Краткое описание: мини- заседание «Клуба старшеклассников» в форме «круглого стола» можно сделать открытым, с приглашением врача-педиатра районной больницы, педагогов, родителей, представителей социума, ветеранов труда и т.п.
На мини-заседании проводится разбор блоков-тем «Стратегия выбора». Используются интерактивные формы работы: игровые упражнения («Профессия на букву», «Самая-самая…», анализ «плюсов» и «минусов» некоторых профессий – игровое упражнение «Оптимисты-Скептики», открытая дискуссия, мозговой штурм «От чего зависит выбор профессии», групповые и индивидуальные методы, а также информационно-коммуникационные технологии.
Все присутствующие делятся на группы, и в каждой группе в ходе обсуждения принимается решение, которое потом представляет окружающим представитель группы. Есть возможность обмена мнениями людей разных поколений, возраста, жизненного опыта, а также реальное участие в изучении Стратегии выбора старшеклассников.
Мини-заседание Клуба старшеклассников.doc
«Круглый стол»
«Мир профессий и мы»
Цель: в результате интерактивной деятельности выяснить от чего зависит стратегия
выбора соответствующей профессии.
Ход заседания
Кл. руководитель. Добрый день! Мы открываем минизаседание Клуба старшеклассников «Мир
профессий и мы».
Цель нашего заседания: выяснить от чего зависит стратегия выбора соответствующей
профессии.
Сейчас, когда вы стоите на пороге взрослой жизни, когда вы выбираете себе профессию,
то вы прекрасно понимаете, что выбор, который вы осуществите в ближайшее время, будет
влиять на вашу жизнь и через пять, и через десять лет.
Выбор профессии дело действительно сложное и очень ответственное!
Мир профессий чрезвычайно разнообразен, динамичен, изменчив, и требования,
предъявляемые профессией к человеку, неуклонно возрастают. В мире насчитывается более 40
тысяч профессий, причем ежегодно появляется около 500 новых и столько же отмирает либо
неузнаваемо изменяется.
Мы не сможем здесь перечислить названия всех, но в качестве разминки для начала
нашего разговора вспомним хотя бы названия некоторых из существующих профессий,
например, на букву «м»
1.Игровое упражнение «Профессия на букву…» .
Буква «м» – машинист, механизатор, механик, манекенщик(ца), менеджер (специалист по
управлению производством, наемный управляющий, буквальный перевод «делать руками», по
смыслу это слово близко к русскому слову – руководитель), массажист, маркетолог (специалист
по изучению вкусов покупателей и продвижению товара), мультипликатор, медсестра,
милиционер
Классный руководитель: Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируйте
некоторые профессии (например, военного, учителя, предпринимателя). В колонку
"Оптимисты" запишите положительные моменты, а в колонку "Скептики" — отрицательные.
Изменилось ли ваше представление об этих профессиях после обсуждения? Почему?
(проводится 2 игровое упражнение «ОптимистыСкептики»)
Классный руководитель. А теперь я буду произносить характеристику профессии: самая
самая, а вы постарайтесь догадаться о какой профессии идет речь.
2. Игровое упражнение «Самаясамая»
1. Самая сладкая
2. Самая зеленая
3. Самая детская
4. Самая смешная
5. Самая волосатая
6. Самая тяжелая
7. Самая подземная
кондитер
лесничий
воспитатель детского сада
клоун
парикмахер
грузчик
шахтер
1 8. Самая подвижная
9. Самая воздушная
10. Самая современная, особенно в момент кризиса –
водитель
летчик
менеджер – специалист, способный не расширять производство, а умеющий поддерживать и
оптимизировать расходы, коллектор – специалист по взысканию долгов предприятий,
специалист в области информационных технологий, маркетолог
кризис
Классный руководитель. Но, говоря об актуальных профессиях на сегодняшний день, не стоит
забывать о том, что вам нужно выбирать профессии, которые будут востребованы через
несколько лет, например, на момент окончания вами высших и среднеспециальных учебных
заведений. Вот прогноз востребованности специальностей к 2015 году.
