.
Тема «Мир глазами историка»
Цель урока:
Формирование УУД:
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки , учебник, словари, рабочая тетрадь. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Новые термины:
История, исторические источники, археолог, летописи, архив, римские цифры
( на доске карточки)
Методы обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный, метод ценностного анализа.
Методикой обучения на данном уроке является системно-деятельностный подход.
Развитие мотивации происходит с помощью создания проблемной ситуации при решении творческих задач.
Воспитание практической самостоятельности ( проведение исследовательской работы с изучаемой темой)
Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа при подготовке к уроку и фронтальная на уроке.
Методы обучения на уроке: Словесные ( слово учителя), наглядные (модели и презентации), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении задач), методы стимулирования и письменного контроля .
Ход урока:
I Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами поговорим об истории. История – это очень интересный, увлекательный предмет. На уроках истории, как на машине времени, мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.
II Актуализация знаний.
Блицопрос.
2. Отгадайте , о чем идёт речь?
Всем известно,что она
и чудес и тайн полна.
На чужих ошибках учит
и вовеки не наскучит? (история)
-Что вам известно об этой науке?
Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…» Что же такое история?
III Изучение нового материала.
История-это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ. Вы, ваши родители, я - пишем историю сегодня, от нас зависит, какой она будет сейчас.
Мы помним, что было неделю назад, а как люди узнали, что происходило много лет назад?
Раньше люди в течение года, от лета к лету записывали важные события в книги, которые стали называть летописи. Летописи – это подробный рассказ о событиях ( карточка на доске). Летописи очень ценятся, поэтому люди их бережно хранят в специальных помещениях – архивах. Архив – это хранилища документов. (поиск значения слов в словарях)
До наших дней сохранились замечательные постройки, такие, например, как пирамиды. Кто знает, что такое пирамиды? Где они находятся? Пирамиды – это гробницы правителей Египта (фараонов).
Это замок. Раньше в замках жили рыцари. Замки строили на холмах, окружали крепостной стеной. Как вы думаете, почему?
Посмотрите, какая была раньше посуда, давайте сравним с посудой, которой мы пользуемся сейчас.
Это комната. Обратите внимание, в комнате красивая мебель, красивый резной потолок, стены, украшенные картинами. Так раньше обустраивали свои комнаты богатые люди.
Древние монеты, украшения, старое оружие – дают нам представление о прошлом. ( Можно задать вопрос, обращаясь к мальчикам: «Кто знает, как называется это оружие?» Катапульт – метательная машина.)
Так раньше одевались люди. Девочки, посмотрите, какое красивое платье!
Старинные сооружения, летописи, монеты – это исторические источники. Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
_ На какие группы вы разделили бы все источники (работа с карточками в парах, у доски с презентацией; обсуждение, выводы, записи в тетрадь)
Многие исторические источники были обнаружены, благодаря археологам. Кто такой археолог? Археологи – это ученые, которые ведут раскопки. Археологические находки помогают историкам восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.
Изучая историю, важно знать, когда произошло, то или иное событие. Какое событие было раньше, а какое позже.
Большие отрезки времени – называют годами. Год, когда произошло важное событие, называют исторической датой.
Сто лет – это столетие или век. Тысячелетие – это тысяча лет, или 10 веков. Во многих странах мира летосчисление ведут от Рождества Христова. Иисус Христос – это основатель христианской веры. Люди решили, что год, когда родился Иисус будет точкой отсчета исторических дат. Посмотрите, это «линия времени». Р.Х. условно считают нулевым годом. Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы называем наша эра ( а пишем сокращенно н.э.) Продолжается наша эра две тысячи лет.
Многие исторические события произошли до нашей эры. Представим себе, что какое-нибудь событии – война, основание города – произошло за один год до нашей эры. В этом случае мы говорим, что оно произошло в 1-м году до нашей эры.
Если другое событие произошло на один год раньше, т.е. за два года до нашей эры, то мы скажем: «Это событие произошло во 2-м году до нашей эры» и т.д. На «линии времени» видно, что за 3-м годом до н.э. шел 2-й год до н.э. А за 2-м г. до н.э. – 1-й.г. до н.э.
Работа в печатных тетрадях.
1147 г.- первое упоминание о Москве в летописи - это историческая дата.
Еще одна историческая дата – 753 г. до н.э. – основание Рима (это Колизей -один из знаменитых древних памятников Рима).
А теперь посмотрим, как эти даты расположить на «линии времени».
( чертёж на доске.)
Рим Москва
_________________________/___________/____________/_________________
753 1147
До нашей эры Наша эра
Рим был основан за 753 года до нашей эры, поэтому мы сделаем отметку слева, Москва основана в нашей эре, поэтому отметим справа.
Можно решать задачи не только по математике, но и по истории.
