Его отец – Михаил Захарович – умер, когда Павлу не было еще и четырех лет. Семья жила очень бедно без кормильца
- отца. И мальчику с малолетства пришлось
помогать матери –
Анне Дмитриевне – по хозяйству. Маленький Павел пас коров, нянчил младших братьев и сестер, делал глиняные и деревянные игрушки, которые потом продавал на базаре.
И поступает в Вяземское педучилище. Но сильная нужда вынуждает его временно оставить учебу – чтобы помочь семье он устраивается работать в
колхоз. Через год Павел снова возвращается в училище, которое оканчивает в 1937 году. При этом он учится заочно в Смоленском пединституте. После окончания работает учителем в одной из школ Холм-Жирковского района.
В те времена практически вся советская молодежь увлекалась авиацией. Многие молодые люди хотели стать летчиками. Мечтал об этом и Павел Михайлов. Но как только был объявлен набор, он по комсомольской путевке в летные школы Гражданского воздушного флота поступает в авиационно-техническое училище г. Тамбова.
Ему исполнился 21 год.
Окончив летное училище в 1940 году, Павел Михайлов стал пилотом-инструктором учебной эскадрильи Гражданского воздушного флота в Орле. Здесь он и встретил начало войны.
Весть о вероломном нападении врага потрясла его. Он неоднократно просится на фронт, но ему отказывают. Говорят, что нужнее и важнее для него в данный момент учить лётному делу молодежь. Год он не находит себе места и подает рапорты. Наконец, его направляют в авиагруппу особого назначения после освоения тяжелого двухмоторного самолета Ли-2 («Дуглас Си-47»).
С октября 1942 г. Михайлов - второй пилот Московской авиашколы Особого назначения.
С 1943 г. становится командиром корабля Ли-2.
Экипаж Михайлова П.М. доставлял срочные грузы в районы боевых действий, высаживал десанты в тыл врага, перебрасывал вооружение и боеприпасы в партизанские отряды, доставлял в тыловые госпитали раненых.
С 1944 г. группа транспортных самолетов, в которой служил Павел Михайлович, базировалась на аэродроме близ итальянского порта Бари. Отсюда оказывалась помощь югославским и греческим борцам Сопротивления.
За годы войны Михайлов П.М. совершил 520 вылетов, в том числе 217 - во вражеский тыл, 71 раз в ночных условиях сажал свой самолет на партизанских и горных площадках.
«Летать приходилось в самые горячие точки: в районы Курской битвы, на правый берег Днепра, в Каховку… Только на Курскую дугу я совершил 180 вылетов и доставил тонны боеприпасов. А тяжелораненые… Их не оставишь на поле боя. Вывез 450 искалеченных солдат и командиров. В битве за Курск я получил свою первую награду – орден Красной Звезды».
В числе советских летчиков, воевавших в Югославии, 18 июля 1945 г. Михайлову П.М. присвоено звание Героя Советского Союза.
За героизм, проявленный в годы войны, награжден двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1 ст., орденом Югославии «Партизанская Звезда» 1 ст., медалями «Партизану Отечественной войны» 1 ст., «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.