X проектно-исследовательская конференция
младших школьников «В науку первые шаги»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 406
«МНОГОЛИКАЯ ФЛЕЙТА»
ученица 3Б класса
ГБОУ гимназия № 406
Коровяковская Алиса
Руководитель: учитель музыки
Аксентова Татьяна Маргаровна
2020
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
привлечь внимание своих сверстников к классической музыке и игре на музыкальных инструментах, в частности на флейте.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
обзор литературы
наблюдение
анкетирование
Флейта - духовой музыкальный инструмент, в котором источником колебаний является воздушная струя, которая касается края стенки инструмента. Воздушная струя приводит в движение воздух внутри флейты и образуется звук определённой высоты.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЛЕЙТЫ
Свирель
Рожок
Дудка
Флейта Сиринга
или Пана
Жалейка
Окарина
ФЛЕЙТА - один из самых древних
музыкальных инструментов
Флейта Ди
ЗВУЧАНИЕ ФЛЕЙТЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Во все эпохи флейта была популярным инструментом.
Выразительность звучание флейты привлекала внимание величайших композиторов. А. Вивальди написал 13 концертов для флейты
с оркестром.
И.С. Бах, хорошо знающий технические
возможности, сочинил огромное число
произведений с участием флейты, например
«Шутка»
К шедеврам флейтовых репертуаров относят
произведения Л.В. Бетховена,
Г.Ф. Генделя, И. Гайдна, В. А. Моцарта,
Ф. Шуберта, К. Сен-Санса
В джазовом оркестре флейту стали использовать
в конце 1930-х.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ
НА ФЛЕЙТЕ
Проблемы, возникающие при переходе с блок флейты на поперечную (оркестровую):
Увеличение веса инструмента (металлический инструмент)
Сложность получения звука (правильное положение губ и пальцев)
Усложнение в обслуживании (требует технического обслуживание, возможного ремонта)
Дорогой по стоимости инструмент
Сложность устройства (множество клапанов для управления высотой звука)
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ
НА ФЛЕЙТЕ
Возможные решения при переходе с блок флейты на поперечную (оркестровую):
Обучение на флейте с новой формой головки флейты – капля, петля (WAVE-LINE)
Знакомство и обучение на флейте пикколо (устройство очень похоже с большой флейтой, при этом небольшой вес около 300 гр и длина около 32 см)
Знакомство и обучение на большой флейте, но с использованием специальной загнутой головки (для уменьшение длины флейты для детских рук)
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ
НА ФЛЕЙТЕ
Для флейтиста – главное правильная постановка туловища. Для того, чтобы флейта звучала хорошо нужно: поставить ноги на ширине плеч, повернуться вправо так, чтобы правая нога оказалась позади левой, смотреть прямо перед собой.
Очень важно делать комплекс упражнений:
Для шеи
Для рук и плеч
Для кистей и пальцев
Для равновесия
Дыхательная гимнастика
ПРИЁМЫ ИГРЫ НА ФЛЕЙТЕ
Красота звучания мелодий на флейте зависят от многих факторов:
1. Открытое горло;
2. Правильное расположение головки флейты;
3. Достаточная открытость головки флейты;
4. Точность направления струи воздуха;
5. Умелое дозирование воздуха, в том числе его скорости и объема.
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ИГРЫ НА ФЛЕЙТЕ:
Стакатто (слог «ту»)
Двойное Стакатто (слоги «ту – ку»)
Фрулатто (горловое «ррр»)
Вистл танс (Whistle tones) - негромкий свист
Джет вистл (Jet whistle ) - реактивный свист
Стук клапана
Звуки одновременно с пением
Звуки одновременно с шипящими согласными
Игра с речитативом
ВЫВОДЫ
1. ФЛЕЙТА НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ВЕКОВ БЫЛА И ОСТАЁТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ КЛАССИЧЕСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
2. МНОГИЕ ДЕТИ, ГОТОВЯЩИЕСЯ ПОСТУПАТЬ В МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ ОТДАЮТ СВОЙ ВЫБОР ФЛЕЙТЕ
3. ЗАНЯТИЯ НА ФЛЕЙТЕ ПРИВИВАЮТ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС И СОЗДАЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН
4. ЗАНЯТИЯ НА ФЛЕЙТЕ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ, ТАК КАК ОЧЕНЬ ХОРОШО УКРЕПЛЯЮТ ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ И ЯВЛЯЮТСЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ ЛОР-ЗАБОЛЕВАНИЙ
5. ЗАНЯТИЯ НА ФЛЕЙТЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО РАЗВИВАЮТ МОТОРИКУ, КОНЦЕТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТЬ И ВЫНОСЛИВОСТЬ
6. ЗАНЯТИЯ НА ФЛЕЙТЕ ПОМОГАЮТ РАЗВИТИЮ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЕ В КОМАНДЕ (ИГРА В АНСАМБЛЯХ, ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КОНКУРСАХ)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.