Урок русского языка в 7 классе
Тема: Междометие как особый разряд слов. Основные функции и семантические разряды междометий.
Цели:
Образовательная: организовать исследовательскую работу учащихся, в ходе которой ребята узнают морфологические признаки междометия; выяснят, почему междометие является особой частью речи, выявят роль междометия в речи и узнают правила правописания междометий и правила пунктуации при междометиях; формировать умение слышать, видеть и употреблять междометие в устной и письменной речи.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, учить выделять главное в материале учебника, развивать наблюдательность и речь.
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, культуру речевого этикета.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Оргмомент.
1 .Слово учителя. Нет ничего более интересного, чем человек. И мне интересно узнать, какие чувства вы сейчас испытываете? А знаете ли вы, что существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова? Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке.
2.Актуализация.
Мне русская речь – вот как музыка.
Чу! Слово звучит, поёт.
В нем дышит душою русскою
Создатель его – народ…
- Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором. (Докажите). Назовите служебные части речи. (Докажите) Одно слово не было отнесено ни к одной группе. Какое это слово? А что оно выражает?
Как вы думаете, есть ли в нашем языке слова, которые будут понятны и англичанину, и французу, и немцу? (чтение стихотворения)
- Какие слова окажутся понятными всем участникам беседы?(Ученики называют данные слова).
- Скажите, имеют ли эти слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое значение?
Вследствие наблюдений за текстом стихотворения учащиеся делают вывод:
- Это не самостоятельная часть речи, т.к. не имеет лексического значения.
-Служит ли оно для связи слов или предложений как предлог или союз?
Вносит ли какие-то оттенки в предложение как частица?
-Вывод: значит, это не служебная часть речи.
-Что выражают эти слова?
- Эмоции.
Получается, что это особая часть речи и называется она МЕЖДОМЕТИЕ.
Из истории: междометие было известно еще в 1 веке до н.э. в латинском языке. В переводе с латинского обозначает «брошенное между полнозначными словами».
(запись на доске темы урока)
3. Постановка целей и задач урока.
Этой части речи мы и посвятим наш урок.
Давайте сформулируем задачи урока. Чему мы должны научиться?
Дети формулируют цели и задачи урока.
-Распознавать междометия в устной и письменной речи.
- Правильно писать и расставлять знаки препинания в пр-ях с междометиями.
- Уметь употреблять их в устной и письменной речи.
Учитель: цель нашего урока – узнать признаки междометия как части речи; определить, почему эта часть речи является особой; узнать правила выделения междометий в устной и письменной речи.
4. Работа над формированием знаний и умений.
Можете ли вы доказать, что это междометие? (Нет, так как признаков данной части речи учащиеся не знают). А можете ли вы сказать, почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, т.е. является особой частью речи?
5.Исследовательская работа : учащиеся работают со справочной тетрадью: изучают теоретический материал учебника и выделяют признаки междометия как части речи.
Вывод: Ответьте на вопросы, изучив самостоятельно параграф учебника.
1.В чем особенность междометия как части речи?
2.Междометие выражает……..
3.В чем отличие производных междометий от непроизводных?
4.Докажите, что междометие может употребляться в значении других частей речи?
5.Где чаще всего в художественной речи используются междометия?
Чтение учителем сказки «Без чего в речи не обойдёшься?»
Я – самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!» Весело ему – смеется: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе». Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!»
Чуть дело плохо, говорят: «Дело – табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, эге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.
Если вы внимательно слушали сказку, то скажите, что можно выразить с помощью междометий?
Нас с вами ждет открытие. Оказывается, к междометиям относятся слова вежливости. Они еще называются ЭТИКЕТНЫМИ МЕЖДОМЕТИЯМИ.
Среди междометий выделяются 3 группы. Посмотрите.
Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.
Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ.
Этикетные междометия: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.
Обратите внимание, каких междометий больше, тех, с помощью которых можно выразить положительные эмоции, или тех, с помощью которых можно выразить отрицательные эмоции? (отрицательные).
6. Закрепление изученного материала.
Выполнение упражнений учебника по выбору учителя.
2. Выразительное чтение предложений.
Выразительно прочитайте предложения. Объясните, какое значение выражает каждое междометие.
«Фу-у-у! Какая невкусная каша. Ура! Мы ломим, гнутся шведы. Мария, бедная Мария! Опомнись! Боже!.. Что с тобой?
3. Задание: лингвистический эксперимент.
На карточке записаны предложения. Дополнить их междометиями. Дать характеристику. Сравнить записи и сделать вывод: с какой целью употребляются междометия в речи?
Что за погода сегодня! Есть здесь кто-нибудь? Вот это песня! Подайте книгу. Кто говорит?
Вывод: мы узнали признаки междометия как части речи. Наши знания помогут нам справиться со следующим заданием, цель которого – научиться выделять междометия из предложений и определять признаки междометия.
4. Тренинг: класс под диктовку записывает предложения, обращая внимание на постановку знаков препинания. Письменно охарактеризовать междометия.
Цель задания: закрепить умение правописания междометия и постановки знаков препинания при междометии
Эй, садись ко мне, дружок! Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая. О, я совершенно спокоен. «Ой-ой!»- воскликнула Соня испуганно. Эта песня, увы, не прозвучит.
Вывод: мы учились постановке знаков препинания при междометии.
Вы говорили уже сегодня о том, что междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием. Учтите это, выполняя следующее задание.
5. Коммуникативная ситуация. Составьте диалог, используя слова: до свидания, пожалуйста, извините, спасибо .
7. Обобщение и повторение.
Выводы: Итак, вернемся к нашему проблемному вопросу: почему междометие – особая часть речи?
Рефлексия: работа с картой деятельности: Какой вид работы заинтересовал? Что нового узнали? Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке? Реализовали ли цель урока, которую ставили перед собой?
Рефлексия: Карта деятельности учащихся: Что нового узнали?
Какой вид работы заинтересовал?
Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке?
С какой частью речи мы познакомились на уроке? Что узнали о ней?
Итак, с помощью междометий можно выразить разные чувства. Какие?
8. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.