Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка
Оценка 4.7

Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
родителям
Детсад
21.04.2017
Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка
Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально – неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. На протяжении многих лет специалистами ГКУ СРЦН « Надежда» Советского района проводится работа по оказанию помощи и поддержки детям группы «социальной защиты» - детям из неблагополучных семейМир неблагополучной семьи глазами самого ребенка
14 Мир ребенка.docx
Мир « неблагополучной семьи» глазами самого ребенка. Педагог –психолог ГКУ СРЦН « Надежда» Советского района г. Н.Новгорода Васильева Галина Валерьевна. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально – неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. На протяжении многих лет специалистами ГКУ СРЦН « Надежда» Советского района проводится работа по оказанию помощи и поддержки детям группы «социальной защиты» ­ детям из неблагополучных семей. Характеристика социально­ неблагополучных семей очень разнообразна. Это семьи, где :  Родители   ведут   аморальный   образ   жизни   (проституция, тунеядство, алкоголизм, уклонение от воспитания детей);  Родители   жестоко   обращаются   с   детьми   (физическое, эмоциональное насилие)  Родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица – попечители (низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, безработица) Значительные   нарушения   в   эмоциональных   контактах   с   близкими людьми   являются   серьезной   травмой,   приводящей   к   нарушению физического,   психического   и   эмоционального   развития.   Показателем семейного   неблагополучия   являются   сами   дети:   их   поведение   в   центре, интересы, характер общения со взрослыми и детьми, усвоение программы, а также рисунки детей. На   базе   нашего   учреждения  было   проведено   обследование  детей  из социально   –   неблагополучных   семей   старшего   дошкольного   и   младше школьного возраста в количестве 23 человека. Для решения поставленной задачи была использована методика « Моя семья».  ( Г.Т.Хоментаускас.) Рисунки   анализировались   по   системе   оценки   пяти   симптомо   – комплексов: 1. Благоприятная семейная ситуация 2. Тревожность 3. Конфликтность в семье 4. Чувство неполноценности в семейной ситуации 5. Враждебность в семейной ситуации. Анализ рисунков показал следующие результаты. 1. Симтомокомплекс – благоприятная семейная ситуация. Благоприятная семейная ситуация, включающая в себя изображение веселых   лиц,   применение   ярких   цветовых   оттенков,   изображение общей   деятельности   всех,   хорошее   качество   линий   имеет   низкие показатели. 30%   детей   рисуют   родителей,   но   при   этом   не   рисуют   себя;   40% детей  ­ не рисуют людей, изображают дом, деревья и т.д. Применяют яркие цветовые оттенки всего 25% детей. Изображение первыми   различных   предметов,   а   не   людей,   говорит   об эмоциональной озабоченности семейной ситуацией, уходе, защите от неприятного задания.  2. Симтомокомплекс – тревожность. Рисунки отличаются наличием линий с сильным нажимом, сильной штриховкой,   преувеличенным   вниманием   к   деталям   и   следам стирания.   45%   детей    начали   рисунок   с   изображения   различных предметов   (кругов,   треугольников,   облаков,   деревьев,   листьев, солнца, дома). Они как бы "застревали" на предметах или явлениях окружающего   мира,   оттягивая   момент   рисования   людей.   О тревожности   свидетельствует   и   подчеркнутая   прорисовка   глаз (60%), что говорит о наличии у детей страхов. Дети   (30%)   обращались   к   нам   за   поддержкой   и   одобрением, спрашивая о правильности работы. 3. Симтомокомплекс – конфликтность в семье.         О конфликтности в семье в большей степени свидетельствует  отсутствие некоторых членов семьи, изоляция отдельных фигур, а также выделение отдельных членов семьи при одновременном  увеличении расстояния между ними и ребенком.        25 % детей отказались вначале от рисования на заданную тему,  что говорит о негативном отношении, чрезмерном эмоциональном  напряжении ребенка в семейной ситуации, тенденции к вытеснению  этих ощущений. Эти же дети нарисовали фигуру мамы последней.  Расстояние между фигурами отражает эмоциональную  дистанцированность членов семьи по отношению к ребенку (с точки  ­зрения самого ребенка) ­ 40%. 4. Симтомокомплекс – чувство неполноценности в семейной ситуации. Полученные результаты свидетельствуют об испытываемом  ребенком чувстве отчужденности, неполноценности (нарушенных  семейных отношениях, эмоциональной зависимости, чувстве  неуверенности, потребности в защите и заботе). 30% детей (не  нарисовавших себя) одновременно с чувством отверженности  испытывают чувство вины за то, что не принимаются  близкими. Другие рисунки говорят об ощущении потери своего "Я" и мучительном переживании отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения с близкими. Это дети, изображающие себя (или других  членов семьи) в виде растений или животных (40%). 5. Симтомокомплекс – враждебность в семейной ситуации. 30% детей рисуют себя в отдалении от первого изображенного члена  семьи. С учетом ранее выделенных неблагоприятных признаков,  данный показатель может свидетельствовать о наиболее  отрицательных эмоциях ребенка по отношению к этому члену семьи. Жизнь   детей   в   неблагополучной   семье   тяжело   сказывается   на психическом развитии ребенка. Дети тяжело переживают отрыв от семьи, даже если эта семья относится к категории самой неблагополучной. Жизнь детей в социально­педагогичских учреждениях не может заменить ему опыт семьи и родительскую любовь. Дети по­прежнему продолжают любить своих родителей,   идеализируют   их,   мечтают   о   возвращении   в   семью.        Тревожность   таких   детей   связана   с   нарушением   семейных взаимоотношений.   Неуверенность   детей,   которых   отличает   тревожность, приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения.   В семьях с преобладанием напряжения и тревожной обстановки нарушается нормальное развитие чувств детей. Они не испытывают чувства любви к себе и у них не формируется ощущение собственной значимости, необходимости быть нужными. В связи с этим целью деятельности в этом направлении становится не только оказание психологической помощи детям, но и работа с педагогами по оказанию поддержки ребенку. Психологически обоснованная   помощь   направлена   на   повышение   уровня   принятия   себя, снятие отчуждения, негативизма, враждебности к окружающим и создание у таких детей правильной позиции по отношению ко взрослым и сверстникам.

Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка

Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка

Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка

Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка

Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка

Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка

Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка

Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017