К 2017 года экономике РФ потребуются:
•
•
•
•
•
специальности, связанные со здравоохранением
строительством
приборостроением
технические
начальногопрофессионального образования
Обратите внимание, что уже сейчас выпуск некоторых специалистов гуманитарного
направления в 34 раза превышает необходимость в них! Поэтому выбор таких профессий на
данный момент нерентабелен и в ближайшие 510 лет они не будут востребованы на рынке труда,
а людям, получившим соответствующее образование придется переучиваться, менять
профессию.
А вот какие профессии должны выбирать дети, по мнению их родителей:
На 1 месте – любая высокооплачиваемая работа,
На 2 – профессия врача или мед.сестры,
Далее – юристы, экономисты, специалисты ITтехнологий или инженеры, затем следуют военные
и педагоги.
Из востребованных названы только инженеры и специалисты информационных
технологий, совсем не названы актуальные на данный момент профессии металлурга, геодезиста,
специалиста по биотехнологиям и т.д.!
Рассмотрим следующую проблемную ситуацию:
Выпускник школы не определился, куда ему лучше поступать в вуз или колледж. Он
хочет освоить рабочую профессию, успехи в школе у него средние, а устроиться в этой жизни
хочется неплохо и при этом хорошо зарабатывать. Он слышал, что в России сейчас специалисты
с высшим образованием не всегда востребованы или работают не по специальности. К тому же
ему хочется поскорее начать зарабатывать самому. Но его родители (достаточно обеспеченные
люди) готовы его содержать еще несколько лет лишь бы он получил высшее образование.
Сейчас в группах найдите аргументы «за высшее образование» и «против». (Проводится
открытая дискуссия)
«За»:
Сейчас в стране высшим образованием никого не удивишь
Важно не просто получение высшего образования, а счастливая беззаботная студенческая
жизнь, тем более, что родители готовы финансировать обучение в вузе и прочие расходы.
Большинство приятелей поступают в вузы.
Если не понравится, то всегда можно отчислиться из института.
Вуз дает отсрочку от армии на более длительный срок.
«Против»:
2 Сейчас высшим образованием никого не удивишь.
Само высшее образование стало некачественным.
Радости молодости можно получить, даже обучаясь в колледже и начав самостоятельно
работать.
Когда реально работаешь, больше шансов не спиться, не стать наркоманом, не
деградировать от безделья.
Когда реально работаешь, быстрее взрослеешь, даже девушки больше уважают и любят.
Классный руководитель. А какой еще может быть выход из данной ситуации?
Старшеклассники (отвечают).
Классный руководитель. А теперь, посовещавшись в группах, давайте определим стратегию
выбора профессии. От чего зависит выбор профессии?
(Мозговой штурм – от чего зависит выбор профессии? )
1. От информированности о профессиях, оценки их достоинств и недостатков
2. От мнения близких, особенно родителей.
3. От индивидуальных психологических особенностей личности, например от темперамента,
от того является ли человек экстравертом – склонен больше к общению с людьми или
интровертом, которому общение дается труднее.
4. От состояния здоровья. Не случайно при приеме на работу люди проходят медицинский
осмотр. Некоторые профессии требуют высокого уровня здоровья в профессиях
связанных с использованием интенсивного физического труда или устойчивости психики,
влиянием неблагоприятных факторов изза вредных условий производства, профессии,
требующие усиленную работу определенных органов, например зрения.
5. От способностей, склонностей и интересов.
6. От уровня образования.
7. От ситуации на рынке труда.
8. От престижности профессии.
9. От оплаты труда.
10. От условий труда.
Классный руководитель. Вы абсолютно правильно определили критерии выбора профессии,
при этом обратите внимание, какие при этом могут возникнуть ошибки:
1. Нужно быть готовым к повышению своей квалификации, к переучиванию и даже
получению новой специальности и профессии.
