Мастер класс по теме : «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы»
Павина А.В.
Слайд 1Уважаемые коллеги, приглашаю Вас к участию в мастер-классе по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Мастер – класс мне хочется начать со стихотворения Н.Рыленкова:
Слайд 2 «Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется»
Действительно, знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.
- Я предлагаю вам первую часть высказывания, а Вы его продолжите.
• Учитесь сами, не ждите… (когда жизнь вас научит)
Слайд 3 (2 щелчка)
• Спрашивай и найдешь, старайся … (и узнаешь)
(1 щелчок)
• Для того чтобы усовершенствовать ум, надо… (больше размышлять, чем заучивать) (1 щелчок)
• Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, … (то у каждого будет уже по две идеи) (1 щелчок)
Я надеюсь, что мысли, которые будут высказываться сегодня, не будут вами восприниматься равнодушно. Каждый из вас уйдёт, обогащённый множеством идей.
-Что обозначает слово « исследование»?
Слайд 4 (1 щелчок) Исследование- процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
-Какие синонимы к нему мы можем подобрать?
(1 щелчок) Синонимы: ОПЫТ, АНАЛИЗ, ЭКСПЕРИМЕНТ, НАБЛЮДЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ, ОБЗОР, ПОИСК.
Посмотрите, насколько по-разному и в то же время правильно вы дали определение слову «исследование».
Что же такое исследовательская деятельность?
Исследовательская деятельность обучающихся – разновидность учебной работы, связанная с решением учащимися творческих, исследовательских задач, осуществляемая в соответствии с требованиями к основным этапам исследования и сопровождающаяся овладением необходимыми для их разрешения знаниями, универсальными учебными действиями по добыванию, переработке и применению информации.
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по- настоящему увлечь предметом исследования, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога не только высокого уровня знаний, но и желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.
Из носителя знаний и информации, все знающего оратора, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Работа над исследованием позволяет педагогу вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную работу.
Преимуществом применения исследовательской деятельности является:
во-первых, наибольшие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности учащихся;
во-вторых, развитие самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, осторожности и решительности.
Исследовательская деятельность очень эффективна и нравится детям. Конечно, работа трудоёмка, так как надо продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Человеку мало знать, что и как надо делать. Требуется еще и желание так поступать!
Подведу итог сказанного словами притчи:
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мертвая – выпущу».
Мудрец подумав ответил: «Всё в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность:
1. Любознательную;
2. Умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
3. Уважающую и принимающую ценности семьи и общества;
4. Доброжелательную, уважающую своё и чужое мнение;
5. Готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Слайд 5 А сейчас предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу «Четвероногие друзья», которая оказалась интересной для детей и их родителей. Эта работа была проведена в рамках кружка «Мы -твои друзья»
Любой ребёнок хочет иметь домашнего питомца.
Учёные убеждают, что домашние питомцы положительно влияют и на здоровье человека.
Мы решили провести исследование и выяснить, а так ли это на самом деле?
Слайд 6 Цель данного исследования – раскрыть роль домашних питомцев в жизни человека и выяснить их влияние на эмоциональное состояние.
Методы исследования: изучение литературных источников, проведение социологического опроса и анкетирования, наблюдения за животными, консультации.
Слайд 7 В ходе исследования были использованы следующие формы работы:
• выставки детского творчества;
• беседа, диалог, дискуссия;
• дидактические и сюжетно-ролевые игры;
• конкурсы, викторины;
• встреча с работниками приютов бездомных животных;
• встреча с людьми, чьи профессии связаны с животными;
• проектные работы;
• совместная работа с родителями.
•
Практический результат исследования заключается в разработке рекомендаций по уходу за питомцами для тех, кто хочет завести домашнее животное или уже имеет его.
Сроки реализации данного исследования составляли 2 месяца.
Исследование проводилось в два этапа.
Слайд 8 На первом этапе дети познакомились с документами, посетили библиотеку, изучили информацию в Интернет-ресурсах, выслушали мнения специалистов по этой проблеме.
