Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Познакомившись с данным материалом, родители смогут сделать свой правильный выбор.
МОДУЛЬНЫЙ
ПРИНЦИП ПРЕДМЕТА
«ОРКСЭ» –
СИТУАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО
ВЫБОРА
В соответствии с новыми ФГОС с 2012
года во всех субъектах РФ в процесс
обучения вводится новая область
знания: «Основы религиозных культур и
светской этики»
Задачи:
Нравственное воспитание школьников на
основе традиционных идеалов
Развитие интереса к окружающему миру
Формирование уважительного отношения к
разным взглядам и убеждениям граждан
нашей страны
Содействие более тесному взаимодействию
семьи и школы в вопросах воспитания
школьников
ОРКСЭ – Основы религиозной
культуры и светской этики.
Комплексный характер – 6 модулей:
1. Основы православной культуры
2. Основы буддийской культуры
3. Основы иудейской культуры
4. Основы исламской культуры
5. Основы светской этики
6. Основы мировых религиозных культур
Модуль «Основы
светской этики»
Учебник знакомит учащихся
с основами светской этики .
Что такое добро и зло,
добродетель и порок,
альтруизм и эгоизм? Что
значит быть моральным?
Учащиеся узнают о том, что
такое настоящий друг, честь и
достоинство, стыд и совесть,
этикет и о многом другом.
Светская этика даст знания,
которые помогут учащимся
самостоятельно совершать
моральные поступки, а
значит, сделать свою жизнь и
жизнь других людей лучше.
Что такое добро ?
Что такое добро ?
полезное, противоположное злу»
• «Добро – нечто положительное, хорошее,
• «доброта – это отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление
делать добро другим»
из Толкового словаря Ожегова
Что такое зло?
Что такое зло?
• Зло – понятие нравственности,
противоположное понятию добра,
означает намеренное, умышленное,
сознательное причинение комулибо
вреда, ущерба, страданий
• «Зло – нечто дурное, вредное,
противоположное добру»
из Толкового словаря Ожегова
Плохо
Зло
Война
Жадность
Грубость
Жестокость
Ложь
Предательство
Хорошо
Добро
Мир
Щедрость
Вежливость
Ласка
Правда
Преданность
Доброе слово
а его добрые дела.
Не одежда красит человека,
и кошке приятно.
Торопись на доброе дело,
Не хвались серебром,
того Бог отблагодарит.
в том и правды мало.
Кто добро творит,
а худое само приспеет.
В ком добра нет,
Не ищи красоты -
ищи доброты.
а хвались добром.
• Ситуация 1.: Ученик возвращался из школы,
увидел, как старушка, поставив на скамейку
тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел
к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог
донести груз, хотя ему было не по пути. В
следующий раз, торопясь в школу, он увидел на
перекрестке старика, который никак не решался
перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за
руку и перевел на другую сторону. Только старик
хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не
оказалось.
• Ситуация 2. Однажды старушка – соседка
попросила мальчика отнести и сдать бутылки из
под кефира. Он согласился, но сказал, что за это
она должна чемто отблагодарить его.
Основы православной
культуры.
Введение в православную духовную
традицию. Культура и религия. Во что
верят православные христиане. Добро
и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему. Отношение к
труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный
храм и другие святыни. Символический
язык православной культуры:
христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное
искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и её
ценности.
На уроке мы узнаем
• Что такое добро и что входит в это
понятие?
• Что такое зло и какие есть наиболее
распространенные его проявления?
• Почему нужно стремиться к добру и
• Что я могу сделать, чтобы наш мир
избегать зла?
стал добрее?
Обмен мнениями
1. Как вы считаете, какого человека можно
назвать добрым? Почему?
2. Знаете ли вы, как в христианском
вероучении называют добрых людей,
готовых помочь всем, кто в этом
нуждается?
Словарная работа
Святой такой добрый человек, в сердце
которого родился духовный опыт.
Пророк Илья
Апостол Пётр
Библия, Новый Завет,
«Евангелие от Луки»
29. Ударившему тебя по щеке подставь и другую,
и отнимающему у тебя верхнюю одежду не
препятствуй взять и рубашку.
30. Всякому, просящему у тебя, давай…
Всегда ли мы можем
поступить так, как сказано
в Библии? Почему?
Кто изображены на
рисунке?
Обсуждение проблемного задания
«Как можно управлять и
побеждать зло?»
ПОСЛОВИЦЫ О
ДОБРЕ
Хорошо тому, кто
Что худо, того
За Христом
Добрым путем Бог
Учись доброму,
Добро творить - себя
добро делает; еще
бегай, что добро,
пойдешь, добрый
так худое на ум не
веселить
правит
лучше тому, кто
тому следуй
путь найдешь
пойдет
добро помнит
Учимся размышлять
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а
тот, кто не умеет делать зло».
