Урок по физике в 9 классе
Тема урока: Строение атома, опыт Резерфорда.
Тип урока: Комбинированный урок .
Цели урока:
1. Образовательные:
закрепить знания о радиоактивности и видах излучения;
ознакомить учащихся с планетарной моделью атома;
дать представление о научных экспериментах, которые привели к построению
данной модели.
2. Развивающие:
развить у учащихся информационные умения, т.е. умения извлекать информацию из
разных источников (текст, рисунок, таблица, справочник);
продолжить формирование умений анализировать экспериментальные факты,
делать логические заключения, выводы и обобщения на их основе.
3. Воспитательные – содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих
понятий (причинноследственные связи, познаваемость природы).
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация .
ХОД УРОКА
1. Организация работы. Объявление темы и цели урока, порядка работы на уроке. ( 2
мин)
2. Повторение темы "Явление радиоактивности".(6 мин) проверка знаний и умений
учащихся по пройденному материалу; Этап подготовки к активному и сознательному
усвоению материала (актуализация знаний):
(проводится письменно на заранее заготовленных листиках)
Вопрос 1. Кто открыл явление радиоактивности?
А) М. Кюри;
Б) Н. Бор;
В) Дж. Томсон;
Г) Э. Резерфорд;
Д) А. Беккерель.
Вопрос 2. По какому действию было открыто явление радиоактивности?
А) По действию на фотопластинку;
Б) По ионизирующему действию на воздух;
В) По вспышкам света, вызываемым в кристаллах ударами частиц;
Г) По следам в камере Вильсона.
Д) По импульсам тока в счетчике ГейгераМюллера.
Вопрос 3. Изменяется ли атом в результате радиоактивного распада?
А) Атом не изменяется;
Б) Изменяется запас энергии атома, но атом остается атомом того же химического
элемента;
В) Атом изменяется, превращается в атом другого химического элемента;
Г) Атом на короткое время изменяется, но очень быстро возвращается в прежнее
состояние;
Д) Атом полностью исчезает.
Вопрос 4. Что такое альфа – излучение? А) Поток положительных ионов водородов;
Б) Поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
В) Поток быстрых электронов;
Г) Поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Д) Поток нейтральных частиц.
Вопрос 5. Что такое бета – излучение?
А) Поток положительных ионов водородов;
Б) Поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
В) Поток быстрых электронов;
Г) Поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Д) Поток нейтральных частиц.
Вопрос 6. Что такое гамма – излучение?
А) Поток положительных ионов водородов;
Б) Поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
В) Поток быстрых электронов;
Г) Поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Д) Поток нейтральных частиц.
(теперь взаимопроверка каждый правильный ответ 1 балл(на экране правильные ответы,
озвучивает учитель), не забудьте подписать проверяющие); листики собираем, лаборант
выставляет баллы)
3. Изложение нового материала.(27 мин)( (Объявление темы и цели урока, порядка
работы на уроке; при входе в класс учащиеся получили записки «сюрприз») Сформировать
представление об истории открытия строения атома.
(Углубить знания о строении атома, понять сущность планетарной модели атома, уметь
объяснять схему опыта Резерфорда и причину рассеивания
Для того что бы сообщить учащимся тему урока и сформулировать цели урока смотрим на
экран: на экране слайд «ЯблокоДемокрит; Пудинг с изюмом—Томсон; Планетарная
модель ? Резерфорд»
Итак на уроке изучаем : Строение атома. Модель атома Резерфорда
Какова цель такого урока: (сначала учащиеся, в конце как итог учитель)
Открыли тетради , записали сегодняшнее число, классная работа, Тема урока: «Строение
атома. Опыт Резерфорда», вопросы которые мы должны рассмотреть в течение урока.(1.
Модель атома Дж. Томсона, 2. Опыт Резерфорда по рассеиванию альфачастиц, 3.Ядерная
модель атома, 4. Недостатки модели атома Резерфорда, 5.Электрон) (учащимся
предлагается развернуть свои листики, которые они получили при входе в класс теперь
ясно кто в кокой группе)
Начинается работа в группах( в течение 5мин вам придётся разобраться с поставленным
перед вами вопросом(материал можно взять из параграфа учебника или из дополнительной
литературы и 3мин отводится на выступление)
После выступления учащимся предлагается оценить работу в группе и свое выступление по
10 бальной шкале,(листики с фамилиями , собственными оценками передать на
демонстрационный стол)
4.Первичное закрепление изученного материала.(5 мин.)
(сначала учитель обобщает выше сказанное учениками, делает акцент на опыт Резерфорда,
на «+» и «» моделей) и предлагает вместе ответить на следующие задания.
Задание 1.
Составьте логическую схему из следующих слов: ядро, материя, электроны, вещество,
атом, поле, молекула.
Правильный ответ показан на слайде.
α
частиц.
) Задание 2.
Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова, подходящие по смыслу.
Пропущенные слова (в именительном падеже):
солнце, атом, вывод, ядро, Эрнест Резерфорд, светиться, опыт, состав, планетарная,
строение, металлическая, заряженные, альфачастицы, электроны
В 1911 году английский физик __________ поставил опыт по исследованию_______
и_______ атома. В своих опытах он использовал:
Источник______________;
Очень тонкую ________________фольгу;
Экран, способный ______________под действием ____________частиц.
Ученый пришел к ______________о том, что _______напоминает по строению нашу
Солнечную систему. Подобно тому, как планеты движутся вокруг
массивного_____________,_____________ в атоме движутся вокруг
массивного_____________ . Модель атома созданную _______назвали__________.
Пропущенные слова (в именительном падеже): солнце, атом, вывод, ядро, Эрнест
Резерфорд, светиться, опыт, состав, планетарная, строение, металлическая, заряженные,
альфачастицы, электроны. (Слайд 33)
Правильный ответ показан на слайде. (Слайд 34)
5. Подведение итогов урока(3 мин)
13 + знаю, знал, но забыл новое что поразило, удивило что не понял + ! ? (смотрят на
турнирную таблицу на экране или доске на которой Ф.И. учащегося; повторение; работа в
группе;балл от учителя. Оценка за урок(если ,Вы набрали от14 до16 баллов оценка «5»; от
11 до 13—«4»; от 8 до 10 – «3»)
Чем отличаются друг от друга атомы различных химических элементов?
Что является главной характеристикой данного химического элемента? об этом вы узнаете
на следующем уроке необходимо будет взять с собой таблицу химических элементов
Д.И.Менделеева приступаем к Д.З.
6. Домашнее задание.(2 мин)
Параграф §21 (ответить на вопросы к параграфу), таблица Менделеева.
УРОК ОКОНЧЕН!!!
Модели атомов. Опыт Резерфорда
Модели атомов. Опыт Резерфорда
Модели атомов. Опыт Резерфорда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.