Узнали, что по статистике на сегодняшний день в России примерно более 51 миллиона бездомных животных, в основном это домашние питомцы, которых выбросили на улицу, или потомки уже одичавших собак и кошек.
Проанализировав полученную информацию, дети сделали вывод: порой приобретение домашнего животного является спонтанным и недостаточно подготовленным шагом, что приводит к растущему количеству бездомных кошек и собак.
Слайд 9-10 На втором этапе провели анкетирование среди учеников начальной школы и родителей (всего опрошено респондентов - 48 учеников и 16 родителей).
Слайд 11 На основании анализа анкетирования был сделан вывод: дети часто считают домашних питомцев игрушкой, а когда она им надоедает, выбрасывают на улицу, это является одной из причин появления бездомных животных.
Слайд 12 В течение месяца дети с родителями наблюдали за собаками и кошками, которые встречались им на улице. Вероятно, они оказались ненужными хозяевам. Было замечено, что бездомные животные часто создают аварийную ситуацию на дорогах.
Слайд 13 - 14 Поэтому и было решено провести опрос непосредственных участников дорожного движения, т.е. инспектора ГИБДД и водителей. Участники опроса подтвердили, что часто причиной ДТП являются бездомные животные.
Слайд 15 Из беседы с ветеринарным врачом мы узнали, что брошенные животные не чувствуют опасность, так как они привыкли быть под защитой человека.
Слайд 16 Для того, чтобы дети и взрослые понимали всю ответственность не только за своих питомцев, но и за безопасность окружающих, мы разработали буклет «Мы – твои друзья!», в котором содержатся советы по уходу за животными.
Слайд 17 В рамках акции «Животных, братьев наших меньших, обижать нельзя!» мы раздали эти буклеты жителям нашего города.
Слайд 18 Родители совместно с детьми выпустили листовки в защиту домашних питомцев, которые они вместе с детьми разместили на информационных стендах города.
Слайд 19-20 Для организации помощи бездомным животным, совместно с родителями, была организована волонтерская акция «Откликнись!», в результате которой три питомца приюта приобрели дом, собранный корм дети вместе с родителями передали в приют для животных «Умка».
Слайд 22- 25 Затем была проведена творческая работа, в которой также активное участие принимали родители: конкурсы рисунков, поделок о наших любимых питомцах.
Слайд 26 Продуктом нашей исследовательской работы стал макет приюта для животных, через создание которого дети выразили свое желание видеть этих животных в комфортных условиях.
Слайд 27-28. В процессе работы занятия проводились в форме квест-игры, викторины, ролевой игры, театрализованного представления, выступления агитбригады.
Слайд 29 Благодаря данной работе дети расширили свой кругозор, продемонстрировали результативное участие в конкурсах и конференциях.
Слайд 30 Меня до глубины души тронули слова одного из детей после посещения приюта он сказал: «Я не испытывал столько радости за неделю, сколько получил за один день, пообщавшись с животными!».
Я считаю, что это эмоциональное высказывание ребенка является высокой оценкой нашей работы.
Слайд 31-32 Совместная работа доставила массу удовольствия не только детям, но и родителям.
Это подтверждают их отзывы, вот один из них: «Ребёнок познаёт мир через общение с домашними питомцами. И эта исследовательская работа оказалась тем самым инструментом, который способствует предотвращению эмоционального безразличия к нашим четвероногим друзьям. Очень важно научить ребенка любить и сострадать с младенческих лет…» Эта работа настолько воодушевила детей, что одна из моих учениц сочинила четверостишье.
Уважаемые коллеги, предлагаю применить теоретические знания, полученные в ходе мастер-класса, на практике,
-Отгадайте загадку:
Склеена
и сшита,
Без дверей, закрыта.
Кто ее открывает,
Тот много знает. (Книга)
Книгу ещё называют источник знаний, как вы думаете, почему?
