Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка
Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
родителям
Детсад
21.04.2017
Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально – неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. На протяжении многих лет специалистами ГКУ СРЦН « Надежда» Советского района проводится работа по оказанию помощи и поддержки детям группы «социальной защиты» - детям из неблагополучных семейМир неблагополучной семьи глазами самого ребенка
14 Мир ребенка.docx
Мир « неблагополучной семьи» глазами самого ребенка.
Педагог –психолог ГКУ СРЦН « Надежда»
Советского района г. Н.Новгорода
Васильева Галина Валерьевна.
Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к
возникновению и развитию отклонений в психике детей. На сегодняшний день
такое печальное явление нашей действительности, как социально –
неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. На
протяжении многих лет специалистами ГКУ СРЦН « Надежда» Советского
района проводится работа по оказанию помощи и поддержки детям группы
«социальной защиты» детям из неблагополучных семей. Характеристика
социально неблагополучных семей очень разнообразна. Это семьи, где :
Родители ведут аморальный образ жизни (проституция,
тунеядство, алкоголизм, уклонение от воспитания детей);
Родители жестоко обращаются с детьми (физическое,
эмоциональное насилие)
Родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица –
попечители (низкий материальный уровень, неудовлетворительное
питание, безработица)
Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими
людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению
физического, психического и эмоционального развития. Показателем
семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение в центре,
интересы, характер общения со взрослыми и детьми, усвоение программы, а
также рисунки детей.
На базе нашего учреждения было проведено обследование детей из
социально – неблагополучных семей старшего дошкольного и младше
школьного возраста в количестве 23 человека. Для решения поставленной
задачи была использована методика « Моя семья». ( Г.Т.Хоментаускас.) Рисунки анализировались по системе оценки пяти симптомо –
комплексов:
1. Благоприятная семейная ситуация
2. Тревожность
3. Конфликтность в семье
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации
5. Враждебность в семейной ситуации.
Анализ рисунков показал следующие результаты.
1. Симтомокомплекс – благоприятная семейная ситуация.
Благоприятная семейная ситуация, включающая в себя изображение
веселых лиц, применение ярких цветовых оттенков, изображение
общей деятельности всех, хорошее качество линий имеет низкие
показатели.
30% детей рисуют родителей, но при этом не рисуют себя; 40%
детей не рисуют людей, изображают дом, деревья и т.д.
Применяют яркие цветовые оттенки всего 25% детей. Изображение
первыми различных предметов, а не людей, говорит об
эмоциональной озабоченности семейной ситуацией, уходе, защите от
неприятного задания.
2. Симтомокомплекс – тревожность.
Рисунки отличаются наличием линий с сильным нажимом, сильной
штриховкой, преувеличенным вниманием к деталям и следам
стирания. 45% детей начали рисунок с изображения различных
предметов (кругов, треугольников, облаков, деревьев, листьев,
солнца, дома). Они как бы "застревали" на предметах или явлениях
окружающего мира, оттягивая момент рисования людей. О
тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз
(60%), что говорит о наличии у детей страхов.
Дети (30%) обращались к нам за поддержкой и одобрением,
спрашивая о правильности работы.
3. Симтомокомплекс – конфликтность в семье.
О конфликтности в семье в большей степени свидетельствует
отсутствие некоторых членов семьи, изоляция отдельных фигур, а также выделение отдельных членов семьи при одновременном
увеличении расстояния между ними и ребенком.
25 % детей отказались вначале от рисования на заданную тему,
что говорит о негативном отношении, чрезмерном эмоциональном
напряжении ребенка в семейной ситуации, тенденции к вытеснению
этих ощущений. Эти же дети нарисовали фигуру мамы последней.
Расстояние между фигурами отражает эмоциональную
дистанцированность членов семьи по отношению к ребенку (с точки
зрения самого ребенка) 40%.
4. Симтомокомплекс – чувство неполноценности в семейной ситуации.
Полученные результаты свидетельствуют об испытываемом
ребенком чувстве отчужденности, неполноценности (нарушенных
семейных отношениях, эмоциональной зависимости, чувстве
неуверенности, потребности в защите и заботе). 30% детей (не
нарисовавших себя) одновременно с чувством отверженности
испытывают чувство вины за то, что не принимаются
близкими. Другие рисунки говорят об ощущении потери своего "Я" и
мучительном переживании отсутствия эмоциональной вовлеченности
в отношения с близкими. Это дети, изображающие себя (или других
членов семьи) в виде растений или животных (40%).
5. Симтомокомплекс – враждебность в семейной ситуации.
30% детей рисуют себя в отдалении от первого изображенного члена
семьи. С учетом ранее выделенных неблагоприятных признаков,
данный показатель может свидетельствовать о наиболее
отрицательных эмоциях ребенка по отношению к этому члену семьи.
Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на
психическом развитии ребенка. Дети тяжело переживают отрыв от семьи,
даже если эта семья относится к категории самой неблагополучной. Жизнь
детей в социальнопедагогичских учреждениях не может заменить ему опыт
семьи и родительскую любовь. Дети попрежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью.
Тревожность таких детей связана с нарушением семейных
взаимоотношений. Неуверенность детей, которых отличает тревожность,
приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания
общения. В семьях с преобладанием напряжения и тревожной обстановки
нарушается нормальное развитие чувств детей. Они не испытывают чувства
любви к себе и у них не формируется ощущение собственной значимости,
необходимости быть нужными. В связи с этим целью деятельности в этом
направлении становится не только оказание психологической помощи детям,
но и работа с педагогами по оказанию поддержки ребенку. Психологически
обоснованная помощь направлена на повышение уровня принятия себя,
снятие отчуждения, негативизма, враждебности к окружающим и создание у
таких детей правильной позиции по отношению ко взрослым и сверстникам.
Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка
Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка
Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка
Мир " неблагополучной семьи" глазами самого ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.