Утренник «Мой край Югра»
Цель: закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра и пробудить у детей интерес и любовь к родному краю.
Задачи:
· Образовательные: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера, роли округа в истории и экономике страны.
· Развивающие: развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
· Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни; воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: проектор, электронная доска, ноутбук, карточки с изображением символов Югры, карточки – деревья, карточки-животные, листы белой бумаг А4, клей, плакаты, картинки.
Ход праздника
1. Организационный момент.
2. Актуализация
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, к нам традиционно пришли воспитанники д/с Солнышко. А чему посвящён урок, мы узнаем посмотрев мультфильм. Внимание на эл.доску
Мультфильм о Югре.
3.Тема мероприятия. Учитель: О каком крае говорится в мультфильме? (О нашем крае – ХМАО-Югра).
Этот край находится на территории государства –Россия.
Учитель. Россия - это наша Родина.
Песня о Родине в исполнении Насти
Учитель: У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина - Ханты-Мансийский Автономный округ Югра. 10 декабря у нашего края праздник - день его рождения, день его образования.
Стихи воспитанников д/с Солнышко
1 ученик:
Я счастлив, что в крае
Югорском родился,
Что с ним я судьбою навек породнился.
Горжусь я, и гордость свою не скрываю
Стихи я и песни Югре посвящаю!
2ученик:
Не зря край родной мой
Югорским зовут,
Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,
И там, где шумела когда-то тайга,
В лесах новостроек теперь города.
3 ученик:
Считаю свой край богатырски богатым,
Здесь самые лучшие в мире девчата.
Здесь самые смелые парни на свете,
Югра – ты красивее всех на планете!
4 ученик
Много стран на белом свете,
Я сегодня, скажу не тая,
Но милее нигде края нету,
Чем родная Югра, ты моя.
5ученик
Ты - святая земля, ты надежда,
Ты богатством своим дорога.
Летним зноем, зимой белоснежной,
Дорогая моя Югра.
6 ученик
Всё до боли тут близко, знакомо,
Сосны, кедры, болота кругом.
Россыпь ягод, тропинка у дома,
Все мы в сердце своем бережем.
Песня «Здравствуй край Югорский милый» в исполнении об-ся 3 в класса(Приложение)
Учитель: Округ называется – Югра. А как называются жители?. А ещё в этом богатом нефтяном крае живут местные жители.- ханты и манси. Помотрите на картинки, которые приготовили вам в подарок ученики 3 в класса.
Рассмотрение картинок
Учитель: Как у каждого края, города, страны у округа есть тоже символы, назовите их: герб, флаг, гимн.
Послушайте внимательно и запомните, что вам расскажут ребята.
2 ученика рассказывает о символике округа, показывая свою презентацию
1 ученик
Герб ХМАО – Югры
Представляет собой эмблему, расположенную на двух щитах, вписанных один в другой. Герб венчает корона, выполненная в стиле национального орнамента. С боковых сторон щит обрамлён ветками кедра, соединенными внизу. Эмблема герба – фигура, основанная на стилизации орнамента «двухголовая птица». Цвета герба: синий – цвет озёр и рек, олицетворение красоты, ясности и величия; зеленый – цвет вечнозеленой тайги; золотой – символ богатства, силы, постоянства; белый – символ чистоты. Красный цвет в основе герба – это символ мужества и воли.
2 ученик
Флаг ХМАО – Югры
Представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное по горизонтали на две равновеликие полосы: верхняя – сине-голубая, нижняя – зеленая. Полотнище завешено по вертикали прямоугольной полосой белого цвета. В левой верхней части полотна расположен национальный орнамент белого цвета. Цвета флага – сине-голубой - соответствует небу, воздуху – это символ красоты, величия; зеленый - трава, растительность – олицетворение надежды, изобилия, свободы. Белый цвет флага и орнамента - олицетворение чистоты, свободы, независимости.
4.Закрепление.
Игра: А теперь посмотрите на доску, есть различные гербы и флаги. Найдите герб и флаг нашего округа.
5. Практическое задание.
