нашли
вышеуказанный люк и, в
подвале, был обнаружен
оставленный владельцем
тайник, откуда извлекли
«несколько старинных
манускриптов, мраморный бюст
Виктора Гюго работы Огюста
Родена, более 40 живописных
работ Брюллова, Тропинина,
Репина, Бакста, Врубеля,
Серова, Кустодиева и 80
акварелей русских и
европейских мастеров XIX и
начала XX веков...».
Меценаты XIX─XX в.в.
Миллионеры
Рябушинские»
«Рябушинские – это
целая эра в истории
России»- так говорят об
этой купеческой
династии историки.
Перед революцией
1917 года один из
братьев Рябушинских
собрал крупнейшую
коллекцию старинных
русских икон, другой
дал средства на
исследование
Камчатки, третий
организовал под
Москвой
Основатель династии
Михаил Яковлевич
Рябушинский.
Меценаты XIX─XX в.в.
«Миллионеры Рябушинские»
Основатель династии Михаил Яковлев начинал с
торговли, был купцом 3-й гильдии. Но после войны 1812
года разорился и пошел в приказчики к купцу. Он
становится очень религиозным человеком, принимает
старообрядчество. Смена веры приводит к перемене
фамилии. Яковлев становится Ребушинским – так
называлась его родная слобода. Позднее уже его дети
слегка изменят фамилию на Рябушинский. Так началась
одна из самых богатых и славных купеческих династий в
России. Михаил Ребушинский вновь становится купцом,
торгует хлопчато-бумажными тканями. Сначала он
скупает товар у кустарей-одиночек, потом сам начинает
выдавать кустарям заказы. Его дела быстро идут в гору.
Детей своих он воспитывает в строгости, не делает им
никаких поблажек. Когда старшему сыну исполнилось
16 лет, отец заставил его открыть собственное дело.
Для этого сдал сыну в аренду одну из своих лавок и
отпускал ему товар со своего склада, как и другим
купцам.
Меценаты XIX─XX в.в.
Два младших сына помогают ему в делах: ведут учет
хозяйства. Постепенно дело Ребушинского расширяется, он
открывает свою фабрику по выпуску шерстяных и
полушелковых тканей, занимается оптовой торговлей,
создает банк. После его кончины осталось 3 сына, 2 дочери
и 15 внуков. Он завещает им 2 миллиона рублей. Его
наследники не растратили завещанных им капиталов, но
увеличили их многократно, поставив фамилию Рябушинских
на первые места в государстве. Они владеют заводами,
банками, газетами, открывают ночлежки, бесплатные
столовые. «Рябушинские – это целая эра в истории России»-
так говорят об этой купеческой династии историки. Перед
революцией 1917 года один из братьев Рябушинских собрал
крупнейшую коллекцию старинных русских икон, другой
дал средства на исследование Камчатки, третий
организовал под Москвой Аэродинамический институт. Все
члены этой замечательной семьи никогда не надеялись на
счастье и удачу. Всего они добивались только своей
энергией и упорством. «Все для дела – ничего для себя» -
таков был девиз основателя знаменитой династии
Рябушинских, и этот девиз унаследовали его дети и внуки.
Меценаты XIX─XX в.в.
«Прохоровская
Трехгорка».
Василий Иванович
Прохоров - основатель
династии"
Сам царь Николай I высоко
ценил заслуги Прохоровых
перед Россией.
Прохоров был удостоен
ордена Почетного легиона.
Этот орден ему вручили «за
заботу о быте рабочих и по
санитарному делу».
А в 1912 г. За выдающуюся
благотворительную и
общественную деятельность
Николай Иванович Прохоров
был «возведен в
потомственное дворянство».
Меценаты XIX─XX в.в.
Василий Иванович Прохоров был сыном монастырского
крестьянина Троице-Сергиевой Лавры, освободившегося от
крепостной зависимости в 1764 году, когда у монастырей были
отобраны вотчины.
Мальчиком его отдали учиться к старообрядцу,
занимавшемуся пивоварением.
Во время моровой язвы, в 1771 году, Василий Иванович тяжело
заболел, и хозяин отправил его на излечение к своим
единоверцам на Рогожское кладбище.