Как думаете, а вы смогли бы создать книгу?
Давайте попробуем. Но для начала я предлагаю вам разгадать загадки.
1.Этот сказочный герой. С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах, В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
2. Дыму, дыму-то кругом! Кто бежит с большим ведром, Кто с ушатом… Вот кошмар! В доме у кого пожар? Подгорел чей хвост немножко? Погорелец — тётя … (Кошка)
3. Милый и дружелюбный герой из мультфильма, который любит цветы, и постоянно говорит фразу: «Ребята, давайте жить дружно». (Кот Леопольд)
4. У Мальвины — верный друг. Если кто обидит вдруг, Защитит подругу он, Храбрый пудель … (Артемон)
5.
Двое взрослых, пять ребят, Семейка дружная собак.
Зовут их по фамилии просто, Их знают все, семья…
(Ответ – Барбоскины)
6. В
Простоквашино их дом,
Проживают вчетвером.
Кто из них погожим днём
Вдруг свалился в водоём? (Шарик)
Вы большие молодцы, ответили на загадки правильно.
Скажите. Пожалуйста. На какие 2 группы можно поделить мультяшных героев? ( На группы кошки и собаки).
-Кто догадался, какой будет тема нашего исследования? ( Про кошек и собак)
-Правильно, кошки и собаки. И продуктам нашего исследования будет книга. И назовем мы ее так же «Про кошек и собак». Обложка книги уже готова.
Мы разделились на 2 группы. 1Группа, которая будет собирать информацию о кошках и 2 группа - информацию о собаках.
Работу будем выполнять по плану. Он у вас на желтых листиках.
Выполняя задания по плану, вы сразу оформляете листы для книги. Пункты плана у нас соответствуют разделам книги.
1.Породы кошек и собак. (1 конверт)
2.Роль кошек и собак в жизни людей. (2 конверт)
3.Уход за кошками и собаками. (3 конверт)
4.Интересные факты. (4 конверт)
5. Доска почёта. (5 конверт)
1 конверт. Соотнести породы кошек и собак с изображением) Вырезаете название породы и приклеиваете к рисунку.
2 конверт (Рассмотреть картинки и рассказать какую роль играют кошки и собаки в жизни человека). Вырезаем описание и приклеиваем рядом с соответствующей картинкой.
3 конверт (составить памяку - уход за кошкой и собакой). Делаете надписи рядом с картинками.
4 конверт (Найти интересную информацию о собаках и кошах, рассказать)
5. Доска почёта. (Найти интересную информацию о животных-героях, рассказать)
Группы готовы. Начинаем заполнять разделы книги. Начинаем с кошек.
Вот какая книга получилась у нас! Мне было интересно, а понравилось ли вам. Если вам понравилось, было интересно, , то угостите этих замечательных щенка и котёнка косточкой или рыбкой (косточкой будем угощать собаку, а кошку рыбкой). Если кому то было что то непонятно и у вас остались вопросы или вам вообще ничего не понравилось и было скучно то на заборчик прикрепите вопросик.
Всем большое спасибо, мне было очень приятно с вами работать,
Сегодня я попытались показать вам, что создание проблемных ситуаций не только формирует ту систему знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческое мышление. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок.
Завершая наше общение, послушайте, пожалуйста, притчу об учителе:
«Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача.
Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом». На следующий день ученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром они отправились туда. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. На обед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно, закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставался на месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал: «Источник находится вон за тем холмом». Ученики поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног.
«Учитель! Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?». «Я выполнял свою задачу», - сказал мудрец. «Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас».
«Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать и подавать правильный пример?»- спросили ученики.
«Нет!» - сказал мудрец. «Главная задача Учителя- воспитать в ученике человечность и доброту. Принесённая вами вода для меня подсказывает мне, что главную задачу я пока что выполняю верно».
Наш мастер-класс закончен. Уважаемые коллеги! Благодарю Вас за общение. Желаю Вам выполнять свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту. Спасибо!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.