Учитель: на партах лежат карточки с изображением символов Югры. Листы белой бумаги А4, клей. Задание: наклеить флаг и герб округа на лист бумаги
Звучит фоновая музыка (национальная)
Песня « Югра –сестра моя» в исполнении об-ся 3 в класса(Приложение)
На доске плакат ХМАО , карта, карточка с надписью Ханты- Мансийск.
1)Конкурс «Загадки матушки Югры»
А сейчас поиграем и будем отгадывать загадки о животных
1. На Севере далеком обитает
И жителей тех мест и греет и питает. (олень)
2. Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На дереве живет
И орешки грызет. (белка)
3.Что за зверь зимой холодной
ходит злой, голодный? ( волк)
4.Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
5.Водяные мастера строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины – Называется плотина.
(Бобр)
6.Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик
клубком,
Спит под кустом, там его дом.
Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)
7.Длинный хвостище, а сама – хитрища (лиса)
- А ещё какие животные живут в наших лесах?
2)-Сейчас поиграем в хантейскую игру – прыжки через нарты ( рюкзаки)
-Называется эта игра «Кто кого перетянет»правила: два участника садятся напротив друг друга на пол, упираются ступнями прямыми ногами, берутся за палку. По команде они начинают тянуть палку на себя, стараясь приподнять соперника от пола. Победителем становится тот участник, который приподнимет соперника от пола.
3)Сейчас выйдут ребята и вынесут рисунки деревьев. Ваша задача показать те деревья, которые растут на севере?
Пальма сосна лиственница
Клён берёза елка
Дуб кедр
кактус ель
Вывод: В нашем крае холодно и поэтому деревья и животные приспособились к этим условиям.
- У народов ханты и манси есть обычай. Они подвязывают ленту на дерево и загадывают желание. Возьмите ленточки, подойдите к дереву, загадайте желание и завяжите ленту.
Песня в исполнении об-ся 3 в класса
Итог занятия
· «Югорский край» - какую территорию так называют? (ответы детей – ХМАО)
· Какие города в нашем округе вы знаете? (ответы детей – Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут…)
· Своё название округ получил от проживания коренных народов.
Как они называются? Правильно, это ханты и манси. Эти люди издревле
живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией.
· Назовите столицу нашего округа.
· Назовите основные занятия коренных народов севера
Источники информации:
1. Мультфильм о Югре.. Мульти – Россия –Ханты-Мансийский автономный округ https://www.youtube.com/watch?v=FDBmEfhzkrE
2. Песня о Родине. https://www.youtube.com/watch?v=e_24MhIDi1U
3. Утренники в д/саду https://www.maam.ru/detskijsad/razvlechenie-v-detskom-sadu-den-hmao-yugry.html
Приложение
Здравствуй, край Югорский милый.
1. Машет мне рукой осина,
Улыбается вода.
Слышу лебедь лебединый
Словно в детские года.
Припев:
Здравствуй, край Югорский милый,
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой, 2 раза
С материнской добротой.
2. Мама, взгляд твой помню нежный,
Треск лучины в тишине.
Вихрь в пыли купался снежный,
Ты тепло дарила мне.
Припев:
Здравствуй, край Югорский милый.
Со смолистою тайгой.
С молодой отцовской силой, 2 раза
С материнской добротой.
Югра –сестра моя.
1. Ночь птицкй самолёт летит,
Вновь сердце всё быстрей стучит.
Ото всюду мне, как в детстве
Хочется домой.
Ты стала для меня судьбой,
Мне дышится легко с тобой.
С неба горной и суровой,
но такой родной.
Припев:
Югра- сестра моя,
Югра – земля моя,
Югра –сплетается с тобою.
Жизнь моя.
Югра- сестра моя,
Югра – земля моя, Югра
Навсегда рядом ты и я.
2.Ночь близится, а мне светло,
Снег кружится, а мне тепло.
Манит чудо глаз озёрных
синевой своей.
Я южных не люблю ночей.
Да. Я ничья и ты ничей.
Нам на север,
наше солнце греет горячей.
Припев:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.