Н.Н.Буркивченко
преподаватель спецдисциплин,
мастер производственного обучения
ОП «Колледж Луганского
государственного педагогического
университета»
г.Луганск
Модернизация системы образования в СПО при подготовке квалифицированных рабочих по профессии «Автомеханик»
В процессе подготовки своего выступления, я в первую очередь хотел обратиться к анализу нормативных документов, регламентирующих подготовку будущих квалифицированных рабочих по профессии Автомеханик. А именно к анализу Государственного образовательному стандарту СПО (ГОС СПО) по профессии 23.01.03 «Автомеханик».
В Разделе V ГОС СПО говорится, что «Автомеханик» должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
Таблица 1
Профессиональные компетентности автомеханика
5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
|
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы. |
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания. |
|
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности. |
|
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию. |
|
5.2.3. Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
|
ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях. |
ПК3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций. |
|
ПК 3.3. Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию. |
Как мы видим из таблицы 1, одной из основных целей ГОС СПО по профессии 23.01.03 «Автомеханик» - является подготовка квалифицированного рабочего, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющий своей профессией.
Далее, изучая ситуацию на практике, видим следующую картину и без сомнения можно сказать, что традиционные технологии преподавания в СПО – не позволяют сформировать в должной степени профессиональные компетенции (ПК). И результатом квалификационных экзаменов по профессиональному модулю ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонта автотранспорта» свидетельствует об этом. Они демонстрируют достаточно высокое освоение обучающимися теоретического материала, но не всегда обучающиеся на должном уровне демонстрируют сформированность ПК. Это всего обусловлено тем, что в данном нашем случае, обучение и практические занятия ведутся на уровне 80-90 годов. Выпуск боле квалифицированного рабочего тормозится такими проблемами: разрушением традиционных связей образовательных учреждений с предприятиями, устаревшей материальной базы учебных заведений, затрудненным подбором баз для производственной практики учащихся.
И это существенно дает отставание за быстрым развитием автотранспорта и требованием работодателя.
С учетом отмеченных проблем необходимо наметить главные направления формирования эффективной системы подготовки квалифицированных рабочих:
1) росту качества образования по разным направлениям, ступеням и формам;
2) развитие учебно-материальной базы;
3) совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности образовательных учреждений;
4) развитие социального партнерства с предприятиями.
Актуальной становится задача подготовки квалифицированных рабочих на базе активного содействия государства и образования внедрения инновационных методов обучения.
Важным аспектом инновационного развития среднего профессионального образования, выступающего как практико-ориентированное обучение, является его интеграция с производственной сферой. Это является фактором адекватности результатов системы среднего профессионального образования нуждам производства, сближения процесса подготовки кадров запросам различных отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечения связи обучения студентов с будущей работой на предприятиях.
Сотрудничество ориентировано на долговременное и стратегическое партнерство, так как позволяет готовить кадры под заказ предприятий, учитывать изменяющиеся запросы работодателей, как основных заказчиков специалистов, заключать договора между предприятиями и учебными заведениями по совместному управлению материальной базой, передаче в аренду оборудования, в том числе на льготных экономических условиях.
Таким образом, принимаемые мероприятия по модернизации среднего профессионального образования в современных социально-экономических условиях, призваны не только решать задачи по улучшению профессиональной подготовки молодежи, но и качественно ее изменить.
Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.
Качество образования – это, прежде всего, совокупность качеств составных частей всей образовательной системы. В этой связи следует отметить, что система обеспечения качества – средства и технологии, применяемые для формирования условий, гарантирующих достижение такого уровня подготовки специалистов, который отвечает требуемым обществом нормативам, стандартам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.