Тут, благодаря внимательному уходу старообрядцев, Василий
Иванович выздоровел. Но продолжительное пребывание в среде
рогожских старцев не прошло для него бесследно: оно сильно
отразилось на его духовно-нравственном облике и создало
несколько полезных и прочных знакомств среди купцов-
старообрядцев.
Сколько времени находился Василий Иванович на службе
у старообрядца-пивовара и служил ли он у него
по выздоровлении от моровой язвы — сведений не сохранилось,
но, несомненно, что знакомство с делом хозяина привело его
к мысли открыть свою пивоварню. По всему вероятию, это
произошло в начале 80-х годов, так как известно, что 3-го
ноября 1784 года Василий Иванович приписался в московские
купцы. Жительствовал он в это время в приходе Св. Николая
Меценаты XIX─XX в.в.
В 1799 году совместно с мастером
красильного дела Резановым Прохоров
построил на холмах, носивших название Три
горы ситценабивную мануфактуру.
Впоследствии Резанов из дела вышел и
Прохоров выкупил его долю.
Это было одно из первых текстильных
предприятий в России, которое занималось
тканями для населения. До этого выпускались
ткани только на военные нужды, а остальные
привозились из-за границы. Сначала
мануфактура занималась нанесением рисунка
на уже готовые ткани и только со временем
фабрика обзавелась своим прядильным,
ткацким и красильным цехом. То есть
мануфактура развилась в предприятие полного
цикла.
В 1812 году предприятие пострадало при
французском нашествии. Это сильно сказалось
Меценаты XIX─XX в.в.
В 1874 году на ее основе было учреждено
Товарищество прохоровской Трехгорной
мануфактуры, в состав которого входили
прядильная, бумаготкацкая, ситценабивная,
отбельная фабрики, а также ремонтная и
газовая мастерские в Москве, антрацитовые
рудники на Северном Кавказе. Основной
капитал Товарищества в 1914 году составлял
более 8 млн.рублей.
Предприятия Прохоровых имели собственные
склады по всей России, в Сибири и Средней
Азии. Был организован Торговый дом «Братья
К.Я.Прохоровы». В России и за ее пределами
заслуженной славой пользовался «прохоровский
ситец» - не только фабричная марка, но и
продукт творчества этой замечательной семьи.
Меценаты XIX─XX в.в.
Большое внимание Прохоровы уделяли,
как сказали бы сейчас, «социальной
сфере». При прохоровском предприятии
в Москве еще в 70-е годы прошлого века
была создана больница, амбулатория,
родильный приют, богадельня (дом
престарелых), ремесленное училище,
библиотека, театр.
Меценаты XIX─XX в.в.
Нравственные устои предпринимателя.
• Стремление к успеху, упорство.
• Инициативность.
• Умение ставить задачи и находить нестандартные
• Смелость, способность пойти на риск, разумный
авантюризм и в то же время реально оценивать
ситуацию.
решения.
быть меценатом, спонсором, оказывать
благотворительность.
порядочность, верность слову).
• Самостоятельность.
• Иметь строгие нравственные устои (честность,
• Бережливость.
• Быть упорным в труде.
• Уметь управлять, быть способным организовать себя
• Быть эрудитом, обладать знаниями во многих
областях, и быть способным пополнять их всю жизнь.
• Быть щедрым, быть способным помогать другим, т.е.
и других.
Меценаты XIX─XX в.в.
МЕЦЕНАТСТВО
Меценатство – покровительство
деятелям науки, культуры и
искусства. Понятие меценатство
происходит от имени богатого
человека, государственного деятеля
Древнего Рима Мецената, который
был известен тем, что оказывал
материальную поддержку поэтам,
художникам, актерам, музыкантам.
Меценаты XIX─XX в.в.
Благотворительность –
бескорыстная помощь
нуждающемуся.
Спонсорство – это материальная
поддержка кого-либо или чего-либо
с целью создать или сохранить
положительную репутацию,
получить известность, стремление к
выгоде, рекламе.
Меценаты XIX─XX в.в.
РЕФЛЕКСИЯ:
Что важнее наживать добро
или творить добро?
Меценаты XIX─XX в.в.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Используя средства
массовой информации,
найдите информацию,
подтверждающую
добрые дела
современных
предпринимателей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.