2. Ошибочно доверять только мнению близких или выбирать профессию заодно с друзьями!
3. Нередко технические профессии отождествляются с устаревшими понятиями о них, в то
время как технический прогресс давно усовершенствовал их.
4. Нередко думают, что, если оценки по школьному предмету высокие, значит, и знания
хорошие, а отсюда выбирают профессию в соответствии со школьным предметом, а это в
большинстве своем совсем разные вещи!
5. Также нельзя ни родителям, ни их детям выбирать вуз по принципу «Где легче учиться»
Классный руководитель: Значит, в основном люди пытаются выбрать себе работу по душе? А
что это такое—душа? Чтото неуловимое, эфемерное, идеалистическое или, наоборот, вполне
реальное: и характер, и голова, и руки? Похоже, нужно заранее приглядеться к самому себе:
будут ли соответствовать ваши личные качества, черты характера, темперамент тем
требованиям, которые предъявляет к человеку облюбованная им работа. Конечно, профессию
лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в
3 том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о
профессиональных интересах.
(раздает группам листочки с заданием, в группе каждый индивидуально отвечает)
Задание: Прочитайте следующие утверждения. Какое из них точнее соответствует вашему
отношению к проблеме выбора профессии?
1. Ты избегаешь думать о том, что будет, когда ты закончишь школу. Тебе кажется, что все
решится само собой. Ты пускаешь все на самотек, полагая, что у каждого своя судьба, от
которой не уйдешь.
2. Ты не думаешь о завтрашнем выборе, потому что у тебя есть авторитетные друзья. С ними ты
чувствуешь себя уверенно. Ты не любишь принимать решения, и тебя вполне устраивает, что
авторитетные друзья сделают это за тебя.
3. Ты используешь любую возможность, чтобы узнать больше о себе и о мире профессий. Тебе
интересно делать то, что никогда раньше не приходилось. И при этом нет чувства страха, что не
получится. Ты знаешь, что возможности человека многогранны, и хочешь узнать свои
возможности.
4. У тебя есть уверенность, что можешь решить проблему выбора профессии своими силами. У
тебя есть один или несколько вариантов выбора профессии, ты знаешь, что это за профессии,
какие требования они предъявляют к человеку, где их можно получить. Ты хочешь получить
подтверждение специалиста, что выбор сделан точно.
(10 слайд) Классный руководитель. Как вы относитесь к народной мудрости: «Где
родился – там и пригодился?» Выбирая профессию, задумываетесь ли вы о возможности жить и
работать, развивать свою малую родину?
Старшеклассники (отвечают)
Классный руководитель. В заключение, мы хотим обратить внимание всех
старшеклассников и их родителей на то, что выбор должен быть сделан сознательно и
ответственно, возможно, используя советы этого минизаседания «Клуба старшеклассников», а
может быть, с помощью специалистов по профориентационной работе. Главное – выбор
остается за вами!
Исполняется музыкальное пожелание на мотив песни «Если у вас нету дома…» из к/ф
«Ирония судьбы или с легким паром!»
1. В мире есть много профессий,
Всех их не перечесть,
Но лишь одна мысль тревожит,
В какой же из них, в какой же из них,
В какой же из них счастье есть?
Счастье есть…
Припев. Папа гремит басами,
Маме подай лишь мед!
Думайте сами, решайте сами
И дайте серьезный ответ!
2. Если у вас есть свой выбор,
Цель, и мечта, и честь,
Все вам тогда подвластно,
Если у вас, если у вас,
Если у вас выбор есть!
Свой выбор есть!
Припев. Пусть папа гремит басами,
Пусть маме подай только мед.
Думайте сами, выбор за вами
Дайте серьезный ответ!
4 Вот наш совет!
5
«Мир профессий и мы»
«Мир профессий и мы»
«Мир профессий и мы»
«Мир профессий и мы»
«Мир профессий и мы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.