(В.О.Ключевский.)
« Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними»
Золотое правило этики
Основы буддийской культуры
Веды – священное писание;
Будда и его учение;
Буддийский священный канон;
Буддийская картина мира;
Жертвоприношения;
Добро и зло; Учение о добродетелях;
Путь уничтожения желаний;
Учение о неизбежности страданий;
Принцип ненасилия; Любовь к человечеству; Милосердие и сострадание;
Отношение к природе;
Буддийские учителя; Карма; Нирвана;
Общество и государство;
Семья и ее ценности;
Путь духовного совершенствования восьмеричный путь;
Буддийские символы;
Ритуалы и обряды;
Святыни; Священные сооружения;
Буддийский календарь;
Праздники; Искусство
УМК к модулю Основы
буддийской культуры
Основы буддийской
культуры(45 класс)М.:
Просвещение, 2010. – 80 с.,
В.Л. Чимитдоржиев
Компактдиск «Основы
буддийской культуры»
(электронное приложение
ЗАО «Образование Медиа»
ОАО Издательство
«Просвещение»,2010.
Основы исламской культуры
5 столпов ислама; Чудесное путешествие Пророка;
На родине ислама;
Пророк Мухаммад – основатель ислама;
Начало пророчества;
Мединский период; Покорение народов;
Коран и Сунна – священные книги ислама;
Судный день и судьба; Праведники и неверующие;
Вера в ангелов и демонов; Обязанности мусульман;
Поклонение Аллаху; Рамадан; Пожертвования во имя Всевышнего;
Паломничество в Мекку;
История ислама в России;
Нравственные ценности;
Сотворение добра;
Семья в исламе; Родители и дети; Отношение к старшим;
Брак;
Ислам и наука; Искусство ислама;
Праздники мусульман
Традиции; Женская одежда;
УМК к модулю Основы
исламской культуры
Основы исламской культуры
(45 класс), М.:
Просвещение, 2010. – 80 с.,
Н.Ф. Муртазин,
Д.И.Латышева
Компактдиск «Основы
исламской культуры»
(электронное приложение
ЗАО «Образование Медиа»
ОАО Издательство
«Просвещение»,2010.
Основы иудейской культуры
Тора – главная книга иудеев;
Письменная и устная Тора;
Патриархи еврейского народа;
Рабство в Египте; Исход из Египта;
Дарование Торы на горе Синай;
Пророки;
Храм Соломона; Назначение синагоги;
Вавилонский плен;
Пророчество о «Золотом веке»;
Субботний ритуал; Молитвы; Обряды;
Добро и Зло;
Основные принципы иудаизма;
Милосердие; Традиции; Совершеннолетие;
Принятие заповедей; Еврейский дом;
Еврейский календарь; Праздники; Иудейская иерархия;
Семейные ценности
УМК к модулю Основы
иудейской культуры
Основы иудейской
культуры(45 класс)М.:
Просвещение, 2010. – 95 с.,
М.А. Членова, Г.А.
Миндрина, А.В. Глоцер
Компактдиск «Основы
иудейской культуры»
(электронное приложение
ЗАО «Образование Медиа»
ОАО Издательство
«Просвещение»,2010.
Основы мировых религиозных
культур
Возникновение религий;
Основатели религий;
Священные книги религий;
Хранители предания в религиях;
Добро и зло; Грех, раскаяние и воздаяние;
Человек в религиях;
Священные сооружения; Паломничества и святыни;
Искусство;
История религий в России;
Ритуалы, обычаи и обряды; Праздники и календари;
Религия и мораль;
Нравственные заповеди;
Семья; Долг, свобода, ответственность и труд;
С чего начинается Россия?
УМК к модулю Основы
мировых религиозных культур
Основы мировых религиозных
культур (45 класс)М.:
Просвещение, 2010. – 80 с. А.Л.
Беглов, Е.В. Саплина, Е.С.
Токарева (руководитель
авторского коллектива), А.А.
Ярлыкапов. Автор уроков 1 и 30
А.Я. Данилюк
Компактдиск «Основы мировых
религиозных культур»
(электронное приложение ЗАО
«Образование Медиа» ОАО
Издательство
«Просвещение»),2010.
Духовные традиции многонационального
народа России
Изучая этот раздел, ученики
готовят презентации индивидуальных
и коллективных творческих проектов,
образовательный процесс выходит за
рамки уроков и завершается большим
школьносемейным праздником,
посвященным Дню народного
единства.