Решим задачу: Какой из двух городов - Москва или Рим – был основан раньше? На сколько раньше? Что мы для этого сделаем?
Ответы детей. Решение: 753+1147=1900 Рим старше Москвы.
- Сколько лет назад был построен Рим? Как мы будем решать задачу?
Рим 2010
________________________/________/_________________________________
753
Ответы детей. Решение: 753+2010=2763
-Где на линии времени мы отметим: 1242 г.? 74 г. до н.э.? 1586 г.? 1384 г. до н.э.?
ответы детей.
- В истории, кроме арабских цифр, которые вам уже известны из математики, используют и римские цифры. Римскими цифрами принято отмечать века, арабскими годы. Посмотрите на слайд. Можно объяснить детям, как легче запомнить римские цифры. 1 – I (одна палочка), 2-II (две палочки), 5-V (галочка), 4=5-1 (значит, IV), 7=5+2 (значит, V+II), 10-X, 11=10+1 ( значит, X+I )и т.д.
-Как узнать, в каком веке было то, или иное событие. См. таблицу стр. 44-45 в учебнике.
1147-это XII век (12). Так как, дети еще в 4 классе, я дала им подсказку: надо прибавлять к первым цифрам единицу.
Ответы детей.
- Очень важно для историка знать не только, когда произошло событие, но и представлять, где оно происходило.
Это историческая карта. ( на доске историческая карта)Чтобы понять ее, не обязательно знать исторические события. Карта сама вам все расскажет. На карте есть условные обозначения, которые будут подсказками.
Смотрите, здесь можно увидеть название стран: Россия, Франция. Границы государства отмечают линией.
Назовите города. Они отмечены точкой.
Столицы стран отмечают точкой в кружке. Найдите и назовите.
Стрелками на исторической карте обозначают: поход, наступление войск. Найдем на карте.
Крестиком – важные битвы. Найдите на карте.
Работа с электронным приложением к учебнику.
IV Закрепление.( работа по карточкам, взаимопроверка, работа в парах)
Фамилия, имя__________
1. С помощью учебника запиши, какой век (римскими цифрами) соответствует данной исторической дате:
- 1861 г. – - 2001 г. – - 1097 г. – - 1359 г. – -1242 г. –
2. Отметь на линии времени следующие даты:
Р.Х.
____________________________/______________________________________
74 г. до н.э. 1380 г. 114 г. до н. э. 1537 г.
3. Напиши века римскими цифрами.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
4. Отметь на линии времени историческое событие и реши задачу:
Сколько лет назад началось восстание рабов под предводительством Спартака, если оно началось в 74 г. до н.э.
Р.Х.
2010 г.
_____________________________/_____________________________________
5. Сколько лет правил римский император Октавиан Август, если императором он стал в 30 г. до н.э., а умер в 14 г. н.э.
30 г. Р.Х. 14 г.
_________________________/_____/_________/__________________________
V Подведение итогов урока.
-Представьте, что мы перенеслись в далёкое будущее с помощью машины времени .Какие исторические источники расскажут нашим потомкам о времени, в котором мы живём?
-Что такое история?
-Какую науку в шутку называли «историей, вооруженной лопатой?» (археология)
Урок хочется закончить словами древнеримского оратора Цицерона: «Не знать истории – значит всегда быть ребенком»
Давайте изучать историю, чтобы стать взрослыми!
Рефлексия:
-Какова была цель урока?
-Какие знания мы открыли?
-Где можно применять новые знания? (высказывание детей.)(Самооценка. Комментарий учителя)
Используемая литература и Интернет-ресурсы.
1. www.vokrugsveta.ru
2. Учебник «окружающий мир» 4 класс , Рабочая тетрадь для 4 кл. – «Планета знаний»
3. Электронное приложение к учебнику.
исторические
источники
___________
История
__________
Архив
___________
Летопись
___________
Археолог
Фамилия, имя____________________ Дата_________________
1. С помощью учебника запиши, какой век (римскими цифрами) соответствует данной исторической дате:
- 1861 г. –
- 2001 г. –
- 1097 г. –
- 1359 г. –
-1242 г. –
2. Отметь на линии времени следующие даты:
Р.Х.
____________________________/______________________________________
74 г. до н.э.
1380 г.
114 г. до н. э.
1537 г.
3. Напиши века римскими цифрами.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
4. Отметь на линии времени историческое событие и реши задачу:
Сколько лет назад началось восстание рабов под предводительством Спартака, если оно началось в 74 г. до н.э.
Р.Х.
2010 г.
_____________________________/_____________________________________
5. Сколько лет правил римский император Октавиан Август, если императором он стал в 30 г. до н.э., а умер в 14 г. н.э.
30 г. Р.Х. 14 г.
_________________________/_____/_________/__________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.