Модели атомов. Опыт Резерфорда

  • Лекции
  • Презентации учебные
  • docx
  • 08.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала опыт резерфорда открытый.docx
Урок по физике в 9 классе Тема урока: Строение атома, опыт Резерфорда. Тип урока: Комбинированный урок . Цели урока: 1. Образовательные:    закрепить знания о радиоактивности и видах излучения; ознакомить учащихся с планетарной моделью атома; дать представление о научных экспериментах, которые привели к построению  данной модели. 2. Развивающие:   развить у учащихся информационные умения, т.е. умения извлекать информацию из  разных источников (текст, рисунок, таблица, справочник); продолжить формирование умений анализировать экспериментальные факты,  делать логические заключения, выводы и обобщения на их основе. 3. Воспитательные – содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих  понятий (причинно­следственные связи, познаваемость природы). Оборудование: компьютер;   мультимедийный проектор;  презентация . ХОД УРОКА 1. Организация работы. Объявление темы и цели урока, порядка работы на уроке.   ( 2  мин) 2. Повторение темы "Явление радиоактивности".(6 мин) проверка знаний и умений  учащихся по пройденному материалу; Этап подготовки к активному и сознательному  усвоению материала (актуализация знаний):  (проводится письменно на заранее заготовленных листиках) Вопрос 1. Кто открыл явление радиоактивности? А) М. Кюри; Б) Н. Бор; В) Дж. Томсон; Г) Э. Резерфорд; Д) А. Беккерель.  Вопрос 2. По какому действию было открыто явление радиоактивности? А) По действию на фотопластинку; Б) По ионизирующему действию на воздух; В)  По вспышкам света, вызываемым в кристаллах ударами частиц; Г) По следам в камере Вильсона. Д) По импульсам тока в счетчике Гейгера­Мюллера.   Вопрос 3. Изменяется ли атом в результате радиоактивного распада? А) Атом не изменяется; Б) Изменяется запас энергии атома, но атом остается атомом того же химического  элемента; В) Атом изменяется, превращается в атом другого химического элемента; Г) Атом на короткое время изменяется, но очень быстро возвращается в прежнее  состояние; Д) Атом полностью исчезает.  Вопрос 4. Что такое альфа – излучение?А) Поток положительных ионов водородов; Б) Поток быстрых двухзарядных ионов гелия; В) Поток быстрых электронов; Г) Поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии; Д) Поток нейтральных частиц.  Вопрос 5. Что такое бета – излучение? А) Поток положительных ионов водородов; Б) Поток быстрых двухзарядных ионов гелия; В) Поток быстрых электронов; Г) Поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии; Д) Поток нейтральных частиц.  Вопрос 6. Что такое гамма – излучение? А) Поток положительных ионов водородов; Б) Поток быстрых двухзарядных ионов гелия; В) Поток быстрых электронов; Г) Поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии; Д) Поток нейтральных частиц.  (теперь взаимопроверка каждый правильный ответ 1 балл(на экране правильные ответы,  озвучивает учитель), не забудьте подписать проверяющие); листики собираем, лаборант  выставляет баллы) 3. Изложение нового материала.(27 мин)( (Объявление темы и цели урока, порядка  работы на уроке; при входе в класс учащиеся получили записки «сюрприз») Сформировать  представление об истории открытия строения атома. (Углубить знания о строении атома, понять сущность планетарной модели атома, уметь  объяснять схему опыта Резерфорда и причину рассеивания  Для того что бы сообщить учащимся тему урока и сформулировать цели урока смотрим на  экран: на экране слайд «Яблоко­­­Демокрит; Пудинг с изюмом—Томсон; Планетарная  модель­­­­ ?  Резерфорд» Итак на уроке изучаем : Строение атома. Модель атома Резерфорда Какова цель такого урока: (сначала учащиеся, в конце как итог учитель) Открыли тетради , записали сегодняшнее число, классная работа, Тема урока: «Строение  атома. Опыт Резерфорда», вопросы которые мы должны рассмотреть в течение урока.(1.  Модель атома Дж. Томсона, 2. Опыт Резерфорда по рассеиванию альфа­частиц, 3.Ядерная  модель атома, 4. Недостатки модели атома Резерфорда,  5.Электрон) (учащимся  предлагается развернуть свои листики, которые они получили при входе в класс­­­ теперь  ясно кто в кокой группе)  Начинается работа в группах( в течение 5мин вам придётся разобраться с поставленным  перед вами вопросом(материал можно взять из параграфа учебника или из дополнительной  литературы и 3мин отводится на выступление) После выступления учащимся предлагается оценить работу в группе и свое выступление по 10 бальной шкале,(листики с фамилиями , собственными оценками передать на  демонстрационный стол) 4.Первичное закрепление изученного материала.(5 мин.) (сначала учитель обобщает выше сказанное учениками, делает акцент на опыт Резерфорда,  на «+» и «­» моделей) и предлагает вместе ответить на следующие задания. Задание  1. Составьте логическую схему из следующих слов: ядро, материя, электроны, вещество,  атом, поле, молекула.  Правильный  ответ показан на слайде.  α ­частиц. )Задание  2. Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова, подходящие по смыслу. Пропущенные слова (в именительном падеже):  солнце, атом, вывод, ядро, Эрнест Резерфорд, светиться, опыт, состав, планетарная,  строение, металлическая, заряженные, альфа­частицы, электроны В 1911 году английский физик __________ поставил опыт по исследованию_______  и_______ атома. В своих опытах он использовал:  Источник______________;  Очень тонкую ________________фольгу;  Экран, способный ______________под действием ____________частиц. Ученый пришел к  ______________о том, что _______напоминает по строению нашу  Солнечную систему.  Подобно тому, как планеты движутся вокруг  массивного_____________,_____________ в атоме движутся вокруг  массивного_____________ . Модель атома созданную _______назвали__________.  Пропущенные слова (в именительном падеже): солнце, атом, вывод, ядро, Эрнест  Резерфорд, светиться, опыт, состав, планетарная, строение, металлическая, заряженные,  альфа­частицы, электроны. (Слайд 33)  Правильный ответ показан на слайде. (Слайд 34) 5. Подведение итогов урока(3 мин) 13  + знаю, знал, но забыл новое что поразило, удивило что не понял + ­ ! ? (смотрят на турнирную таблицу на экране или доске на которой Ф.И. учащегося; повторение; работа в группе;балл от учителя. Оценка за урок(если ,Вы набрали от14 до16 баллов оценка «5»; от 11 до 13—«4»; от 8 до 10 – «3») Чем отличаются друг от друга атомы различных химических элементов? Что является главной характеристикой данного химического элемента? об этом вы узнаете на следующем уроке необходимо будет взять с собой таблицу химических элементов  Д.И.Менделеева приступаем к Д.З. 6. Домашнее задание.(2 мин) Параграф §21   (ответить на вопросы к параграфу), таблица Менделеева. УРОК ОКОНЧЕН!!!